Диагностика определения уровня финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Светлана Александровна Боева

Диагностика разработана на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика

определения уровня финансовой

грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Разработала: Боева С.А.

Диагностика разработана на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Каждое из трех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе – вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

Задание 1.

Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных,

растений.

Задание 2.

Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах

(транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3

Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Критерии и показатели финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста.

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент

(наличие знаний и

представлений об

экономической жизни детей).

- Знание ребенком потребностей семьи;

- Представления о труде родителей;

- Представления об экономических понятиях;

- Проявление интереса к окружающим явлениям

современного общества.

Поведенческо-деятельностный

компонент (экономические

умения).

- Отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

- Общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный

компонент (нравственно-

экономические качества

личности).

- Проявление бережливости, ответственности,

деловитости и предприимчивости;

- Оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям,

но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее

результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Инструментарий к диагностике

Задание 1.

1)Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…(Товар)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы…(Ссуду)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…(Залог).

2) У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо).

- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).

3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).

Задание 2.

1)Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт …(Банкир)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам …(Продавцы).

2)- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина).

   - А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле).

   - Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь).

  - А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь).

3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.

Задание 3.

1)На товаре быть должна

Обязательно…(Цена)

Говорят про меня:

Деревянный я.

Но неправда, я - железный,

Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(Зарплату).

2)- На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги).

   - Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться).

- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).

3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят).

Уровни сформированности финансовых представлений

старших дошкольников

Имя ребенка

Знания о потребностях

Знания о ресурсах

Знания о деньгах, цене

Всего баллов

Уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.

Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...

Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.

Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и ...

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

Методика диагностики состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность изучения состояния мелкой моторики. Приведены методики для оценки состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ДО кружок "Юный техник"

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Примерный пакет диагностических методик для проведения диагностики уровней овладения программным материалом дошкольного уровня образования для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Психологическая составляющая позволяет определить готовность ребенка по показателям развития познавательных процессов, уровня мотивации, эмоционально-личностной зрелости к овладению программным матери...