Особенности сенсорного развития детей
консультация на тему

Вихарева Ирина Владимировна

Консультация для педагогов и пример занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_sensornogo_razvitiya_detey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сенсорного развития детей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего восприятия дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Общая система сенсорного воспитания разработанной советскими учеными, педагогами и психологами (а. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной, Л. А. Венгером) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном возрасте.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного восприятия. Предполагающиго формирование. У детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении. То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства, с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций.

Второй принцип предполагает сочетание обучение сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойствах и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом советской теории сенсорного воспитания предопределяет сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, то есть ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.

Впервые годы жизни (до 3,5 – 5 лет) запоминание названий цвета протекает у большинства детей медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребенка.

Итак, дети уже первых недель и месяцев жизни способны тонко различать предметы разного цвета, величины и формы.

Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или какой-либо другой цвет.

Полное слияние слов – названий цветов с их конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.

Советский психолог Н. П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появляется достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению в раннем детстве, а в 3 – 4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5 – 6 цветовых тонах.

Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втекание грибков-втулочек в отверстия доски.

Представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.


Пример  занятия по сенсорному воспитанию

Тема: «Домик и флажки»

(Выкладывание из мозаики)

Попарное размещение цветовых элементов

На тему: «Домик и флажки».

Цель: Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал (рис 19). Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку отобраны по 10 элементов белой и красной мозаики. Для усложнения условий выбора в каждую коробку дополнительно кладут 3 зеленый, 2 синих, 3 желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.

Ход занятия

Воспитатель, показывая детям, элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки.

Затем произвольно размещает на панели домик, а флажок – над домиком. Приглашает кого-либо из детей подойти к своему столу, найти сначала домик и поместить  его на панели, а затем флажок. Воспитатель предлагает другим детям проконтролировать, правильно ли найден тот или иной элемент мозаики.

Затем поочередно приглашает воспитатель к своему столу остальных детей и предлагает им это же задание. Таки образом воспитатель выясняет, как каждый из них понял задачу.

Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения малышами задания. В ходе работы воспитатель обращает внимание детей на правильный подбор элементов мозаики по цвету. Размещение флажка (красного элемента мозаики) может быть несколько различным: либо сверху, либо слева сверху, либо справа сверху.

Индивидуальное руководство заключается в наводящих вопросах, обращенных к детям: «У тебя все домики с флажками?»

Отдельные, самые младшие или неподготовленные дети нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае воспитатель берет своей рукой руку ребенка и помогает ему разместить элементы мозаики в отверстиях панели.

Занятие проводится 1 раз продолжительностью 8-10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Особенности сенсорного развития детей»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...

презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"

Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...

Особенности сенсорного развития детей

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, ...

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Значение для всестороннего развития.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей дейст...