Откуда берутся деньги и на что тратятся
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по финансовой грамотности
«Откуда берутся деньги и на что тратятся»
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия»,» стипендия »; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материалы: картинки с изображением профессий, различных статей расходов семьи, карточки с буквами «Д» и «Р», корзина , муляжи .фруктов: груш и яблок
Ход занятия:
Организационная игра
Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Дети , когда мы узнали , что придут гости , мы удивились (Изображают удивление)
Потом мы стали думать , что покажем гостям.
А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались.
Пошлем улыбку гостям.
Воспитатель предлагает детям закончить стихотворение:
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо всё это …. (купить)
В.: За все товары мы платим деньги. А откуда берутся деньги?
Дети: Мама и папа зарабатывают
В.: Правильно, это деньги, которые родители получают за свой труд. Вы конечно знаете кем работают ваши мамы и папы . Назовите их профессии. Кем бы они не были по профессии -врачами, учителями, продавцами , полицейскими, парикмахерами- все они получают за свой труд деньги , которые называются заработная плата.
А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги на покупки?
Ответы детей.
В.: Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется дотация на детей. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется стипендия. Если сложить все деньги – это будет доход семьи. А вы приносите доход в свою семью? Нет , но вы ходите в детский сад , о вас заботятся родители и вы помогаете своим родителям, расскажите как? Ответы детей.
В. . Но в каждой семье есть не только доходы, но и расходы.
Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи.
Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги? Слайд расходы
деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.
Дидактическая игра «Куда пойдем мы всей семьей?».
В. описывает повторяющиеся ситуации, требующие похода в банк или магазин. Дети отвечают.
в холодильнике закончились фрукты: яблоки, бананы, апельсины (магазин);
- дома сломался пылесос, а денег на покупку нового не хватает (банк);
- папа хочет купить новую машину (магазин);
- денег на покупку новой машины не хватает (банк);
- сестренке или братику нужно купить набор цветных карандашей (магазин);
- мама выиграла в лотерею, но не хочет пока тратить деньги (банк);
- у папы сломалась удочка, где он может купить новую? (магазин);
- маме с папой нужно сохранить деньги для покупки дачного участка через год (банк).
Воспитатель: - А сейчас предлагаю немного отдохнуть
(физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? (Показать на углы с поворотами туловища.)
Сколько ног у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги.)
Сколько пальцев на руках? (Раскрыть пальцы рук.)
Сколько пальцев на ногах? (Присесть, коснуться носков ног.)
Сколько в садике скамеек? (Полуприседания.)
Сколько в пятачке копеек?
В. Дети мы с вами выяснили, что такое доходы и расходы
Перед вами лежат две буквы: Д –доходы семьи, Р –расходы семьи Я буду называть предложение, а вы внимательно слушать и поднимать вверх нужную карточку с буквой Д или Р.
Зарплата папы, пенсия бабушки, подарок на день рождения, ремонт машины, оплата за детский садик, покупка игрушек, продажа собранных на огороде овощей, поездка на море, поход в супермаркет, стипендия сестры. Молодцы дети! Вы правильно ответили на вопросы и выбрали нужные карточки.
Доходы и расходы, которые планирует семья в будущем, составляют семейный бюджет. Перед вами дети корзина , в ней лежат яблоки. Рядом с корзиной на тарелке лежат груши. Представим , что яблоки –это деньги вашей семьи, которые нужно потратить, доходы семьи –это груши. Предлагаю разделиться на две команды. Я буду перечислять вам доходы и расходы семьи. Та команда , которая услышит первой о доходах поднимает руку вверх, подбегает, берёт грушу и кладет в корзину. Если я назову расходы, вы поднимаете руку вверх и забираете яблоко из корзины и кладёте в тарелку. Итак начинаем, в следующем месяце:
Родители получат зарплату(кладём грушу в корзину)
Родители заплатят за электричество в квартире(забираем яблоко)
Вы с родителями поедете в супермаркет за продуктами (забираем из корзины яблоко)
Бабушка получит пенсию (кладём грушу в корзину)
Нужно подстричься в парикмахерской (забираем из корзины яблоко)
Сестра устроилась на работу( кладём в корзину яблоко)
Мамам с папой продадут урожай фруктов( кладём грушу в корзину)
Всей семьёй пойдёте в кинотеатр( забираем из корзины яблоко), вот так мы с вами распланировали наш семейный бюджет. Посмотрите в корзину , остались в ней яблоки? (В корзине должно остаться не меньше трёх яблок). Эти яблоки – наши сбережения. Мы потратили денег меньше , чем заработали. Молодцы , дети. Как мы знаем любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят дешевле. Прежде чем что-либо приобрести, необходимо подумать , хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи нужные каждой семье( мебель, компьютер, машина , квартира, дача)взрослые откладывают деньги(копят) , а потом приобретают. Каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета. Главное понимать что мама и папа могут потратить на ваши желания только запланированные деньги .
И в заключении мы с вами поиграем.
Игра «Что нельзя купить на деньги»
Хлеб
Фрукты
Ум
Конфеты
Молоко
Овощи
Вежливость
Мебель
Дом
Дружба
Телефон
Игрушки
Здоровье
семья
Рефлексия : Сколько всего полезного мы сегодня узнали
Продолжите фразу »Сегодня мне запомнилось…», «Сегодня было трудно..»
Из чего состоит доход семьи , Что такое расходы
Отгадайте загадку:
И врачу и акробату
Выдают за труд ….( зарплату)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …( продавцы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми по теме "Откуда берутся деньги и на что тратятся?"
Беседа с детьми «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»Цель: Познакомить с источником доходов и расходов семьи.Задачи:Дать представление о планировании семейного бюджета.Прививать...
"Откуда берутся деньги и зачем они нужны"
презентация...
Беседа "Откуда берутся деньги и на что они тратятся?" в подг гр
Беседа "Откуда берутся деньги и на что они тратятся?" в подг гр...
Беседа "Откуда берутся деньги и на что тратятся"
познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Обучение финансовой грамотности» для детей подготовительной группы Тема: «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Обучение финансовой грамотности»для детей подготовительной группыТема: «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»...
Конспект «Откуда берутся деньги»
Формирование финансовой грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни....
Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»
Цель: Познакомить с источником доходов и расходов семьи.Задачи:Дать представление о планировании семейного бюджета.Прививать бережливость к трате денег.Учить анализировать собственное мнение, сл...