«ТРУДОЛЮБИЕ»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Во все времена на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_trudolyubiyu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
п. ЧЕРНЯНКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТРУДОЛЮБИЕ»
Подготовила:
воспитатель старшей
логопедической группы
БУРАКОВА В.С.
Во все времена на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.
Труду как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют много численные пословицы и поговорки: «терпение и труд все перетрут», «труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без труда нет добра».
На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребаль,и др.) и отечественных (к.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова и др.) ученых и педагогов.
Наступившее XXI столетие, столетие новых социально – экономических и политических ориентиров страны, вызвало к жизни острую необходимость воспитания трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Только такую личность можно считать конкурентно способной, только такая личность сможет претендовать на будущий успех и в работе и в жизни вообще.
Существующая на данный момент законодательная база подчеркивает высокий статус трудолюбия как качества личности. В законе РФ «Об образовании» зафиксирован один из основных принципов государственной образовательной политики: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.»
Воспитание трудолюбия у старших дошкольников - важнейшая задача детского сада. Ее реализация способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке свое рабочее место.
Трудолюбие – это чувство удовольствия от труда: работа с душевным подъемом и охотой. Чувство удовольствия невзирая на вид труда.
Трудолюбие – это качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться.
Любить трудиться – это значит испытывать радость от участия в полезном деле, от физического усилия, которого это дело требует, от напряжения, которое вызывает такой труд, и от тех результатов, которые человек вместе с товарищами этим трудом достигает. Трудолюбие как качество личности включает в себя четыре основных компонента (или критерия):
1) познавательный;
2) эмоционально-мотивационный;
3) личностный;
4)поведенческий.
Познавательный компонент сориентирован на понимание детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослого о профессиях.
Эмоционально-мотивационный компонент предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудиться для себя и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы.
Личностный компонент проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность, , активность, ответственность, самоконтроль, креативность в работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Поведенческий компонент характеризует умение ребенка планировать , рационально организовывать свою работу, владеть способами работы (используя для этого необходимые детские инструменты), адекватно оценивать результаты труда Самооценка).
Самым серьезным недостатком в воспитании трудолюбия у старших дошкольников является неэффективная совместная деятельность педагогов детского сада с родителями, которая не позволяет им системно и целостно воспитывать данное качество как одно из ключевых в период подготовки ребенка к обучению в школе. Эта неэффективность проявляется в отсутствии у педагогов и родителей единой цели, партнерского стиля взаимодействия, родительского самоуправления, педагогической пассивности современных родителей. Поэтому мы большое значение предаем личностному подходу. Личностно ориентированный подход к каждому малышу и его родителям предусматривает равноправные позиции взрослого и ребенка в процессе труда, предоставление каждому члену семьи свободы выбора деятельности, а также реализацию его творческих идей, самостоятельности и инициативы,; создание для всех участников ситуации успеха; исключение отрицательных и травмирующих оценок деятельности детей и их родителей и др.
В процессе работы мы используем разные методы стимулирования родителей к совместной деятельности:
- публичная похвала на родительских собраниях;
- награждение почетными грамотами и похвальными листами;
- устраиваем круглые столы, семейные гостиные, «информационные бюллетени», записки(личная переписка);
- тематические выставки психологической и научно-методической литературы;
Вследствие такого тесного взаимодействия между основными субъектами воспитания, матери и отцы начали больше времени уделять воспитанию трудолюбия у своих детей: чаще рассказывали о своей профессии, читали книги о труде взрослых, у детей появились постоянные трудовые поручения и обязанности.
Активная совместная деятельность взрослых и детей помогла каждому старшему дошкольнику почувствовать, что родители и воспитатели относятся друг к другу по-доброму, ощутить гордость от причастности мамы и папы к трудовым делам группы.
Эффективная совместная деятельность педагогов детского сада и родителей позволила повысить уровень воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"
На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменял...
Из чего складывается трудолюбие?
Консультация для родителей...
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ТРУДОЛЮБИЕ?
статья о том, что же такое трудолюбие?...
Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
консультация...
Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей.
Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка....
«Воспитание у детей трудолюбие»
Воспитывать желание у детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды; перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее мест...