Игра и театр в жизни ребенка.
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Исследователи убеждены в том, что генетической основой художественного творчества является детская игра. Д.Б. Эльконин видит родство игры и искусства в содержании, в котором общим является заключение в нем норм человеческой жизни и деятельности, смыслов и мотивов. Искусство особыми средствами художественной формы интерпретирует стороны человеческой жизни, заставляет пережить проблемы, чтобы принять свое или отвергнуть предлагаемое художником понимание смысла жизни.
В детском саду игра и театр существуют не рядом, но одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей (в соответствии с делением на предметную и непредметную театрализованную деятельность) предстает в двух видах - кукольном и драматическом.
Кукольный театр - особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Музыкальное оформление спектакля создает ритмический, звуковой художественный строй постановки.
Кукольный спектакль, как и всякий другой, есть своеобразное произведение искусства, в котором нет мелочей. Здесь важно все: и возрастная адресованность, и выразительное художественное исполнение и оформление, и логичность включения данного спектакля в общий контекст занятий творческой игрой. Как зрелищное, яркое представление, кукольный театр всегда радость для детей, он долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети.
Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры, по утверждению А.Н. Леонтьева, являются потребность, которой игра отвечает, и безотносительность к предметному ее результату. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре- драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по- своему. По утверждению ученых, в любой игре есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы - у ребенка работает воображение; драматизируя, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии.
Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае педагог заостряет внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Появляется спектакль, поставленный силами детей.
Таким образом, в детском саду возможны два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр в дошкольном учреждении существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Надо сказать, что в чистом виде эти две театральные формы существуют реже, чаще все же используются совместные постановки, в которых: 1) в основном участвуют дети,
а взрослые играют наиболее трудные, цементирующие роли; 2) напротив, в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета. Рассмотрим более подробно виды взрослых, детских и взросло-детских театров в дошкольно-образовательных учреждений (ДОУ).
Театр взрослых - очень действенная форма, так как позволяет достигать сразу нескольких целей: дает возможность детям накопить необходимые художественные впечатления; дает представление о том, что такое театр; дает образец творческого поведения педагогов; пробуждает у детей желание играть в театре; способствует формированию основ общей культуры; способствует развитию эмоционально-чувственной сферы.
Театр взрослых - это педагогический театр. Он организован не стихийно, а в соответствии с целями дошкольного образования, его деятельность направлена на всестороннее развитие ребенка средствами театрально-игровой деятельности. Работа педагогов в этом театре требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, некоторых музыкальных способностей и др. Вместе с тем в таком театре вышеуказанные качества приобретаются и развиваются. Педагогический театр влияет на самого педагога, который идет в своем развитии от стихийных, одиночных ролей в единичных спектаклях к многоплановым ролям, многоролевым исполнениям (2-3 небольшие роли в одном спектакле). Сопутствующие успех и удача в исполнительской деятельности приносят педагогу необычайную радость, удовлетворение от педагогической деятельности, желание творчески работать. Театр взрослых - это коллектив единомышленников, объединенных общим смыслом творческой деятельности, стремлением педагогов развивать собственные творческие качества. Н. А. Ветлугина говорит, что, чтобы воспитать ребенка как творческую личность, необходимо начинать с самих педагогов. Никогда еще нетворческий, равнодушный педагог не смог взрастить творческого воспитанника.
