"Воспитание добротой"
статья на тему
Рекомендации по воспитанию в детях отзывчивости и доброго отношения к людям, природе, животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_dobrotoy.docx | 89.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание добротой»
«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М.Пришвин). Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?
Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.
Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.
Заглянем в словарь В. И. Даля и И.С. Кона. Что означает , по их мнению, понятие «доброта».
Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. [2, с.30]
Добрый- несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. [2, с.30]
Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела. [2, с.31]
Добрый - дружески близкий, милый. [2, с.31]
Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. [2, с.35]
Добрый - охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый. [2, с.35]
Добрый - свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку.[2, с.35]
Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.
Мы формируем у детей умение проявлять доброту. Проводим работу в уголке природы, где дети ухаживали за растениями. Дети самостоятельно определяли объекты природы, за которыми надо ухаживать. Такое задание способствует формированию не только доброго, но и бережного отношения к природе.
Доброта - это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Проводили беседу с детьми, предлагали рассказать о своих добрых поступках. Зачем нужны добрые дела?
Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых.
"Посеять в детских душах доброту…"
“Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать”! – В.А. Сухомлинский.
Из этого высказывания видно, что добрым ребёнка можем, должны и обязаны сделать мы с вами, взрослые.
Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?
Необходимо любить ребёнка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует взросление ребёнка, и доброе отношение к окружающим. Любовь к детям не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, всё это отравляет жизнь ребёнка, вносит в неё разочарование и злобу.
Очень важно – очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Не одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребёнок теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, он с лёгкостью найдёт приют в “тихом омуте”.
Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Пример во всём: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота о них. Ведь отзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребёнке. “Трудно привести к добру нравоучениям – легко примером” (Сенека).
Наверное, не зря говорят в народе: “Слово лечит, слово ранит”. Для воспитания у ребёнка добрых чувств необходимо правильно оценивать поступки и проступки детей. Всегда надо подмечать всё хорошее, что сделал малыш и похвалить его за это. Если ребёнок оступился – необходимо напомнить ему, что такой хороший, умный человечек не должен поступать плохо, не подумав. Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, приласкать, утешить подбодрить словом ребёнка в трудную минуту. И тут как нельзя лучше подходят слова поэта: Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В жизни без ласки – знайте,
Слёзы, дожди, озноба.
Детям и взрослым – знайте,
Ласка нужна – не злоба.
Корень теряет краски,
Если напиться нечем.
Как человек без ласки
Он опускает плечи.
Как скопидом монеты
Ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.
А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, представить такую ситуацию: “С вашим ребёнком случилась неприятность, но для него это настоящее горе, он очень переживает, нервничает, до слёз. Случайно, ребёнок поскользнулся и упал, при этом разорвал курточку. Наша задача, подобрать такие слова утешения и сочувствия, чтобы успокоить ребёнка, поддержать его, вернуть ему уверенность в себе, дать понять, что мы его очень любим.
Воспитание это состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда, личного примера, любви к ребёнку.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций” поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения.
Целью наших занятий является развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей “Что такое доброта?”.
Каждый ребёнок понимает это слово по-своему. Но каждый ребёнок смог назвать самого доброго на его взгляд ребёнка в группе и смог объяснить почему. Я хочу обратить ваше внимание на то, что воспитание добрых чувств у детей начинается в семье, среди родных и близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по воспитанию доброты
Памятка для родителей по воспитанию доброты1.Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.2. Помните, природа – наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.3. Имейте в семье...
Консультация для родителей: "Воспитание добротой"
Добрым быть совсем,Совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от света,Доброта – не пряник, не конфета.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если добро...
"Воспитание добротой"
Памятка для родителей. Семь правил о наказании.Советы родителям в воспитании детей.Памятка для родителей по воспитанию доброты....
Нравственное воспитание.Воспитание доброты.
Конспект занятия по нравственному воспитанию....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников
Данный материал включает в себя опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы был подготовлен по модульной технологии....
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»
Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)...