РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Степанова Анастасия Анатольевна

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального  дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Росинка», разработана на основе программ А.Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно – методического пособия. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е.А. Курак, Л.А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fin_razv.docx80.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №1 «Раосинка»

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

НА 2022 - 2023 учебный год

 

 

 Разработчик: воспитатель А.А.Степанова

 

 

г. Ужур 2022 г.

Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………….................................................................... 3

1.1. Пояснительная записка………...................................................................... 3

1.2. Цель и задачи реализации Программы.......................................................... 5

1.3. Принципы и подходы к формированию программы .................................. 6

1.4. Значимые для разработки и реализации  Программы характеристики                                                                                            

Психолого-возрастные особенности развития детей ......................................... 7

1.5. Планируемые результаты освоения программы ....................................... 10

1.6.  Система оценки результатов освоения Программы.................................. 13

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ......................................... 14

2.1. Общие положения......................................................................................... 14

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы... 14

2.3. Содержание программы……….................................................................... 16

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника»...................................................................................................... 17

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ..................................................................................................... 21

Перспективный план по взаимодействию с семьей.......................................... 22

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ................................................................ 23

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды............ 23

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы............ 25

Список литературы............................................................................................... 26

Приложение 1....................................................................................................... 27

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка  

  Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Росинка», разработана на основе программ А.Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно – методического пособия. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е.А. Курак, Л.А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

 Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-6 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Для реализации  программы «Финансовая грамотность» в старших группах создается зона «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала. Таким материалом может стать подборка художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации. Обязательно оборудуются контейнеры или ящики с выносным материалом для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне экономического игрового пространства размещаются дидактические игры, наглядные пособия (альбомы, фотографии, тренировочные диаграммы, фотографии).

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544);
  • Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
  • Письмо Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 07.02.2014  301-52-22/05-382.
  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеиот 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Росинка»  

 1.2. Цель и задачи реализации Программы

Цель: помочь детям пяти – шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

 Задачи:

Обучающие задачи:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

Развивающие задачи:

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

 Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.  

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • гармоничного восприятия экономической культуры;
  • экономической направленности в воспитании;
  • целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
  • единство воспитания, обучения и развития;
  • системность и последовательность;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • наглядность;
  • доступность;
  • активность.

 1.4. Значимые для разработки и реализации  Программы характеристики                                                                                            

Психолого-возрастные особенности развития детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Возрастная  характеристика детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:  

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.  Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.  

1.5. Планируемые результаты освоения программы

 Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования

(необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой - либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольная образовательная организация должна придерживаться целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования  (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерным требование от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности.

Ребенок:

- овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,  общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;

- осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому

себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается  разрешать конфликты;

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со

взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

- различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;

- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

.1.6.  Система оценки результатов освоения Программы

  Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцева

 Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой)

 Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

 Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда,

имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ

2.1. Общие положения

   Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 5 - 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

 Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.  

 Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в

следующих формах организации деятельности:  

  • совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности с взрослым.

   2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации

программы 

   В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

― сюжетно-ролевые игры («В банке», «На почте», «Супермаркет»),

― дидактические игры («Кто кем работает», «Школа банкиров», «Рекламный мешочек»),

― настольно-печатные («Кому что нужно?», «Доходы - расходы»),

― речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

 Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.  

 При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и  делать выводы.  

 Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического содержания, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.  

 Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие

методические приёмы:  

- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;  

- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;  

- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);  

- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;  

- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).  

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);  

- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);  

- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).  

 2.3. Содержание программы

   Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:  

- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;  

- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

 Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:

 1. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать

математические действия при решении экономических задач.

 Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы  

 3. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.

Перечень базовых финансово-экономических понятий

Таблица №1

 №

Понятие

Описание

5-6 лет

11

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

22

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

33

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

44

Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

55

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка»

66

Долг, должник, займ

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника»

Таблица №2

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

4 неделя

«Финансовая азбука»

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

5 неделя

«Беседа о труде»

Сформировать представления о содержании

Деятельности людей некоторых новых и

известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление

детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Октябрь

1 неделя

 «Семейный бюджет и расходы семьи»

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

2 неделя

«Что такое семейный бюджет? Планируем

вместе»

Повторить понятие «потребности человека»,

закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

3 неделя

«Магазин. Виды

магазинов»

Расширение представлений детей о том, как

Складывается семейный бюджет.

