ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
картотека по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Дидактический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Горьковский детский сад" Горьковского муниципального района Омской области
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Путешествие в мир экономики со сказочными героями
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 1.
Цель. Формирование у детей представлений о рациональности выбора материала.
Содержание:
Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.
Вопросы к детям:
? О чем спорили поросята?
? Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?
? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?
? Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?
? Как можно назвать слово «материал» по-другому?
Ситуация 2. Цель. Расширение представлений детей о рациональном использовании денег.
Содержание:
Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом.Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, го были очень довольны.
Вопросы к детям:
? Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?
? Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?
? Что такое расход?
? Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?
? Какое слово запишем в экономический словарик?
Ситуация 3.
Цель. Формирование понимания необходимости расчета доходов, умения выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.
Содержание:
Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.
Доход: 25 | ||
Виды расходов | Величина расходов | Экономия |
Продукты Питания | ||
Одежда Обувь | ||
Оплата Электричество | ||
Оплата телефон |
| |
? |
Вопросы к детям:
? Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?
? Какие бывают расходы?
? Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: Д > Р, Д < Р, Д = Р. Почему?
Ситуация 4.
Цель. Формирование понимания источников денежных накоплений; развитие умения экономить.
Содержание:
Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.
Вопросы к детям:
? Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?
? Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?
? Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?
? Какое слово запишем в экономический словарик?
«Выгодное дело»
Братья Гримм
Цели: Знакомство с разными способами получения дохода; развитие смекалки, умения предвидеть результат.
Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову за семь марок. Получил деньги и пошел домой. Проходя мимо пруда, он стал спорить с лягушками, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города встретил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во дворце рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин солдата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто пятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришли к королю за деньгами. Вместо денег они получили розги. А крестьянин остался с деньгами.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: деньги, обмен товарами.
Вопросы:
? Для чего крестьянин продал корову?
? Прав ли был крестьянин, требуя у мясника деньги за мясо?
? Почему он бросил деньги в пруд?
? Сколько сотен уступил крестьянину солдат?
? Выгодно ли крестьянин поделился и обменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем?
Социально-нравственные качества: глупость, смекалка, сообразительность.
Вопросы:
? В какой стране живут герои сказки?
? Почему король решил дать денег крестьянину?
? Почему солдат и торговец получили от короля розги?
? Почему крестьянин остался с деньгами?
Вывод: крестьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. Вот и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообразительности он получил деньги от короля и торговца.
«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»
В. И. Даль
Цели: расширение представлений о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитание чувства справедливости.
Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: выгода, убыток.
Вопросы:
? Для чего мышь схитрила?
? Почему воробей обратился к царю?
? Каким образом царь разрешил проблему воробья?
? Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?
Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.
Вопросы:
? Почему воробей обвинил мышь?
? Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?
Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.
«Терем-теремок»
(русская народная сказка)
Цели: Формирование понимания необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.
Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.
Материал: кукольный театр «Теремок».
Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.
Вопросы:
? Какими видами труда занимались жители теремка?
? Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?
? Как был восстановлен теремок?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.
Вопросы:
? Как жилось зверям в теремке?
? Почему они помогали друг другу?
? Для чего нужно разделение труда?
? Есть ли разделение труда в твоей семье?
? Как вели хозяйство жители теремка?
Обсудите пословицы: «Всяк человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».
«Телефон»
К. И. Чуковский
Цели: расширение представлений о разнообразии потребностей; привитие доброго отношения к живому миру.
Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы.
Материал: фланелеграф с материалом к сказке.
Экономические категории: потребности и возможности.
Вопросы:
? Почему Чуковскому звонили звери и птицы?
? Какие потребности были у зверей?
? Почему носорог просил помочь бегемоту?
? Какие из всех потребностей были самыми главными?
Социально-нравственное качество: доброта.
Вопрос:
? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?
Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).
«Мужик и медведь»
(русская народная сказка)
Цели: Формирование представления о характере труда сельского жителя; развитие умения предвидеть результат труда, смекалку.
Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Материал: теневой театр «Мужик и медведь».
Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.
Вопросы:
? Чем занимался мужик в поле?
? Каким образом он поделил урожай?
? Зачем мужик повез репу в город?
? Почему мужик посеял на следующий год рожь?
? Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.
Вопросы:
? Как мужик сохранил урожай?
? Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
? Справедливо ли поступил мужик с медведем?
Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
«Петушок и бобовое зернышко»
(русская народная сказка)
Цель: Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним.
Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал.
Вопросы:
? Почему курочка попросила у хозяйки маслица?
? Как герои сказки помогли петушку?
? Каким образом получился продукт их труда?
? Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?
Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.
Вопросы:
? Почему все герои сказки помогали петушку?
? Смог бы петушок один справиться со своей бедой?
? Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».
Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.
«Федорино горе»
К. Чуковский
Цель: расширение представлений о домашнем труде, формирование понимания необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательного отношения к лени, неопрятности.
Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялися кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: труд, результат труда.
Вопросы:
? Почему домашняя утварь убежала от Федоры?
? Каким образом Федора их вернула?
? Как Федору отблагодарили за труд?
? Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.
Вопросы:
? Почему от Федоры убежала домашняя утварь?
? Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?
? Почему беглецы вернулись к Федоре?
? Кого называют бережливым, трудолюбивым?
Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.
«Хаврошечка».
(русская народная сказка)
Цель: формирование положительного отношения к людям, качественно выполняющим любую работу.
Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.
Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.
Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».
Экономические категории: труд, обязанности.
Вопросы:
? Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?
? Какую работу она выполняла по дому?
? Чем были заняты хозяйские дочери?
? Каким образом коровка помогала Хаврошечке?
? Какие пословицы о труде вы знаете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.
Вопросы:
? Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?
? Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?
? Как восторжествовала справедливость?
Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.
Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».
«Как старик корову продавал»
С. Михалков
Цель: формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.
Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».
Материал: Кукольный театр по сказке.
Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.
Вопросы:
? Почему старик целый день не мог продать корову?
? Как старик представлял свой товар?
? Каким образом паренек привлек покупателей?
? Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?
? Почему мужик передумал продавать корову?
? Что такое реклама? Где вы видели рекламу?
? Для чего нужна реклама?
Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.
Вопросы:
? Какими качествами обладал паренек?
? Почему паренек помог старику?
Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
«Муха-Цокотуха».
К. И. Чуковский
Цели: формирование представления о рациональной трате денег при совершении покупок, развитие умения рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитание чувства сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.
Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: покупка, выгода, базар.
Вопросы:
? Почему Муха-Цокотуха купила самовар?
? Почему Комар спас Муху?
Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.
Вопросы:
? Для чего Муха пригласила гостей?
? Почему Комар не испугался Паука?
Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.
«Как коза избушку построила»
(русская народная сказка)
Цели: знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.
Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.
Материал: Фланелеграф с материалом к сказке.
Экономические категории: потребности, возможности.
Вопросы:
? Почему коза решила строить дом?
? Какой потребностью это было вызвано?
? Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи?
? Почему деревья отказали козе?
? Какая опасность угрожала козлятам?
? Почему коза принимала советы деревьев?
? Где коза построила дом?
Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.
Вопрос:
? Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?
Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.
«Три поросенка».
(английская сказка)
Цели: формирование представлений о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов); привитие уважения и хозяйского подхода к использованию природных ресурсов.
Краткое содержание. Жили-были на свете три поросенка. Звали поросят Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Наф-Наф был самый умный поросенок. Он предложил братьям к зиме построить дом, но братья ленились, им не хотелось заниматься работой. Наф-Наф стал строить дом из камня, надежный, прочный. Поставил тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не смог к нему забраться. Наконец и братья занялись работой. Ниф-Ниф решил, что проще и быстрее построить дом из соломы. Уже к вечеру его хижина была готова. Нуф-Нуф решил построить свой дом из веток и тонких прутьев. Оба брата быстро закончили работу, и пошли гулять в лес. Волк увидел их и решил съесть. Каждый поросенок побежал к своему домику.
