Проект "Чувашия"
проект (старшая группа) по теме
Проект разработан для работы с воспитанниками дошкольных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Чувашия" | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсовой проект
«Развитие творческих способностей дошкольников на традициях чувашского декоративно-прикладного искусства»
Чебоксары 2013
Содержание
1. Паспорт проекта………………………………………………………..………
2. Актуальность ………………………………………………………………..…
3. Цель и задачи проекта………………………………………………………….
4. Анализ внутренней среды…………………………………...............................
5. Анализ внешней среды……………………………………………………...…
6. Древо проблем………………………………………………………………….
7. Этапы реализации проекта………………………………………………….....
8. План реализации проекта………………………………………………………
9. Задачи психолого-педагогической работы…………………………………...
10. Формы работы с детьми…………………………………………………….....
11. Ожидаемые результаты………………………………………………………
12. Литература…………………………………………………………………...
Актуальность проблемы
• Развитие способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка можно выявить задатки, склонности и уже на их основе развивать те или иные способности.
• Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности!
• У детей 4-5 лет наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому я считаю, что это наиболее благоприятный возраст для развития творческих способностей у детей. Обстановка вокруг малыша должна позволять ему свободно заниматься разными видами деятельности: играть, двигаться, рисовать мелом и красками, лепить и конструировать, рассматривать книги. Рисование, лепка, аппликация, конструирование— одно из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Кроме того, ребёнок познаёт себя, наш мир сегодня, развивает в себе потребность художественных впечатлений.
Чувашское декоративно-прикладное искусство занимает достойное место среди культур других народов. Постоянное общение с произведениями чувашского ДПИ является первым шагом в освоении ребёнком богатств своей национальной культуры, воспитании любви к родному и близкому, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности. Определённая часть содержания ДПИ чувашского народа усваивается в дошкольном возрасте.
• В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей, увлечь выполнением творческих заданий.
• Ознакомить родителей с ходом исследовательской работы, привлечь родителей к решению данного проекта.
• Дать детям возможность самостоятельно выполнять работу представленном уголке «Эреш».
• Создать эмоционально-благоприятную среду между взрослыми и детьми.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный:
\ сбор, анализ методической литературы;
\ обращение за консультацией в педагогический институт, в методический центр, в методический кабинет.
П. Основной этап:
1. ознакомление детей с различными видами продуктивной деятельности;
2. просмотреть результаты анкетирования для использования полученных данных в дальнейшей работе;
3. вести наблюдение за продуктивной деятельностью в процессе работы;
4. сфотографировать детей во время работы над проектом;
5. оценить проведенную работу (самооценка воспитателя, отзывы воспитателей, опрос родителей) ;
6. оценка по результатам учебной работы.
Ш. Заключительный этап.
1. Организовать презентацию итогов проекта для педагогов МДОУ и родителей группы.
2. Представить материал на конкурс «Защита авторских программ».
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
-создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию творческих способностей;
-создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам чувашской народной культуры;
-воспитание ребёнка на материальной и духовной культуре чувашского народа.
ЗАДАЧИ ПРОекТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
> Создание эмоционально-положительного настроения.
> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.
> Приобщение к изобразительному искусству.
> Формирование представления о культуре чувашского народа, её орнаментальном богатстве, умение создавать художественный образ на основе повтора.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА.
Если у ребенка не будут развиты основные сенсорные эталоны, то возможно более позднее развитие его познавательной активности.
МЕТОД ПРОЕКТА - наглядный, продуктивный, позволяющий ребенку развивать руку и речь.
Анализ внутренней ситуации
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБОУ «Большешигаевская ООШ» дошкольная группа «Колобок»
с детьми разновозрастной группы «Илемпи»: специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы), в самостоятельной детской деятельности;
с педагогами в условиях проведения активной методической деятельности;
изучение методической литературы по проблеме художественного творчества;
знакомство с лучшим педагогическим опытом;
подбор дидактического материала для развития творческих способностей у дошкольников.
Сильные стороны Слабые стороны
Программа ФГТ «От рождения до школы», Работа с родителями(отсутствие педагог-
2012г. ического опыта у большинства родителей
Комплексная программа «Программа Недостаточная оснащённость продуктивн-
Воспитания и обучения в детском саду» ой зоны группы
п/р М.А.Васильевой, 2006г.
Возможности Угрозы и препятствия
Использование ИКТ – технологий при Отсутствие у родителей времени и потреб-
проведении занятий; ности заниматься с детьми дома;
использование современных программ; низкий уровень нервно-психического
программы художественно-творческого развития детей
развития детей 3-7лет
Анализ внешней среды
Благоприятные факторы Отрицательные факторы
Политические
-Подкреплённая законодательная база нет
-Конституция РФ и ЧР
-Конвенция о правах ребёнка
-Конвенция дошкольного образования
Социальные
-Рост образовательного ценза родителей -Разнородность социального
воспитанников статуса родителей
Снижение воспитательного
потенциала семьи:тенденция
увеличения детей,оставшихся
без попечения родителей.
Экономические
Возможность внебюджетного финансирования Рост числа семей,проживающих
Организация республиканских конкурсов за чертой бедности;
с возможностью получения гранта. Низкий уровень заработной платы
работников образования;
Недостаточное бюджетное финансиро-
вание для приобретения материала
экспериментирования.
