Консультация "Развивающийся предметный мир"
консультация (средняя группа) по теме

Мударисова  Анна  Михайловна

Консультация  для  родителей о  предметном  мире,являющимся средой  развития для  детей дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

          Консультация:  «Развивающийся  предметный  мир».

    Современный  мир  насыщен   информацией  и  существенно отличается  от  того, который  был  30  лет  назад. Накопление  знаний  человечеством  -  это  результат постоянного  осознания  человеком  окружающей  действительности. Современным детям  известно, что  такое «пазлы», «скейт», «компьютер», «планшет», «сотовый телефон» и  т. п.  Барби, Робокопы,  герои  звёздных  войн, фиксики  и  прочие  потеснили  героев  Н.Носова,  Б. Житкова,  С. Михалкова  и  других  известных детских  писателей. Ф. Г. Раневская однажды  сказала: «Я  или  старею  и  глупею, либо  с  молодёжью  что-то  не  то. Раньше  я  не  знала, что  отвечать  на  их  вопросы, теперь  я   даже  не  понимаю,  о  чём   они  спрашивают».

     Взрослым  очень  непросто:  у  них  нет  опыта   воспитания  детей  в  такой  предметной  среде,  потому  что  они   сами   воспитывались  в  других  условиях. И  нередко  «старые»  приёмы  воспитания  не  срабатывают  и  нужно   «изобретать» новые.  Французский  детский    психолог  Жан  Пиаже  говорил: «Процессы  приобретения  знаний  тоже  могут   рассматриваться  как  источник  равновесия  между   психикой  и  миром». Значит,  взрослым   для  сохранения  равновесия   тоже приходится  развиваться  в  предметном   мире   ребёнка,  чтобы  взаимодействовать  с  ним. Но  ребёнок  гибче  и  быстрее приспосабливается.

     Предметный  мир  многообразен:  это  и  собственно предметы, вещи, и  отношения, взаимодействия. Предметный  мир, окружающий  среда – это  то, что влияет  на  развитие  речи, интеллекта,  на  физическое  развитие, обеспечивает усвоение  культуры, правил  общения, норм  взаимодействия, развивает эмоциональную  сферу, формирует  привязанности.

     Семья  -  это  тоже   среда.  Мы  часто   не  отдаём  себе   отчёта  в  том, сколько вокруг  ребёнка  складывается   обучающих   ситуаций:  как  разговариваем   в  магазине, по  телефону, с  подругой,  как  реагируем  на  болезнь   ребёнка,  на  успехи,  на  чью  -  то   радость  и  т. п.

     И  каждый  взрослый  для   посторонних   ему   детей (на   улице,  в  транспорте, в  гостях  и  т.  д.) -  тоже   предметная развивающаяся среда. Что  могут  дети  от нас  услышать,  когда  мы   снижаем   самоконтроль  и  самокритику? Девочка  подходит к гостье  и  лижет  её  платье. На удивлённый   вопрос   женщины   четырёхлетняя кроха   отвечает: «А  мама   сказала,  что  у  тебя  платье   безвкусное».  Окружающая   среда  не    безлика,  а  вполне  конкретна. И каждый  из  нас  несёт свою  долю  ответственности  за  происходящее.

    Предметный  мир  становится  обучающим  только  через  взаимодействие.  Поэтому  задача  взрослых  -  увидеть  и  подать, преподнести,  раскрыть  ребёнку окружающий  мир  и   научить  смотреть,  познавать,  изучать. Для  детей  2-5  лет слово  выступает  как  предмет,  они  играют  словами,  как конструктором («черпалки», «льзя»  и  многое  другое  именно   поэтому  и  появляются  на  свет). Иные  родители  ограничиваются  покупкой  уймы  игрушек  и  игр, думая,  что  этим  обеспечили  развитие   ребёнка. Предметный  мир  должен  быть  разнообразным,  но  не  перегруженным. А  главное -  развивающим. Ребёнок должен  попробовать  свои  силы  и  способности  в  разных  видах  деятельности:

в  пении, танце, рисовании,  лепке,  игре  на  каком-либо  инструменте,  заняться понравившимся  видом  спорта  и  т.д. Он  должен  убирать  за   собой  игрушки, играть, осваивая  роли  и  профессии, чтобы  развивать  заложенные  задатки  и  способности. Дети  с  нарушенным   развитием  в  этом  отношении  нуждаются  в  повышенном   внимании  и  в большем  терпении. И  для  такого  ребёнка  надо  обязательно   найти  область, компенсирующую  неуспехи:  пусть  медлительный, зато   очень  аккуратный   и  добрый  и  т. п.

    Итак, с  одной   стороны, родители  открывают   ребёнку  мир  предметов  и  отношений,  рассказывают  о  их назначении,  рассказывают  о   их  назначении  и смыслах, учат правильному  обращению. С  другой  стороны  -  дети  обращают  внимание  на такие  явления,  которых   не  было  в  мире  детства  родителей.  И  родители  тоже  должны  развиваться, учиться,  чтобы  сохранить  ведущие  позиции в воспитании  и  развитии  ребёнка, быть  для  него  интересными  личностями.