Соломенный домик Ниф-Нифа волк снес как пушинку. Домик Нуф-Нуфа простоял дольше, но тоже развалился. Братья прибежали к каменному домику Наф-Нафа. Как ни старался волк разрушить каменный дом, он стоял, как крепость. Волку пришлось уйти в лес. С тех пор братья стали жить вместе под одной крышей.
Материал: кукольный театр «Три поросенка».
Экономические категории: труд, качество, рациональное использование ресурсов.
Вопросы:
? Почему поросята начали строить дома?
? Из какого материала поросята строили дома?
? Какой дом оказался самым прочным? Почему?
? Кто из них позаботился о своей безопасности?
Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень.
Вопросы:
? Почему Наф-Наф начал строить дом один?
? Чем были заняты поросята – отдыхом или работой?
? Как трудились Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?
Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.
«Как звери решили открыть свой бизнес».
(авторская сказка)
Цель: формирование представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов); прививать уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов. Объяснить, что настойчивость, обязательность помогают добиться успеха в любом деле. Умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.
Содержание. Сорока - Белобока, летает по лесу и созывает зверей.
Лиса: «Сорока, зачем ты нас позвала?»
Сорока: «Я летала в город и увидела там, что люди открывают свой бизнес (магазины, заводы и т. д.)
Белка: «А что такое бизнес?
Сорока: «Это производство товара, его продажа, зарабатывание денег».
Заяц: «А какой же бизнес мы можем открыть у себя в лесу?»
Звери задумались. И решили.
Лиса: «Еж, может собирать грибы, солить их и закатывать в банки.
Белка: «А я, буду собирать ягоды, делать из ягод варенье.
Заяц: «Ведь для этого нужно открыть завод по переработке консервов. А для этого нужны деньги.
Звери опять задумались. Где их взять?
Сорока: «Мы можем взять деньги в долг в банке. На том и порешили. Взяли деньги в Банке. Открыли завод. Работа закипела. Вот уже склад полон разными консервами. И что дальше? Звери опять задумались. А Сорока не унывает: «Надо слетать в соседний лес и развешать везде плакаты, где мы прорекламируем свои консервы. Так и сделали. Рисуют рекламу.
Дети помогают нарисовать лесным зверятам рекламу.
Продолжите сказку.
? Что дальше было с лесными зверями.
? Какие еще товары могли бы изготовлять зверята?
Экономическая сказка
«Теремок на новый лад»
Цель: Развитие у детей выдумки, сообразительности; воспитание любознательности в процессе познавательно-игровой деятельности.
Материал: Зал оформлен по сказке «Теремок»; шапочки для зверей, разнообразные товары, деньги, реклама, другие аксессуары.
Содержание:
Сказочница. Мы старую-старую сказку расскажем,
Расскажем о Мышке, Лягушке-квакушке,
О Ежике и о Лисе,
О Волке коварном, Медведе забавном,
О Зайчике и Петухе.
Какую сказку мы расскажем,
Вы, наверное, уже догадались.
Дети. Теремок.
Сказочница. Каждый ребенок знает с пеленок
Старую сказку про теремок.
Он в поле стоял, не высок и не низок
Потом в теремке поселились зверушки,
Какие – вы знаете все на зубок!
Работали дружно, дружили друг с другом.
Промчались года, а их теремок все также стоит.
И звери все те же, но как изменились,
Ведь время вперед непрерывно бежит.
В зал вбегают дети подготовительной группы в шапочках зверей.
Дети. Приглашаем в теремок, всех зайти на огонек,
Мы расскажем вам о том,
Как по-новому живем.
Время бежит, жизнь не стоит,
Век двадцатый пролетит.
Эй, не ленись, поторопись, за дело ты дерись.
Заяц. Мои друзья,
Двадцатый век – не дело долго песни петь.
Пора работать, по местам!
Работы нынче хватит нам!
Лиса. Гостям расскажем о себе,
Как живем мы в теремке.
