Программа "Феечка Копеечка"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_feechki_kopeechki.docx | 72.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Белозерский детский сад № 1» Корюкинский филиал
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ
« Белозерский ДС № 1»
___________ Зверева С. А.
Рабочая программа клуба для детей старшей и подготовительной группы
«Школа феечки Копеечки»
на 2021-2022 год
Уровень освоения программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Выполнила :
Воспитатель
Абрамовская Е.Н.
2021 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Школа феечки Копеечки» |
Автор-составитель | Абрамовская Екатерина Николаевна воспитатель первая квалификационная категория |
Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Белозерский детский сад № 1» Корюкинский филиал |
Тип программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая |
Направленность программы | Естественнонаучная |
Образовательная область | познавательное развитие |
Вид программы | Модифицированная |
Срок обучения Объем программы | 1 год 31 часа |
Возраст учащихся | 5-7 лет |
Уровень освоения предметной деятельности | Ознакомительный |
Цель | Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста. |
С какого года реализуется программа | 2021 учебного года |
Список детей по подгруппам
№ | старшая подготовительная группа |
1 | Солоцкий Семен |
2 | Солонин Егор |
3 | Чухломина Полина |
4 | Демидова Кристина |
5 | Шаршин Дмитрий |
6 | Мельников Артем |
7 | Бабушкин Иван |
8 | Баргулова Ильнара |
9 | Абышев Дмитрий |
10 | Зяблов Роман |
11 | Митрохина Диана |
12 | Щеколова Мария |
13 | Развозжаев Ярослав |
14 | Баргулова Ильнара |
15 | Ташмагамбетова Аружан |
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………3
1.2. Основные цели и задачи кружка………………………………………….4
1.3. Основные принципы ………………………………………………………5
1.4. Предполагаемые результаты реализации Программы кружка………....6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ РАЗДЕЛ
2.1. Интеграция образовательных областей ……………………………….....8
2.2. Система оценки результатов освоения Программы кружка……………8
2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы кружка………………………………………………………………………….11
2.4. Содержание Программы кружка………………………………………...13
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические условия реализации программы ……….....14
3.2. Организация кружковой деятельности …………………………………15
3.3 Методическое обеспечение ………………………………………………17
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
«… Я чувствую себя вправе сказать:
Да здравствует самообразование
во всех областях! ...
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли
Сами, побуждаемые
Собственной страстью,
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К.И. Чуковский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Актуальность программы
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
1.2. Основные цели и задачи кружка
Цель данной программы кружка:
Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие задачи:
сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.
Развивающие задачи:
развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
1.3. Основные принципы
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
гармоничного восприятия экономической культуры;
экономической направленности в воспитании;
целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
единство воспитания, обучения и развития;
системность и последовательность;
сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
наглядность;
доступность;
активность.
1.4. Предполагаемые результаты реализации Программы кружка
Результаты освоения Программы кружка представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ РАЗДЕЛ
2.1. Интеграция образовательных областей
Программа кружка реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Программа кружка составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.
2.2. Система оценки результатов освоения программы кружка
Показатели результативности реализации программы
С целью определения уровня усвоения программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится диагностика учащихся в течение всего периода обучения. Диагностика проходит в два этапа: входящая диагностика (по необходимости) и итоговая аттестации, используются такие формы обследования , как блицопрос, беседа , анкетирование родителей.
Основой для выявления освоения программного материала воспитанниками служит методическое пособие Г. П. Поварнициной « Финансовая грамотность дошкольника»
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Год обучения | Вид и дата проведения | |
входящая | итоговая | |
1 | сентябрь | май |
Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.
Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в распознании его по содержанию, не может установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта, частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации
программы кружка
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:
― сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),
― дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),
― настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
― речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.
При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:
1 Уровень - предполагает ведущую роль педагога.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.
2 Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.
Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.
3 Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
4 Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).
Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
2.4. Содержание Программы кружка
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические условия реализации программы
Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь
обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:
осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.2. Организация кружковой деятельности
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
1. Преобладает игровой метод обучения.
2. Использование специализированной литературы в обучении.
