Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с основами безопасности на железной дороге".
консультация по обж

Сальникова Оксана Владимировна

Материал для педагогов ДОУ, используется как доклад на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Консультация для педагогов на педсовете.

Подготовила: Сальникова О.В

Воспитатель «Детского сада №233 ОАО «РЖД»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком- только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Правила бывают строгими и условными: одни исполнять обязательно, другие - просто желательно. И среди обилия чётких инструкций и рекомендаций дети теряются. Выход у них один: смотреть на взрослых и действовать так же! Нормальный путь обучения: маленький человек интуитивно повторяет всё за родителями, но, к сожалению, впитывает в себя не только полезные знания, но и ошибки, совершаемые мамой и папой. Иногда ошибки могут стать роковыми!

Впрочем, мы сами прекрасно знаем, как неосторожны бывают дети. В некоторых ситуациях они просто не осознают реальность опасности. Приходится постоянно твердить малышам о правилах безопасности, с этим никто не спорит, но с другой стороны- как много информации осядет в голове ребёнка? Вспомнит ли он предупреждение взрослых, когда окажется в опасной ситуации?

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье-любая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

Ежегодно на железных дорогах погибают или получают травмы дети… Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми правил безопасности, недисциплинированности, спровоцированной отрицательным примером взрослых.

Наше ДОУ на прямую связано с транспортом и профессиями на железной дороге. Поэтому, желательно, с раннего возраста детей   обучать всем правилам поведения на улице, включая правила поведения на железной дороге. Но как это сделать, чтобы малышам нравилось учиться, чтобы они легко усваивали нужную информацию и умели ею пользоваться? Вывод напрашивается сам собой - надо превратить процесс обучения в игру.

Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят

перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания. На практических занятиях, а это чаще всего наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляются полученные знания. Очень важно научить дошкольников грамотно использовать полученные знания.

Например, ребёнок имеет представление о железнодорожном транспорте, его видах (пассажирский и грузовой) и оказывается перед проблемой выбора способа перехода через железнодорожные пути. В решении этой проблемы ребёнку помогут железнодорожные переходы: надземный (виадук) и подземный.

Обучая детей правилам безопасности на железной дороге, необходимо комплексное использование всех доступных форм и методов работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные, дидактические игры. Работа должна проходить по всем  разделам воспитания и обучения. Желательно, чтобы её проводили совместно воспитатель- психолог- родители - ребёнок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Во время экскурсий дети наглядно знакомятся с передвижением на привокзальной площади, правилами безопасности на перроне и при посадке в вагон. В игровой форме, на занятиях, детей знакомят с правилами поведения в поезде. Для этого используются странички журнала «Весёлый этикет». Из этого журнала дети узнают о том, что нужно взять с собой в дорогу, как вести себя в общественном месте, т.е. поезде; что маленьким детям нельзя спать на верхних полках; знакомятся с расположением в вагоне посадочных мест и комнат гигиены. В ходе игры происходит плавный переход к знакомству с профессиями железнодорожников. В ДОУ проходят конкурсы «Юный железнодорожник» и «Моя железная дорога» в которых огромная роль отводится работе с родителями: Беседы, анкетирования, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на железной дороге, в железнодорожном транспорте в ДОУ проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, блоки занятий по развитию речи, музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности. Воспитатели, в совместной деятельности, обсуждают интересные ситуации с детьми. В старших и подготовительных группах проводятся экскурсии на вокзал и в Музей железнодорожного транспорта, для того чтобы ребёнок лучше освоил все необходимые понятия. Воспитатели создают проблемные ситуации на планшетах, схемах, при помощи атрибутов, целью которых является выяснение готовности ребёнка к правильным безопасным действиям в сложившейся ситуации.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный, смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребёнок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребёнок снова может допустить ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

Научить дошкольника ориентироваться в проблемных ситуациях - ещё одна задача подготовки к вхождению в мир самостоятельных взрослых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта»

Консультация для родителей : "Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта"...

Консультация для родителей на тему: "По безопасности на железной дороге и безопасному поведению на объектах железнодорожного транспорта"

Консультация для родителей на тему: "По безопасности на железной дороге и безопасному поведению на объектах железнодорожного транспорта"...

Консультация для родителей "Безопасность на железной дороге"

На железной дороге запрещено оставлять детей без присмотра – это может привести к трагическим последствиям. Всегда помните, что находясь на железнодорожных объектах, детей необходимо д...

Беседа со старшими дошкольниками «Безопасность на железной дороге»

Цель: Расширить представления детей о трудовых действиях работников на железной дороге, о необходимости и важности их труда. Задачи: Коррекционно-образовательные: - познакомить с работой машиниста...

Консультация для родителей: «Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта»

Железная дорога — удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания па...