конспекты занятий по финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Конспекты занянятий по финансовой грамотности для старших возрастных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Конспекты занятий по финансовой грамотности для старших возрастных групп
Разработала:
Белогорцева Наталия Николаевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
- Конспект НОД
Пояснительная записка
Финансовое воспитание и просвещение детей – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке в сложных социальных и экономических отношениях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств, иметь экономические представления и компетенции в области финансовой грамотности.Целью внедрения финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации является выработка у воспитанников практических навыков и умений экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово- экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Технологическая карта занятия.
Тема занятия | Интерактивное занятие по формированию основ финансовой культуры «Финансовая школа» |
Учебник | Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». |
Автор занятия | Белогорцева Наталия Николаевна |
Тип занятия | Интегрированное |
Цель занятия | содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. |
Задачи занятия | - закрепить знания детей о основных финансовых понятиях. -научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания, адекватному их использованию и определению разумных границ своих потребностей; - учить находить взаимосвязь, между экономическими и этическими категориями: труд, деньги, цена – с одной стороны, и экономность, потребности, доброта, великодушие – с другой; |
Планируемые результаты | |
Организация пространства(смена рабочих зон, «перевёрнутый урок»., традиционное обучение)и др. | Групповая комната |
Необходимое оборудование и программное обеспечение, название образовательного ресурса | Ноутбук, проектор, интерактивная доска. Презентация «Деньги разных стран», презентация «Люди разных профессий», авторская интерактивная игра «Интернет магазин», мольберт. |
Интерактивная ссылка на облачный сервис хранения информации(видеозапись) |
Организационная структура занятия:
Этапы занятия | Длительность | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся | Учебные материалы(ссылки на электронные образовательные ресурсы) | |
Организационный этап | 3мин | Приветствие, доброе пожелание. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Здравствуйте, ребята! Проходите к доске. Ребята посмотрите на экран что изображено на экране Предлагаю вам их разгадать. (банкнота, деньги), Тогда давайте начинаем. | Приветствие, постановка темы НОД при помощи ребусов. -ребусы. | metodicheskie_rekomendatsii_po_finansovoy_gramotnosti.pdf https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/29/prezentatsiya-rebusy | |
Постановка цели и задач занятия Мотивация учебной деятельности | 1мин | Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? | -о деньгах, о финансах. | ||
Актуализация знаний | 8 мин | -посмотрите, на столе лежат деньги разных стран давайте разобьёмся на тройки и распределим каким же странам какие деньги относятся. Проверка знаний с помощью презентации «Деньги разных стран» Как называются Российские деньги? Как называются деньги в европейских странах? В Китае, в Америке? На экране демонстрируется валюта разных стран. Как одним словом можно назвать деньги других стран? Да, ребята, валюта – это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства. А для чего людям нужны деньги? Внимание на экран. -как вы думаете, зачем люди работают? -Совершенно верно. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Молодцы ребята! | Работа в подгруппах. дети называют знакомые банкноты, отвечают на вопросы воспитателя. -рубли. -евро -юань, доллар. -валюта. -без них прожить невозможно. Просмотр презентации «Люди разных профессий». -люди работают, что бы заработать деньги. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/29/prezentatsiya-dengi-raznyh-stran | |
Первичное усвоение новых знаний | 4 мин | А что получает взрослый за свой труд? Да, это будет его доход. Люди заработали за свой труд деньги, и настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое бюджет?
