Консультация для педагогов "Игра в ФГТ- что это такое?"
консультация по теме

"Игра в ФГТ - что это такое?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_fgt_-31.01.13.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 4

Утверждаю:___________

«31»  января   2013г.

Заведующая ДОУ № 4

К.В. Ильиных

Консультация для воспитателей

Игра в ФГТ – что это такое?

     

Подготовила:

Ст.воспитатель

С.В. Муллаярова

31.01.2013

Что такое игра дошкольника?

Игра детская – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений  между ними в особой условной форме

                                             (Зинченко В.П.)

Игра это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы.

В игре находят своё отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.

В Федеральных государственных требованиях игра является основной формой организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду.

Игра в федеральных государственных требованиях - что это такое?

ЭТО:

-один из видов детской деятельности, выполняющий функцию ведущего (основного);

-форма организации образовательного процесса;

-один из методов реализации образовательных задач;

-специфическое средство (воспитания, обучения, развития ) ребенка дошкольного возраста.

-элемент  образовательной области «Социализация».

Рассмотрим основные характеристики игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

Что такое игра в педагогике?

Игра

Социокультурное явление

Деятельность

Педагогическое явление

Функции:

-социокультурная

-диагностическая

-коммуникативная

-обучающая

-сомореализации

-коррекционная

-развлекательная

Игровой замысел

Ролевой образ

Роль, среда, сюжет

Игровое действие

Развитие ребенка

Средство

Метод

Форма

Диагностика

Откуда и почему появилась игра?

Источник игры – стремление ребенка разрешить противоречие между желанием «быть» как и возможностью «быть».

Что помогает развиваться детской игре?

Игра

Задатки –

как

потенциальные

возможности

овладеть

игрой

Среда

Как место

развертывания

игры

и источник ее

развития

Обучение

и

воспитание

как способ

овладения

языком игры

Воспитатель и игра

Воспитатель

Наблюдатель

Партнер и помощник

Учитель (презентатор)

-наблюдает

-насыщает среду

-поощряет

-советует

-наблюдает

-включается

-поощряет

-показывает

-насыщает среду

-направляет

-учит

-показывает

-направляет

-включается

-советует

Чему педагог учит в ходе игры?

Что входит в язык игры?

Игровой замысел – задумка игры, связанная с восхождением к идеалу.

Источник – представления ребенка о мире, людях, их отношениях, самом себе

Сюжет игры – цепочка взаимосвязанных событий.  Источник – знания ребенка.

Игровые средства -  то при помощи чего реализуется игровой замысел и сюжет. Речь, игровой образ, игрушки, пространственная среда, воображение и т.д.

Игровые действия – система последовательных операций, отображающих действия, отношения людей.

Источник -  поведения, деятельность окружающих людей, воспитывающих взрослых, деятельность самого ребенка

Результат игры – эмоциональные переживания, отношение к себе в роли, отношения к сверстникам, рост ребенка.

Источник -  осознание путем самооценки и самоанализа себя и других в игре.

Современная игра детей имеет некоторые особенности, рассмотрим их.

Характеристика игры  современного дошкольника (Авдулова Т.П.)

  • снижение интереса ребенка к игре как виду деятельности, способу освоения мира, средству саморазвития и самовыражения;
  • изменение тематики, сюжетов и содержания детских видов игр
  • утрата традиций межпоколенной передачи игровой культуры
  • уход от реальной игры к виртуальной;
  • ориентация технологий поддержки игровой деятельности на операциональную и когнитивную стороны игры, игнорирование ее социальной составляющей;
  • Трансформация  игровой самодеятельности в разнообразные формы обучения и воспитания ребенка,  педагогические методы;
  • Снижение символической функции игры;
  • Утрата потенциала игры как ближайшей зоны развития ребенка;
  • Доминирование индивидуальных  групповых (при незначительном составе детей) форм детской игры;
  • Снижение внимания взрослых к детской игре;

Причины: ориентация  на симплификацию   развития (упрощение – зун) и интенсификацию развития в образовании дошкольников

  • Занятость взрослых, стремление их к интеллектуальному развитию ребенка.
  • Утрата культуры игры и игровой культуры.

Причины:  возрастная сегрегация в образовательных учреждениях, утрата взрослыми культуры игрового взаимодействия с ребенком, ограниченность возможностей включения в разнообразные связи и отношения с взрослыми

  • Изменение тематики и содержания детской игры.

Причины: источником  содержания игры становятся  события «игрового характера» (мультфильмы, кино, театр), профессиональная тематика игры  отсутствует ( сложность современного труда взрослого, невозможность включения ребенка  в мир взрослого).  

  • Изменение динамики игры, отношений детей в игре (скорость смены сюжетов и действий в игре, отсутствие ролевых диалогов, спонтанность тем игр).
  • Изменение мотивов игры.

Причины: инфантилизм ( дети не хотят становится взрослыми), сложность и непонятность мира взрослых, обилие игрушек-копий предметов, практически полностью замещающих реальную жизнь.

Пути преодоления противоречий

  • Возвращение игре действительного, а не формального статуса ведущего вида деятельности
  • Обеспечение условий (содержательных, средовых, организационных и др.) для овладения детьми культурой игры и самодеятельной игрой
  • Дифференциация в образовательном процессе самодеятельной игры и игры как педагогического средства, метода и формы организации воспитания и обучения
  • Развитие мотивации игры на основе потребности в общении с сверстниками, самоутверждения, познания, социальных интересов, общности эмоциональных переживаний

Игра как средство, метод,  форма образовательного процесса

Форма организации образовательного процесса – это внешнее выражение согласованной деятельности субъектов образовательного процесса, осуществляемой в определенном порядке  и режиме.

Признаки: количество участников, время и место протекания, порядок осуществления, интеграция содержания, методов и средств

Функции: создание оптимальных условий для  решения задач образования, организация взаимодействия.

Игра как рекомендуемая  форма образовательного процесса (ФГТ)

  • НОД – непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога и детей
  • ООД - организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе СД педагога и детей,  образовательная деятельность осуществляемая в ходе в ходе режимных моментов.
  • Образовательная деятельность -  деятельность (любая), приводящая к получению обрзовательного продукта и результата

Структура образовательной деятельности

  • Потребности и мотивы
  • Внешние и внутренние цели
  • Программы деятельности
  • Информационная основа деятельности
  • Образовательная среда деятельности
  • Принятие решений как результат самоопрееделения
  • Продукт -  идеальные или материальные продукты( рассказ, рисунок, модель, образ, преобразованный объект и т.д.).
  • Результат – личностные изменения, развитие субъектов образовательного процесса, достижения ребенка  и их динамика.

Современная классификация игр, которые включаются в образовательный процесс

  • -самодеятельные(игры-экспериментирование, сюжетно-самодеятельные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)
  • -игры воспитывающие и развивающие (обучающие, подвижные,
  • дидактические, предметные, музыкальные)
  • -творческие
  • -народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, забавляющие)

                     

Таким образом, в игре ребенок усваивает социокультурный опыт, который передает ему взрослый, педагог, через методы и приему адекватные возрасту ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....