проект по финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
Администрации города по Октябрьскому району
Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Проект
по формированию финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста
«Золотой ключик»
Составила: воспитатель Чепурнова И.В.
Красноярск 2021
Пояснительная записка
Проект «Золотой ключик» для детей старшего возраста разработан в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Цель проекта:
Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Образовательные
- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства);
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.
- Развивающие:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
- наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием.
- Воспитательные:
- воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;
- воспитывать любовь и уважение к старшим;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество, укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
- формировать социально-коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности;
- Коррекционные:
- активизация словаря детей.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают основные финансово-экономические понятия и категории;
- Дети имеют знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
-обогащение словарного запаса, связанного с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- воспитание в себе таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- развитие в себе общительности, чувство собственного достоинства, ответственности, стремление доводить начатое дело до конца;
- имеют здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;
-умеют соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
- умеют вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- понимают и ценят окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Участники:
родители, дети, воспитатели подготовительной группы « Золотой ключик»
Срок реализации проекта:
долгосрочный:сентябрь 2021г.-май 2022г.
Тип проекта: познавательный
Актуальность темы:
Актуальность проекта обусловлена тем, что сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на жизненном уровне. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Организация по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого дошкольника.
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня, продолжительность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий– 30 минут.
Перспективное планирование реализации проекта « Золотой ключик»
этапы реализации | Содержание работы | Задачи | Сроки реализации |
1 этап Организационный | 1. Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала для реализации проекта 2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту 3. Подбор художественной литературы для детей по теме проекта 4. Подбор необходимого оборудования и пособий для проекта 5. Родительское собрание - выступление с докладом «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста» 6. Анкетирование родителей: «Трудовое воспитание дошкольников», «Экономическое воспитание дошкольников» | Подбор методической литературеы по теме. Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Вовлечение родителей в образовательный процесс. | Сентябрь 2021г. Сентябрь 2021 Октябрь 2021 |
2 этап Основной | 1.Консультация для родителей « Зачем нужна финансовая грамотность»
«Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) 3. конкурс плакатов «Финансовая грамотность» 4. беседа « Труд основа жизни» 5. С\р игра «Мои домашние обязанности» 6. работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности 7. Д/и «Что создается трудом» «Угадай профессию» 8. Семейное древо профессий 9. внести в родительский уголок картотеку по финансовой грамотности «Со сказочными героями в мир экономики» |
Учить работать с энциклопедиями. | Октябрь 2021 |
1.Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» 2. Беседа с детьми « Трудовая денежка всегда крепка» 3. Чтение сказки « Буратино» работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности 4. Буклет для родителей « Финансовая грамотность начинается в семье» 5. занятие-презентация «Путешествие рубля» |
Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран; Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар | Ноябрь 2021 | |
1.Мастер-класс для педагогов «Финансовая грамотность старших дошкольников ДОО». 2.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности 3. занятие .«Копейка рубль бережет» 4. Чтение сказки « Кто хорошо потрудился- у того труд в монетку, да в рубль превратился!» 5. папка-передвижка для родителей «Практические советы по формированию финансовой грамоты у детей старшего дошкольного возраста» 6. изготовление сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» |
| Декабрь 2021 | |
1.Занятие – путешествие «Наши потребности» 2. работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности 3.Деловая игра «Юные финансисты» 4. Изготовление сюжетно-ролевой игры «Сбербанк» 5. Наш город «Дом, где живут деньги» 6.Раскраска для детей по финансовой грамотности 7.Изготовление альбома «Деньги разных стран» |
Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет
Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависитцена товара.
Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир. | Январь 2022 | |
1.«Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) 2.«Реклама, как она работает» 3.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности 4.Игры экономического содержания « Что сегодня я куплю?» 5.Сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» | Знакомство с пословицами и поговорками о труде
Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). | Февраль 2022 | |
1 беседа .«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) 2.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности 3. Изготовление сюжетно-ролевой игры «Почта» 4.К.Чуковский « Муха-Цокотуха» 5.Дидактическая игра «Наоборот» 6.консультация для родителей « Секреты экономики» |
Давать нравственную оценку поступкам героев. | Март 2022 | |
1.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности 2.Беседа«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) 3.Изготовление лэпбука «Экономическое воспитание 4.Выставка « Моя копилка» 5.Просмотр мультфильма «В долг брать легко, да платить тяжело» 6.Русская народная сказка «Мужик и медведь» 7.Сюжетно-ролевая игра «Семья» 8. Консультация для родителей « Как научить детей контролировать финансы» |
Формировать у детей потребность в их экономии. Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»). | Апрель 2022 | |
1.работа в рабочей тетради по формированию финансовой грамотности 2. изготовление лэпбука « Профессии» 3. дидактическая игра « Нужные и желаемые покупки» 4.консультация для родителей « Картотека сказок по экономическому воспитанию дошкольников» | Закрепление у детей основ финансовой грамотности. | Май 2022 | |
3 этап заключительный | 5.Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей 6.квест-игра «Золотой ключик» | Закрепление у детей основ финансовой грамотности. | Май 2022 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
- Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-456534-1669740339.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-986912-1534677374.jpg)
Проект по финансовой грамотности
25 октября состоялась встреча в родительском клубе «СемьЯ». Тема встречи: " Азы финансового воспитания".Родителям была предложена тема для дискуссии: &laqu...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-986912-1534677374.jpg)
Проект по финансовой грамотности
4 октября ребята старшей группы познакомились с таким понятием как "Бартер"Дети с воспитателем вспомнили сказку «Дудочка и кувшинчик» и "Мена"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-986912-1534677374.jpg)
Проект по финансовой грамотности
26 сентября в гости к дошкольникам пришли первоклассники, учащиеся МБОУ ООШ №8. Дети стали участниками викторины "Мы экономим". В начале мероприятия ребята разделились...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-986912-1534677374.jpg)
Проект по финансовой грамотности
11 августа ребята из старшей и подготовительной группы стали участниками квест-игры «Путешествие в Мастер-град». К ребятам в группу пришел Незнайка (восп...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-986912-1534677374.jpg)
Проект по финансовой грамотности
Многое в жизни надо уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, это, в конечном итоге, умение жить. Бережливость – это такое качество, которое затрагивает все аспекты наше...
Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»
Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...