Соцально-нравственное воспитание дошкольников
консультация (подготовительная группа) по теме
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenn.docx | 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-нравственное воспитание дошкольников
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В игре ребенок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл. Необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей. Так, ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь к совместной игре со взрослыми или сверстниками, предложив ему игровые ситуации, учитывающие гендерный подход к организации игрового взаимодействия детей. Например:
- можно обратиться к девочке, наряжающей куклу: «У твоей дочки день рождения? А вы будете приглашать гостей? Они будут очень рады вашему приглашению! »;
- мальчику, который один «едет на машине», предложить: «Лена собирается куда-то идти с маленькой дочкой. Спроси её, куда она пойдет. Может быть, ее надо подвезти? »
Организация такого рода ситуаций педагогического воздействия на игры детей может быть как частью игрового занятия-тренинга, так и ситуативным психолого-педагогическим сопровождением самостоятельной детской игры. При этом особенное внимание нужно обращать на поддержку интереса к действиям сверстника и установление правил поведения по отношению к нему. В совместных играх особого внимания требует регулирование взаимоотношений детей. Необходимо специальное обучение детей способам общения в игре через беседы о содержании общения при распределении ролей и игрушек, обсуждении игрового замысла и т. д. У дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации и добиться его воплощения в игре посредством обучения моделированию отношений, возникающих между людьми.
Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
«Организация опытно - экспериментальной
работы по социально – нравственному развитию
дошкольников посредством использования
инновационных технологий в экологическом
воспитании». (ПРОЕКТ «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ»)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как воспитание нравственности, духовности и интеллекта, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Коллектив МБДОУ «Детский сад № 10» разработал долгосрочный проект по работе в этом направлении «Наш дом – Земля».
Организация опытно - экспериментальной работы по социально – нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании. ПРОЕКТ «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ»
Одним из путей решения заявленной работы является внедрение в воспитательно – образовательный процесс новых технологий, нововведений. Уважение к ребенку, принятие его интересов, создание условий для развития - это и есть основные направляющие.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам для себя и других разрабатывает новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых).
Внедряя проектный метод в работу ДОУ, мы всегда помним:
- данная работа предполагает не прямое применение готовых к использованию программ, методических пособий, рекомендаций, а совместную деятельность участников проекта, направленную на достижение поставленных целей и задач;
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- проекты как бы копируют различные стороны бытия;
- дети сами себе намечают программу деятельности и интенсивно ее выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Учитывая все вышесказанное, и не забывая о том, что проектная деятельность развивается поэтапно, в ДОУ активно внедряется данный метод и есть возможность отследить его на всех этапах – от этапа зарождения идеи до этапа внедрения новшества в массовую практику.
Одним из таких проектов является экологический проект «Наш дом – Земля», созданный на базе МБДОУ «Детский сад № 10».
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА:
- по доминирующему методу проект является исследовательским;
- по характеру содержания: включает ребенка, родителей, общество и природу;
- по характеру участия ребенка в проекте: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов – открытый;
- по продолжительности – долгосрочный.
Настоящий проект – попытка интегрировать методы и формы в организации системы работы по социально – нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании по всем основным направлениям развития детей: познавательно- речевое, физическое, социально –личностное, художественно –эстетическое.
ЦЕЛЬ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Обеспечение максимально – благоприятных условий для социально – нравственного развития дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании.
ЗАДАЧИ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- формирование понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- способствовать проявлению активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе);
- формирование представлений о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- изучение взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно;
- исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей.
- формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
ПРОБЛЕМА:
Чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный, а также подражательный характер, поэтому необходимо, учитывая возрастные особенности дошкольников, развивать их эмоциональную сферу.
ГИПОТЕЗА:
Если в ДОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
Проект «Наш дом – Земля» характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников педагогического процесса (Детей, родителей, педагогов), нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых.
Содержание проекта условно объединяется вокруг трех основных направлений: биоэкологии, социальной и прикладной экологии, что обеспечивает сочетание социально – нравственного, интеллектуального, эмоционального и действенного компонентов развития дошкольников. Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание. способ организации, место в режиме дня.
Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно - образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно – перспективных связей всех уровнях: сотрудничество с ДЭБЦ, планетарием, общеобразовательными школами, ЖЭУ.
Работа по проекту строится на единых подходах и принципах:
- непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостнуюкартину мира;
- развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
- формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т.д.);
- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
- рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Для успешной реализации проекта в ДОУ была создана определенная исследовательская среда и проведен ряд мероприятий:
- открытие экологической библиотеки;
- создание в здании детского сада необходимого пространства для активного привлечения детей в целях реализации задач экологического образования и воспитания (уголки природы, мини-лаборатории);
- на территории детского сада выделен уголок «нетронутой» природы;
- заложен ягодник «Сластёна»;
- систематизирование на участке «Зелёная аптека» - «Лекарственные травы Алтая»;
- оформление опытно - экспериментальной площадки «Колосок»;
- разработка огорода «Кормилец»;
- организация «Парка Радости», «Птичьей столовой»;
- создание экологического центра на базе ДОУ «Школа помощников природы»
- составление экологического паспорта ( приложение)
Работа по проекту ведется в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями.
Социально – нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание реализуется через организацию специальной непосредственно образовательной деятельности развивающего типа, предполагает активное включение дошкольников в следующие виды деятельности:
- экологические праздники;
-уроки доброты в форме экологических сказок;
- создание детьми экологического музея;
- экологические экспедиции;
-экологические диспуты;
- конкурс городов из песка, пластилина, глины;
- час экологического чтения;
- организация выставки рекордов природы;
- создание экологического театра.
- экспериментирование на участках «Колосок», «Зеленая аптека», огороде.
Руководство процессом исследовательской деятельности со стороны воспитателей реализуется посредством использования различных методов и приемов, и учитывая принцип «от простого к сложному». Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями окружающего мира. Уже в младшем возрасте педагог предлагает детям не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, языком, понюхать. Использует отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой, для того, чтобы показать детям, какой корм ей необходим, предлагает положить перед животным рыбку, яблоко, конфету.
Очень важно, чтобы дети при проведении опыта были активными участниками. Воспитатели предлагает детям самим положить корм для кошки, найти место, куда поставить тарелку. После наблюдения задает детям вопросы: «Что ест кошка?» При обсуждении результатов опыта педагог подводит детей к самостоятельным выводам, суждениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира, в то же время у ребенка развиваются мыслительные операции (анализ, классификация, обобщения).
Большую роль воспитатели отводят играм - экспериментам. Например, используя теплую погоду во время прогулок, воспитатель анализирует игры с песком. Во время игры приговаривает: «песок мелкий - сыплется, влажный из него можно делать пирожки». Так, в процессе игры, малыши знакомятся со свойствами песка.
В старшем дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с физическими явлениями: замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, в воде. В соответствии с программой разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставят перед детьми в определенной последовательности: сначала - простые, затем - сложные.
Например:
«Неживая природа»: Почему качаются ветки деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?
«Живая природа»: Могут ли растения расти без света? Почему осенью растения увядают? Зачем черепахе панцирь?
После принятия детьми познавательной задачи осуществляется исследовательская деятельность. Дети совместно с воспитателем наблюдают, экспериментируют, делают выводы. Воспитатель выслушивает мнение каждого ребенка, а затем принимают общее решение.
Осуществляя руководство исследовательской деятельностью воспитатель создает специальные условия для решения познавательной задачи, что создает атмосферу творческого отношения к миру природы.
В систему работы педагоги включает опыты, наблюдения, в результате которых ребенок знакомится с законами природы.
Реализация проекта предполагает также организацию активных форм работы с педагогическим коллективом:
- использование проектного метода;
- исследовательская работа;
- педагогические советы;
- презентации;
- обобщение опыта;
- круглый стол;
- консультации;
- семинары.
Основная цель этой работы - тренировка мыслительных операций (сравнения, выделения главного, критическая оценка полученной информации, обобщение, доказательство, способность делать выводы, нестандартно мыслить). Данная цель стимулирует педагогов к выбору наиболее эффективных приёмов формирования у детей основ экологических знаний и социально – нравственного развития.
С родителями ведётся работа по трём направления:
- Приобщение дошкольников к ресурсосберегающей деятельности в ближнем окружении.
- Формирование здорового образа жизни детей и родителей в процессе проведения эколого-оздоровительной работы;
- Экологическое воспитание путём приобщения к русскому народному творчеству (изготовление костюмов, участие в праздниках, создание видеофильмов, фотоснимков, пополнение старинными предметами музея «Русской избы» и т.д.).
Реализация цели достигается в атмосфере доброжелательности, заинтересованности идей каждого родителя, поддержки (эмоциональной, интеллектуальной, консультативной и т.д.) творческих усилий семьи.
Наиболее эффективные формы работы:
Словесные:
- общие и групповые родительские собрания по вопросам
экологии;
- индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации, рекомендации по формированию здорового образа жизни в семье.
Наглядные:
- организация фотовитрин
- создание турникетов;
- использование технических средств;
- размещение информационного материала в газете для родителей.
Наглядно-практические формы работы:
- дни открытых дверей;
- открытые занятия для родителей;
- проведение экологических праздников;
- организация и проведение экологической недели;
- проведение парада семейных коллекций;
- организация ярмарки родительских идей.
