Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_fingramotnosti.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 «Катюша»
Картотека игр
по финансовой грамотности
Воспитатели: Погодина Н.В.
г. Нижневартовск 2020 год.
Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
№ | Название игры | Цель игры | Содержание |
1 | «Груша-яблоко» | Научить считать ресурсы | Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. |
2 | «Размен» | научить считать деньги | Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей. |
3 | «Кто кем работает?» | На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. | Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями). |
4 | «Кто как работает?» | Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство :одни трудятся ,а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок. | Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить,какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать. |
5 | «Разложите товар» | учить детей классифицировать предметы по общим признакам | Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, кото которые могут быть товаром в различных магазинах. Зад!1 Разложить картинки на группы, по общим назначениям . Дать названия магазина, , на: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное. 2.Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное. |
6 | « Услуги и товары» | Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать | Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник,художник,шахтер,ткач.Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки,объясняя свои действия: -Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу. -Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги. По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры |
7 | Практика «Мини-банк» | Показать принципы финансового планирования | Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. |
8 | Практика «Совместные покупки» | показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. | Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей. На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. выбрать все для собственного завтрака. Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки |
9 | Практика «Самостоятельные покупки» | показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. | Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин. Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене. Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача. Похвалите ребенка за покупку! |
10 | Практика «Таблица расходов» | показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. | Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку. Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут. |
11 | «Кто что делает?» | Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых | Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых |
12 | «Назови профессии» | Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. | Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности. |
13 | «Кто трудится, кто играет» | Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой). | У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие). |
14 | «Какие бывают доходы?» | Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные). | Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы. |
15 | «Товарный поезд» | Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. | Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д. Вариант №2 .Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д. |
16 | «Маршруты товаров» | Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.) | Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина. |
17 | «Собери вместе» | Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. | Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются. |
18 | «Магазин игрушек» | Дать возможность детям практически осуществить процесс купли- продажи; развивать умение «видеть»товар: материал, место производства, цену (стоимость). | Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые. |
19 | «Что быстрее купят?» | Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него | Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора |
20 | «Что и когда лучше продавать?» | Закрепить знания детей о спросе на товар, о влияниифактора сезонности (времени года) на реальный спрос. | Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний». |
21 | «Домино» | Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память. | Один из детей выставляет карточку домино ,следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…. Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран. |
22 | «Что дешевле» | Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения | Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы. |
23 | «Назови монету» | Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях | Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Ппноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д. |
24 | «Продолжи предложение» | Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа. | Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ ,начатый взрослым: -Мне понравилась игрушка в магазине…. Муха-цокотуха покупала на рынке самовар |
25 | «Купи другой подарок» | Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка | Выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. |
26 | «Угадай где что продается?» | научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов | Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...
Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по формированию финансовой грамотности детей....
"Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".
Мы предлагаем Вам подборку дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Картотека игр по Формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр...
Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр....
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
"Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: знакомить воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью различных игр....