Кружок "Финансовая грамотность" для детей старшего дошкольного возраста
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
кружок
«Финансовая грамотность»
5 – 6 лет
Срок реализации 1 год
Список детей:
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Протокол от 20 № |
|
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
_________________
Приказ от 20 №
старший воспитатель
Руководители кружка: Л.А.Горбачева
Цель кружка - помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи кружка:
1. Образовательные: познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями);
2. Развивающие: развивать экономическое сознание и экономическую грамотность; развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
3. Воспитывающие: воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
Кружок составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; – сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
– приобщение детей к социокультурным нормам;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования.
Кружок предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет (старшая группа).
Срок реализации – 1 год
Формы и режим занятий: игра, беседы, занятия фронтальные, индивидуальные, экскурсии, коллективные работы, чтение художественной литературы, моделирование ситуаций – тренингов; работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги ,беседы и консультации.
Продолжительность деятельности: 2 раза в месяц
Время проведения: вторая половина дня
Длительность занятий – 30 мин.
Ожидаемый результат
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно.
Применение диагностики обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных составляющих кружка, так и всего курса в целом и позволяет определить уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных этапах освоения кружка.
Оценка результативности кружка проводится на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года два раза в год (сентябрь, май) форсированности уровня познавательного развития детей.
Высокий уровень: ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью - доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.
Средний уровень: ребенок имеет представление, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.
Низкий уровень: нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.
Календарно-тематическое планирование
1 блок – Без труда нет жизни на земле | Тема | Цель |
Сентябрь | ||
1 занятие | Беседа «Всех профессий на свете не счесть» | Цель: Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых. |
Д\И: «Продукты труда – наши добрые дела». | Цель: Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий. | |
Чтение Заходер «Строители» | Цель: расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку. | |
2 занятие | Беседа: «Профессии разные нужны» | Цель: Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. |
Д\И «Что нужно для работы?» | Цель: уточнить знания детей о профессиях, воспитывать любознательность и уважение к труду. | |
Октябрь 3 занятие | Беседа: «Профессии наших родителей». | Цель: познакомить с профессиями родителей детей группы, с профессиональными династиями семей. |
Д\И: «Самая нужная профессия». | Цель: показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества. Д\И: «Все работы хороши». | |
4 занятие | Д\И: «Все работы хороши». | Цель: закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми сведениями, воспитывать любознательность. |
Д\И: «Мамина профессия». | Цель: расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода. | |
5 занятие | Рассматривание альбома: «Труд – всему голова». | Цель: воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться. |
Ноябрь | ||
6 занятие | ||
Беседа: «Современные профессии | Цель: дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т. д. | |
Рассматривание альбома: «Современные профессии». | Цель: закрепить представления детей о современных профессиях. | |
7 занятие | Беседа: «Наш город любит трудиться». | Цель: систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города. |
Сюжетно-ролевая игра: «Я - медсестра». | Цель: расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку. | |
Декабрь | ||
8 занятие | Беседа: «Всякая вещь трудом создана». | Цель: подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь. |
Д\И: «Все работы хороши». | Цель: закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми сведениями, воспитывать любознательность. | |
9 занятие | Д\И: «12 поваров». | Цель: закрепить умение определять профессию по внешнему виду, воспитывать познавательный интерес. |
Д\И: «Хорошо - плохо». | Цель: развивать мышление, умение видеть положительные и отрицательные качества, воспитывать самостоятельность. | |
2 блок – Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны | ||
Январь | Беседа: «Где можно заработать деньги». | Цель: воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги. |
10 занятие | Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги». | Цель: дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость. |
Чтение и обсуждение сказок о деньгах). | Цель: воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность. | |
11 занятие | Беседа: «Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег». | Цель: познакомить с понятиями «деньги», «монеты», «купюры». Рассказать о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя. |
Д\И: «Изобретаем деньги будущего». | Цель: закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии. | |
12 занятие | Беседа: «Денежные знаки разных стран». | Цель: дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. |
Д\И: «Товары и услуги». | Цель: учить детей группировать потребности по категориям (товары и услуги). | |
Февраль 13 занятие | Д\И: «Три дорожки». | Цель: расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках. |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» | Цель: подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий. | |
14 занятие | Д\И: «Что сегодня я куплю». | Цель: закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продается и не покупается. |
Чтение сказок: «Муха Цокотуха», И.Галлиев «Три копейки за покупку». | Цель: подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену. | |
Март | ||
15 занятие | Беседа: «Сколько заработал – столько и купил». | Цель: учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. |
Беседа - размышление: «Чего нельзя купить за деньги». | Цель: начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается. | |
16 занятие | Беседа: «Состав семейного бюджета». | Цель: познакомить детей с составляющими семейного бюджета. Расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата».. |
«Какие бывают доходы?» | Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов. | |
Апрель | ||
17 занятие | Беседа: «Бюджет моей семьи». | Цель: применять и конкретизировать приобретенные знания о семейном бюджете каждым ребенком группы при составлении бюджета своей семьи. |
Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал | Цель: различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. | |