Постоянно ведётся работа совместно с родителями и детьми по следующим направлениям: - создание кормушек для птиц;
- посев цветочных культур для озеленения участка группы;
- выращивание комнатных растений для обновления центраприроды;
- пополнение игровых атрибутов через использование некоторыхбытовых отходов.
- проведение различных конкурсов-выставок.
Этапы и содержание деятельности ДОУ по работе над проектом
«Наш дом – Земля».
Управленческая деятельность администрации ДОУ по реализации проекта | Содержание деятельности педагогического коллектива по реализации проекта | Взаимодействие между субъектами социума по реализации проекта. |
1 – вый этап – информационно – аналитический 2010-2011 г.г. |
|
|
Изучение и создание нормативно-правовой базы для осуществления экспериментальной деятельности
Создание материально-технической базы.
Разработка плана реализации экспериментальной деятельности.
Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество по реализации проекта | обогащение раздела методической литературы по экологическим вопросам охраны природы и краеведению ( книги, журналы, буклеты, информационные листы) Создать в здании детского сада необходимого пространства для активного привлечения де ей в целях реализации проекта (уголки природы, мини-лаборатории). Заложить ягодник «Сластена». Систематизировать на участке Зеленая аптека- «Лекарственные травы Алтая» Оформление опытно -экспериментальной площадки «Колосок» Работа на огороде «Кормилец» Организация «Парка Радости», «Птичьей столовой». Составить конспект и провести экологический праздник «День Земли», совместно с родителями. Оформление клумб, рабаток, миксбордеров. Подготовка материалов для проведения содержательно-практического этапа эксперимента (планирование). Анкетирование, тестирование педагогов. Консультации для педагогов. Проведение родительского собрания. Анкетирование, опрос родителей. | Изучение субъектов социума. Подписание договоров о сотрудничестве. Планирование про -ведения совместных акций, экскурсий, конкурсов.
|
2011 -2012 г.г. |
| |
Обеспечение ресурсной базы для осуществления деятельности субъектов по реализации проекта |
Принять участие в городском Экологическом смотре дошкольных учреждений. Составить подборку материала для формирования основ экологической культуры с помощью народных традиций . Книги, стихи, потешки, загадки, народные приметы Создать и оформить информационно-иллюстрированный материал в тематические папки. «Кому нужна вода?»; « Вода в природных явлениях»; «Как человек использует воду»; « Как вода работает на человека». Создать иллюстративный материал и оформить в тематические папки: -«Экологический паспорт г.Бийска»; -«Эпизодические персонажи, отображающие образы природных явлений».; - «Правила поведения в природе»; - « Кто в море живет?»; -« Кто на болоте живет?»; - «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды».; - «Пособия . используемые при диагностике экологических знаний дошкольников». Выставка, организованная совместно с родителями , детьми и педагогами: « Из сучка, да с задоринкой». Экологические праздники и развлечения. Серия семинаров для педагогов. Педагогический совет. Составление информационных листов и памяток. Проведение круглого стола (для родителей) по вопросам социально – нравственного развития. Составление информационных листов и памяток для родителей. |
Творческие отчеты. Участие в фестивалях, олимпиадах, конкурсах.
Экскурсия в детский эколого-биологический центр
Экологическая экскурсия к экзотическим животным.
Экскурсия в планетарий |
3-ий этап – контрольно-оценочный 2012 -2013 г.г. |
|
|
Тематический контроль: «Социально –нравственное развитие детей посредством экологического воспитания» Планирование работы по обобщению и распространению опыта. Поощрение педагогов за взаимодействие со специалистами, за участие в создании экологических проектов, выставок, презентаций | Формулирование выводов, обобщение опыта работы, создание экологических проектов. Презентации. | Создание единого – образовательного пространства с новыми формами взаимодействия и открытости, необходимого для полноценного разностороннего развития каждого ребенка. Отслеживание результативности совместной работы. |
Проанализировав усвоение детьми ДОУ в конце года разделов «Ребенок и окружающий мир» и «Социализация» можно сказать о том, что работа над проектом «Наш дом – Земля» дала свои результаты.
Таблица освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 10», разработанной на основе программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста» под редакцией М.А. Васильевой по областям: познание (ребенок и окружающий мир) и социализация.
за 2011-2012 учебный год.
№п/п | Процент освоения | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||||||
Образовательная область «Познание» | |||||||||
2 | Ребенок и окружающей мир | 76% | 100% | 89% | 98% | 72.5% | 100% | 91% | 100% |
Образовательная область «Социализация» | |||||||||
56% | 92.5% | 79% | 97.4% | 73% | 89% | 96% | 100% |
Таблица уровня освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 10», разработанной на основе программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста» под редакцией М.А. Васильевой по областям: познание (ребенок и окружающий мир) и социализация
за 2011-2012 учебный год.