Раскрыть сущность понятий семейный

Бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия);

Расход (обязательный и необязательный).

4 неделя

«Поход в магазин»

Ввести в активный словарь понятия:

«продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты; уточнить у детей представления о разных видах магазинов;

Учить распределять предметы для продажи по

разным видам магазинов

Ноябрь

1 неделя

Деловая игра

«Директор

супермаркета»

Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

2 неделя

«История

возникновения

денег»

Знакомство детей с историей возникновения

денег, их предназначением.  Воспитание

уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде.

3 неделя

«Деньги всякие нужны»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

4 неделя

«Какая бывает

валюта?»

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление

Декабрь

1 неделя

Прослушивание

сказки о приключениях монеток.

Познакомить детей с денежными знаками

Российской Федерации, научить различать монеты разного достоинства, показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно.

2 неделя

Покупаем-

продаём

Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы».

3 неделя

«Деньги. Монета.

Банкнота.

Пластиковая карта»

Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег.

Январь

2 неделя

«Музей денег»

Закреплять  представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России

3 неделя

«Азбука денег» (Практическая работа «Мини-банк»)

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

4 неделя

«Почему взрослые работают?»

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Февраль

1 неделя

«Деньги любят

счет»

Учимся экономить и оценивать:

действительно ли мне нужна та или

иная вещь, игрушка и пр., есть ли

возможность это купить.

2 неделя

«Открываем супермаркет»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

3 неделя

 «Юные финансисты»

Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.

4 неделя

«Приключения Грамотея и Капризки»

Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Март

1 неделя

«Бартер»

Формировать элементарные экономические знания.

2 неделя

«Экономия тепла, света, воды»

Формировать элементарные экономические знания.

3 неделя

«Путешествие в страну «Экономград»

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

4 неделя

«Путешествие с Монеточкой по стране

Экономике»

Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

Апрель  

1 неделя

Реклама вокруг

нас: хорошо или

плохо?

Формируем правильное отношение к

рекламе, используя наблюдения,

рассказы детей, организуя

продуктивную деятельность

2 неделя

Создаем рекламу

Формируем правильное отношение к

рекламе, используя наблюдения,

рассказы детей, организуя

продуктивную деятельность

3 неделя

В гостях у сказки

«Цветик-

семицветик»

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счѐт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные

понятия, чувство сострадания, желание помочь.

4 неделя

«Путешествие в страну денег»

Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.

Май

1 неделя

Сюжетно-ролевая

игра «Торговый

Центр»

Закрепление материала по темам:

труд, деньги, товар, реклама.

2 неделя

Квест-игра «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

  Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

 Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника.

Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

 Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном

сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации.

 Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием  родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития

педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  • индивидуальная работа;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
  • выставки детских работ и дидактических игр.

Перспективный план по взаимодействию с семьей

Таблица №3

Месяц

Формы работы с родителями

Сентябрь

- Консультация для родителей

 «Дошкольник и экономика»

-Анкетирование родителей по теме «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Октябрь

-Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через

сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

-Папка – передвижка «Дети и деньги»

Ноябрь

- Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в

семье.

- Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников»

Декабрь

- Совместное посещение родителей и детей библиотеки семейного чтения

- Буклет «Как можно сэкономить деньги в семье»

Январь

- Викторина с родителями - По дорогам финансовой грамотности

-Папка – передвижка «Дети и деньги»

Февраль

-Творческое задание по изготовлению атрибутов

Март

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников

Деловая игра для родителей - Финансовая грамотность дошкольников.

Апрель

Консультация « Правила карманных денег»

Май

Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

   Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.  

 Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.  

 Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.  

 Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.  

 Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).  

 В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

 Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.  Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».  

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий  Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

1. Преобладает игровой метод обучения.

