Поговорим об детских играх. Советы воспитателям и родителям.
статья по теме
Поговорим об детских играх. Советы воспитателям и родителям.
Любимое занятие детей - игра. Трудно найти ребенка, который не любил бы играть. Играя, малыш расширяет и накапливает знания о себе и об окружающем мире, учится логически размышлять, развивает воображение, подвижные игры помогают окрепнуть физически.
В игре формируются те стороны психики, от которых зависит, как он будет преуспевать в учебе и работе, как сложатся отношения с другими людьми. Игра воспитывает ребенка, если взрослые сумеют дать ей нужное направление.
Для этого требуется:
• такт, умение определять меру вмешательства в игру,
• приобщать ребенка с раннего возраста,
• правильно оценивать физические и духовные возможности ребенка,
• следить за тем, чтобы ребенок (дети) соблюдали определенные правила,
• учить доброжелательным отношениям,
• использовать игровые приемы для завершения игры
Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру малыша могут ненавязчивые подсказки взрослых и идеи из книг, фильмов, жизни.
Детская свободная игра может быть очень разнообразной, но при этом выделяют три вида:
• ролевая,
• режиссерская,
• игра-драматизация.
Ролевая игра - главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети) и действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.
Режиссерские игры - игры с маленькими куклами, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются и дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.
Игры-драматизации – игры, в которых сюжет заимствован из сказок, историй, кинофильмов. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.
Для каждого периода детства существует определенный тип деятельности, который обеспечивает максимальное развитие ребенка,- такую деятельность называют ведущей для данного возраста.
Рекомендации по проведению игр
Дети младшего возраста (3-5лет)
Играя и слушая воспитателя, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.
Рекомендации по организации и проведению игр
Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом. Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры. Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.
Как ввести детей в игру?
Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.
Дети среднего возраста (6-11лет)
Рекомендации по организации и проведению игр:
Подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок; некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек.
Как ввести ребят в игру?
Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна. Делить ребят на группы, так же как и в случае с детьми младшего возраста.
Воспитатель играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, воспитатель не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).
Дети подросткового возраста (11 -17лет)
Рекомендации по организации и проведению игр:
Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная, она может быть рассчитана на длительную подготовку. Очень важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность её. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности.
Как ввести подростка в игру?
Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Включение детей в разработку игры - залог их активного участия в ее проведении.
Если в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, воспитатель может поступить следующим образом:
• назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки;
• предложить каждому из них пригласить по одному человеку к себе в команду;
• затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности.
Воспитатель играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim_ob_detskikh_igrakh._sovety_vospitatelyam_i_roditelyam.odt | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Поговорим об детских играх. Советы воспитателям и родителям.
Любимое занятие детей - игра. Трудно найти ребенка, который не любил бы играть. Играя, малыш расширяет и накапливает знания о себе и об окружающем мире, учится логически размышлять, развивает воображение, подвижные игры помогают окрепнуть физически.
В игре формируются те стороны психики, от которых зависит, как он будет преуспевать в учебе и работе, как сложатся отношения с другими людьми. Игра воспитывает ребенка, если взрослые сумеют дать ей нужное направление.
Для этого требуется:
• такт, умение определять меру вмешательства в игру,
• приобщать ребенка с раннего возраста,
• правильно оценивать физические и духовные возможности ребенка,
• следить за тем, чтобы ребенок (дети) соблюдали определенные правила,
• учить доброжелательным отношениям,
• использовать игровые приемы для завершения игры
Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру малыша могут ненавязчивые подсказки взрослых и идеи из книг, фильмов, жизни.
Детская свободная игра может быть очень разнообразной, но при этом выделяют три вида:
• ролевая,
• режиссерская,
• игра-драматизация.
Ролевая игра - главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети) и действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.
Режиссерские игры - игры с маленькими куклами, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются и дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.
Игры-драматизации – игры, в которых сюжет заимствован из сказок, историй, кинофильмов. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.
Для каждого периода детства существует определенный тип деятельности, который обеспечивает максимальное развитие ребенка,- такую деятельность называют ведущей для данного возраста.
Рекомендации по проведению игр
Дети младшего возраста (3-5лет)
Играя и слушая воспитателя, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.
Рекомендации по организации и проведению игр
Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом. Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры. Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.
Как ввести детей в игру?
Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.
Дети среднего возраста (6-11лет)
Рекомендации по организации и проведению игр:
Подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок; некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек.
Как ввести ребят в игру?
Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна. Делить ребят на группы, так же как и в случае с детьми младшего возраста.
Воспитатель играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, воспитатель не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).
Дети подросткового возраста (11 -17лет)
Рекомендации по организации и проведению игр:
Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная, она может быть рассчитана на длительную подготовку. Очень важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность её. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности.
Как ввести подростка в игру?
Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Включение детей в разработку игры - залог их активного участия в ее проведении.
Если в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, воспитатель может поступить следующим образом:
• назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки;
• предложить каждому из них пригласить по одному человеку к себе в команду;
• затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности.
Воспитатель играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Привыкаем, играя!» Советы воспитателю
Советы и рекомендации воспитателям в период адаптации малышей к детскому саду....
Советы воспитателя для родителей.
Аппетит ребенка раннего возраста, его сон, настроение и поведение во время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к этому детей.Неправильные приемы взрослых при организации пита...
Как ходить в детский сад – советы воспитателя родителям дошколят.
О времени, шкафчиках и губной помаде - заметки воспитателя на полях педагогических будней....
Советы воспитателей для родителей.
Как подготовит детей к школе???...
Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада
Адаптация ребенка к условиям детского сада....
Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "
Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...
"Адаптация в детском саду. Советы воспитателя"
Рекомендации родителям, как облегчить ребенку адаптацию в новых условиях. Приблизительные сроки адаптации, возможные реакции ребенка на смену изменившихся обстоятельств....