Занятие по финансовой граммотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности
Интеграция образовательных областей:
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Оборудование: схемы: «Бюджет семьи», «Доходы и расходы», «Основные и неосновные расходы», купюры денег, кошелёк, кукла Копейка.
Ход занятия
Вводная часть.
Звенит колокольчик
-Подойдите все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы.
Улыбка.
- Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.
1. Терминологическая часть.
-Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в страну Финансов,
Беседа-размышление.
– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.
— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
— На что ваша семья расходует деньги?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составные.
– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? (ответы детей)
-Я вам предлагаем познакомиться с семьей Монеткиных, которая живет в нашей стране Финансов. И узнать, как они зарабатывают деньги и на что их расходуют.(схема-семейный бюджет))
В этой семье есть папа, он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.
Мама работает в банке и тоже получает зарплату.
Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию.
Есть дочь, она учится в институте, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу.
Есть сын, он еще маленький, ходит в детский сад и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.
И так, давайте повторим!
- Скажите, чтобы семье Монеткиных приобрести себе еду, одежду, квартиру - что нужно? (деньги)
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
Дети кладут деньги в корзинку-копилку.
В.- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку).
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)
В.- В гости приехала тётя семьи Монеткиных и добавила свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).
В.- Семейный бюджет увеличится или уменьшится?
- Дочь в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
- Денег стало больше или меньше?
- Вот как складывается семейный бюджет.
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
(Схема «Доход и расход»)
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.
-Дети, а все деньги, которые мы тратим из семейного бюджета, называются расходом
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы.
-Ребята, присоедините капельки к тучке. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия ,выигрыш в лотерею, находка, продажа с огорода яблок.
-Вывод: Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы.
-Ребята, уберите капельки. ? Оплата детского сада, покупка еды и одежды, оплата за свет, за воду, за электричество.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Игровая апробация материала.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
-А теперь мы с вами посчитаем свои денежки. Физкультминутка (на ковре)
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей Покупкиных.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
За каждую покупку берём монетки из кошелька
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
(смотрят на составленную схему)?
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Ответы детей-
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?
-новая шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть.
– И как всегда давайте расскажем нашей куколке Копейке, что нового мы с вами узнали? (ответы детей)
-Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)
- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали, и за это вам полагается зарплата.
(Раздает шоколадные монетки)
Узнали много интересного. Я вами очень довольна.
ООД в старшей группе по формированию
финансовой грамотности -
«Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи»
Воспитатель: Буренок Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
финансовая граммотность | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей:
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Оборудование: схемы: «Бюджет семьи», «Доходы и расходы», «Основные и неосновные расходы», купюры денег, кошелёк, кукла Копейка.
Ход занятия
Вводная часть.
Звенит колокольчик
-Подойдите все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы.
Улыбка.
- Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.
1. Терминологическая часть.
-Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в страну Финансов,
Беседа-размышление.
– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.
— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
— На что ваша семья расходует деньги?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составные.
– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? (ответы детей)
-Я вам предлагаем познакомиться с семьей Монеткиных, которая живет в нашей стране Финансов. И узнать, как они зарабатывают деньги и на что их расходуют.(схема-семейный бюджет))
В этой семье есть папа, он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.
Мама работает в банке и тоже получает зарплату.
Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию.
Есть дочь, она учится в институте, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу.
Есть сын, он еще маленький, ходит в детский сад и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.
И так, давайте повторим!
- Скажите, чтобы семье Монеткиных приобрести себе еду, одежду, квартиру - что нужно? (деньги)
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
Дети кладут деньги в корзинку-копилку.
В.- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку).
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)
В.- В гости приехала тётя семьи Монеткиных и добавила свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).
В.- Семейный бюджет увеличится или уменьшится?
- Дочь в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
- Денег стало больше или меньше?
- Вот как складывается семейный бюджет.
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
(Схема «Доход и расход»)
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.
-Дети, а все деньги, которые мы тратим из семейного бюджета, называются расходом
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы.
-Ребята, присоедините капельки к тучке. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия ,выигрыш в лотерею, находка, продажа с огорода яблок.
-Вывод: Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы.
-Ребята, уберите капельки. ? Оплата детского сада, покупка еды и одежды, оплата за свет, за воду, за электричество.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Игровая апробация материала.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
-А теперь мы с вами посчитаем свои денежки. Физкультминутка (на ковре)
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей Покупкиных.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
За каждую покупку берём монетки из кошелька
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
(смотрят на составленную схему)?
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Ответы детей-
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?
-новая шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть.
– И как всегда давайте расскажем нашей куколке Копейке, что нового мы с вами узнали? (ответы детей)
-Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)
- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали, и за это вам полагается зарплата.
(Раздает шоколадные монетки)
Узнали много интересного. Я вами очень довольна.
ООД в старшей группе по формированию
финансовой грамотности -
«Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи»
Воспитатель: Буренок Е.В.
2021г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
финансовая граммотность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста-новое направление.Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи,сталкиваясь с деньгами,рекламой и...
Памятки для родителей по финансовой граммотности
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни чел...
вебинар по финансовой граммотности
вебинар по финансовой граммотности...
Финансовая граммотность
Что такое финансовая граммость?Ребесы....
НОД по финансовой граммотности "Семейный бюджет"
На занятии дети овладевают знаниями что такое семейный бюджет, какие бывают доходы, а какие расходы....
Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой граммотности "Путешествие в мир экономики"
Здравствуйте! Данное занятие поможет детям закрепить представление, об экономических понятиях: товар, цен, бартер, доход и др....
Занятие по финансовой граммотности в подготовительной группе: "Давайте честно платить налоги"
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки ...