НОД "Бюджет"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование первичных представлений детей детей старшего дошкольного возраста о семейном бюджете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_byudzhet.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная направленность старший дошкольный возраст.
Тема «Семейный бюджет»
Цель: Формирование первичного представления детей о семейном бюджете.
Задачи:
- Дать представление о сущности доходов и расходов семьи, показать их многообразие, подвести к пониманию понятия экономия средств.
- Развивать умение решать проблемные ситуации.
- Учить делать выводы доступные данному возрасту.
- Поддерживать у детей инициативу к бережному ведению домашнего хозяйства, формировать умение выслушивать мнения товарищей.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, мультфильм «Азбука денег 3 серия – Семейный бюджет», мяч, картинки с изображением грустного кошелька (расход), и весёлого кошелька (доход), карточки с изображением доходов и расходов.
Предварительная работа: беседы, чтение рассказов, сказок, пословиц и поговорок на темы «Деньги в быту», «Бережливость» Проведение сюжетно ролевых игр: «Аптека», «Семья», «Супермаркет» Ознакомление с дидактической игрой : «Хорошо, плохо» ( в квартире везде горит свет –плохо; дети чинят книжки –хорошо и т.д.), проводила опрос «как дети экономят семейный бюджет».
Методы и приёмы:
Наглядный: просмотр отрывка мультфильма «Азбука денег», интерактивная игра «Ответы и вопросы», рассматривание картинок.
Словесный: беседа, объяснение, рассуждение, вопросы, рассказы воспитателя, пояснение.
Практический: продуктивная деятельность, показ, выполнение определённых действий.
Игровой: дидактические игры : «Хочу и надо», «Доходы и расходы», внезапное появление объекта, загадки, создание игровой ситуации.
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: фронтальная.
Развивающие образовательные технологии:
ИКТ информационно коммуникационная технология, проблемная ситуация, игровая, технология эмоционального интеллекта, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная технология.
Занятие построено с учётом принципа интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие»( знакомить детей с экономическим понятием – семейный бюджет), «Речевое развитие( связная речь, активизация словаря: доходы, расходы, бюджет семьи)», «Социально коммуникативное развитие» ( учить детей работать в коллективе, соблюдать правила поведения, проявлять эмоции)
Ход НОД
1-й этап - вводный
( На экране гном Эконом)
Воспитатель: Сегодня к нам снова пришёл гном Эконом, и он хочет рассказать вот какую историю:
- Однажды он зашёл в магазин и увидел неприятную картину: маленький мальчик, лёжа на грязном полу магазина, громко кричал, что он хочет игрушку ( картинка на экране) А его мама, пытаясь поднять сына с пола, объясняла ему, что у неё нет денег на эту игрушку, и она не можете купить. Мальчик же при этом, кричал ещё громче, привлекая внимание и покупателей и продавцов в магазине.
Гном хочет спросить, над каким вопросом заставляет задуматься эта ситуация?
Дети: Так нельзя делать, это плохо, возможно у мамы и вправду не было денег.
В – Гном - Эконом с вами согласен, действительно мальчик хотел получить новую игрушку, а у мамы не было денег.
Давайте с вами постараемся выяснить, на что в семье расходуются деньги.
(ответы детей)
2-й этап - основной
Гном - Эконом приготовил для вас вопросы, давайте мы на них ответим (на экране картинки к вопросам, после каждого правильного ответа они со звуком поворачиваются вокруг себя)
Вопросы:
- Что нужно сделать, чтобы хватило денег на желаемую покупку?
-Откуда берутся деньги?
-Смогла бы ваша семья прожить без денег?
-Сколько денег нужно семье? Как узнать?
В – Действительно, требуется составить денежный план семьи. Правильно сказать составить бюджет семьи. Дети, а знаете ли вы, какие бывают деньги?
Д - Бывают монеты и банкноты (бумажные деньги)
Физ. минутка.
У монетки круглый бок (Идут по кругу, переваливаясь с ноги на ногу, руки на поясе)
Запасайте деньги впрок (Лицом в круг, поступательные движения «руками к себе»)
В кошельке, на карте, в банке. (Поочерёдно загибают пальцы на правой руке)
Деньги ждут заветный срок. ( Прыжки на месте)
В – Гном – Эконом предлагает вам посмотреть отрывок из мультфильма «Азбука денег» (просмотр мультфильма www. ivi. ru «Азбука денег 3 серия – Семейный бюджет)
Беседа по мультфильму
В - Как выдумаете, что такое доход семьи?
Д - Это поступление денег в семью.
В - Какие виды доходов вы запомнили?
Д - Зарплата, пенсия, стипендия
В - Что такое расходы семьи?
Д - затраты на товары, услуги
В - На что мы именно тратим деньги?
Д - На еду, коммунальные платежи и т.д.
В - Так что же такое, бюджет семьи?
Д - Это план семьи, куда им надо потратить деньги.
В - Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?
Д - Продажа чего либо, подарки.
В - А непредвиденные расходы?
Д - Поломка автомобиля, лекарства и т.д.
В - А как вы можете экономить и помочь родителям?
Д- Выключать свет, закрывать воду, беречь своё здоровье, бережно относиться к вещам
В - Правильно дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут покупать вам игрушки, сладости, устроить семейный праздник.
В - Давайте вернёмся к нашему мальчику (картинка на экране) Как вы думаете, покупка игрушки для бюджета этой семьи это запланированный расход? (предположения детей)
В - Для того чтобы определить какие покупки важны, а от чего можно отказаться, мы с вами поиграем в игру «Хочу и надо»
Игра «Хочу и надо» ( в кругу с мячом)
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо»
В - Я бросаю вам мяч и называю предмет, если он необходим вы говорите – надо, а если без него можно обойтись «хочу» ( лекарство, хлеб, чупа - чупс, учебники, игрушка, стиральный порошок, мороженное, варежки, корм для кошки, билет в кино)
В - Молодцы, вы справились заданием.
Игра «Доходы и расходы» (картинки с липучками)
В - А сейчас Гном – Эконом предлагает вам попробовать составить самый настоящий семейный бюджет. Перед вами два кошелька, полный кошелёк – это доход, а пустой - расход. Вам нужно взять картинку, сказать, что на ней изображено и прикрепить её или к расходу, или к доходу. ( Примерные варианты картинок: (зарплата, цирк, лекарства, коммунальные услуги, стипендия, продукты, подарок, рваные штаны, игрушки, выращенные овощи)
Сейчас мы с вами составили самый настоящий семейный бюджет. А если в семье перестанут договариваться о важных покупках и каждый будет требовать что - то своё, хорошо это будет?
( предположения детей)
В - Вот именно, поэтому если вам чего то захочется, а вам откажут, прежде чем обижаться и требовать нужно поговорить с родителями и подсчитать ваш семейный бюджет.
3-й этап - заключительный
Рефлексия
В - Дети, так что вы сегодня узнали нового?, «Что вам больше всего понравилось и запомнилось? ( ответы детей)
Ну а сейчас Гному – Эконому пора в страну «Экономика», но перед тем как уйти гном передал для вас посылку. Хотите узнать что в ней? А в ней новая экономическая игра, а какая именно вы узнаете немного попозже, а сейчас давайте скажем Гному до свидания.