КОГДА УЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
консультация по основам финансовой грамотности
Поскольку ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, накопленный детьми опыт, имеющиеся у них экономические представления переносятся в игру, что способствует развитию экономических качеств личности: бережливости, практичности, расчётливости, предприимчивости, экономности, трудолюбия, уважительного отношения к результатам труда взрослых. Вопросы экономического воспитания детей в семье заслуживают отдельного внимания....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_butenko_i.n.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОГДА УЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
«Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни».
И. Колемана.
Дети растут и когда-то они станут взрослыми. Какие знания они получат в детстве, такими работниками, мужьями, женами станут впоследствии. Некоторые знания очень важны, причем, чем в более раннем возрасте дети получат важные знания, тем больше ошибок удастся избежать в зрелом возрасте. Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенка тому, что важно для них. Главная задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им стать успешными, счастливыми. К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука о деньгах.
Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно. Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже, будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример - это может быть жизнь «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На взрослых, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Семья является первой социальной средой, в которой ребенок знакомится с экономическими понятиями и отношениями, потребностями и способами их удовлетворения, поэтому именно от родителей и родственников, проживающих вместе с ребенком, во многом зависит уровень экономической культуры дошкольников. Однако необходимость экономического воспитания детей большинством родителей не осознается. Молодые семьи еще сами учатся распределять бюджет, обеспеченные семьи не обращают внимания на повышенные расходы, многие семьи не понимают важности экономического образования детей или не владеют знаниями о том, как правильно это осуществить. Стоит отметить, что экономическое воспитание ребенка в семье реализуется в форме бытовой деятельности. Он получает первые элементарные представления об экономии и начинает задавать вопросы: почему нельзя оставлять воду включенной, почему нужно выключать свет в комнате, в которой мы не сидим. Важно, чтобы взрослые, сами соблюдали правила экономии. Экономическое воспитание должно начинаться в семье потому, что именно здесь ребенок приобретает первый опыт, который в детском саду, уточняется и обобщается.
Поскольку ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, накопленный детьми опыт, имеющиеся у них экономические представления переносятся в игру, что способствует развитию экономических качеств личности: бережливости, практичности, расчетливости, предприимчивости, экономности, трудолюбия, уважительного отношения к результатам труда взрослых. Вопросы экономического воспитания детей в семье заслуживают отдельного внимания. Если говорить об экономических отношениях, принятых в семье, то они во многом определяются такими факторами, как труд родителей, материальные и финансовые потребности родителей, семейные традиции и ценности, моральные взаимоотношения в семье. Очень важно определить обязанности самого ребенка по дому, включать его в активную жизнь семьи с ранних лет, приучать следить за своими вещами, их сохранностью и состоянием, воспитывать ответственность за их использование. Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Памятка для родителей
1. Рассказывайте детям о своей работе. Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение. Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «а можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».
3. Не приучайте детей к излишествам. Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
4. Формируйте у детей разумные потребности. Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.
5. Учите детей бережливости. Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
6. Помогите детям осознать стоимость вещей. С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т. д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги
7. Привлекайте детей к работе по дому. Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию
8. Дети должны знать цену деньгам. Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд. Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут больше шансов воспитать успевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.
Список литературы: 1. Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические: Волгоград: Учитель, 2008 стр.169.
2. Прокофьева Н.М., Ханова Т.Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста: Детский сад от А до Я. 2018. №2 (92).
3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему важно учить детей финансовой грамотности, чему именно их нужно научить и как это сделать.
Чему же стоит научить наших детей до вылета из гнезда:Деньги мы получаем за труд. Очень важная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ак...
Когда нужно учить ребенка финансовой грамотности
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Когда нужно начинать учить ребёнка финансовой грамотности?»
познавательное развитие....
Когда нужно начинать учить детей финансовой грамотности
В дошкольном возрасте можно научить самой концепции денег - иными словами, что такое деньги и зачем они нужны.......
Когда нужно учить ребенка финансовой грамотности
Консультация для родителей "Когда нужно учить ребенка финансовой грамотности"...
Консультация. "Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности"
В данной консультации говорится, о том какие бывают деньги, для чего они нужны, как и куда их тратить....