Мышка, начинай рассказ:
Делу – время, потехе – час!
Мышка. Я мышка-норушка,
Я в фирме служу.
«Макдональдс» - зовут так фирму мою.
Я вас накормлю, я вас напою,
По первому классу вас обслужу.
Науку от бабушки я получила,
Она всех зверей пирогами кормила.
Стояла, бедняжка, у печки все дни,
Ведь не было у нее СВЧ – печи!
Я только на кнопочку нажимаю
И пирожки из нее вынимаю.
Они и вкусны, они и сочны,
Не так уж они у меня дороги.
Такая работа мне прибыль дает,
А от зверушек – любовь и почет.
Сказочница. Ой, мышка-норушка, ты так вкусно рассказывала о своих пирожках,
Что нам захотелось их купить и попробовать.
Мышка. За ценой не постою,
Их по рублю я отдаю.
Мышка достает из печи пироги. Дети покупают.
Сказочница. А теперь пойдем к лягушке,
Что расскажет нам квакушка?
Лягушка. Открыла в лесу я магазин
Идет покупатель один за другим.
На технику нынче повышенный спрос –
Кому телевизор, кому пылесос.
Есть видео, фото и центр музыкальный,
На разные вкусы имею товар.
Сказочница. К лягушке зайдем мы сейчас в магазин.
Не купим, так просто товар поглядим.
Дети рассматривают товар, спрашивают цены, покупают.
Сказочница. Ну, хвалитесь, показывайте, что купили.
А вот, друзья колючий еж,
Он был на елочку похож.
Ну а сейчас он деловит,
Среди зверей он знаменит.
Еж. Ведь коли я в иголках весь,
Портным зовет меня весь лес.
Я шью, порю, крою, метаю –
Заказ любой я принимаю!
И исполняю точно в срок –
Не нарушает ежик слов!
Сказочница. Дорогой ежик! А нашим ребятам как раз нужны новые костюмы
К выступлению. Может, ты нам их сошьешь?
Еж. Пожалуйста, выбирайте фасон. Вот модели в журнале мод.
Я сниму с вас мерки, и костюмы будут готовы точно в срок.
Сказочница. А какова цена?
Еж. Сарафан по 500 рублей, а рубашка по 300 рублей.
Еж работает с детьми: принимает заказы, снимает мерки. Дети выбирают модели, ткань, рассчитываются за изделия.
Сказочница. А теперь зайдем сюда. Как называется этот салон?
Дети читают: «Волшебница».
Сказочница. Что же это такое и кто волшебник?
Лиса. А волшебница здесь я – Патрикеевна-кума.
Я – частный предприниматель,
Великолепный парикмахер.
Услуг вам много окажу:
Я мигом подстригу
И феном уложу, вам завивку предложу,
Вас покрасить я смогу.
Предложу вам новинки сезона:
Шампуни, лаки и одеколоны.
Кто хочет быть красив всегда,
К услугам тех кума-лиса!
Сказочница. А ну, ребята, поглядите и товар купите.
Те, кто нуждается в красе,
Вставайте в очередь к лисе.
Дети покупают товар. Лиса делает прически.
Сказочница. А мы к медведю поспешим,
Поспешим-поговорим.
Здравствуй, мишенька - медведь.
Чем занят ты, скорей ответь!
Медведь. Я мед душистый поставляю,
Всех зверушек им снабжаю.
Ценился мед во все века,
В нем и здоровье, и краса!
И за границу мед идет,
Там грамотный народ живет.
Сказочница. А какой ты, медведь, производишь обмен?
Медведь. Я мед на авто меняю,
Так сделки по бартеру осуществляю.
Товар на товар, обмен на обмен –
Так нынче живет медведь-бизнесмен.
Сказочница. А что такое авто? Кто такой бизнесмен?
Высказывание детей.
Сказочница. Какие же автомобили ты, медведь выбираешь?
Медведь. А вот посмотрите рекламу.
Дети рассматривают рекламу автомобилей разных марок.
