НОД "Бюджет"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Формирование первичных представлений детей детей старшего дошкольного возраста о семейном бюджете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_byudzhet.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование  Образовательная область : познавательное развитие.

Возрастная направленность старший дошкольный возраст.

Тема  «Семейный бюджет»

Цель: Формирование первичного представления детей о семейном бюджете.

Задачи:

  1. Дать представление о сущности доходов и расходов семьи, показать их многообразие, подвести к пониманию понятия экономия средств.
  2. Развивать умение решать проблемные ситуации.
  3. Учить делать выводы доступные данному возрасту.
  4. Поддерживать у детей инициативу к бережному ведению домашнего хозяйства, формировать умение выслушивать мнения товарищей.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, мультфильм «Азбука денег 3 серия – Семейный бюджет», мяч, картинки с изображением грустного кошелька (расход), и весёлого кошелька (доход), карточки с изображением доходов и расходов.  

Предварительная работа: беседы, чтение рассказов, сказок, пословиц и поговорок на темы «Деньги в быту», «Бережливость» Проведение сюжетно ролевых игр: «Аптека», «Семья», «Супермаркет» Ознакомление с дидактической игрой : «Хорошо, плохо» ( в квартире везде горит свет –плохо; дети чинят книжки –хорошо и т.д.), проводила опрос «как дети экономят семейный бюджет».

Методы и приёмы:

Наглядный: просмотр отрывка  мультфильма «Азбука денег», интерактивная игра «Ответы и вопросы»,  рассматривание картинок.

Словесный: беседа, объяснение, рассуждение, вопросы, рассказы воспитателя, пояснение.

 Практический:         продуктивная деятельность, показ, выполнение определённых действий.

Игровой: дидактические игры : «Хочу и надо», «Доходы и расходы»,  внезапное появление объекта, загадки, создание игровой ситуации.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: фронтальная.

Развивающие образовательные  технологии:

 ИКТ информационно коммуникационная технология, проблемная ситуация, игровая, технология эмоционального интеллекта, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная технология.

Занятие построено с учётом принципа интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие»( знакомить детей с экономическим понятием – семейный бюджет), «Речевое развитие( связная речь, активизация словаря: доходы, расходы, бюджет семьи)», «Социально  коммуникативное развитие» ( учить детей работать в коллективе, соблюдать правила поведения, проявлять эмоции)

Ход  НОД

1-й этап - вводный

( На экране гном Эконом)

 Воспитатель: Сегодня к нам снова  пришёл гном Эконом, и он хочет рассказать вот какую историю:  

 - Однажды он зашёл в магазин и увидел неприятную картину: маленький мальчик, лёжа на грязном полу магазина, громко кричал,  что он хочет игрушку ( картинка на экране) А его мама, пытаясь поднять сына с пола, объясняла ему, что у неё нет денег на эту игрушку, и она не можете купить. Мальчик же при  этом, кричал ещё громче, привлекая внимание и покупателей и продавцов в магазине.

 Гном хочет спросить, над каким вопросом заставляет задуматься эта ситуация?

Дети: Так нельзя делать, это плохо, возможно у мамы и вправду не было денег.

В – Гном -  Эконом с вами согласен, действительно мальчик хотел получить новую игрушку, а у мамы не было денег.

Давайте с вами постараемся выяснить, на что в семье расходуются деньги.

(ответы детей)

2-й этап - основной

Гном -  Эконом  приготовил для вас вопросы, давайте мы на них ответим (на экране картинки к вопросам, после каждого правильного ответа они со звуком поворачиваются вокруг себя)

Вопросы: 

- Что нужно сделать, чтобы хватило денег на желаемую покупку?

-Откуда берутся деньги?

-Смогла бы ваша семья прожить без денег?

-Сколько денег нужно семье? Как узнать?

В – Действительно, требуется составить денежный план семьи. Правильно сказать составить бюджет семьи. Дети, а знаете ли вы,  какие бывают деньги?

 Д - Бывают  монеты и банкноты (бумажные деньги)

Физ. минутка.

У монетки круглый бок (Идут по кругу,  переваливаясь с ноги на ногу, руки на поясе)

Запасайте деньги впрок (Лицом в круг, поступательные движения «руками к себе»)

В кошельке, на карте, в банке. (Поочерёдно загибают пальцы на правой руке)

Деньги ждут заветный срок. ( Прыжки на месте)

В – Гном – Эконом предлагает вам посмотреть отрывок из мультфильма «Азбука денег» (просмотр мультфильма  www. ivi. ru  «Азбука денег 3 серия – Семейный бюджет)

Беседа по мультфильму

В - Как выдумаете, что такое доход семьи?

Д - Это поступление денег в семью.

В - Какие виды доходов вы запомнили?

Д - Зарплата, пенсия, стипендия

В - Что  такое расходы семьи?

Д - затраты на товары, услуги

В - На что мы именно тратим деньги?

Д - На еду, коммунальные платежи и т.д.

В - Так что же такое, бюджет семьи?

Д - Это план семьи, куда им надо потратить деньги.

В - Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?

Д - Продажа чего либо, подарки.

В - А непредвиденные расходы?

Д - Поломка автомобиля, лекарства и т.д.

В - А как вы можете экономить и помочь родителям?

Д-  Выключать свет, закрывать воду, беречь своё здоровье, бережно относиться к вещам

В - Правильно дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут покупать вам игрушки, сладости, устроить семейный праздник.

В -  Давайте вернёмся к нашему мальчику (картинка на экране) Как вы думаете, покупка игрушки для бюджета этой семьи это запланированный расход? (предположения детей)

В - Для того чтобы определить какие покупки важны, а от чего можно отказаться, мы с вами поиграем в игру «Хочу и надо»

Игра «Хочу и надо» ( в кругу с мячом)

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо»

В - Я бросаю вам мяч и называю предмет, если он необходим вы говорите – надо, а если без него можно обойтись «хочу» ( лекарство, хлеб, чупа - чупс, учебники, игрушка, стиральный порошок, мороженное, варежки, корм для кошки, билет в кино)

В - Молодцы, вы справились  заданием.

Игра «Доходы и расходы» (картинки с липучками)

В - А сейчас Гном – Эконом предлагает  вам попробовать составить самый настоящий семейный бюджет. Перед вами два кошелька, полный кошелёк – это доход, а пустой - расход. Вам нужно взять картинку, сказать, что на ней изображено и прикрепить её или к расходу, или к доходу. ( Примерные варианты картинок: (зарплата, цирк, лекарства, коммунальные услуги, стипендия, продукты, подарок, рваные штаны, игрушки, выращенные  овощи)

Сейчас мы с вами составили самый настоящий семейный  бюджет. А если в семье перестанут договариваться о важных покупках и каждый будет требовать что -  то своё, хорошо это будет?

( предположения детей)

В - Вот именно,  поэтому если вам чего то захочется, а вам откажут, прежде чем обижаться и требовать нужно поговорить с родителями и подсчитать ваш семейный бюджет.

3-й этап - заключительный

Рефлексия

В - Дети, так что вы сегодня узнали нового?, «Что вам больше всего понравилось  и запомнилось? ( ответы детей)

Ну а сейчас Гному – Эконому пора в страну «Экономика», но перед тем как уйти гном передал для вас  посылку. Хотите узнать что в ней? А в ней новая экономическая игра, а какая именно вы узнаете немного попозже, а сейчас  давайте скажем Гному  до свидания.