3.Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
4. Создание ситуации успеха.
5. Организация различных видов стимулирования.
Сроки реализации программы: 1 год.
Категория: старший дошкольный возраст 5 - 7 лет
Режим занятий – 4 раза в месяц
Время проведения: вторая половина дня
Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.
Количество занятий - 31
Методы: игровой практический, наглядный, словесный.
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования. Длительность занятия 25-30 минут.(старшая –подготовительная группы соответственно)
Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:
- упражнения на мелкую моторику;
- экспериментальная деятельность;
- игровые ситуации;
- мозговой штурм;
- чтение произведений детской литературы;
- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».
3.3 Методическое обеспечение
1. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
2. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
4. Щербинина С.М "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. /. - г. Усолье - Сибирское, 2010.
5. Сказки о деньгах.
6. Интернет источники.
Учебно- тематический план работы
В старшей разновозрастной группе из расчета 1 академический час работы в неделю
Таким образом ,количество занятий учебного периода будет составлять 31 академических часа.
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Месяцы | Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий) | |
Часы | ||
теория | практика | |
Сентябрь | 1,5ч | 1,5ч |
Октябрь | 2 ч | 2 ч |
Ноябрь | 2 ч | 2 ч |
Декабрь | 1,5 ч. | 1,5ч |
Январь | 1,5 ч | 1,5ч |
Февраль | 2 ч | 2 ч |
Март | 2 ч | 2 ч |
Апрель | 2 ч | 2 ч |
Май
| 1 ч.
| 1 ч |
ИТОГО | 15,5 ч | 15,5 ч |
31 час. |
Учебно-тематический план
месяц | № занятия, число | тема занятия | Виды деятельности | оборудование |
сентябрь | № 1 | Знакомство с феечкой Копеечкой Цель: Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. | Презентация - «Откуда пришли деньги?»- Путешествие в прошлое денег. Виртуальное путешествие с использованием ИКТ. Познакомить с историей возникновения денег.
Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны? | Компьютер, проектор, книжка раскладушка «История возникновения денег». феечка Копеечка |
№ 2 | Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.
Цель : Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. | Дидактическая игра «Заветные желания» | Денежные купюры, монеты разного достоинства. | |
№ 3 | «Товары в магазине» Цель: Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. | Беседа - «Понятие цены, стоимости».
| Демонстрация мультфильма «Телефон». | |
октябрь | № 4 | «Деньги –это…» Цель : Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты. | Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта». Игра – «Магазин»
| Атрибуты для игры в магазин шаблоны карточек |
№ 5 | «Что такое валюта» Цель: Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро | Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.)
Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», | Муляжи денег разных стран сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом» | |
№ 6 | «Банк» Цель : Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями | Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная экскурсия.)
Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» . | компьютер, медиа | |
№ 7 | «Путешествие денежки» | Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 97 | журнал феечки Копеечки, карта мира, флажки стран, иллюстрации сказок кроссворд | |
ноябрь | № 8 | Квест-игра «В поисках клада» Цель: формировать у детей первичные экономические представления и компетенции в игре; закрепить представления экономических понятий: потребности, деньги, семейный бюджет, труд, товар. | Картинка пирата, медведь, белка, еж материалы – картинки продуктов питания, клей, ножницы в обруче рыбки с загадками, | |
№ 9 | «Бюджет» Цель: Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. | Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?» | ||
№ 10 | «Семейный бюджет: доходы семьи» Цель: Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.) | Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи» | ||
№ 11 | « Бюджет семьи: расход, доход» Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. | Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 127 | м/ф Простоквашино карточки- схемы карандаши | |
декабрь | № 12 | Игра «Знатоки финансовой грамотности» Цель: закрепление основ финансовой грамотности у детей | Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 91 | кроссворд, таблички «Театр, Аптека, Школа» |
№ 13 | « Семейная копилка. Учимся экономить» Цель: Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». | деловая игра | мультимедийная доска, карточки с новыми словами, копилка новых слов, картинки для игры, картинки и монетки для творческого задания. | |
№ 14 | «Приключения Умника и Торопыжки»Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. | 2 мыщонка три домика: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. 2 корзины : со сладостями и с продуктами | ||