Занимаясь в педагогическом театре в стенах детского сада, воспитатели ориентируются на потребности конкретных детей. Следовательно, целенаправленно решается вопрос отбора репертуара для постановок. Театральный коллектив решает, какие пьесы брать в работу, обдумывается репертуарный список на год. В программе театра большое место занимает сказка. Исследователи считают, что сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают
влияние на всю последующую жизнь. В самом начале сказки ребенок встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок входит внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев. Это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей. В репертуаре педагогического театра могут находиться самые разнообразные сказки (зарубежные, отечественные), как масштабные, так и камерные. Создать спектакль как подлинно художественное произведение, заразить зрителя настоящими чувствами может только профессионально работающий коллектив. То, что не под силу детскому театру, под силу театру педагогов, который в короткий срок может качественно подготовить хороший спектакль для детей. Театр взрослых призван оказывать воспитывающее влияние на появляющиеся у дошкольников ростки творчества. Артистичный взрослый является образцом творческого поведения в глазах ребят. При помощи театральной практики воспитатель накапливает знания, умения и навыки, пригождающиеся ему в ведении образовательной работы. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссерские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, он следит за своей мимикой, движением, интонацией. Театр с участием детей - это детский коллектив, которым руководят взрослые. Чем меньше по возрасту дети, участвующие в нем, тем более ограниченны возможности такого коллектива. Для того чтобы детский театр жил, необходимо тщательно выстраивать работу по сохранению свежести восприятия материала (сказки), который берется в работу. Проще говоря, работа над постановкой, чтобы не надоесть детям, должна быть интересной, нескучной, ненасильственной. Следует внимательно продумывать регламентированную и нерегламентированную деятельность детей: использовать специальные занятия по разучиванию ролей, эпизодов; чередовать их со свободной деятельностью детей; дозированно включать в работу репетиционные блоки. Принимая во внимание то, что продукты детского творчества не обладают подлинно художественной ценностью (напомним: продукты детского творчества имеют не объективную, а субъективную новизну), но имеют большую общественную значимость, необходимо следить за тем, чтобы работа по постановке детских спектаклей напоминала своеобразную игру, в которой с удовольствием участвуют дети. Это значит, что процесс подготовки спектакля всегда интересует детей больше, нежели сам результат.
Именно в процессе «игры в спектакль» дети более всего увлечены: они постоянно делают что-то новое, играют по-новому, испытывают новые эмоции. Конечный продукт - детский спектакль - значим для детей тогда, когда он имеет выраженную адресность (для кого он? - для мам, для сверстников и т. д.), и в силу этого долгожданен, его хочется показать. Но не всегда у детей и взрослых хватает выдержки довести дело до конца посредством наименьших нервных затрат. Изматывающие репетиции приносят больше разочарований, чем радости. Стремление показать зрелище родителям во что бы то ни стало требует частых репетиций. Получается замкнутый круг. Избежать этого поможет понимание детской природы. От детей нельзя требовать настоящих актерских эмоций (то есть искусственно вызываемых в результате многократных повторений), силы детей не беспредельны, а главное состоит в том, что театрализованная игра, прежде всего, должна дать детям радость творчества (!), то есть удовольствие от самого процесса игры. Значит, главное в театрализованной игре - сама игра.
Таким образом, возможности детского театра невелики, в нем не всегда могут раскрыться детские творческие способности; чаще всего при неумелом руководстве, напротив, шаблонизируется сознание детей: им дают тексты ролей, и дети послушно выучивают их, сопровождая заученными жестами. В такого рода постановках игра уходит на последний план. Следовательно, творчество не развивается.
Смешанный тип театра - взросло-детское сообщество - жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. При умелом руководстве в нем возможно ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых, а взрослым хочется быть рядом с детьми и, разумно опекая их, давать простор для полноценного творческого роста, способствовать раскрытию сил и талантов детей, вдохновлять их на самосовершенствование.
Такому театру под силу показывать сложные постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и полнее задействовать силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления).
В таком театре энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослым.
Таким образом, детский театр может жить только при очень серьезной подготовке педагогов к руководству игровой деятельностью детей: педагоги должны уметь учить детей творчеству и творить сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Пальчиковый театр в жизни ребенка"
Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. ...
консультация для родителей "Пальчиковый театр в жизни ребенка"
Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. ...
Роль перчаточного театра в жизни ребенка
Консультация для родителей второй младшей группы...
Консультация для родителей: «Значение театра в жизни ребенка»
Значение театра в жизни дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается...
Консультация для родителей. "Театр в жизни ребенка. В первый раз в театр"
Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности....
«Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи».
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формировани...
Театральная гостиная «Театр в жизни ребенка» (театр на лопатках)
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности...