Консультация для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности»
консультация по основам финансовой грамотности (младшая группа)
Консультация для родителей
«Как обучить детей финансовой грамотности»
Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем. Но всё ли мы делаем для этого? Ведь нашим детям предстоит жить в мире, где владение нужной информацией решает практически всё. А достаточно ли они знают о мире финансов? Умеют ли грамотно обращаться с деньгами и защищать их?
Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, едут с родителями в общественном транспорте, идут в места бесплатного либо платного отдыха и развлечений.
Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6лет, когда дети активно желают помогать другому и усваивают нравственные ценности. Дошкольник активно усваивает мир социальных явлений, вырабатывает собственное понимание и отношение к ним. Ребенок 5-6 лет начинает осознавать суть понятий: выгодно, не выгодно; выигрыш, проигрыш, а также эмоционально воспринимает ситуацию успеха и не успеха. Другой предпосылкой является становление и развитие способностей ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиций, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья, и то какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношение к экономическим ценностям.
Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья.
Именно в семье реальные деньги, покупки, траты, достаток или его отсутствие.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается дошкольник, это детский
сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, учреждения культуры, средства массовой информации представляют еще больший спектр для познания современного мира ребенком, в том числе экономических реалий.
Но надо иметь ввиду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают окружающий
их мир, широкий социум через призму их родителей, оценок семейного отношения к
ним.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
Как экономить деньги.
Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
Как работают банки.
Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1.Что такое деньги.
2. Где их взять.
3. Как ими правильно распоряжаться.
Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес.
Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.
· Расскажите ребёнку, какие потребности есть в Вашей семье. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний Ваших или его.
Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.
· Планируя посещение магазина, заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Составляйте список покупок совместно с ребёнком - вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить.
Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что Вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а Вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.
· Научите ребенка правильно выбирать товар и покупать товар.
Покажите ему, где находятся в магазине различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т.п. Обратите его внимание на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который Вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество. Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).
· Учите ребенка считать деньги.
Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает». Почаще берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.
· Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь, расскажите о конкретных обязанностях. Если существует возможность, устройте экскурсию на работу мамы или папы, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Объясните, что каждый труд важен и полезен.
Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.
· Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки.
Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую Вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.
· Учите ребенка планировать семейный бюджет.
Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.
Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом. Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки». В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми?
Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?».
Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.
Можно предложить ребенку следующие игры.
1. «Магазин».
Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.
С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.
2. «Реклама».
Эта игра способствуют развитию словесно-логического мышления и коммуникативных навыков.
На «витрине» выставлено несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.
3. «Профессии»
Родители рассказывают детям о труде каждого члена семьи и играют в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.
Ребенку предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы – уровне образования старших дошкольников — на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Литература, которая поможет вам вырастить финансово грамотного ребенка:
1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.- сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
5. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dengi.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как обучить детей финансовой грамотности»
Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем. Но всё ли мы делаем для этого? Ведь нашим детям предстоит жить в мире, где владение нужной информацией решает практически всё. А достаточно ли они знают о мире финансов? Умеют ли грамотно обращаться с деньгами и защищать их?
Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, едут с родителями в общественном транспорте, идут в места бесплатного либо платного отдыха и развлечений.
Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6лет, когда дети активно желают помогать другому и усваивают нравственные ценности. Дошкольник активно усваивает мир социальных явлений, вырабатывает собственное понимание и отношение к ним. Ребенок 5-6 лет начинает осознавать суть понятий: выгодно, не выгодно; выигрыш, проигрыш, а также эмоционально воспринимает ситуацию успеха и не успеха. Другой предпосылкой является становление и развитие способностей ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиций, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья, и то какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношение к экономическим ценностям.
Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья.
Именно в семье реальные деньги, покупки, траты, достаток или его отсутствие.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается дошкольник, это детский
сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, учреждения культуры, средства массовой информации представляют еще больший спектр для познания современного мира ребенком, в том числе экономических реалий.
Но надо иметь ввиду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают окружающий
их мир, широкий социум через призму их родителей, оценок семейного отношения к
ним.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
Как экономить деньги.
Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
Как работают банки.
Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1.Что такое деньги.
2. Где их взять.
3. Как ими правильно распоряжаться.
Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес.
Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.
∙ Расскажите ребёнку, какие потребности есть в Вашей семье. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний Ваших или его.
Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.
∙ Планируя посещение магазина, заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Составляйте список покупок совместно с ребёнком - вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить.
Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что Вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а Вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.
∙ Научите ребенка правильно выбирать товар и покупать товар.
Покажите ему, где находятся в магазине различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т.п. Обратите его внимание на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который Вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество. Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).
∙ Учите ребенка считать деньги.
Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает». Почаще берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.
∙ Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь, расскажите о конкретных обязанностях. Если существует возможность, устройте экскурсию на работу мамы или папы, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Объясните, что каждый труд важен и полезен.
Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.
∙ Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки.
Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую Вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.
∙ Учите ребенка планировать семейный бюджет.
Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.
Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом. Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки». В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми?
Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?».
Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.
Можно предложить ребенку следующие игры.
1. «Магазин».
Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.
С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.
2. «Реклама».
Эта игра способствуют развитию словесно-логического мышления и коммуникативных навыков.
На «витрине» выставлено несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.
3. «Профессии»
Родители рассказывают детям о труде каждого члена семьи и играют в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.
Ребенку предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы – уровне образования старших дошкольников — на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Литература, которая поможет вам вырастить финансово грамотного ребенка:
1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.- сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
5. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как обучить детей финансовой грамотности"
Советы родителям по воспитанию финансовой грамотности у детей...
Консультация для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности»
Консультация для родителей«Как обучить детей финансовой грамотности» Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.Данное руководс...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ОБУЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
материал для родителей...
Консультация для родителей (стенд) "Обучаем детей финансовой грамотности"
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотност...
Консультация для родителей "Как обучить детей финансовой грамотности"
Консультация для родителей "Как обучить детей финансовой грамотности"...
Консультация для родителей. Как обучить детей финансовой грамотности.
Данное руководство написано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей. Финансовая грамотность- это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с ...