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Система общественного воспитания дошкольников проходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития дошкольников в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Данные факты говоря о том , что проблемы материнства и детства разрешить без помощи системы общественного образования невозможно.
Детский сад сегодня становится «открытой» системой для населения села по всем вопросам развития и воспитания ребёнка. Семейное и общественное воспитание выступают как две стороны единого процесса в интегративном взаимодействии.
Задачи психолого-педагогической работы:
3-4 года
Общие:
поддерживать желание сотрудничать со взрослыми;
проявлять интерес к результату изобразительной деятельности детей (регулярно вместе с детьми рассматривать их работы и побуждать к рассказу о том, что они нарисовали, слепили, выполнили путем аппликации, сконструировали);
создавать в группе условия для ежедневного свободного рисования, лепки, создания изображения путем аппликации, конструирования с использованием изобразительных и конструктивных материалов;
информировать родителей о том, как протекает художественно-эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях;
По развитию продуктивной деятельности:
знакомить с изобразительными материалами (красками, фломастерами, маркерами, карандашами, ) и формировать практические навыки по их использованию: правильно держать инструменты, аккуратно обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, затем легким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки и свободными движениями накладывать мазки; своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы и прежде чем начинать пользоваться краской другого цвета, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и по мере использования размещать ее ворсом вверх, придав ему заостренную форму (Физическая культура);
учить рисовать простые предметы, живые объекты и явления окружающей действительности разной формы (округлой и прямоугольной) и состоящие из комбинаций этих форм и линий, штрихов, пятен, мазков, передавая общие признаки, относительное сходство по форме и некоторые характерные детали образа; проводить линии в разных направлениях, обозначая контур предмета и наполняя его деталями; дополнять созданное изображение рассказом о нем (Коммуникация, Познание);
помогать в рисовании и аппликации создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение несколько раз и располагая его по всему листу бумаги (Познание);
По развитию детского творчества:
стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов красок, фона листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами (Познание);
По приобщению к изобразительному искусству:
продолжать работу по знакомству детей с 2-3 видами произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию устойчивого интереса к народному и декоративному искусству; формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.); продолжать знакомить детей с историей народных промыслов, материалом, из которого они изготовлены (Социализация);
развивать способность эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства и «прочитывать» настроение героев, состояние природы (Социализация);
воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к труду народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления дошкольного образовательного учреждения (Социализация).
Формы работы с детьми 3 – 4 лет
(образовательная область «Художественное творчество»)
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
| |||
| |||
Самостоятельная деятельность детей | |||
|
|
|
|
Формы работы с детьми 4 – 5 лет
(образовательная область «Художественное творчество»)
|
|
| Сроки выполнения |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
|
|
| в течении года |
| |||
| |||
|
| ||
Самостоятельная деятельность детей | |||
|
|
|
|
Формы работы с детьми 5 – 6 лет
(образовательная область «Художественное творчество»)
Задачи и содержание работы |
|
|
|
Непосредственно образовательная деятельность | |||
|
|
| |
| В течении года | ||
|
| ||
| |||
Самостоятельная деятельность детей | |||
|
|
|
Формы работы с детьми 6 – 7лет
(образовательная область «Художественное творчество»)
|
|
|
В течении года |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности
Создание макетов, коллекций и их оформление
Украшение предметов для личного пользования
Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства
Игры
Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных)
Самостоятельная деятельность детей
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественном конструировании
Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование
Ожидаемый результат
Реализация проекта строилась на следующих принципах: систематичности, учета возрастных особенностей, интеграции, координации деятельности педагогов и преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МДОУ и семьей. В группе разработан перспективный план с использованием продуктивной деятельности детей. Работа по проекту органично вписалась в педагогический процесс детского сада. Продуктивная деятельность включилась в интегрированное занятие по познавательному развитию, сенсорике, развитию речи.
При подборе содержания учитывалось желание, потребности, склонности и интересы детей. В ходе работы осуществлялась диагностика развития детей.
Диагностика показала, что динамика усвоения программного материала стабильно положительная. По результатам диагностики за прошлый год и начало этого учебного
года можно сказать следующее: заметно повысился уровень знаний;
сформированы навыки связной речи, расширился активный запас;
активно развиваются познавательные процессы; развивается устойчивое внимание детей;
дети могут сравнивать величину, цвет, и форму предметов (круг, квадрат) воображение и мышление детей стали более развитыми,
И что не менее важно, повысился интерес родителей к изучению детьми данного материала.
ВЫВОД: Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.
Литература:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2011 г.) Москва, издание 3-е
2. З.А. Богатеева Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя дет. сада.-2-е изд., перерабаб. И доп.- М.: Просвещение,1986. (методическое пособие)
3. Н.Б. Халезова и др. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.-2-е изд. Испр. И доп..-М.: Просвещение, 1986. (методическое пособие)
4. Н.Б. Халезова Народня пластика и декоративная лепка в детском саду . М., Просвещение, 1984. (методическое пособие)
5. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.
7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.
8.Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
9.Васильева Л.Г. Программа художественно- творческого развития ребёнка –дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства,Чебоксары,1994г.
10.Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров,Чебоксары,2005г.
11.Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента,Чебоксары,2002г.