" Формирование финансовой грамотности у дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fnansovaya_gramotnost_rmo.docx | 151.58 КБ |
Предварительный просмотр:
« Нажить много денег – храбрость;
Сохранить их – мудрость,
А умело расходовать их – искусство»
Бертольд Авербах
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами расходами, принимать правильное решение по распределению денежных средств и грамотно их приумножать.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы дошкольникам, которые закладывают нравственные основы финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовым продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающем грамотные, взвешенные решения в будущем. Применительно к дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла – детства, закладываемые способности управления финансами являются не чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
Финансовая грамотность включает в себя:
-умение зарабатывать;
-умение тратить деньги;
-умение экономить;
-умение учитывать;
-умение планировать;…
С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идёт и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем.
Для начала необходимо чётко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понять, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течении месяца. Нужно дать ребёнку понимание термина «бюджет семьи», который складывается из доходов и расходов. Ребёнок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета. Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В своё время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а «конфеты» - это желание. Можно с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий обучить дошкольников следующему:
- что такое деньги, какие они бывают;
- банковская пластиковая карта;
- как планировать свои расходы;
- где надёжнее хранить деньги;
- что можно купить за деньги , а что нельзя;
Для более успешного понимания и освоения детьми знаниями по финансовой грамотности , своими руками изготовила интерактивное пособие Лэпбук « Финансовая грамотность». Игра для детей основной вид деятельности и через игру проходит обучение в форме ролевых игр: « Магазин», «Сбербанк», «Больница», «Кафе», «Аптека». Для детей провела цикл занятий, бесед « Что такое деньги», «Зачем нужны деньги», « Какие бывают деньги» и др. Рассмотрели плакат «Азбука финансовой грамотности». Дети изучили как выглядит российская банкнота. Узнали , что существует три вида денег: наличные деньги, безналичные деньги и электронные деньги. Познакомились с деньгами разных стран. Многим детям нравится снимать деньги в банкомате. В этот момент они стараются подражать взрослым. Но детям ещё рано пользоваться настоящим банкоматом, так как в силу возраста они не распоряжаются деньгами. В таком случае игрушечный банкомат – именно то, что необходимо юному финансисту. Я решила изготовить макет банкомата из коробки. Эта поделка создала образовательную среду по воспитанию финансовой грамотности. Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок. Прочитали сказки , в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги). Например: «Муха- цокотуха», «Лисичка со скалочкой» , «Кот в сапогах», «Колосок». Отгадывали загадки на экономическую тему, учили пословицы о труде.
Обучение детей основам финансовой грамотности будет не реализован полностью без совместного участия родителей. Для этого провела с родителями консультативную беседу на тему:«Почему важно учить ребёнка финансовой грамотности». В дальнейшем планирую совместно с родителями реализовать проект « Путешествие в страну денег».
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе финансовой. Это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
Районное методическое объединение
Тема: « Формирование финансовой грамотности у дошкольников»
Выполнила: Корчина И.А. – воспитатель 1КК
МКДОУ Перелешинскй детский сад
2022год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...
Анкета для родителей "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"
Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, ка...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности через внедрение блочной системы посредством игровой деятельности....
Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников
Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....