Факторы, влияющие на переход дошкольника, не посещающего детский сад, в статус ученика.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В последние годы резко обострилась проблема разноподготовленности к школе детей из разных социальных групп населения. С одной стороны, в начальную школу приходят хорошо подготовленные дети из детского сада, а также «домашние дети», с которыми много занимались гувернеры или родители. Другая же группа детей, не посещавших детские сады в силу ряда обстоятельств, имеет крайне низкий уровень этой подготовки. Зачастую дети, не посещавшие ДОУ, испытывают трудности в период адаптации. Это, прежде всего, проблемы общения со взрослыми и сверстниками и вхождения в большой детский коллектив. Успешность обучения таких детей в школе может быть низкой.
На сегодняшний день по России более 55% детей дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения или дошкольные группы. Около 45% детей по разным причинам не охвачены дошкольным образованием, остальные получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в общем развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать и с несформированными социально-коммуникативными навыками.
Главная задача государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей с педагогически запущенными детьми, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного образовательного учреждения.
Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе.
Предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное образовательное учреждение. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до профессионального обучения.
Актуальность предшкольного образования детей заключается в обеспечении равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической принадлежности т.д.
Организация предшкольной ступени в системе образования предполагает проведение ранней диагностики резервов развития дошкольника (физических и психологических), оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи ребенку и семье перед поступлением в школу.
Многолетний опыт работы курсов адаптации к школе позволяет сделать вывод о том, какие факторы обеспечивают возможность успешного перехода дошкольника в статус ученика, а какие из них оказывают негативное влияние на развитие личности и затрудняют этот переход. Данные занесены в таблицу.
Факторы, влияющие на переход дошкольника в статус ученика
Внутренние факторы, на которые курсы не могут оказать непосредственного влияния | Факторы, оказывающие негативное влияние на развитие личности и затрудняющие успешный переход дошкольника в статус ученика | Факторы, обеспечивающие возможность успешного перехода дошкольника в статус ученика и на развитие которых курсы могут оказать влияние | Условия, создаваемые на курсах и обеспечивающие адаптацию дошкольника при переходе в статус ученика | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Биологические (гинетические) факторы: факторы риска в раннем развитии; состояние физического здоровья; состояние психического здоровья | Социально – личностная сфера | Способы организации учебно-воспитательного процесса; разработка УМК по предшкольному образованию; формы, методы, виды работы с детьми; организация взаимодействия с родителями (лицами их заменяющими); организация взаимодействия с социальными, образовательными, медицинскими учреждениями | ||
Низкая/завышенная самооценка; негативное восприятие школы и учения; неумение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогом и сверстниками и др. | Дифференцированная самооценка; соподчинение мотивов; потребность в общении; умение конструктивно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками; самостоятельность и др. | |||
Интеллектуальная сфера | ||||
Несформированность важнейших сторон познавательной сферы; неспособность сосредоточенно работать над учебной задачей и др. | Познавательная активность; овладение операциями мыслительной деятельности и др. | |||
Эмоциональное состояние | ||||
Высокая тревожность; неуверенность; эмоциональная неустойчивость; недоверие к людям и др. | Эмоциональная децентрация; способность к эмпатии; эмоциональная устойчивость и др. | |||
Уровень творческого развития | ||||
Низкий уровень креативности: гибкости мышления, беглости, разработанности, оригинальности | Достаточный уровень творческого развития | |||
Итоговая диагностика, проводимая на курсах в конце учебного года, позволяет сделать вывод, что за прошедший период происходят существенные изменения в личностном развитии домашних детей, а это отражается:
- в способности устанавливать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и чужими взрослыми;
- адаптации к изменяющимся условиям;
- формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности;
- самостоятельности в практической и познавательной деятельности;
- эмоциональной устойчивости.
Список литературы
1. Арнаутова, Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: метод.пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова. – М.: Сфера, 2006.
2. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста / М.Л. Баранова, Н.В. Макарова. - Ростов–на-Дону: Феникс, 2005.
3. Болотина, Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: метод.пособие / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Настольная книга заведующей детским садом / авт.-сост. Н.Ю.Честнова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Настольная книга методиста детского сада / авт.-сост. Н.Ю.Честнова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Факторы, влияющие на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду"
Изменение социальной ситуации в связи с поступлением ребенка в детский сад сопряжено с определенными трудностями. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск путей и определение границ влияни...
Методическая статья "Приобщение к книге как средство формирования культуры речи современного дошкольника и его подготовки к новому социальному статусу (ученика)"
Данная методическая статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме снижения читательской культуры дошкольников вследствие информатизации общества.В статье представлена система работы с дошко...
Детская речь. Факторы, влияющие на формирование правильной речи.
Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и д...
Факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения дошкольников.
В данном материале рассматриваются фокторы, явления, причины которые влияют на возникновение девиантного (оклоняющегося от нормы) поведения дошкольников. Этот материал может быть интересен и поу...
Здоровье ребенка и факторы влияющие на здоровье дошкольника
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания д...
Конспект занятия на тему: Факторы влияющие на социализацию дошкольника.
Факторы влияющие на социализацию дошкольника....
Факторы, влияющие на подготовку дошкольника к школе.
Родительское собрание, посвящённое подготовке к школе...