Консультация для педагогов "Игра в ФГТ- что это такое?"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 4
Утверждаю:___________
«31» января 2013г.
Заведующая ДОУ № 4
К.В. Ильиных
Консультация для воспитателей
Игра в ФГТ – что это такое?
Подготовила:
Ст.воспитатель
С.В. Муллаярова
31.01.2013
Что такое игра дошкольника?
Игра детская – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме
(Зинченко В.П.)
Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы.
В игре находят своё отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.
В Федеральных государственных требованиях игра является основной формой организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду.
Игра в федеральных государственных требованиях - что это такое?
ЭТО:
-один из видов детской деятельности, выполняющий функцию ведущего (основного);
-форма организации образовательного процесса;
-один из методов реализации образовательных задач;
-специфическое средство (воспитания, обучения, развития ) ребенка дошкольного возраста.
-элемент образовательной области «Социализация».
Рассмотрим основные характеристики игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.
Что такое игра в педагогике?
Игра | ||
Социокультурное явление | Деятельность | Педагогическое явление |
Функции: -социокультурная -диагностическая -коммуникативная -обучающая -сомореализации -коррекционная -развлекательная | Игровой замысел Ролевой образ Роль, среда, сюжет Игровое действие Развитие ребенка | Средство Метод Форма Диагностика |
Откуда и почему появилась игра?
Источник игры – стремление ребенка разрешить противоречие между желанием «быть» как и возможностью «быть».
Что помогает развиваться детской игре?
Игра | ||
Задатки – как потенциальные возможности овладеть игрой | Среда Как место развертывания игры и источник ее развития | Обучение и воспитание как способ овладения языком игры |
Воспитатель и игра
Воспитатель | ||
Наблюдатель | Партнер и помощник | Учитель (презентатор) |
-наблюдает -насыщает среду -поощряет | -советует -наблюдает -включается -поощряет -показывает -насыщает среду -направляет | -учит -показывает -направляет -включается -советует |
Чему педагог учит в ходе игры?
Что входит в язык игры?
Игровой замысел – задумка игры, связанная с восхождением к идеалу.
Источник – представления ребенка о мире, людях, их отношениях, самом себе
Сюжет игры – цепочка взаимосвязанных событий. Источник – знания ребенка.
Игровые средства - то при помощи чего реализуется игровой замысел и сюжет. Речь, игровой образ, игрушки, пространственная среда, воображение и т.д.
Игровые действия – система последовательных операций, отображающих действия, отношения людей.
Источник - поведения, деятельность окружающих людей, воспитывающих взрослых, деятельность самого ребенка
Результат игры – эмоциональные переживания, отношение к себе в роли, отношения к сверстникам, рост ребенка.
Источник - осознание путем самооценки и самоанализа себя и других в игре.
Современная игра детей имеет некоторые особенности, рассмотрим их.
Характеристика игры современного дошкольника (Авдулова Т.П.)
- снижение интереса ребенка к игре как виду деятельности, способу освоения мира, средству саморазвития и самовыражения;
- изменение тематики, сюжетов и содержания детских видов игр
- утрата традиций межпоколенной передачи игровой культуры
- уход от реальной игры к виртуальной;
- ориентация технологий поддержки игровой деятельности на операциональную и когнитивную стороны игры, игнорирование ее социальной составляющей;
- Трансформация игровой самодеятельности в разнообразные формы обучения и воспитания ребенка, педагогические методы;
- Снижение символической функции игры;
- Утрата потенциала игры как ближайшей зоны развития ребенка;
- Доминирование индивидуальных групповых (при незначительном составе детей) форм детской игры;
- Снижение внимания взрослых к детской игре;
Причины: ориентация на симплификацию развития (упрощение – зун) и интенсификацию развития в образовании дошкольников
- Занятость взрослых, стремление их к интеллектуальному развитию ребенка.
- Утрата культуры игры и игровой культуры.
Причины: возрастная сегрегация в образовательных учреждениях, утрата взрослыми культуры игрового взаимодействия с ребенком, ограниченность возможностей включения в разнообразные связи и отношения с взрослыми
- Изменение тематики и содержания детской игры.
Причины: источником содержания игры становятся события «игрового характера» (мультфильмы, кино, театр), профессиональная тематика игры отсутствует ( сложность современного труда взрослого, невозможность включения ребенка в мир взрослого).
- Изменение динамики игры, отношений детей в игре (скорость смены сюжетов и действий в игре, отсутствие ролевых диалогов, спонтанность тем игр).
- Изменение мотивов игры.
Причины: инфантилизм ( дети не хотят становится взрослыми), сложность и непонятность мира взрослых, обилие игрушек-копий предметов, практически полностью замещающих реальную жизнь.
Пути преодоления противоречий
- Возвращение игре действительного, а не формального статуса ведущего вида деятельности
- Обеспечение условий (содержательных, средовых, организационных и др.) для овладения детьми культурой игры и самодеятельной игрой
- Дифференциация в образовательном процессе самодеятельной игры и игры как педагогического средства, метода и формы организации воспитания и обучения
- Развитие мотивации игры на основе потребности в общении с сверстниками, самоутверждения, познания, социальных интересов, общности эмоциональных переживаний
Игра как средство, метод, форма образовательного процесса
Форма организации образовательного процесса – это внешнее выражение согласованной деятельности субъектов образовательного процесса, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Признаки: количество участников, время и место протекания, порядок осуществления, интеграция содержания, методов и средств
Функции: создание оптимальных условий для решения задач образования, организация взаимодействия.
Игра как рекомендуемая форма образовательного процесса (ФГТ)
- НОД – непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога и детей
- ООД - организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе СД педагога и детей, образовательная деятельность осуществляемая в ходе в ходе режимных моментов.
- Образовательная деятельность - деятельность (любая), приводящая к получению обрзовательного продукта и результата
Структура образовательной деятельности
- Потребности и мотивы
- Внешние и внутренние цели
- Программы деятельности
- Информационная основа деятельности
- Образовательная среда деятельности
- Принятие решений как результат самоопрееделения
- Продукт - идеальные или материальные продукты( рассказ, рисунок, модель, образ, преобразованный объект и т.д.).
- Результат – личностные изменения, развитие субъектов образовательного процесса, достижения ребенка и их динамика.
Современная классификация игр, которые включаются в образовательный процесс
- -самодеятельные(игры-экспериментирование, сюжетно-самодеятельные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)
- -игры воспитывающие и развивающие (обучающие, подвижные,
- дидактические, предметные, музыкальные)
- -творческие
- -народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, забавляющие)
Таким образом, в игре ребенок усваивает социокультурный опыт, который передает ему взрослый, педагог, через методы и приему адекватные возрасту ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....