Роль сказки в развитии детей
статья (младшая группа) по теме

Роль сказки в развитии детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

           

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.

Без этого он засушенный цветок.

В.А.  Сухомлинский

Роль сказки в развитии детей.

Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка, является незаменимым инструментом формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

        До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют  свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира.  В сказках дети  впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.

  Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок.Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того - ее условность, хорошо усваивается ребенком.  

  Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля.  Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую "сварила" сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность. Все это проводится  через занятия. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам ("Теремок", "Волк и козлята", "Колобок", "Репка" и др.).При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре - иллюстрациях.

Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность - это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения.

 Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.  

    При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Список литературы:

1. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности- М., 1998.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника - М., 1998

3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника  - М., 2000

4. Логинова В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика - М.,2000

5. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольников. Вопросы психологии. - М., 2003.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: " Роль сказки в развитии детей".

Статья: «Роль сказки в развитии ребенка».Сказка... У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам ...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста"

И нельзя без сказки нам прожить , друзья,Ведь со сказкой проще верить в чудеса.Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.В маленькое сердце, дверцу распахнуть....

«Роль сказки в развитии детей группы компенсирующей направленности»

Опыт работы «Роль сказки в развитии детей группы компенсирующей направленности»...

Роль сказки в развитии детей

Консультация для родителей...

Роль сказки в развитии детей младшего дошкольного возраста

Задачи детского сада в области родного языка многообразны. В процессе педагогической практики они тесно связаны между собой. Для осуществления каждой из этих задач имеются свои пути и средства, но нел...

"Роль сказки в развитии детей раннего возраста"

Роль сказки в развитии ребенка многогранна: развитие  фантазии, логического мышление и  правильную речь. С давних времен русская народная сказка является н...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей»

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей»...