Сказочница. Ой, а про костюмы забыли. Наверное, Ежик их уже сшил. Пора их
Примерить, пора надевать и весело в этих костюмах плясать!
Дети примеряют костюмы и танцуют танец.
Мышка. Часы пробили 3 часа. Рабочий день кончать пора.
Лягушка. Мы славно нынче потрудились
Мы ни минуты не ленились.
Сказочница. Вот и вечер наступает.
Как же звери отдыхают?
Звери
(по очереди) ♦ вечером мы читаем книги,
♦ играем в шахматы и шашки,
♦ составляем и решаем кроссворды.
Сказочница. А есть у вас для нас кроссворд?
Ребята решают кроссворд.
1. Б | А | Н | К | |||||
2. Р | Е | К | Л | А | М | А | ||
3. Т | О | В | А | Р | ||||
4. Д | Е | Н | Ь | Г | И |
По горизонтали: 1. Учреждение, в котором хранятся деньги.
2. Информация, которая помогает продать и купить товар.
3. То, что продается или покупается.
4. В чем измеряется цена товара.
- По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход.
- Правильно, это – клад.
Звучит музыка, появляется волк.
Волк. Клад. Где клад?
Знаю, любите трудиться,
Знаю, деньги есть у вас.
Мне ж трудиться не годится.
Заболею в тот же час.
Я деньги, денежки люблю,
Но я работать не хочу.
Работа мне не по плечу,
Я от нее худею.
Я лучше деньги отберу,
В большой мешок их положу,
И буду жить да поживать,
Пока не постарею.
Ага! Испугались, задрожали!
Открывайте кошельки, отдавайте денежки!
Звери. А у нас - их нет.
Волк. Так я вам и поверил! Вы же с утра до вечера работаете. И получаете
Зарплату. У всех пользуетесь почетом и уважением. Не то что я!
Звери. А у нас все деньги в банке.
Волк. Ну, так я эту банку вмиг отыщу. А какая она: железная или
Пластмассовая? Большая или очень большая?
Волк ищет банку, но не находит.
Сказочница. Ребята, давайте, объясним волку, что такое банк?
Дети. Банк – это учреждение, где хранят деньги
.
Волк. Ох, я несчастный остался без денег.
Сказочница. Не расстраивайся, волк. Ты попроси жителей теремка, может, они
Возьмут тебя к себе в теремок?
Волк. Звери, вы меня простите.
В теремок к себе возьмите.
Буду терем охранять,
От врагов вас защищать!
Звери. Ладно, будешь у нас охранником.
Сказочница. Стали жить все вместе,
Занят всяк своим трудом.
Умеют звери все трудиться.
А в праздники повеселиться.
Шутки, пляски, песни, смех –
Теремок открыт для всех!
Волк. Всех гостей мы приглашаем,
В оркестре весело сыграем.
Пусть услышат наш оркестр
Далеко от наших мест.
Оркестр.
Сказочница. Спасибо вам, звери, за песни, за пляски,
За шутки-прибаутки.
Звери. Ну и нас не забывайте,
И почаще навещайте.
Список литературы
- Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М., 1997.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим одержанием. М., 1993.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.
- Смоленцева А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н.Новгород, 1999.
- Курак Е.А.Экономическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономическая сказка "Терем - теремок"
«Терем-теремок» (русская народная сказка) Цель: Формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоци...
Экономическая сказка К.И. Чуковского "Телефон"
Телефон» К. И. Чуковский Цели: расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру.Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и...
Экономическая сказка К.И. Чуковского "Федорино горе"
Федорино горе» К. Чуковский Цель: расширить представление о домашнем труде, формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятнос...

Эколого-экономическая сказка «Теремок на новый лад»
Эколого-экономическая сказка «Теремок на новый лад»...

сценарий театрализованного представления "Экономическая сказка "Сладкий сон"
Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию сценарий театрализованного представления по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Сценарий разработан по произведению И.Матвеевой ...