январь | № 15 | «Занять и одолжить» Цель : Ввести в активный словарь понятия «одалживать», «занимать», формировать представление о возможных последствиях займов. Дать детям, понятие денежный долг. | Беседа – «Что такое долг?» | бумага, синие и красные карандаши. |
№ 16 | «Карманные деньги»
Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить | . Игра – «Карманные деньги» | Буратино; монетки в количестве пять штук для Буратино (сделаны из бумаги и заламинированы); кошелёк; бумажные купюры; пластиковая карта; копилка; аудиозапись песен «Буратино», «Деньги – лепесточки»; мяч; | |
№ 17 | «Что за деньги купить нельзя»
Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д. | Беседа – «Что за деньги купить нельзя» | картинки семья гномов | |
февраль | № 18 | «Рекламы разные нужны»
Цель :Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу. | Беседа – «Рекламы разные нужны»
проигрывание сказки | Рекламные буклеты, афиши, иллюстрации с изображением рекламы в старину, ширма, игрушка Пяточок, магнитофон, циферблат, атрибуты для инсценирования сказки С. Михалкова, заготовки из бумаги, краски, мелки, карандаши. |
№ 19 | «Рекламное агентство» Цель: Познакомить детей с понятием «рекламное агентство». | Деловая игра - «Рекламное агентство» | Иллюстрации с изображением рекламного агентства и его сотрудников за работой; стихотворение «Как старик корову продавал» С.В. Михалкова; листы бумаги, цветные карандаши; | |
№ 20 | «Путешествие к Мише Эконому» | Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 105 | реклама товара автобус из стульчиков фломастеры листы | |
№ 21 | «Чем пахнут ремесла?» Цель: Формировать представление о потребностях и возможностях Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. | Беседа -«Чем пахнут ремесла?» | - презентация стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»; - различные книги о труде людей и профессиях; - руль для игрового упражнения во время физминутки; - обручи и карточки с изображением профессий и инструментов, подходящих для этих профессий. Дать задания принести фото к презентации Мама на работе | |
март | № 22 | «Путешествие в страну профессий». Цель: Обобщить знания о профессиях | Игра - «Путешествие в страну профессий». | Подготовка презентации «Профессии наших мам» (работа с родителями). Материалы: интерактивная доска, презентация «Профессии» интерактивные игры о профессиях, аптекарские весы, ступка, пестик, мята-трава для заваривания, витамины аскорбиновая кислота, стаканчики для опытов. |
№ 23 | «Путешествие на Солнечный остров» | Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 101 | письмо карта-схема острова строительный материал сундучок | |
№ 24 | «Деньги» | Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 133 | деньги монеты, купюры тетрадь карандаши | |
№ 25 | Работать и зарабатывать. Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | Игра - «Любой труд – оплачиваем» | ||
апрель | № 26 | Финансовая грамота в народной мудрости Цель : Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления; | Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» | |
№ 27 | «Бизнесмены» Цель : Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий; | Игра - «Свой бизнес» Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги» | ||
№ 28 | «Путешествие в денежную страну» Цель : Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре. | КВН - «Путешествие в денежную страну» | доска фишки | |
№ 29 | «Найди клад» | Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 138 | монеты, купюры, карта, деньги пазлы сундук с сокровищами | |
май | «Ярморка» Цель: Формировать представление детей о рекламе. Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности | Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) Изготовление различных поделок для ярмарки. | различные материалы для поделок (бросовый материал, бумага, картон, клей, пластилин) | |
№ 30 | «Путешествие в страну финансовой грамотности» Цель: Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. | Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности» | карта , карточки задания | |
№ 31 | Диагностика по итогам изучения курса
| Оценка с формированности финансовой грамотности. | Материал для диагностики |
План работы с родителями
№ | Месяц | План работы с | |
родителями | педагогами | ||
1 | Сентябрь | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» | |
Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама). | |||
2 | Октябрь | Родительское собрание № 1 «Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!» | |
Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» | |||
3 | Ноябрь | Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» | |
4 | Декабрь | Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» | |
5 | Январь | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» | Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» |
6 | Февраль | Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» | |
7 | Март | Консультация «Дошкольник и экономика». | |
8 | Апрель | Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» | |
9 | Май | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
Мониторинг итоговых результатов освоения программы
«Школа феечки Копеечки»
в подготовительной и старшей группе сентябрь 2021 г.