Бюджет – это подсчет доходов и расходов. Расход - это деньги которые, потратили на оплату услуг и на покупку товаров. Когда вы приобретаете что – то, бюджет семьи увеличивается или уменьшается? Ваши затраты – это расход или доход? Воспитатель: Расход – это трата, затрата. Воспитатель задаёт вопрос каждому ребёнку «Для чего нам нужны деньги?» | -он получает зарплату – деньги. -это все деньги, которые заработали все члены семьи. -увеличивается -расход. Игра с мячом Дети отвечают на вопросы | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/29/igra-dlya-chego-vam-nuzhny-dengi | |
Физкультминутка | Так как идёт постоянная смена деятельности детей физкультминутка не проводилась | ||||
Первичная проверка понимания | 4 мин | Представьте, что в этом месяце вы хорошо потрудились и получили большой доход, произвели все свои расходы, и у вас осталось ещё какое то количество денег? Что можно с ними сделать? Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? Постановка проблемы. «Как сохранить деньги», беседа. В кармане можно? А у кого есть копилка? Когда я была маленькой, у меня тоже была своя копилка. Позже я узнала, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё денег, то есть начисляет проценты. И ваш вклад увеличился. -теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? -Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Мы с вами попробуем помочь родителям распределить деньги в семейном бюджете. Для этого мы создадим с вами памятку. | -положить в копилку, спрятать, что то купить, отнести в банк. -в копилке, в кармане, кошельке. ответы детей. ответы детей. Дети высказывают способы экономии и преумножения семейного бюджета, дети обосновывают свои ответы. -потому что осталось мало денег. | ||
Первичное закрепление | 5 мин | Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи, организация взаимодействия в достижении результата. Создание памятки «Хочу и надо» | каждый ребёнок высказывает своё мнение и приклеивает картинку в соответствующую колонку. | Даная разработана в программе Smart для работы на интерактивной доске. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/29/igra-hochu-i-nado | |
Рефлексия (подведение итогов) | 5 мин | Помочь детям оценить качество выполненной работы с помощью вопросов: «Чем занимались?», «Что узнали?». Выясняет, что вызвало у детей трудности, А сейчас я вам предлагаю воспользоваться интернет магазином и выбрать за свою работу небольшой подарочек. (работа в приложении) А пока мы ждём наш заказ, давайте с гостями поиграем в игру «Верю - не верю» Благодарит детей за занятие. | Каждый ребёнок оценивает свою работу и выбирает себе подарок. Интерактивная игра «Интернет магазин» | Авторская разработка педагога Интерактивная игра «Интернет магазин» https://nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2020/01/29/interaktivnaya-igra-internet-magazin | |
Информация о домашнем задании, инструктаж. | 1 мин | Познакомить родителей с созданной памяткой для экономии семейного бюджета. |
- Конспект НОД
Тема: «Экономия. Бережливость»
Цель: развитие представлений о понятии «экономия» с помощью бережливых технологий».
№ | Организация | Время | Содержание |
1 | 2мин | ||
2 | Беседа. Мотивация. | 3мин. | -Ребята, все мы знаем, что для нашей жизни нам необходимы расходы на жизненно важные потребности. Такие как: свет, вода, тепло, продукты. За все это нам приходится платить. Кроме всего это у нас еще есть и желания. Я думаю, что каждый из вас мечтает получить понравившуюся ему игрушку или спортивный инвентарь. Скажите, всегда ли родители исполняют ваши желания (). Почему? В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Посмотрите, нам принесли счет - квитанцию на оплату за ресурсы, которые мы использовали за прошлый месяц. Ммм….сумма то не маленькая получилась. |
3 | ФЭМП. (оплата счета). | 2мин | Сегодня я вам предлагаю распределить бюджет, который у нас имеется. У нас 20 условных рублей. Ребята, мы пока будем пользоваться условными рублями, а когда научимся - настоящими. Нам необходимо заплатить по счету и выяснить, хватит ли нам денег на исполнения нашего желания. (распределение средств для потребностей) |
4 | Вычленение проблемы. | 3мин | Ребята, оплатив потребности, на наши желания денежных средств не хватило. А где ещё можно взять деньги? (нарисовать, получить в подарок, найти, выиграть), но ведь не всегда удача на нашей стороне, мы можем и не выиграть. Ребята, как быть? нам хочется купить понравившуюся игрушку, но мы не можем ее купить, потому что у нас слишком большая сумма платежа за потребленные ресурсы.
|
5 | (изготовление памяток). | 7мин | Если мы за ресурсы много платим, можно ли сделать так, чтобы мы платили меньше? Как? (с экономить) -Как мы сможем с экономить свет? (выключаем электроприборы, свет, когда светло, телевизор, когда его никто не смотрит, выключать свет в ванной, туалете, коридоре) - Как мы сможем с экономить воду? (не оставлять открытым кран, …) - Как мы сможем с экономить тепло в доме? (не оставлять открытыми окна в холодный период, утеплять балконные двери…) - Как мы сможем с экономить на продуктах? (скидки, акции). Как нам сделать так, чтобы мы не забыли обо всех этих правилах? (записать, повторять, …) Я вам предлагаю сделать памятку, для того чтобы на нее посмотреть, вспомнить и повторить в действии. Давайте сделаем памятку, как с экономить на продуктах. (). А сейчас я вам предлагаю разделиться на 3 группы и разработать памятку для экономии света и воды самостоятельно. |
6 | Рефлексия | 3мин | -Для чего мы разработали памятки? А для чего нам нужна экономия ? Для того чтобы экономить, нам необходимо использовать бережливые технологии Ребята, я вам предлагаю с этими памятками ознакомить родителей и попробовать в течении месяца с экономить на потреблении энергоресурсов и продуктов питания, а затем сверить счета. Получилась ли у нас экономия, сможем мы купить что- то из желаемого или нет. Об этом мы поговорим следующий раз. |
- Конспект НОД
«Что мы знаем о деньгах»
Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте! Разрешите представиться. Я директор финансовой школы. Я рада приветствовать вас! Предлагаю вам приступить к испытаниям. Вы готовы? (Ответы детей).
Ведущий: Вам необходимо разделиться на пять команд, придумать название и приветствие. (Представление команд до 3-х минут).
1. Этап движения по сюжету «Финансовый бурелом» (Заработай).
Ведущий: Послушайте мою загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Что это?» (Ответы детей).
Ведущий: Совершенно верно «деньги». Как слово «деньги» можно сказать на английском языке? (Money) (Ответы детей).
А как называются Российские деньги? (Ответы детей).
А как называются Немецкие деньги? Английские? (Ответы детей).
(На экране демонстрируется валюта разных стран. Дети называют знакомые банкноты).
Ведущий: Как одним словом можно назвать деньги других стран? (Ответы детей).
Да, ребята, валюта – это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства.
А для чего людям нужны деньги?(Ответы детей).
Ведущий: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги?(Ответы детей).
Ведущий: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей).
(Участники команд отвечают на вопросы и зарабатывают фишки).
2. Этап движения по сюжету «Профессии» (Выбери и заработай)).
Ведущий: Внимание на экран.
(На экране идет демонстрация изображений людей разных профессий. Участники выбирают наиболее высокооплачиваемые и объясняют свой выбор)
Ведущий: Молодцы ребята! А что получает взрослый за свой труд?(Ответы детей).
Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
В широком смысле слово
«доход»обозначает любой приток денежныхсредств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.
Ведущий: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход.
(Ответы детей).
Расход – это трата, затрата, деньги на прожитие.
Ход занятия.
– Ребята, к нам пришел Буратино и посмотрите что он принес.
(5 золотых монет).
- Что это такое?
- Деньги.
- Правильно, а кто мне может рассказать Буратино, для чего они нужны, он не знает как их использовать?
2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»
- Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едем на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Беседа о деньгах.
– Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги? Правильно, они получают зарплату на работе.
Игра «Да или нет».
Деньги можно заработать
Деньги можно нарисовать
Деньги можно получить в подарок
Деньги можно украсть
Деньги можно найти
Деньги можно отобрать.
Деньги можно выиграть
- Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (соль, чай, специи, ткань, мех, продукты).
Как вы думаете это деньги?
Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.
Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…
Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на кур, зерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.
И люди пришли к выводу, что нужны деньги.
У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками.
Воспитатель: Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?
Дети: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.
Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть и выполнить мои задания.
Воспитатель показывает кошелек.
- Что это такое? Для чего он нужен? Давайте посмотрим, что в кошельке лежит?
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак ).
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
- Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то лежит. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
- Ребята, в кошельке осталось еще что-то?
Достаем пластиковую карту?
- Что это? Какая она? Для чего она нужна?
4. – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется « Дополни».
Я называю признак денег, а вы называете противоположный признак.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а карта …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Когда деньги у нас в наличии, называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте. Такие карточки есть у родителей? Расскажите об использовании карты (Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).
5. – Ребята, а теперь я предлагаю вам немного поэкспериментировать.
Опыт №1.
Опустим бумажную купюру, карту и монетку в стаканы с водой.
Расскажите друг другу, что с ними происходит. Не торопитесь их доставать. А теперь доставайте и поделитесь мнениями, что случилось с бумагой и монетой.
Опыт №2.
Опустим бумажную купюру, карту и монетку на грунт.
Какие следы оставил грунт?
Попробуйте её убрать тряпочкой и обсудите, в каком случае это делается легче.
Опыт №3.
Для проведения следующего опыта превратитесь в сильный ветер и подуйте на бумагу, карту и монетку.
Опыт №4.
А теперь в левую ладошку положите монетку, в правую – бумажку и сожмите их.
Что изменилось, а что осталось прежним? Попробуйте разгладить то, что смято.
Опыт №5.
Положите бумажную купюру, карту и монетку в кошелёк.
Но вот незадача: кошелёк оказался дырявый. И что же потерялось?
Опыт №6.
Поднесу к огню три атрибута. Понаблюдаем, что же произойдёт?
6. Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
( Наличные деньги).
- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Учитель: Все ли можно купить за деньги? Найдите в вашем конверте то, что осталось и что невозможно купить за деньги. Приведите примеры (спрашивает по 1 с каждой группы)
Ученики: Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.
Учитель: А почему????
Ученики: Потому что это не продаётся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по финансовой грамотности
Конспект нод по финансовой граммотности в старшей группе.Цель: раскрыть сущность понятия "деньги" , "монета" , "банкнота", "пластиковая карта" ; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о...
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
Финансовая грамотность....
Конспект занятия по финансовой грамотности "Деньги"
конспект занятия "Деньги"...
Конспект занятия по финансовой грамотности "Звонкая копилка"
В конспекте представлены материалы для содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формирование у детей первичных элементарных экономических представлений....
Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"
Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"...