«ТРУДОЛЮБИЕ»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Буракова Валентина Сергеевна

Во все времена на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_po_trudolyubiyu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»  - ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

п. ЧЕРНЯНКА  БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТРУДОЛЮБИЕ»

                               

                                           

                                                                                  Подготовила:

                воспитатель старшей

логопедической группы

                                                                                                       БУРАКОВА  В.С.

Во все  времена на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет  ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни  полноценного умственного развития.

        Труду как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют много численные пословицы и поговорки: «терпение и труд все перетрут», «труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь  и рыбку из пруда», «Без труда нет добра».

        На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия  привлекал внимание выдающихся зарубежных  (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребаль,и др.) и отечественных  (к.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,  Е.Н. Водовозова и др.) ученых и педагогов.

         Наступившее XXI  столетие, столетие новых социально – экономических и  политических ориентиров страны, вызвало к жизни острую необходимость воспитания трудолюбивой личности,  стремящейся к самоопределению и самореализации.  Только такую личность можно  считать конкурентно способной, только такая личность сможет претендовать на будущий успех и в работе  и в жизни вообще.

        Существующая на данный момент законодательная база  подчеркивает высокий статус трудолюбия как  качества личности.  В законе РФ «Об образовании»  зафиксирован один из  основных принципов государственной образовательной политики: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье.»

        Воспитание трудолюбия у старших дошкольников -  важнейшая задача детского сада.  Ее реализация способствует   успешной подготовке детей к  школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения  легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению.  Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке свое рабочее место.

        Трудолюбие – это чувство удовольствия от труда: работа с душевным подъемом и охотой. Чувство удовольствия невзирая на вид труда.

        Трудолюбие – это качество  личности, сущность которого составляет наличие   потребности в труде, привычки трудиться.

        Любить трудиться – это значит испытывать радость от участия в полезном деле,  от физического усилия, которого это дело требует, от напряжения, которое вызывает такой труд, и от тех результатов, которые человек вместе с товарищами этим трудом достигает.        Трудолюбие как качество личности включает в себя четыре основных компонента (или критерия):

1)  познавательный;

2) эмоционально-мотивационный;

3) личностный;

4)поведенческий.

        Познавательный компонент сориентирован на понимание детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде  взрослого о профессиях.

          Эмоционально-мотивационный компонент  предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудиться для себя  и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы.

        Личностный компонент  проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность, , активность, ответственность,  самоконтроль, креативность в работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

        Поведенческий  компонент  характеризует умение ребенка планировать , рационально организовывать свою работу, владеть способами работы (используя для этого необходимые детские инструменты), адекватно оценивать результаты труда Самооценка).

        Самым серьезным  недостатком в воспитании  трудолюбия у старших дошкольников является  неэффективная совместная деятельность педагогов детского сада с родителями, которая не  позволяет им системно и целостно воспитывать данное качество как одно из ключевых в период подготовки ребенка к обучению в школе. Эта неэффективность  проявляется в отсутствии   у педагогов  и родителей единой цели, партнерского стиля взаимодействия, родительского  самоуправления, педагогической пассивности  современных родителей.  Поэтому мы большое значение предаем  личностному подходу.  Личностно ориентированный подход к каждому малышу и его родителям предусматривает равноправные позиции взрослого и ребенка в процессе труда, предоставление каждому члену семьи свободы выбора деятельности, а также реализацию   его творческих идей, самостоятельности и инициативы,; создание для всех участников ситуации успеха; исключение отрицательных и травмирующих оценок   деятельности детей и их родителей и др.

         В процессе работы  мы используем разные методы стимулирования родителей  к совместной деятельности:

- публичная похвала на родительских собраниях;

- награждение почетными грамотами и похвальными листами;

- устраиваем круглые столы, семейные гостиные, «информационные бюллетени», записки(личная переписка);

- тематические выставки психологической и научно-методической литературы;

        Вследствие такого тесного взаимодействия между основными субъектами воспитания, матери и отцы начали больше времени уделять воспитанию трудолюбия  у своих детей: чаще рассказывали о своей профессии, читали книги о труде взрослых, у детей появились постоянные трудовые  поручения и обязанности.

        Активная совместная  деятельность взрослых и детей помогла каждому старшему дошкольнику почувствовать, что родители и воспитатели относятся  друг к другу по-доброму, ощутить гордость от причастности мамы и папы к трудовым делам  группы.  

        Эффективная совместная деятельность педагогов детского сада и родителей позволила повысить уровень воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.

 

        

        

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"

На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали  в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменял...

Из чего складывается трудолюбие?

Консультация для родителей...

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ТРУДОЛЮБИЕ?

статья о том, что же такое трудолюбие?...

Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей.

Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка....

«Воспитание у детей трудолюбие»

Воспитывать желание у детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды; перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее мест...