Занятие по финансовой граммотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Буренок Елена Васильевна

Интеграция образовательных областей:

 

Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

 

Оборудование: схемы: «Бюджет семьи», «Доходы и расходы», «Основные и неосновные расходы», купюры денег, кошелёк, кукла Копейка.

                                                     Ход занятия

Вводная часть.

Звенит колокольчик

-Подойдите все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы.

Улыбка.

- Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

1. Терминологическая часть.

-Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в страну Финансов,

Беседа-размышление.

– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.

— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

— На что ваша семья расходует деньги?

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составные.

– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? (ответы детей)

-Я вам предлагаем познакомиться с семьей Монеткиных, которая живет в нашей стране Финансов. И узнать, как они зарабатывают деньги и на что их расходуют.(схема-семейный бюджет))

В этой семье есть папа, он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.

Мама работает в банке и тоже получает зарплату.

Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию.

Есть дочь, она учится в институте, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу.

Есть сын, он еще маленький, ходит в детский сад и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.          

И так, давайте повторим!

- Скажите, чтобы семье Монеткиных приобрести себе еду, одежду, квартиру - что нужно? (деньги)
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
Дети кладут деньги в корзинку-копилку.
В.- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку).
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.) 
В.- В гости приехала тётя семьи  Монеткиных и добавила свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).
В.- Семейный бюджет увеличится или уменьшится?
- Дочь в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
- Денег стало больше или меньше? 
- Вот как складывается семейный бюджет.
 

Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».

(Схема «Доход и расход»)

– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.

-Дети,  а все деньги, которые мы  тратим из семейного бюджета, называются расходом

 

Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

 

—Дети, посмотрите на эти тучки.

(Воспитатель показывает детям схему дохода)

-  Ребята, представьте, что тучки – это бюджет.  На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит  бюджет семьи увеличился  и это - доходы.

-Ребята, присоедините капельки к тучке. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия ,выигрыш в лотерею,  находка, продажа  с огорода  яблок.

 -Вывод: Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.

- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)

(Воспитатель показывает детям схему расхода)

-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше,  значит, бюджет семьи  уменьшился и это, ребята, расходы.

-Ребята, уберите капельки. ?  Оплата детского сада, покупка еды и  одежды, оплата за свет, за воду, за электричество.

- повторите, что такое расходы (ответы детей)

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы  увеличились и было меньше расходов?

-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.

 

Игровая апробация материала.

 

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если  названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

 

-А теперь  мы с вами посчитаем свои денежки. Физкультминутка (на ковре)

 

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)  

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

 

- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей Покупкиных.

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

                За каждую покупку берём монетки из кошелька

 

-маме очень хотелось купить новую шубку,

-папа вступил в союз охотников-  нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

(смотрят на составленную схему)?

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Ответы детей-

Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?

-новая шуба, перчатки, новая кукла.

-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

 

                                        Заключительная часть.

 

– И как всегда давайте расскажем нашей куколке Копейке, что нового мы с вами узнали? (ответы детей)

-Очень жаль нам расставаться,

 Но пришла пора прощаться.

 Чтобы нам не унывать,

 Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)

- Молодцы, ребята.  Вы сегодня очень хорошо поработали, и  за это вам полагается зарплата.

(Раздает шоколадные монетки)

Узнали много интересного. Я вами очень довольна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ООД в старшей группе по формированию

финансовой грамотности -

«Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Буренок Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл финансовая граммотность26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей:

Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

Оборудование: схемы: «Бюджет семьи», «Доходы и расходы», «Основные и неосновные расходы», купюры денег, кошелёк, кукла Копейка.

                                                     Ход занятия

Вводная часть.

Звенит колокольчик

-Подойдите все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы.

Улыбка.

- Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

1. Терминологическая часть.

-Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в страну Финансов,

Беседа-размышление.

– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.

— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

— На что ваша семья расходует деньги?

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составные.

– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? (ответы детей)

-Я вам предлагаем познакомиться с семьей Монеткиных, которая живет в нашей стране Финансов. И узнать, как они зарабатывают деньги и на что их расходуют.(схема-семейный бюджет))

В этой семье есть папа, он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.

Мама работает в банке и тоже получает зарплату.

Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию.

Есть дочь, она учится в институте, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу.

Есть сын, он еще маленький, ходит в детский сад и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.         

И так, давайте повторим!

- Скажите, чтобы семье Монеткиных приобрести себе еду, одежду, квартиру - что нужно? (деньги)
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
Дети кладут деньги в корзинку-копилку.
В.- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку).
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.) 
В.- В гости приехала тётя семьи
 Монеткиных и добавила свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).
В.- Семейный бюджет увеличится или уменьшится?
- Дочь
 в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
- Денег стало больше или меньше? 
- Вот как складывается семейный бюджет.

Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».

(Схема «Доход и расход»)

– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.

-Дети,  а все деньги, которые мы  тратим из семейного бюджета, называются расходом

Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

—Дети, посмотрите на эти тучки.

(Воспитатель показывает детям схему дохода)

-  Ребята, представьте, что тучки – это бюджет.  На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит  бюджет семьи увеличился  и это - доходы.

-Ребята, присоедините капельки к тучке. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия ,выигрыш в лотерею,  находка, продажа  с огорода  яблок.

 -Вывод: Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.

- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)

(Воспитатель показывает детям схему расхода)

-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше,  значит, бюджет семьи  уменьшился и это, ребята, расходы.

-Ребята, уберите капельки. ?  Оплата детского сада, покупка еды и  одежды, оплата за свет, за воду, за электричество.

- повторите, что такое расходы (ответы детей)

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы  увеличились и было меньше расходов?

-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.

Игровая апробация материала.

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если  названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

-А теперь  мы с вами посчитаем свои денежки. Физкультминутка (на ковре)

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) 

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей Покупкиных.

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

                За каждую покупку берём монетки из кошелька

-маме очень хотелось купить новую шубку,

-папа вступил в союз охотников-  нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

(смотрят на составленную схему)?

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Ответы детей-

Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?

-новая шуба, перчатки, новая кукла.

-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

                                        Заключительная часть.

– И как всегда давайте расскажем нашей куколке Копейке, что нового мы с вами узнали? (ответы детей)

-Очень жаль нам расставаться,

 Но пришла пора прощаться.

 Чтобы нам не унывать,

 Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)

- Молодцы, ребята.  Вы сегодня очень хорошо поработали, и  за это вам полагается зарплата.

(Раздает шоколадные монетки)

Узнали много интересного. Я вами очень довольна.

 ООД в старшей группе по формированию

финансовой грамотности -

«Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи»

Воспитатель: Буренок Е.В.

2021г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

финансовая граммотность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста-новое направление.Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи,сталкиваясь с деньгами,рекламой и...

Памятки для родителей по финансовой граммотности

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни чел...

вебинар по финансовой граммотности

вебинар по финансовой граммотности...

Финансовая граммотность

Что такое финансовая граммость?Ребесы....

Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой граммотности "Путешествие в мир экономики"

Здравствуйте! Данное занятие поможет детям закрепить представление, об экономических понятиях:  товар, цен, бартер, доход и др....

Занятие по финансовой граммотности в подготовительной группе: "Давайте честно платить налоги"

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки ...

Конспект - Занятие "Путешествие в страну финансовой граммотности"

Путешествие в страну финансовой граммотности....