НОД "Семейный бюджет"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи» Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. - способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях; - учить детей определять направления и источники доходов и расходов, - устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи. - продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас детей. Развивающие: - развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой; - развивать умения определять жизненно важные потребности человека; - способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников. Воспитательные: - Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. - Воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_1.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида

Курортного района Санкт-Петербурга

План -конспект

Развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Подготовил:

Тишкова Екатерина Александровна,

Воспитатель

       

Санкт-Петербург

2022 год

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-   формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход.

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

 -   учить детей определять направления и источники доходов и расходов,

 -   устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

-   продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас детей.
Развивающие:

- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

- развивать умения определять жизненно важные потребности человека;
- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

- Воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности.

Предполагаемые результаты

1.Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, потребности, семейный бюджет, расход и даходы).

2. Понимают, что расходы не должны превышать доходы.

3.Воспитывают в себе финансовую грамотность.

Материал: Копилка, монеты, купюры, , монеты, карточки с изображенными предметами  

Оборудование: резиновый мяч.

Предварительная работа: Просмотр серии мультфильиов «Уроки тетушки совы» - «Что такое деньги», История возникновения денег», беседы о потребностях людей, расходах и доходах семьи, рассматривание денег различного достоинства.Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Ход занятия

Организация

Время

Содержание

1.Организационно-мотивационный этап

1-3 мин

Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуйте гости!
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!

Здравствуйте! Я учу ребят финансовой грамоте. А вы знаете, что это за грамота? Ваши родители ходят на работу и получают зарплату, ходят в магазин и покупают необходимые для жизни вещи, предметы, покупают вам игрушки, сладости, дают деньги на карманные расходы. Как грамотно распорядиться деньгами, чтобы их хватило на все необходимые нужды? Для это- го надо изучать финансовую грамоту.

Чтобы узнать всё это, я предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну Финансов.

Вокруг себя ты повернись в стране финансов окажись.

2.Основная часть

15 мин

1.Деньги

Послушайте загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Что это?» (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно -«деньги»..

А как называются Российские деньги? (Ответы детей).

Ребята, а какие деньги вы знаете?

Дети: монеты и банкноты

Правильно, молодцы!

Рассматриваем сначала монеты.

Какая монета? Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им. - Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Банкноты. А какие они? - Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой. - Какие банкноты вы знаете? Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется Д/и «Дополни».

 Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается.

2. Профессии

Физкультминутка

Мы в профессии играем - шагаем на месте, размахивая руками

По душе их выбираем.

И мечтаем поскорее - повороты влево, вправо, руки на поясе

Мамы с папой быть взрослее,

Чтоб не просто так мечтать, - руки за голову, прыжки на месте.

А кем быть решить и стать.

Подвижная игра «Выбор профессии» 

Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакций и умение бросать и ловить мяч; быстро реагировать и отвечать на вопросы.

Ход игры Дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.

Воспитатель: Молодцы ребята!А что получает взрослый за свой труд?(Ответы детей).  Деньги,  зарплату.

3. Доходы-расходы

Воспитатель:Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход, т.е  деньги которые он получил за свой труд.

Воспитатель: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход.  Расход – это трата, затрата, деньги на прожитие.

Итак, ваши родители ходят на работу и получают зарплату за свой труд. Бабушки и дедушки уже не работают, но получают деньги от государства — пенсию. Братья и сестры учатся в университетах, колледжах и также получают деньги от государства — стипендию. Если сложить все деньги, которые получают члены семьи: зарплату мамы и папы, стипендию брата, пенсию бабушки, все это вместе будет называться доходами семьи. А вы приносите доход в свою семью? Нет, потому что вы еще ходите в сад, о вас заботятся родители. Но вы помогаете им хорошим поведением, послушанием, работой по дому (например, вытираете пыль). На что же ваша семья тратит деньги? Семья платит за свет, отопление, горячую и холодную воду, питание членов семьи, одежду, обувь, детский сад. Эти траты называются расходами семьи.

Давайте поиграем. Д/и «Расход доходы»

Я буду вам говорить предложение и показывать карточки. А вы внимательно слушать, если это расходы семьи вы будете топать, если это доходы семьи, то топать.

Скажите, понравилась вам игра?

4. Бюджет

Воспитатель: Ребята, как вы думаете все ли расходы одинаково важны для семьи?

Необходимые траты — те вещи, без которых человек не может обойтись. Желаемые траты — вещи, которые тебе хочется купить, но ты можешь обойтись без них

Воспитатель: Игра «Хочу и надо». (разделить на команды обязательные расходы и второстепенные).

Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи. Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом.

Д/и «Семейный бюджет»

Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.

 Команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты. Питание. В секторе – продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты. Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты. Развлечения. В секторе «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр». Игрушки. В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1 свободному кружку для оплаты.

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда)

Таким образом, невозможно, ребята, купить все, что хочется. Каждая семья должна планировать свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз. Мы потратили денег меньше, чем заработали. Молодцы, ребята!

 

3. Заключительный этап.

1-2 мин

Воспитатель:Ребята, а что можно сделать с оставшимися монетами? Можно отложить на следующую покупку и потом  потратить на нужные вещи.

Складываем монеты в копилку.

Понравилось вам занятие? А знания, которые мы получили на занятии, смогут нам самим пригодиться? Что мы можем рассказать дома родителям? Что было на занятии трудным, а что лёгким?

  1. За такую замечательную работу я хочу подарить эти золотые монеты, они сладкие. До свидания!

Используемая литература:

1. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с. 2

2. Галкина Л.Н. Экономика для детей: метод. пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.

3.Синицына, В. Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В. Н. Синицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 282-284.


4.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

5..Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48

Интернет-ресурсы

 cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Балаларның юлларда һәм урамнарда үз-үзләрен тотуы. Велосипед һәм аннан файдалану"Эшне үтәде: Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә

Программа эчтәлеге :Белем бирүче: Балаларны велосипед һәм аннан ничек файдалану, аны буеңа һәм яшь үзенчәлегенә карап сайларга өйрәтү. Велосипед өчен кирәкле юл билгеләре  белән танышт...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы Тема: “Елмаюга ни җитә – елмаю боз эретә”

Максат:         Балаларда халык әсәрләре аша ярдәмчеллек һәм ягымлылык хисе тәрбияләү,тылсымлы сүзләр куллануны активлаштыру. Балаларда халык авыз иҗаты ә...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы. Уртанчылар төркеменә әхлак тәрбиясе бирү буенча перспектив план.

Максат:Балаларга иң гади әхлак кагыйдәләрен системага салып өйрәтү, кешелеклелек сыйфатлары тәрбияләү, бер-берсе белән дустанә мөнәсәбәт урнаштырырга өйрәтү, әйләнә-тирәгә сакчыл караш тәрбияләү...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы Тема: “Авыл урамына сәяхәт” (Өлкәннәр төркеме.)

Максат:балаларны җәяүлеләр өчен булган кагыйдәләр белән таныштыруны дәвам итү.Җәяүлеләр өчен булган кагыйдәләр хәрәкәт итүче транспортка юл читеннән каршы бару, юлны аркылы чыгу тәртибен аңлату....

Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"

Конспект для подготовительной группы...

Семейный бюджет

Задачи: - дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете.                - научить практически распределять сем...