Конспект НОД "900 дней и ночей"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД «900 ДНЕЙ И НОЧЕЙ»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
- Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.
- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист.
- Узнавать на фотографии памятники архитектуры, называть их.
-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- Воспитывать любовь к Родине, гордость за нее.
- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.
Материал:
Стенд о блокаде, разрезные картинки, запись песни «Вставай, страна огромная», кусочек чёрного хлеба, слайды.
Подготовительная работа:
Чтение художественной литературы и стихов о блокаде; беседа с детьми о людях, переживших блокаду; рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель. В городе Ленинграде жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.
- Как сейчас называется город? ( Санкт-Петербург )
И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.
Запись песни «Вставай, страна огромная».
На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война… Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!» И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры сняли и закопали в землю. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
- Посмотрите (карта), на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.
Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.
В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город. Что же изменилось? (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён войны).
И даже тогда работали заводы, на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор теряли сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной. Сейчас послушаем стихотворение Глеба Семёнова «Мужество» о людях, которые пережили эту страшную блокаду.
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…..
Город жил - исполнен наших малых сил.
Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами Дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины, но дорога существовала.
Физкультминутка:
«Перейди на другой берег» (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку).
Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. Тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.
Чтение стихотворения «Блокадные дни».
В блокадные дни
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки»
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город получил звание «Город – герой».
Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи людей, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней - гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
на тему «Мы помним тебя, Ленинград!»
Цель:
воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с героическим прошлым города-героя Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с историческими фактами блокады Ленинграда и военным прошлым этого города.
- Создать условия для представления полной картины обороны города.
- Формировать представление о героизме и мужестве советских солдат, защищавших город.
- Формировать гражданскую позицию, чувства любви к Родине.
- Воспитывать будущих защитников Отечества.
8 сентября 1941 года Ленинград (сейчас он носит название Санкт-Петербург) оказался со всех сторон окруженным врагами. В это время в городе находилось более трех миллионов человек, и среди них четыреста тысяч детей. Северная столица оказалась в очень тяжелом положении. К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому же немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому в конце ноября 1941 года хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Пайка блокадного хлеба-
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба —
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 550 тысяч жителей города.До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады.
Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.- Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей?- Что это была за дорога?Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей- женщин, детей, стариков.Перед вами воспоминания ветерана воины И.И. Зориной, которая рассказывает о Дороге жизни.«Мне доверили тяжелую грузовую машину. Привыкать к ледовой трассе было нелегко. Мне до сих пор не верится, какую страшную работу нам, шоферам легендарной «Дороги жизни» довелось выполнять. Мы трудились днями и ночами, в морозы и пургу, не жалея своих сил. Мы вывозили из осажденного Ленинграда обессилевших людей - взрослых, стариков, детей. На обратном пути доставляли бесценный груз - продовольствие осажденному городу, боеприпасы войскам и многое другое. В декабре морозы стали злее и крепче. Ветер обжигал лица, пронизывал одежду. Руки шоферов коченели. Смертельная опасность подстерегала нас на каждом шагу. Довольно часто мы видели, как над трассой в воздухе разгорались жаркие бои. Не на жизнь, а на смерть сражались с фашистскими стервятниками наши истребители и зенитчики. Однажды в сильную пургу был большой налет немецких самолетов. Возле моей машины разорвалась бомба, меня оглушило, а множество мелких осколков от лобового стекла поранило мне руки и лицо. Машина медленно опускалась под лед, а я, истекая кровью, выползла на льдину. Вскоре меня, обмороженную и окровавленную, подобрала и спасла женщина-врач».
Дорога жизни
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Всe же идет машина.
Хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала-
Эта дорога для нас!
900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии!
"Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил!"
ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ ДЕТЯМ:
1. Когда началась блокада Ленинграда?
2. Почему в городе сложилось тяжелое положение?
3. Что такое «Дорога жизни»?
4. Где она проходила? Что везли по «Дороге жизни»?
5. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
6. Кто освободил ленинградцев?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "900 дней и ночей"
В презентации представлены стихи и фотоматериалы о Блокаде Ленинграда...
900 дней и ночей
Блокада Ленинграда...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию "900 страшных дней и ночей" (старшая группа)
Конспект занятия приуроченного к дню снятия блокады Ленинграда...
Беседа о блокаде Ленинграда "Девятьсот страшных дней и ночей"
Познакомить детей с понятием "Блокада", "Дорога жизни", "Ладога". Подвиги детей во время войны....
Двести двенадцать дней и ночей
Авторская песня, приуроченная ко Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков....
900 дней и ночей, скорее смерть испугает нас
Скорее смерть испугается нас Звучит Первый концерт Чайковского для фортепиано, дети входят в залВедущий. 3 декабря 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию ««200 огненных дней и ночей»»
Цель: Познакомить детей с основными событиями Сталинградской битвы, через ознакомления детей с архитектурными памятниками города Волгограда ; активизировать речевую деятельность детей; создать у детей...