Занятие по финансовой граммотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности
Интеграция образовательных областей:
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Оборудование: схемы: «Бюджет семьи», «Доходы и расходы», «Основные и неосновные расходы», купюры денег, кошелёк, кукла Копейка.
Ход занятия
Вводная часть.
Звенит колокольчик
-Подойдите все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы.
Улыбка.
- Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.
1. Терминологическая часть.
-Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в страну Финансов,
Беседа-размышление.
– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.
— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
— На что ваша семья расходует деньги?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составные.
– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? (ответы детей)
-Я вам предлагаем познакомиться с семьей Монеткиных, которая живет в нашей стране Финансов. И узнать, как они зарабатывают деньги и на что их расходуют.(схема-семейный бюджет))
В этой семье есть папа, он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.
Мама работает в банке и тоже получает зарплату.
Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию.
Есть дочь, она учится в институте, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу.
Есть сын, он еще маленький, ходит в детский сад и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.
И так, давайте повторим!
- Скажите, чтобы семье Монеткиных приобрести себе еду, одежду, квартиру - что нужно? (деньги)
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
Дети кладут деньги в корзинку-копилку.
В.- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку).
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)
В.- В гости приехала тётя семьи Монеткиных и добавила свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).
В.- Семейный бюджет увеличится или уменьшится?
- Дочь в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
- Денег стало больше или меньше?
- Вот как складывается семейный бюджет.
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
(Схема «Доход и расход»)
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.
-Дети, а все деньги, которые мы тратим из семейного бюджета, называются расходом
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы.
-Ребята, присоедините капельки к тучке. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия ,выигрыш в лотерею, находка, продажа с огорода яблок.
-Вывод: Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы.
-Ребята, уберите капельки. ? Оплата детского сада, покупка еды и одежды, оплата за свет, за воду, за электричество.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Игровая апробация материала.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
-А теперь мы с вами посчитаем свои денежки. Физкультминутка (на ковре)
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей Покупкиных.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
За каждую покупку берём монетки из кошелька
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
(смотрят на составленную схему)?
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Ответы детей-
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?
-новая шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть.
– И как всегда давайте расскажем нашей куколке Копейке, что нового мы с вами узнали? (ответы детей)
-Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)
- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали, и за это вам полагается зарплата.
(Раздает шоколадные монетки)
Узнали много интересного. Я вами очень довольна.
ООД в старшей группе по формированию
финансовой грамотности -
«Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи»
Воспитатель: Буренок Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей:
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Оборудование: схемы: «Бюджет семьи», «Доходы и расходы», «Основные и неосновные расходы», купюры денег, кошелёк, кукла Копейка.
Ход занятия
Вводная часть.
Звенит колокольчик
-Подойдите все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы.
Улыбка.
- Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.
1. Терминологическая часть.
-Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в страну Финансов,
Беседа-размышление.
– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.
— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
— На что ваша семья расходует деньги?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составные.
– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? (ответы детей)
-Я вам предлагаем познакомиться с семьей Монеткиных, которая живет в нашей стране Финансов. И узнать, как они зарабатывают деньги и на что их расходуют.(схема-семейный бюджет))
В этой семье есть папа, он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.
Мама работает в банке и тоже получает зарплату.
Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию.
Есть дочь, она учится в институте, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу.
Есть сын, он еще маленький, ходит в детский сад и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.
И так, давайте повторим!
- Скажите, чтобы семье Монеткиных приобрести себе еду, одежду, квартиру - что нужно? (деньги)
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
Дети кладут деньги в корзинку-копилку.
В.- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку).
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)
В.- В гости приехала тётя семьи Монеткиных и добавила свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).
В.- Семейный бюджет увеличится или уменьшится?
- Дочь в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
- Денег стало больше или меньше?
- Вот как складывается семейный бюджет.
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
(Схема «Доход и расход»)
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.
-Дети, а все деньги, которые мы тратим из семейного бюджета, называются расходом
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы.
-Ребята, присоедините капельки к тучке. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия ,выигрыш в лотерею, находка, продажа с огорода яблок.
-Вывод: Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы.
-Ребята, уберите капельки. ? Оплата детского сада, покупка еды и одежды, оплата за свет, за воду, за электричество.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Игровая апробация материала.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
-А теперь мы с вами посчитаем свои денежки. Физкультминутка (на ковре)
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей Покупкиных.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
За каждую покупку берём монетки из кошелька
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
(смотрят на составленную схему)?
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Ответы детей-
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?
-новая шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть.
– И как всегда давайте расскажем нашей куколке Копейке, что нового мы с вами узнали? (ответы детей)
-Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)
- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали, и за это вам полагается зарплата.
(Раздает шоколадные монетки)
Узнали много интересного. Я вами очень довольна.
ООД в старшей группе по формированию
финансовой грамотности -
«Семейный бюджет. Расходы и доходы семьи»
Воспитатель: Буренок Е.В.
2021г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
финансовая граммотность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста-новое направление.Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи,сталкиваясь с деньгами,рекламой и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1008562-1521095709.jpg)
Памятки для родителей по финансовой граммотности
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни чел...
НОД по финансовой граммотности "Семейный бюджет"
На занятии дети овладевают знаниями что такое семейный бюджет, какие бывают доходы, а какие расходы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/15/picture-1490057-1697380644.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой граммотности "Путешествие в мир экономики"
Здравствуйте! Данное занятие поможет детям закрепить представление, об экономических понятиях: товар, цен, бартер, доход и др....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/21/picture-1491340-1697891499.jpg)
Занятие по финансовой граммотности в подготовительной группе: "Давайте честно платить налоги"
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки ...