Консультация "Развивающийся предметный мир"
консультация (средняя группа) по теме
Консультация для родителей о предметном мире,являющимся средой развития для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Развивающийся предметный мир».
Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 30 лет назад. Накопление знаний человечеством - это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «планшет», «сотовый телефон» и т. п. Барби, Робокопы, герои звёздных войн, фиксики и прочие потеснили героев Н.Носова, Б. Житкова, С. Михалкова и других известных детских писателей. Ф. Г. Раневская однажды сказала: «Я или старею и глупею, либо с молодёжью что-то не то. Раньше я не знала, что отвечать на их вопросы, теперь я даже не понимаю, о чём они спрашивают».
Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей в такой предметной среде, потому что они сами воспитывались в других условиях. И нередко «старые» приёмы воспитания не срабатывают и нужно «изобретать» новые. Французский детский психолог Жан Пиаже говорил: «Процессы приобретения знаний тоже могут рассматриваться как источник равновесия между психикой и миром». Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится развиваться в предметном мире ребёнка, чтобы взаимодействовать с ним. Но ребёнок гибче и быстрее приспосабливается.
Предметный мир многообразен: это и собственно предметы, вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающий среда – это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности.
Семья - это тоже среда. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, сколько вокруг ребёнка складывается обучающих ситуаций: как разговариваем в магазине, по телефону, с подругой, как реагируем на болезнь ребёнка, на успехи, на чью - то радость и т. п.
И каждый взрослый для посторонних ему детей (на улице, в транспорте, в гостях и т. д.) - тоже предметная развивающаяся среда. Что могут дети от нас услышать, когда мы снижаем самоконтроль и самокритику? Девочка подходит к гостье и лижет её платье. На удивлённый вопрос женщины четырёхлетняя кроха отвечает: «А мама сказала, что у тебя платье безвкусное». Окружающая среда не безлика, а вполне конкретна. И каждый из нас несёт свою долю ответственности за происходящее.
Предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых - увидеть и подать, преподнести, раскрыть ребёнку окружающий мир и научить смотреть, познавать, изучать. Для детей 2-5 лет слово выступает как предмет, они играют словами, как конструктором («черпалки», «льзя» и многое другое именно поэтому и появляются на свет). Иные родители ограничиваются покупкой уймы игрушек и игр, думая, что этим обеспечили развитие ребёнка. Предметный мир должен быть разнообразным, но не перегруженным. А главное - развивающим. Ребёнок должен попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности:
в пении, танце, рисовании, лепке, игре на каком-либо инструменте, заняться понравившимся видом спорта и т.д. Он должен убирать за собой игрушки, играть, осваивая роли и профессии, чтобы развивать заложенные задатки и способности. Дети с нарушенным развитием в этом отношении нуждаются в повышенном внимании и в большем терпении. И для такого ребёнка надо обязательно найти область, компенсирующую неуспехи: пусть медлительный, зато очень аккуратный и добрый и т. п.
Итак, с одной стороны, родители открывают ребёнку мир предметов и отношений, рассказывают о их назначении, рассказывают о их назначении и смыслах, учат правильному обращению. С другой стороны - дети обращают внимание на такие явления, которых не было в мире детства родителей. И родители тоже должны развиваться, учиться, чтобы сохранить ведущие позиции в воспитании и развитии ребёнка, быть для него интересными личностями.