18 занятие | Беседа: «Какие у нас потребности?». | Цель: познакомить детей с понятием «потребности» и видами потребностей по признакам. |
Д\И: «Ты сегодня папа и получил зарплату». | Цель: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету | |
Май | ||
Беседа: «Дом, в котором живут деньги» | Беседа: «Дом, в котором живут деньги» | |
Сюжетно-ролевая игра: «Банк». | Цель: познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. | |
Беседа: «Хороший хозяин». | Цель: разъяснить детям, кого называют хорошим хозяином в семье (того, кто умеет правильно распределять семейный бюджет». | |
Чтение и обсуждение сказки: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Цель: закрепить виды потребностей; взаимосвязь потребностей и возможностей. | |
Работа с родителями
№ п/п | Содержание работы | Срок | Результат |
1. | Анкетирование родителей по теме: «Финансовая грамотность дошкольников», «Копилка домашнего опыта» | Сентябрь | Повышение родительской компетенции |
2. | Выступление на родительских собраниях: «Ребенок в мире экономики»; «Наши открытия и достижения». | В течение года | Ознакомление родителей с нормативно-правовой документацией, рабочей программой кружка, планом работы на учебный год |
3. | Вовлечение родителей к участию в проектной деятельности. Помощь в реализации проектов. | В течение года | Участие родителей в совместной проектной деятельности. Реализация вектора: Родитель – ребенок - педагог |
4. | Проведение консультаций: «Идем в магазин вместе с ребенком»; «Совместное распределение бюджета семьи»; «Какие сказки расскажут детям о финансах?»; «Играем и считаем». | В течение года | Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания, развития детей старшего дошкольного возраста. |
5. | Проведение индивидуальных консультаций: «Ваши вопросы, наши ответы» | В течение года | Повышение родительской компетенции |
6. | Проведение мастер-классов: «Поделка своими руками или как учить детей добру?»; «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм». | В течение года | Повышение родительской компетенции |
9. | Оформление стендов, ширм, папок-передвижек по вопросам воспитания и развития детей | В течение года | Информированность родителей по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста |
10. | Предоставление информации о жизни группы в вайбер | В течение года | Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания, развития детей старшего дошкольного возраста. |
11. | Вовлечение родителей (совместно с детьми или детьми и педагогом) к участию в конкурсах. | В течение года | Участие родителей (совместно с детьми или детьми и педагогом) в конкурсах. |
Литература:
1. Слободчиков, В.И., Короткова, Н.А., Нежнов, П.Г., Кириллов, И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2015. 28 с.
2. Коменский, Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2016. 104 с.
3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
4. Люнфин, О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
5. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 2017. № 9.
6. Хламова, Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2018. С. 39–41.
7. Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2018. 176 с.
8. Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2019. 48 с.
9. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2017. 256 с.
приложение
Основные понятия и термины по экономике
•Деньги -это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а
также средство сохранения стоимости.
•Банк-финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды
операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги
правительству, юридическим и физическим лицам.
•Банкир-управляющий или владелец банка.
•Доход-деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или
государство в результате какой-либо деятельности.
•Расход-деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить
товары.
•Потребность-то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
•Предложение-количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
•Реклама-информация (обобщение)о товарах, которая помогает продавцу найти
покупателя, а покупателю-сделать нужную покупку
•Семейный бюджет-распределение доходов и расходов в семье.
•Зарплата (заработная плата) -деньги, получаемые за работу.
•Цена -денежное выражение стоимости товара или услуги.
•Бартер-прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
•Заработная плата-это цена работы по производству товаров и услуг.
•Цена -некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу
товара или услуг. Цена устанавливается в результате
сбалансированности между спросом и предложением.
•Рынок-обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям.
Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамота»
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты
«Мой ребенок и финансовая грамота»
Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
- считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
- положительно;
- отрицательно;
- не готов оценить значимость курса.
Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
- до 3-х лет;
- в старшем дошкольном возрасте;
- в школе;
- не вижу необходимости в таком обучении.
Знает ли ваш ребёнок, что такое экономика?
- Да
- Нет
Нужно ли детей знакомить с экономикой?
- Да.
- Нет.
Прививаете ли вы ребёнку первоначальные экономические навыки в быту?
- Да
- Нет
Знает ли ваш ребёнок, что такое потребности?
- Да
- Нет
Знает ли Ваш ребенок о деньгах (что такое «деньги», какие они бывают (например, копейки, рубли), откуда берутся деньги, кто их зарабатывает в вашей семье и т.п.?
- Да
- Нет.
Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- Да
- Нет.
Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
- Положительно.
- Отрицательно.
Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- Да.
- Нет.
Даете ли Вы ребенку деньги (например, чтобы он расплатился в магазине или, чтобы мог самостоятельно что-то купить)?
- Да
- Нет.
Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
- Да.
- Нет.
Как ребенок относится к труду?
- Охотно принимается за дело.
-Неохотно принимается за дело.
Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
- Да.
- Нет.
Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
- Да.
- Нет.
Знают ли дети профессии родителей?
- Да.
- Нет.
Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
-- Да.
- Нет.
Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- Да.
- Нет.
Формируете ли вы у ребенка основы финансовой грамотности? (Например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку, или что родители ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги)?
- Да.
- Нет.
Считаете ли вы необходимым привитие ребенку основ финансовой грамотности? Если нет, то почему?
- Да.
- Нет.
Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
- готовы;
- не готовы;
- возможно.
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)
Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы, с участием детей старшего дошкольного возраста...