ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНСТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРОШЛОМУ РОДНОЙ СТРАНЫ
статья (подготовительная группа) на тему

Крамскова Наталия Владимировна

В статье рассматривается проблема развития интереса к прошлому родной страны и особенности его проявления у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения через применение проектного метода в работе по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Дан анализ некоторых особенностей восприятия детьми исторических событий и личностей истории Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНСТЕРЕСА СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРОШЛОМУ РОДНОЙ СТРАНЫ

Аннотация статьи.

В статье рассматривается проблема развития интереса к прошлому родной страны и особенности его проявления у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения через применение проектного метода в работе по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Дан анализ некоторых особенностей восприятия детьми исторических событий и личностей истории Отечества.

Ключевые слова: воспитание гражданско-патриотических чувств, особенности проявления интереса к прошлому, проектный метод.

В.Г. Белинский писал: «Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее».

Проблема приобщения детей и молодёжи к  прошлому и культуре родной страны  имеет свою историю и уходит корнями во времена Древней Руси, хотя само слово «патриот» впервые упоминается во времена царствования Петра 1

Отечественные мыслители XVIII –начала XX в. М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, П.Я.Чаадаев, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин заложили теоретические основы современного понимания патриотизма.

Патриотизм – нравственный принцип, нравственная норма и нравственное  поведение, выражающее чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу.

В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики нашей страны. Правовыми основами патриотического воспитания являются: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Закон РФ «Об образовании»,

Одной из составляющих патриотического воспитания  является  воспитание активной сопричастности к истории родной страны, к её прошлому.

Анализ результатов исследований позволяет утверждать, что помочь освоить подрастающему поколению систематизированный курс истории - это задача школы, но у ребенка дошкольного возраста важно развить интерес к прошлому родной страны, сформировать у него первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, воспитать чувство гордости и сопричастности к событиям прошлого.

Анализ исследований показал, что за последнее десятилетие в периодических изданиях и сборниках научных статей посвящённых вопросам воспитания и образования опубликовано большое количество научных и практических материалов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Педагоги, психологи, социологи  осмысливают новое содержание, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, в свете социальных и политических изменений произошедших в стране.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость" (Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751.

В свете новых образовательных стандартов дошкольного образования  переосмысливается и система отношений ребёнок-взрослый, эти отношения становятся партнёрскими, субъект- субъектными.  Для этого в дошкольном образовании наряду с другими технологиями разрабатывается и апробируется в дошкольных учреждениях технология метода проектов.  

Анализ исследований позволяет утверждать, что, метод проектов успешно используется в экологическом воспитании дошкольников (исследования С.Н. Николаевой) и в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста (исследования Т.С. Комаровой, Т.А. Ротановой,   Т.Н. Бабаевой,   О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Е.В. Пчелинцевой; Л.Е. Никоновой, Е.И. Корнеевой и др.) Проводятся исследования по ознакомлению старших дошкольников с историей малой Родины (Кокуева Л. В., Солнцева О.В.) и с некоторыми страницами прошлого всей страны (Березина Т.А.).  

Метод  проектов в педагогическом процессе дошкольного учреждения ориентирован на развитие познавательного интереса, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.

Проектом по В. Кильпатрику является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности выполненная группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.

Используя метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать, что ребенок еще не может самостоятельно  сформулировать проблему, определить цель, найти необходимые источники информации и правильно воспользоваться ими. Поэтому проект в работе со старшими дошкольниками это продукт сотрудничества   воспитателей, детей, родителей, а иногда и всего персонала детского сада. Содержанием каждого проекта должны быть не цели педагога, а интересы самих детей в каждой конкретной области познания. Очень важно детально продумать и организовать предметную среду так, чтобы стимулировать поисковую деятельность детей, поддерживать интерес и желание проявить творчество и самостоятельность в достижении цели.   

 Целесообразно начинать организацию детской проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

  Дети старшего дошкольного возраста имеют некоторый запас знаний, опыт общения со сверстниками в разных видах деятельности. У детей этого возраста развивается самостоятельность, они могут владеть своим поведением, развивается самоконтроль и самооценка. У старших дошкольников расширяется круг интересов, они начинают  лучше осознавать себя во времени. В этом возрасте ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». Всё это даёт основание предполагать, что использование метода проектов в развитии интересов старших  дошкольников к прошлому родной страны будет эффективным.

Для изучения  особенностей  интереса детей старшего дошкольного возраста к прошлому родной страны была использована комплексная диагностика: беседа с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Выбери книгу» и Проблемно-игровая ситуация «Вопрошайка» (модификация игры «Вопрошайка» Н.Б. Шумаковой) наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина» (Т.А. Березина).  

В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей (9 мальчиков и 11 девочек) подготовительной группы в возрасте от 6, 2 до 7, 3 года, их родители и 4 воспитателя.

На основании результатов проведённой диагностики можно выделить некоторые особенности проявления интересов старших дошкольников к прошлому родной страны.

Большинство старших дошкольников понимает, что такое прошлое. Пояснить, что такое прошлое сумели 80% опрошенных детей. Но, в основном, на вопрос: «Что такое прошлое?» дети отвечали коротко: «Прошлое, это то, что уже прошло», или «Прошлое, это то, что было», «Это что было раньше», «Которое очень давно было». Такие ответы составили 60% от общего количества ответов. Но были и полные ответы (20%). Алина рассказала о прошлом так: «Это древние времена, когда были пещеры, надписи на стенах, люди писали на камнях», а Денис так: «Древние времена, там, где жили люди без одежды. Одежду делали из шкур».

