Рекомендации к программе "Ребенок и безопасность".
рабочая программа по обж
Я предлагаю вашему вниманию несколько советов, которые могут быть полезны взрослым, и которые направлены на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_programme_rebenok_i_bezopasnost_.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №233 ОАО «РЖД»
Рекомендации к программе «Ребенок и безопасность»
Подготовила: Сальникова О.В.
Итак, ребенок уже «совсем взрослый». Он много умеет, много знает. И основной вопрос, возникающий перед детьми и родителями в этом возрасте, касается школы. Скоро первое сентября! Как он пойдет в школу? Кто будет его провожать? Как ребенок будет оставаться дома один? Эти вопросы очень волнуют родителей. У взрослых возникает волнение не перед процессом обучения в школе, а перед тем, как оградить своего ребенка от проблем, которые могут появиться, когда ребенок находится один: дома, в подъезде, на улице, в транспорте и т. д. Ведь особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Центром социологии образования, науки и культуры, Институтом социологии Российской академии наук проведен мониторинг среди родителей, дети которых обучаются в первом классе. Общее беспокойство родителей вызывает уровень самостоятельности детей и их безопасность.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ребенок идет в школу, а значит, на какое-то время "исчезает" из поля родительского зрения, перед взрослым встает проблема своевременного обеспечения и контроль за безопасностью ребенка. Все мы – взрослые – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.
Я предлагаю вашему вниманию несколько советов, которые могут быть полезны взрослым, и которые направлены на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Взрослые дают установку детям: «не разговаривать с незнакомыми людьми», но они видят, как мы это делаем повседневно. Вот почему вместо установки «не разговаривать» с незнакомцами необходимо внушать им понятные правила типа: «Всегда ставь в известность взрослого –родителя или воспитателя, прежде чем куда-то пойти».
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. Например, научить говорить «нет» людям, желающим увести их куда-то без разрешения родителей.
В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить, как он вел себя, хорошо или плохо, почему это с ним получилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Задача по воспитанию безопасного поведения является составной частью программы воспитания и обучения в детском саду. В нашем дошкольном учреждении реализуется программа по ознакомлению детей с социальной действительностью через основы безопасности жизнедеятельности. Для этого разработана программа «Ребенок и безопасность». При составлении данной парциальной программы за основу была взята программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина). Содержание данной программы отражает общие изменения в нашей общественной жизни, соответствует современным психолого-педагогическим ориентирам, способствующим более эффективному усвоению детьми данного материала.
Программа «Ребенок и безопасность» включает в себя четыре раздела:
1. «Ребёнок и другие люди».
2. «Ребёнок дома».
3. «Ребёнок и улица».
4. «Ребёнок и природа».
Именно эти разделы на сегодняшний день являются наиболее актуальными в работе с детьми дошкольного возраста по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Содержание программы направлено на развитие детей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально - экономической и криминогенной ситуации. Программа соответствует принципам развивающего образования, обоснованности и практической применимости.
Приложением к данной программе являются иллюстрированные альбомы, которые ярко иллюстрированы и содержат правила в виде стихов. В качестве мультипликационного материала рекомендуется серия обучающих мультфильмов «Уроки тетушки Совы» (DVD). Содержание мультфильмов в простой и доступной форме с помощью сказочный персонажей помогает ребенку разобраться в заданной ситуации.
Правила бывают строгими и условными: одни исполнять обязательно, другие - просто желательно. И среди такого обилия чётких инструкций и рекомендаций дети теряются. Выход у них один: смотреть на взрослых и действовать так же. Нормальный путь обучения: маленький человек интуитивно повторяет всё за взрослыми, но, к сожалению, впитывает в себя не только полезные знания, но и ошибки, совершаемые взрослыми. Иногда эти ошибки могут стать роковыми... Именно поэтому параллельно ведется работа с родителями. При переходе ребенка из детского сада в школу, у родителей начинается новый жизненный этап, к которому нужно подготовиться. Не каждый родитель верит в самостоятельность своего ребенка. Многие продолжают опекать детей в целях обеспечения безопасности и это понятно. Поэтому, работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми и родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить
его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Для этого в ДОУ проходят тематические родительские собрания «Безопасность наших детей», «Самостоятельный ребенок: хорошо или плохо?»; конкурсы рисунков «Огонь – друг, огонь - враг»; открытые просмотры занятий «Сказка ложь, да в ней намек…»; встречи с интересными людьми, профессия которых - обеспечение безопасности людей (инспектор ГИБДД, инспектор по пожарной безопасности, сотрудники МЧС).
В качестве дополнения по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников оформили стенд «Ребенок и безопасность», где размещается информация для воспитателей, детей и родителей. Педагоги по данному направлению деятельности работают с детьми, начиная со II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста работа носит систематический, целенаправленный характер.
Полученные в учебной и совместной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В методическом кабинете собран огромный материал по ПДД, снабжен инструктивным материалом, методической и детской литературой, периодическими изданиями, плакатами, конспектами, сценариями, играми, работы педагогов, взаимодействие с родителями и отделом ГИБДД.
В результате работы по данной программе ребёнок дошкольного возраста знает и осознанно применяет правила безопасного поведения в бытовых и экстренных ситуациях, формируются конкретные навыки безопасного поведения в обществе и общественных местах, происходит накопление знаний о профессиях людей и целых организаций, которые могут оказать помощь в трудной ситуации.
Старшие дошкольники способны освоить все эти правила и уметь ими пользоваться только при взрослой поддержке. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослые опираются на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность. А в дальнейшем у них не возникает сомнений в самостоятельности и адекватном принятии решения своего ребенка.
Мы всегда устанавливаем для детей какие-то границы послушания, добиваясь, чтобы они не покидали их, чтобы дети всегда находились на виду, на это есть причина: дошкольник еще не понимает, что для него опасно, а что нет. Поэтому, задача взрослых – рассказать об этом и показать. Устанавливая границы, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье, а это начало личной безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по безопасности жизнедеятельности
В целях безопасности жизнедеятельности ваших детей мы вам настоятельно рекомендуем выполнять следующие правила:При выходе из дома: · если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, ...
Рекомендации родителям по обеспечению безопасности дошкольника
Каждый родитель должен знать о возможностях предупреждения возникновения несчастных случаев и использовать их с целью осуществления безопасности дошкольника....
Рекомендации родителям: "Простейшие правила безопасного поведения зимой".
Зима - это не только снежные и ледовые забавы. Это еще и опасности, присущие именно этому времени года. Как обезопасить себя зимой?...
Рекомендации родителям по комплексной безопасности дошкольников
Рекомендации родителям по комплексной безопасности дошкольников...
Рекомендации для родителей. Правила безопасности для детей дома.
Соблюдение указанных правил по безопасности ребенка в доме помогут избежать большинства неприятных и опасных ситуаций, которые могут возникнуть с ребенком дома. Если научить ребенка правил...
Рекомендации родителям по теме "Безопасность"
Рекомендации родителям старших дошкольников по теме "Безопасность"...
рекомендации для родителей "Правила безопасности для детей зимой"
рекомендации для родителей "Правила безопасности для детей зимой"...