Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Приобщение детей к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время значимых проблем на современном этапе.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста:
- во-первых, это приближает ребёнка к реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем;
- во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления;
- в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы организации, одним из которых является игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут дидактические игры с экономическим содержанием: уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
Использование разнообразных игр по финансовой грамотности даёт возможность вовлечь детей в мир финансов, сделать процесс познания экономики интересным и доступным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igra_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 96.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Хмелевицкий детский сад
Картотека дидактических игр
по финансовой грамотности
для детей 5 – 7 лет
Разработала воспитатель
высшей квалификационной категории
Лебедева Ю.Е.
с.Хмелевицы, 2021г.
Приобщение детей к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время значимых проблем на современном этапе.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста:
- во-первых, это приближает ребёнка к реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем;
- во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления;
- в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы организации, одним из которых является игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут дидактические игры с экономическим содержанием: уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
Использование разнообразных игр по финансовой грамотности даёт возможность вовлечь детей в мир финансов, сделать процесс познания экономики интересным и доступным.
- Дидактическая игра «Дороже – дешевле»
Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле».
Материал: карточки с изображением товара.
Содержание игры:
1. Предложить ребенку пару карточек для определения, какой товар дешевле, какой дороже.
2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
2. Дидактическая игра «Какие бывают доходы»
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные и неосновные).
Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающие дополнительный доход.
Содержание игры:
Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
3. Дидактическая игра «Угадай, где продаются»
Цель: формировать умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются. Развить умение обобщать группы предметов.
Материалы: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д. Содержание игры:
Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
4. Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях. Воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание игры:
Ребёнок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
5. Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание игры:
У каждого ребёнка набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребёнок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличие (наличие результата труда или его отсутствие).
6. Дидактическая игра «Товарный поезд»
Цель: закреплять знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание игры:
Вариант 1. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода.
Вариант 2. Дети группируют предметы по месту производства: мебель - мебельная фабрика, посуда - фаянсовый завод, игрушки - игрушечная фабрика.
7. Дидактическая игра «Маршруты товаров»
Цель: развивать умение различать товары по их принадлежности к определённой группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).
Материал: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т.п.
Содержание игры:
Каждый ребёнок выбирает карточку – картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти товар. Выигрывает тот, кто правильно подберёт карточки к табличкам с названием магазина.
8. Дидактическая игра «Собери вместе»
Цель: расширять представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал: карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание игры:
У каждого ребенка - карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные - несъедобные; игрушки - орудия труда; товары, обязательные для каждого - необязательные, и т.д.
9. Дидактическая игра «Угадай, где продаются»
Цель: формировать умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
Содержание игры:
Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
10. Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание игры:
Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
11. Дидактическая игра «Что быстрее купят»
Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
Содержание игры:
Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
12. Дидактическая игра «Что и когда лучше продавать?»
Цель: закреплять знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание игры:
Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан - в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».
13. Дидактическая игра «Домино»
Цель: закреплять знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
Материал: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.
Содержание игры:
Правила игры - общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки.
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
14. Дидактическая игра «Что дешевле?»
Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал: карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание игры:
Сначала дети подбирают предметы контрастные по цене, а затем устанавливают ассортимент товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
15. Дидактическая игра «Назови монету»
Цель: расширять представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.
Материал: сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.
Содержание игры:
Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.
16. Дидактическая игра «Кому что подарим?»
Цель: развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Материал: карточки - картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, щенок, котенок, платье, велосипед, заколка, книга.
Содержание игры:
Вместе с детьми воспитатель выбирает ребенка, которому будут дарить подарки (с помощью считалки). Остальным ребятам воспитатель предлагает рассмотреть карточки - картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения. Дети должны выбирать понравившуюся и подарить ребенку, которого выбрали заранее. При этом дети объясняют свой выбор.
17. Дидактическая игра «Какое слово лишнее?»
Цель: развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.
Материал: карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.
Рубль, Франк, марка (в монетах, рубль (банкнота).
Кофта, машина, кольцо, солнце.
Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.
Цена, товар, деньги, ночь.
Содержание игры:
Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.
18. Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: формировать умение самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
Материал: подбор слов (дорого - дешево, ленивый - трудолюбивый, экспорт - импорт, много - мало, покупатель - продавец и т.д.).
Содержание игры:
Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Игры с финансовым уклоном действий, дадут представление о деньгах, о том, зачем они нужны и откуда берутся.Как можно приумножить свои сбережения, какие опасности при этом подстерегают. Ребенок переста...
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет....
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.
Финансовая грамотность - это качество человека, которое формируется с малого возраста....
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.
Профориентация - это неотъемлемая часть общекультурной среды....
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет. ...
Картотека дидактических игр финансовой грамотности
Картотека для средней группы...
Картотека игр по финансовой грамотности детей 5-7 лет
картотека дидактических и практических игр...