Некоторые дети дали очень оригинальные ответы на вопрос о прошлом. Костя думает, что прошлое: «Это когда жили люди, это когда ты помнишь у себя в голове», а  Лера объяснила, что такое прошлое так: «Это, когда вот, например, сейчас будущее, а прошлый год – прошлое».

Исходя из результатов исследования, можно сказать, что дети старшего дошкольного возраста имеют некоторые представления о прошлом родной страны  по темам: первобытные люди, жилища и костюмы в древней Руси, события Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, история и архитектура Санкт-Петербурга.

Представления детей старшего дошкольного возраста о прошлом  родной страны  имеют ряд особенностей.

Представления дошкольников о прошлом тесно связаны с отношением к прошлому страны значимых взрослых, с их рассказами о пережитых событиях, связанных с историей родной страны. Например, Саша запомнил события военных лет, потому что рассказала ему об этом бабушка, она поведала о фактах, о которых, не принято говорить детям в официальных беседах о войне.

К прошлому родной страны дети относят все, что в их понимании относится к прошлому. Например, знания о существовании в прошлом динозавров, знания о сказочных персонажах (баба яга, драконы, леший), знания о былинных героях или воспоминания из собственной жизни.

Современные дошкольники проявляют интерес к разным сторонам жизни родной страны в прошлом. Одних детей заинтересовало, как жили первобытные люди. Например, Настя К. ответила, что ей интересно: «То, что раньше жили в пещерах, рисовали на камне или на дереве, пищу ловили, мясо ели». Для Егора интересного в прошлом много, он знает: «О Петре 1, о динозаврах, о первобытных людях, как они из обезьян стали. А Екатерине камень для памятника толкали,  приказала поставить Екатерина 2. Динозавры погибли от метеорита, люди появились потом». Егор соотнёс историю страны с историей родного города.

 Алина воспринимает прошлое нашей страны, как сказку: «Драконы там были, всякие звери, баба яга».

Другая часть детей, рассказывая о прошлом родной страны,  вспомнила о том, что была война. Почти все ответы о войне были односложными, констатирующими факт: «Война была». Более полный ответ дал Саша: «Бабушка рассказывала о том, как она в войну родилась, все бедные были, некоторые крыс ели».

Тем не менее, результаты исследования показали, что относительно небольшое количество современных дошкольников имеют конкретные представления о прошлом родной страны и испытывают к этому устойчивый интерес.

Достаточно интересные, на наш взгляд, ответы детей на вопрос «Кого из героев прошлого ты знаешь?»

Значимыми личностями в истории России дети считают Петра 1 и Екатерину 2, так же дети называли А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова, былинных героев Илью Муромца, Алёшу Поповича, Добрыню Никитича и Александра Невского.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что возможно разработать педагогическую технологию использования метода проекта направленную на развитие интереса старших дошкольников к прошлому родной страны.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов ребенка;
  • деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
  • тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна
  • возрасту;
  • предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
  • совместное с взрослым поэтапное достижение цели

В работах   Киселевой Л. В., Штанько И.В., Евдокимовой Е. Виноградовой Н. А.  отмечается, что метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста может стать формой организации совместной деятельности детей и взрослых основанной на партнёрских отношениях и в плане ребёнок-ребёнок и в плане ребёнок-взрослый. Совместный выбор цели деятельности, средств её достижения и предполагаемый конкретный продукт деятельности позволяет детям проявить свою инициативу, творчество имеющийся запас знаний и умений для приобретения новых знаний, в атмосфере эмоционально заряженного совместного поиска решения поставленной задачи.

 Этот метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

 Таким образом анализ результатов нашего исследования показал, что для знакомства детей дошкольного возраста с историей родной страны с применением проектного метода необходимо учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы дошкольников, их интересы в данной области познания, влияние ближайшего окружения и правильно использовать эмоциональную составляющую процесса познания.

 

Библиография

  1. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера – 2009. – 90 с.
  2. Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диссертация кандидата педагогических наук: Ярославль, 2002. – 228 с.
  3. Солнцева О.В. Педагогическая технология развития интереса к символам Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста. // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве. – СПб: Союз 2007. – Стр. 361
  4. Березина Т.А. Как знакомить дошкольников с историей родной страны  // Детский сад: теория и практика – 2011. – № 9. – С. 16-23
  5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности проявления ребёнком субъектной позиции в логико-математической деятельности».

В данной статье представлены результаты исследования особенностей проявления субъектной позиции в логико-математической деятельности детьми старшего дошкольного возраста....

. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

Причины возникновения агрессии у детей 4-6 лет .Как  быть родителям в этой ситуации. Простые советы....

Детские страхи и тайны как особенности проявления детской субкультуры

В материале указано:Общая характеристика понятия «Страх». Основные формы страха.Происхождение Страха. Детские страхи.Развитие страхов: от рождения до подросткового возраста.Психолого-педагогическ...

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СО-ПЕРЕЖИВАТЕЛЬНЫХ ЧУВСТВ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Основной особенностью развития со-переживательных чувств по отношению к сверстнику является то, что дети старшего дошкольного возраста чаще в реальном поведении не проявляют чувства сопереживания по о...

Адаптация ребенка в детском саду (характеристика, особенности проявления в младшем дошкольном возрасте, советы психолога родителям) .

Первое родительское собрание в детском саду обхватывает несколько задач:знакомство с педагогическим составом и друг с другом;ознакомление родителей с режимными моментами, правилами группы и образовате...