Темперамент
статья на тему

Вольф Анна Леонидовна

Рекомендации по воспитанию и организации игровой деятельности для детей раннего возраста с разными типами темперамента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temperament_sayt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМПЕРАМЕНТ – это врожденные свойства нервной системы ребенка, на основе которого формируется характер. Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к конфликтам, если не осознать в чем проблема. Вам будет проще понять своего ребенка, развить его лучшие качества или простить, если вы определите какой темперамент у ребенка. 

Проследите, как ведет себя ребенок в следующих ситуациях.

1. Как ведет себя ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?

а) включается легко, без ярких эмоций

б) включается очень активно, эмоционально

в) включается неторопливо

г) включается робко, осторожно

2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

а) говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое

б) не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию

в) молчит, принимает к сведению, обдумывает

г) обижается, молчит, долго переживает, плачет

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а) быстро, прислушиваясь к высказываниям других

б) стремительно, страстно, никого не слушая

в) спокойно и уверенно  

г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других

4. Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующего детским садом, в аэропорту)?

а) легко ориентируется,  проявляет любопытство, активность

б) возбужден, иногда  излишне беспокоен

в) внимательно,  обстоятельно осматривает все вокруг

г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво  

Если ребенок чаще всего проявляет реакции по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинические черты темперамента, по типу «Б» — холерические черты. По типу «В» — флегматические, по типу «Г» — меланхолические черты.

Эмоционально нестабильные

Интроверты

Меланхолик

Холерик

Экстраверты

Флегматик

Сангвиник

Эмоционально стабильные

Дети-экстраверты общительны, требуют похвалы и одобрения, любят бывать среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают. Они много говорят и легко вступают в контакт с другими детьми. Интроверты умеют думать и наблюдать, могут относительно долго находиться в одиночестве, любят все делать самостоятельно и редко говорят о своих переживаниях. После длительного общения с другими детьми или незнакомыми взрослыми ребенок-интроверт, скорее всего, утомлен, а ребенок-экстраверт, вероятно, напротив - активен.

ХОЛЕРИК   (Буратино, А. В. Суворов, Петр 1, А. С. Пушкин). Вспыльчив, стремителен и самоуверен, быстро принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но интересны. Такой ребенок очень подвижен, не переносит долгое ожидание, подвержен переменам настроения. Он ужасный непоседа и спорщик, решителен, настойчив; может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск и  очень импульсивен.

Ежедневные  проблемы:
 - задания начинает выполнять, не дослушав до конца, все делает быстро и небрежно,  не замечая неточностей и ошибок,
- с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен,
- холерик очень общителен, но легко может поссориться с кем-то

Ошибки родителей: жесткий контроль, ограничение активности; требования следить за собой приводят к нервозности и потере контакта с ребенком.

Рекомендации:   главное – повернуть энергию в нужное русло. Таким детям можно заниматься спортом – это даст выход стремлению к лидерству, научит контролировать свои движения. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь конструированием, рисованием, рукоделием. Помните: вам постоянно надо следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал до конца. Поощряйте проявления старательности и терпения. Развить самоконтроль поможет дыхательная гимнастика.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего мальчика Васю», это вызовет только злость. Главное – научиться держать себя в руках, помогите ребенку в этом.

Очень полезно прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием под названием «тайм-аут» (увести ребенка в спокойное место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или даже пошептаться). Родителям следует учиться контролировать свои эмоции . Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуется остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вдохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

САНГВИНИК  (Вини-Пух, М. Ю. Лермонтов, В. А. Моцарт). Живой, жизнерадостный и уравновешенный человек. В детстве такой ребенок обычно в хорошем настроении, любознателен и активен. Он легко приспосабливается к новой обстановке, относительно легко сходится с людьми, есть чувство юмора, в трудных ситуациях собранный и практичный. Такие дети не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает.  

Ежедневные  проблемы:

- если вы поручите ему скучную (однообразную) работу, он может «забыть» о ней

Ошибки родителей: сангвиник легко общается и быстро схватывает новый материал, а родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен и перестают его контролировать. Привычный дружелюбный тон может скрывать переживания и проблемы от  близких людей.

Рекомендации:  Родители должны делать упор на умении сосредоточиться при работе и доводить ее  до конца. Конструирование, рукоделие и другие занятия, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Таким детям важно помочь перешагнуть порог очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми – пусть задумается, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. И простите ему непостоянство – это особенность темперамента. Помогите ему воспитать свой характер, и он вырастет надежным, общительным и успешным человеком. 

Игры: веселые подвижные игры, рвать бумагу и играть с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки»

ФЛЕГМАТИК   (И. А. Крылов, М. И. Кутузов). Усидчивый и внешне спокойный ребенок. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, любит покушать и поспать, в еде непривередлив, аккуратно складывает игрушки и одежду. Будет недоволен, если ему дали не его чашку или ложку, не любит нарушений распорядка дня. Предпочитает нешумные развлечения, не стремится к лидерству, редко обижается, но если поссорится – может навсегда порвать отношения с обидчиком. Такой ребенок может вырасти весьма предприимчивым человеком, он может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Ежедневные  проблемы:

- пока он будет завтракать, занятие уже давно начнется,

- попробуйте без предупреждения заменить завтрак чем-то новым – вы нарветесь на скандал,

Ошибки родителей: 
- не язвите: не называйте ребенка тюфяком, лентяем и др. прозвищами,
- не пытайтесь ускорить процесс сборов криками или скандалом – проще начать раньше;
- наберитесь терпения и не спешите что-то делать за него – пусть научится сам.

ВАЖНО! Если вы постоянно наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может развиться ощущение неполноценности.

Рекомендации:   Вашим девизом должна стать поговорка «тише едешь – дальше будешь», но время от времени тормошите флегматика, чтобы он не «заснул». Рассказывайте ему интересные новости, занимайтесь рисованием, музыкой, шахматами. Разговаривая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы – помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Помогите ему научиться понимать людей и принимать взгляды, отличные от его собственных.

МЕЛАНХОЛИК    (П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь). Очень нуждаются в поддержке и одобрении близких. Обидчивы, не уверены в себе, говорят негромко, редко спорят и чаще подчиняются мнению других людей. Они быстро устают, а если встречают трудности - быстро «опускают руки». Такие дети – это «маленькие взрослые»: рассудительны, любят объяснять и быть в уединении. Разглашение его тайн – недопустимо, это может стать большой травмой и ребенок замкнется в себе. У людей такого типа тихая речь, высокие требования к себе, но они легко переносят одиночество.

Ежедневные  проблемы:

- делая замечание, вы получаете поток слез и рыдания «у меня ничего не получается»,

- вы регулярно будете получать жалобы на грубых мальчишек, вредных девчонок и скучных педагогов.

Ошибка родителей: Успокоенные тихим видом замкнутого ребенка, взрослые часто не замечают его переживаний или проблем.

ВАЖНО!  Постоянно упрекая ребенка в пассивности или неспособности что-то сделать, родители усугубляют неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Рекомендации: хвалите, хвалите и еще раз хвалите, а также ищите даже в неудачах положительные моменты. Если что-то не удалось, переключайте внимание на результат деятельности, а не на оценку. Восхищайтесь и радуйтесь за него, когда что-то получается.  Подчеркивайте, что он сможет справиться с задачей, что вы уверены в нем, напоминайте о прошлых успехах. Учите его отстаивать свое мнение, но не давите на него.

Игры: Игра с лентами под спокойную музыку, конструкторы, настольные игры, игры с мячом, водой, экспериментирование с красками, рисование, лепка, мягкие игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»...