Поговорим об детских играх. Советы воспитателям и родителям.
статья по теме

Поговорим об детских играх. Советы воспитателям и родителям.

Любимое занятие детей - игра. Трудно найти ребенка, который не любил бы играть. Играя, малыш расширяет и накапливает знания о себе и об окружающем мире, учится логически размышлять, развивает воображение, подвижные игры помогают окрепнуть физически.

В игре формируются те стороны психики, от которых зависит, как он будет преуспевать в учебе и работе, как сложатся отношения с другими людьми. Игра воспитывает ребенка, если взрослые сумеют дать ей нужное направление.

Для этого требуется:
• такт, умение определять меру вмешательства в игру,
• приобщать ребенка с раннего возраста,
• правильно оценивать физические и духовные возможности ребенка,
• следить за тем, чтобы ребенок (дети) соблюдали определенные правила,
• учить доброжелательным отношениям,
• использовать игровые приемы для завершения игры

Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру малыша могут ненавязчивые подсказки взрослых и идеи из книг, фильмов, жизни.

Детская свободная игра может быть очень разнообразной, но при этом выделяют три вида: 
• ролевая,
• режиссерская, 
• игра-драматизация.

Ролевая игра - главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети) и действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.

Режиссерские игры - игры с маленькими куклами, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются и дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.

Игры-драматизации – игры, в которых сюжет заимствован из сказок, историй, кинофильмов. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.

Для каждого периода детства существует определенный тип деятельности, который обеспечивает максимальное развитие ребенка,- такую деятельность называют ведущей для данного возраста.

Рекомендации по проведению игр

Дети младшего возраста (3-5лет)

Играя и слушая воспитателя, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.

Рекомендации по организации и проведению игр

Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом. Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.

Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры. Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.

Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.

Как ввести детей в игру?

Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.

Дети среднего возраста (6-11лет)

Рекомендации по организации и проведению игр:

Подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок; некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек.

Как ввести ребят в игру?

Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна. Делить ребят на группы, так же как и в случае с детьми младшего возраста.

Воспитатель играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, воспитатель не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).

Дети подросткового возраста (11 -17лет)

Рекомендации по организации и проведению игр:

Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная, она может быть рассчитана на длительную подготовку. Очень важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность её. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности.

Как ввести подростка в игру?

Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Включение детей в разработку игры - залог их активного участия в ее проведении.

Если в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, воспитатель может поступить следующим образом:
• назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки; 
• предложить каждому из них пригласить по одному человеку к себе в команду; 
• затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности.

Воспитатель играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поговорим об детских играх. Советы воспитателям и родителям.

Любимое занятие детей - игра. Трудно найти ребенка, который не любил бы играть. Играя, малыш расширяет и накапливает знания о себе и об окружающем мире, учится логически размышлять, развивает воображение, подвижные игры помогают окрепнуть физически.

В игре формируются те стороны психики, от которых зависит, как он будет преуспевать в учебе и работе, как сложатся отношения с другими людьми. Игра воспитывает ребенка, если взрослые сумеют дать ей нужное направление.

Для этого требуется:
• такт, умение определять меру вмешательства в игру,
• приобщать ребенка с раннего возраста,
• правильно оценивать физические и духовные возможности ребенка,
• следить за тем, чтобы ребенок (дети) соблюдали определенные правила,
• учить доброжелательным отношениям,
• использовать игровые приемы для завершения игры

Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру малыша могут ненавязчивые подсказки взрослых и идеи из книг, фильмов, жизни.

Детская свободная игра может быть очень разнообразной, но при этом выделяют три вида: 
• ролевая,
• режиссерская, 
• игра-драматизация.

Ролевая игра - главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети) и действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.

Режиссерские игры - игры с маленькими куклами, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются и дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.

Игры-драматизации – игры, в которых сюжет заимствован из сказок, историй, кинофильмов. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.

Для каждого периода детства существует определенный тип деятельности, который обеспечивает максимальное развитие ребенка,- такую деятельность называют ведущей для данного возраста.

Рекомендации по проведению игр

Дети младшего возраста (3-5лет)

Играя и слушая воспитателя, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.

Рекомендации по организации и проведению игр

Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом. Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.

Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры. Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.

Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.

Как ввести детей в игру?

Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.

Дети среднего возраста (6-11лет)

Рекомендации по организации и проведению игр:

Подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок; некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек.

Как ввести ребят в игру?

Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна. Делить ребят на группы, так же как и в случае с детьми младшего возраста.

Воспитатель играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, воспитатель не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).

Дети подросткового возраста (11 -17лет)

Рекомендации по организации и проведению игр:

Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная, она может быть рассчитана на длительную подготовку. Очень важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность её. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности.

Как ввести подростка в игру?

Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Включение детей в разработку игры - залог их активного участия в ее проведении.

Если в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, воспитатель может поступить следующим образом:
• назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки; 
• предложить каждому из них пригласить по одному человеку к себе в команду; 
• затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности.

Воспитатель играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Привыкаем, играя!» Советы воспитателю

Советы и рекомендации воспитателям в период адаптации малышей к детскому саду....

Советы воспитателя для родителей.

Аппетит ребенка раннего возраста, его сон, настрое­ние и поведение во время еды во многом зависят от пове­дения взрослых и от отношения к этому детей.Неправильные приемы взрослых при организации пи­та...

Как ходить в детский сад – советы воспитателя родителям дошколят.

О времени, шкафчиках и губной помаде - заметки воспитателя на полях педагогических будней....

Советы воспитателей для родителей.

Как подготовит детей к школе???...

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...

"Адаптация в детском саду. Советы воспитателя"

Рекомендации родителям, как облегчить ребенку адаптацию в новых условиях. Приблизительные сроки адаптации, возможные реакции ребенка на смену изменившихся обстоятельств....