Направление«Познавательно-речевое» | Уровень освоения программы (%) | ||
высокий | средний | низкий | |
Образовательная область «Познание» | |||
Формирование целостной картины мира | 82% | 15% | 3% |
Образовательная область «Социализация» | |||
80% | 13 % | 7 % |
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы подготовителиных к школе групп.
№ п/п | Интеллектуальные качества | Процентное соотношение | |||
Требуется Корректирующая работа педагога | Средний уровень развития | Развитие выше среднего | Высокий уровень развития | ||
1 | Физическое развитие, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | 0% | 0% | 2% | 98% |
2 | Любознательный, активный0% | 0% | 8% | 10% | 82% |
3 | Эмоционально отзывчивый | 0% | 4% | 22% | 74% |
4 | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | 0% | 3% | 31% | 66% |
5 | Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающей элементарные общепринятые нормы и правила повеления | 0% | 5% | 20% | 75% |
6 | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту | 0% | 2% | 31% | 67% |
7 | Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | 0% | 1% | 14% | 85% |
8 | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | 0% | 5% | 11% | 84% |
9 | Овладевший необходимыми умениями и навыками | 0% | 4% | 14% | 82% |
Данные исследования показывают, что уровень усвоения программного материала детьми достаточно высок, таким образом можно судить о качестве образовательных услуг, предоставляемых ДОУ.
Выводы и перспективы :
1. Опытно-экспериментальная работа не оказывает отрицательного воздействия на здоровье детей, о чем свидетельствует динамика снижения общего количества заболеваний на 13.3% по сравнению с 2010 годом и повышение посещаемости.
2.Использование инновационных технологий и создание условий для обеспечения максимально благоприятного развития социально – нравственного потенциала воспитанников ДОУ через экологическое воспитание подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
3. Третий год подряд все участники педагогического процесса (дети, педагоги, родители) ДОУ «Детский сад № 10» участвуют в краевых и городских конкурсах, занимая призовые места.
4. На территорию детского сада приходит много гостей, чтобы посмотреть на парки, групповые участки, цветники, экологические тропинки в ДОУ. Дети с большой гордостью показывают и рассказывают о проделанной работе и дают советы: не рвать цветы, ветки на деревьях, не обижать животных, будь это самый маленький муравей.
5. Работая с педагогами в экологическом центре «Школа добрых помощников природы» ведут бионадзор за объектами природы в помещении ДОУ и на территории его землепользования, а также близлежащей территории, дети пишут письма в ЖКХ с просьбой убрать мусор или облагородить тот или иной объект.
6. На групповых участках созданы все условия для социализации дошкольников через сюжетно – ролевые игры.
7. Дети с удовольствием ухаживают за цветами в группе и на территории детского сада.
8.Работа с родителями также дала свои результаты. Уже зимой они беспокоятся о том, какие сорта растений будут посажены на участках и цветниках их групп.
9. Ежегодно на уровне ДОУ организовываются конкурсы на лучшие цветники, участки. За каждой группой закреплены грядки и экспериментальные участки в соответствии с возрастом детей. Все это рождает дух соревнования, желание экспериментировать и творить.
10. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей ДОУ к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональные запреты на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации проекта «Наш дом – Земля» подтверждают поставленную гипотезу.
В перспективе:
- разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на городском, краевом уровнях;
- разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов социально – нравственного развития детей;
- методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;
- разработка алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством опытно-экспериментальной работы, внедрение новых форм контроля, делегирование контрольных функций;
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому девизом нашей работы с детьми стали следующие слова: «Ты пришёл в гости в природу - не делай ничего, что бы счёл неприличным сделать в гостях» (Д. Л.Арманд)
Используемая литература
1.Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого
проявления сознания до школьного возраста. СПб., 1913. Гл. Умственное развитие детей.
2.Тихеева Е. И. Детский сад по методу Е. И. Тихеевой. План-программа. Л., 1930.
3.Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1981.
4.Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. Предисловие к первому изданию «Детского мира». Оглавление к «Детскому миру». Оглавление первого и второго тома «Родного слова». О наглядном обучении // Собр. соч.: В 6 т. М., 1988.
5.Саморукова П. Г. Ознакомление детей с природой по методу Е. И. 6.Тихеевой // Дошкольное воспитание. 1970. № 6.
7.Саморукова П. Г. К. Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении // Дошкольное воспитание. 1968. № 12.
8.Фролова О. А. Е. Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста. М., 1949. Гл. О воспитании ума детей.
9.Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания» //Дошкольное воспитание. -2004 № 4.
10.Николаева С.Н. « Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания» // Дошкольное воспитание. -2002 № 7.
Поделиться:
Оставить комментарий
Начало формы
Конец формы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...