Блок Труд, профессии
ФИО ребенка | |||||
Уровень развития | |||||
1. Различает виды потребностей маиериальных, духовных , социальных | |||||
2. Выделяет последовательность трудовых действий | |||||
3. Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей | |||||
Сумма | |||||
Промежуточная оценка освоения образ. программы | |||||
Уровень освоения программы | |||||
Суммарный результат по группе | Высокий - Средний – Низкий – |
Мониторинг итоговых результатов освоения программы
«Школа феечки Копеечки»
в подготовительной и старшей группе сентябрь 2021 г.
Блок Товар
ФИО ребенка | |||||
Уровень развития | |||||
1.Имеет представление о роли труда взрослого в жизни людей | |||||
2. Может объяснить зависимость цены товара от качества и количества | |||||
3. Сформировано понятие об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека | |||||
Сумма | |||||
Промежуточная оценка освоения образ. программы | |||||
Уровень освоения программы | |||||
Суммарный результат по группе | Высокий Средний – Низкий – |
Мониторинг итоговых результатов освоения программы
«Школа феечки Копеечки»
в подготовительной и старшей группе сентябрь 2021 г.
Блок Деньги
ФИО ребенка | |||
Уровень развития | |||
1. Сформировано представление о формах сбыта продукции | |||
2. Владеет понятием купюра, банк. | |||
3. Различает достоинства купюр, умеет считать в пределах 10 | |||
4. Может объяснить слово бюджет и его составляющие | |||
Сумма | |||
Промежуточная оценка освоения образ. программы | |||
Уровень освоения программы | |||
Суммарный результат по группе | Высокий Средний – Низкий – |
Мониторинг итоговых результатов освоения программы
«Школа феечки Копеечки»
в подготовительной и старшей группе сентябрь 2021 г.
Блок Бизнес и капитал
ФИО ребенка | ||||||||||||||||
Уровень развития | ||||||||||||||||
1. Осознает взаимосвязь продажа-реклама | ||||||||||||||||
2. Владеет понятием бизнес, капитал, купля-продажа | ||||||||||||||||
3. Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений | ||||||||||||||||
4. Владеет понятием экономика | ||||||||||||||||
Сумма | ||||||||||||||||
Промежуточная оценка освоения образ. программы | ||||||||||||||||
Уровень освоения программы | ||||||||||||||||
Суммарный результат по группе | Высокий - Средний – Низкий – |
Мониторинг итоговых результатов освоения программы
«Школа феечки Копеечки»
в подготовительной и старшей группе сентябрь 2021 г.
Блок Бартер
ФИО ребенка | |||||
Уровень развития | |||||
1. Осознает взаимосвязь понятий «Труд-продукт-деньги» | |||||
2. Владеет понятием бартер ,умеет определять выгодность бартера | |||||
Сумма | |||||
Промежуточная оценка освоения образ. программы | |||||
Уровень освоения программы | |||||
Суммарный результат по группе | Высокий - 0% Средний – 67% Низкий – 33% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Тема: «Фея Копеечка» 2021 г.
Образовательная деятельность направлена на формирование у детей подготовительной группы первых предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежн...
Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Невыдуманная история Феечки Копеечки»
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы....
"Как мы помогали феечки-копеечки вернуть финансы»
Познакомить детей дошкольного возраста с дорожными знаками («Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подзем...
Методическая разработка конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)....
Презентация "Про деньги. Путешествие Копеечки и Рублика"
Презентация рекомендована для детей старшего дошкольного возраста. Цель- развитие фининсовой граммотности детей 5-7 лет....
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Феечка- копеечка в гостях у ребят» для детей средней группы
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое...
Кроссворд от Феечки-Копеечки
Предлагаю кроссворд, который может быть использован педагогами в работе с родителями (родительские собрания, мастер-классы, тренинги, семинары), в процессе которого повысятся знаний родителей в вопрос...