«Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
«Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_ekonomicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 964.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 п. Первоавгустовский»
Доклад
из опыта работы
«Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»
Подготовила: Клейменова Г.А.
воспитатель 1 кв.категории
п. Первоавгустовский
2021
Необходимость приобщения дошкольников к экономике связана с тем, что они живут в XXI веке с его социальными и экономическими взаимоотношениями. Дети вырастут и в жизни столкнутся различными ситуациями, которые потребуют самостоятельного принятия решений, а значит, умения рационально использовать своё время и творчески мыслить.
Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности и именно поэтому нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания именно посредством сказки. Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал, в том числе способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний. И я поставила перед собой задачу – сформировать у детей элементарные экономические представления, необходимые в практической деятельности, и начало экономической культуры посредством сказки.
Работу по экономическому воспитанию я начала с исследования сказочных произведений разных видов: традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Это позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Существует несколько групп сказок, ориентированных на основе экономических понятий:
Сказки отражающие труд людей:
«Терем – теремок»
«Крошечка-Хаврошечка»
«Морозко»
«Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К.И. Чуковский «Телефон»
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Зайкина избушка»; «Выгодная сделка»; «Мена», «За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Сказки о деньгах:
К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
Г.Х. Андерсен «Огниво»
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»
Народные сказки: «Гуси – лебеди»
«Кошелечек» «Золотая антилопа»,
«Али-баба и сорок разбойников»
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл»
«Два мороза»; «Колобок»;
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Сказок о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Знакомя своих воспитанников с азами экономики посредством сказок, я учу детей тому, чтоб они не только умели слушать и пересказывать сказку, но и понимали содержание сказочного произведения, выражали свое эмоциональное отношение к героям сказки, овладевали средствами взаимодействия со сказочными героями, умели высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
В заключении еще раз хотелось бы отметить, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств и эмоционального развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»
Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...
Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...
Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».
Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...
Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников.
Материал для родителей....
Сказка, как средство экономического воспитания дошкольников.
Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учит...