Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности

Новикова Ирина Владимировна

Финансовая грамотность: проблемы и перспективы

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для России и других стран мира. Освоение грамотности населением является важнейшей задачей как для государства и построения его экономической политики, так и для каждого гражданина нашей страны.

Освоение основ финансовой грамотности позволяет принимать разумные финансовые решения, а также способствует достижению и улучшению личного финансового благополучия, которое позволит не только заработать и сберечь деньги, но и обеспечить личную финансовую безопасность экономического благополучия людей.

Так, в 2011 году было подписано распоряжение Правительства от 12 февраля 2011 года № 180-р «О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Финансовая грамотность: проблемы и перспективы

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для России и других стран мира. Освоение грамотности населением является важнейшей задачей как для государства и построения его экономической политики, так и для каждого гражданина нашей страны.

Освоение основ финансовой грамотности позволяет принимать разумные финансовые решения, а также способствует достижению и улучшению личного финансового благополучия, которое позволит не только заработать и сберечь деньги, но и обеспечить личную финансовую безопасность экономического благополучия людей.

Так, в 2011 году было подписано распоряжение Правительства от 12 февраля 2011 года № 180-р «О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Основные подходы и принципы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

17 октября 2013 г. № 1155 Министерством образования и науки РФ был выпущен приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу 01 января 2014 года.

В Стандарте разработаны основные принципы, цели, задачи, функции дошкольного образования, а также требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает Основную образовательную программу с учетом Примерной основной образовательной программы (п. 2.5. ФГОС ДО).

Выбирая Образовательные программы, направленные на изучение основ финансовой грамотности, педагогу необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивацию детей, а также ориентироваться на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Образовательные модели формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

При планировании содержания формирования предпосылок финансовой грамотности посредством включения материала в рабочую программу педагога рекомендуется обратить внимание на следующий алгоритм построения работы по данной теме:

1. Постановка целей, задач по данной теме, а также определение сроков реализации программы в конкретной возрастной группе.

2. Определение планируемых результатов освоения программы по формированию основ финансовой грамотности.

3. Составление тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

4. Определить основное содержание программы по формированию основ финансовой грамотности в соответствии с тематическим планированием.

При планировании содержания формирования предпосылок финансовой грамотности посредством педагогического проекта, предлагаем следующую структуру:

1. Постановка проблемы по данной теме, определение цели, которая ставится для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели.

2. Определение планируемых результатов после реализации проекта.

3. Определение сроков и этапов реализации педагогического проекта в конкретной возрастной группе.

4. Описание планируемых мероприятий в рамках реализации проекта.

Данный этап включает в себя краткое описание этапов проекта по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

I этап – подготовительный - методическая и организационная подготовка проекта:

• изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания на дошкольном уровне образования;

• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

• составление плана работы по теме проекта.

II этап – практический - реализация проектных мероприятий в форме совместной, партнерской деятельности педагога с детьми.

III этап – заключительный - анализ эффективности реализации проекта - обобщение полученных материалов - формулировка выводов - оформление отчета о реализации проекта, продуктов проекта. Определение перспектив дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, возможность развития содержания и т. д.).

Какой бы способ планирования работы по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников педагог для себя не выбрал, он должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Методические основы формирования финансовой грамотности дошкольников

Основные программы по финансовому воспитанию дошкольников, которые активно используются в настоящее время:

  1. «Тропинка в экономику» под редакцией Анны Демьяновны Шатовой.
  2. Сименкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников».
  3. «Финансовая грамотность в сказках. История Монетки», автор Елена Ульева.
  4. «Обращайся с деньгами «по-взрослому». Финансовая грамотность для детей от мобайликов», автор Алексей Гридин.

Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, детский сад включает в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

Внедрение инновационных форм работы на региональном уровне по направлению основы финансовой грамотности дошкольников. Взаимодействие с родителями

Одной из форм организации знакомства с миром финансов могут быть экскурсии. Особенно актуально, если это будут экскурсии в финансовые учреждения, которые располагаются рядом с ДОО, или туда, где работают родители, знакомство с миром профессии, которые окружают ребенка. Замечательно, если родители группы включатся в мини-проект, например, по знакомству со своими профессиями и с элементами финансовой грамотности, с которыми они сталкиваются.

Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Ведь именно через родителей ребенок получает свой первый социальный опыт.

Направления и формы взаимодействия с родителями: Тематические стенды, использование интернет-ресурсов, создание интернет-группы по взаимодействию. Онлайн-консультации, создание библиотеки. Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, папки-передвижки, театрализованные постановки. Праздники, выставки, ярмарки. Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

Современному ребенку необходимо обладать так называемыми компетенциями XXI века. В число востребованных и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность.

Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пед. совет "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Педагогический совет финансовая грамотность детей...

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...

Интерактивный практикум для родителей /педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у дошкольников...

Консультация для родителей ‹Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста »

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ...

Статья "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором раскрывается актуальность данной проблемы, а также описываетс...

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...