2. Использование специализированной литературы в обучении.

3.Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.

4. Создание ситуации успеха.

5. Организация различных видов стимулирования.

Сроки реализации программы: 1 год.

 Категория: старший дошкольный возраст 5 - 7 лет

 Режим занятий – 4 раза в месяц

 Время проведения: вторая половина дня, 25 минут.

Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

Количество занятий - 30  

Методы: игровой практический, наглядный, словесный.

 Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.

 Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

- упражнения на мелкую моторику;

- экспериментальная деятельность;

- игровые ситуации;

- мозговой штурм;

- чтение произведений детской литературы;

- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»; 

- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

 3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 

 Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь

обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

  • осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
  • организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
  • обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
  • обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
  • обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Список литературы

1. Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.

2. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

Интернет-ресурсы:

1.www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

2.fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

3.Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

4.Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Электронные ресурсы для педагогов:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.festival.lseptember.ru

 2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.detidengi.ru/ 

3. Минфин России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document

4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

www.klubkontakt.net/ 

5. Интернет подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

doshkolnik.onlineschool-1.ru

 

 

 

 

 Приложение 1

Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников

 С целью разработки перспективы работы с дошкольниками по экономическому развитию, и определения уровня сформированности экономической культуры у детей два раза в год проводится мониторинг составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

 Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.  

 

Потребности

Владеет понятием «потребности»

Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные)

Труд

Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный,  домашний т.д.)

Умеет выделять последовательность трудовых действий

Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека.

Товар

Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров

 Может объяснить зависимость цены от его качества и количества

Имеет представление о формах сбыта продукции

Деньги

Различает достоинство купюр, умеет считать в пределах 10

Может объяснить понимание слов «бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия)

Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии.

Экономика

Владеет понятием «экономика»

 Умеет выделять экономическое понятие из художественных произведений

Труд

Профессии

Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров

Умеет выделять цепочку трудовых действий трудовых действий

 Осознаѐт взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»

Бартер

Владеет понятием «бартер»

Умеет определять выгодность «бартера»  

 Самостоятельно совершает обменные операции

Выгода и

убыток

Умеет владеть понятием «выгода», «убыток»

Определяет выгодность сделки

Реклама

Владеет понятием «Реклама».

 Осознаѐт взаимосвязь «Реклама-продажа»

Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

Старшая группа (задания)

1. Потребности

Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.

Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»

Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека, потребностей в свете, воде, пищи.

Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях

Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»

Материал: карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д., социальных.

2. Труд

Цель: выявить знания детей о труде и его видах.

Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»

Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных

профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.

Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий

Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей

Беседа: «Труд в жизни людей»

Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.

3. Товар

Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров

Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».

Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.

Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества

Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»

Материал для изготовления книжек – малюток разными способами

Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.

Цель: выявить знания детей о сбыте товара

Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»

Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)

4. Деньги

Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.

Дидактические игры «Магазин», «Сберкасса»

Материал: деньги различного достоинства.

Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

Модель «Семейный бюджет»

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.

Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»

Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.

5. Экономика

Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).

Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»

Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.

Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»

6. Бартер

Цель: выявить знания детей о бартере

Игра – ситуация «Бартер»

Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.

Цель: выявить знания детей о выгодности бартера

Дидактическая игра «Интересный обмен»

Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.

Цель: выявить знания детей о выгодности бартера

Дидактическая игра «В стране «Обмении»

Материал: карточки, фломастеры, карандаши.

7. Выгода и убыток

Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке

Дидактические игры «Удачная покупка», «Рынок»

Материал: товары, деньги

Беседа по художественному произведению «Как мужик гусей делил»

8. Реклама

Цель: выявить знания детей о рекламе

Дидактическая игра «Мир рекламы»

Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.

Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи

Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар»

Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.

Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей»

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

 

п/п

Фамилия, имя

ребѐнка

Потребность

Труд

Товар

Деньги

Экономика

Бартер

Выгода  

Реклама

1

2

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

1

2

3

1

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего детей с высоким уровнем

Всего детей со средним уровнем

Всего детей с низким уровнем

Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности»    Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...