«Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Степина Любовь Викторовна

Представляю вам опыт моей работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель высшей категории Миронова Елена Геннадьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ЦО №32» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Слайд 2

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки . Цель педагогического опыта - расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Задачи: 1.Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей. 2.Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. 3.Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей. 4.Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями). 5.Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Слайд 3

Свою работу разделила на восемь экономических блоков: экономика; потребности; труд, профессии; товар, товарообмен; выгода и убыток; деньги, бюджет семьи; реклама; бизнес и капитал.

Слайд 4

Экономика Дошколята решают два основных ключевых вопроса: откуда берутся средства, и как ими распорядится.

Слайд 5

Потребность Дети получают знания и представления о том, что человек нуждается в потребностях.

Слайд 6

Труд, профессии Дети узнают, что в процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда.

Слайд 7

Товар, товарообмен В игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги.

Слайд 8

Выгода и убыток Дети самостоятельно выполняют простейшие операции для получения выгоды, определяют выгодность сделки

Слайд 9

Деньги, бюджет семьи Дети знакомятся с понятием «деньги». Рассуждают о доходах семейного бюджета.

Слайд 10

Реклама Занимательная игра дошколят: реклама любимых товаров и услуг.

Слайд 11

Бизнес и капитал Дети знакомятся с экономическими категориями «Бизнес», «Капитал», «Купля – продажа».

Слайд 12

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анкетирование , в котором приняло участие 16 родителей они ответили на 7 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 94 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 4% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Работа с родителями

Слайд 13

Участие в конкурсе В номинации «Изобразительное творчество» Придумать название и дизайн монет



Предварительный просмотр:

Опыт работы «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»

1 слайд

Представляю вам опыт моей работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

В дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание.

Чтобы дошкольникам было понятно и интересно я стараюсь подбирать разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемые для данного направления. через которые я помогаю создать у детей представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

2 слайд

Цель педагогического опыта - расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи:

1.Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2.Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3.Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4.Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5.Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

3 слайд

Свою работу разделила на восемь экономических блоков:

  1. экономика;
  2. потребности;
  3. труд, профессии;
  4. деньги, бюджет семьи;
  5. товар, товарообмен;
  6. выгода и убыток;
  7. реклама;
  8. бизнес и капитал.

4 слайд

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка, и только играя, мы это можем сделать.

Блок экономика

Дошколята решают два основных ключевых вопроса: откуда берутся средства, и как ими распорядится.

Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

5 слайд

Потребность

Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

6 Слайд

Труд, профессии

Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

7 слайд

Деньги, бюджет семьи

Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле)

8 слайд

Товар, товарообмен

В игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги.  Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

9 слайд

Выгода и убыток

Дети самостоятельно выполняют простейшие операции для получения выгоды, определяют выгодность сделки. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

10 слайд

Реклама

Впереди у нас с ребятами занимательная игра: реклама любимых товаров и услуг. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

11 слайд

Бизнес и капитал

Дети знакомятся с экономическими категориями «Бизнес», «Капитал», «Купля – продажа».  Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

12 слайд

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анкетирование, в котором приняло участие 16 родителей они ответили на 7 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 94 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 4% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку.

14 слайд

С двумя из моих воспитанников, приняли участие в творческом конкурсе «Монеты, посвященные Тульскому краю». Ждем результатов.

15 слайд

Спасибо за внимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Применение современных технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников.

Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников. С практической стороны раскрываются технологии: проектная де...

Отчёт по теме самообразования "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"

Перспективно-календарное планирование по теме самообразования...

Практический материал "Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности дошкольников"

Автором представлена подборка дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников....

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...


 

Комментарии

Алейникова Елена Александровна

Спасибо за интересный материал!