Семинар - практикум для родителей.
консультация по теме

Кудрявцева Наталия Владимировна

Цель семинара:

определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; рассмотреть конкретные типы воспитания;

дать возможность переосмыслить и изменить стиль родительского отношения к детям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_roditeley.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для родителей "Типы семейного  воспитания".

Цель семинара:

определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; рассмотреть конкретные типы воспитания;

дать возможность переосмыслить и изменить стиль родительского отношения к детям.

Первая часть семинара. Теоритическая.

Родителям раздаются схемы типов воспитания.  Разъяснение психолога.

После обсуждения предлагается определить тот тип семейного воспитания, который на их взгляд подходит им, по которому они воспитывают своих детей.

«Уважаемые родители! Целью нашей встречи является определение и понимание неправильных типов семейного воспитания, которые могут привести к серьезным проблемам в ваших отношениях с детьми».

Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:

потворствующая

1. Гиперпротекция доминирующая потворствующая.

2. Гипопротекция скрытая.

3. Повышенная моральная ответственность.

4. Эмоциональное отвержение.

5. Жестокое обращение.

6. Воспитание в культе болезни.

7. Противоречивое воспитание.

Рассмотрим эти типы поведения родителей.

1. Гиперпротекция потворствующая – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи или чье-либо «сокровище». Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.

Гиперпротекция доминирующая – ребенок лишается самостоятельности, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка разрушается самостоятельность, инициатива, не формируется чувство долга.

2. Гипопротекция потворствующая – ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, а больше заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.

Гипопротекция скрытая – за ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле ребенком не интересуются.

Изредка встречается даже семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.

3. Повышенная моральная ответственность – сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу. Так формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

4. Эмоциональное отвержение – это воспитание по типу «Золушки». В его основе лежит неосознаваемое (а может, и осознаваемое) отождествление родителями ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни (нежелательный ребенок, например). Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у детей.

5. Жестокое обращение с детьми – на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

6. Воспитание в культе болезни – фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, и тогда возникает проблема: «Меня любят тогда, когда я болею». Культ болезни формирует эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

7. Противоречивый, или неустойчивый тип воспитания – резкая смена стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

 

Вторая часть семинара. Практическая.

1. Упражнение «Каким родителем вы кажетесь другим?» По желанию родитель встает перед группой, а все молча стараются сформулировать впечатления о нем: как он воспитывает своего ребенка, наказывает и поощряет его. Психолог записывает итог обсуждений, когда родитель выходит на две-три минуты. По возвращении родитель угадывает, какой психологический портрет дала ему группа.

2. Упражнение «Мои сильные стороны».

Участники делятся на пары, партнеры рассказывают друг другу о своей проблеме во взаимоотношениях с ребенком. Если кто-то затрудняется, психолог «подбрасывает» идею. Собеседник, выслушав партнера, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти в поведении родителя сильные стороны. После смены ролей происходит обсуждение в кругу, и уже сам родитель рассказывает о том, какие сильные стороны он проявил в ситуации.

Заключительная часть. Итоговая.

В конце встречи участники делятся своими чувствами, отвечают на вопрос психолога: «Что именно для вас было полезным в сегодняшнем занятии?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Семинар - практикум для родителей "Сказка глазами детей и родителей"

Семинар – практикум для  родителей средней  группы « Сказка  глазами  детей  и родителей»Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи:...

семинар - практикум для родителей «Сказка глазами детей и родителей»,

цель семинара помочь родителям осознать роль сказок в воспитании ребенка...

Семинар -практикум с родителями на тему «Игровое взаимодействие детей и родителей»

Цель:Расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,     способствующих полноценному развитию ребе...

Семинар-практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель-легкая адаптация".

Семинар- практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель -лёгкая адаптация".Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации д...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...