Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с основами безопасности на железной дороге".
консультация по обж

Сальникова Оксана Владимировна

Материал для педагогов ДОУ, используется как доклад на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Консультация для педагогов на педсовете.

Подготовила: Сальникова О.В

Воспитатель «Детского сада №233 ОАО «РЖД»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком- только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Правила бывают строгими и условными: одни исполнять обязательно, другие - просто желательно. И среди обилия чётких инструкций и рекомендаций дети теряются. Выход у них один: смотреть на взрослых и действовать так же! Нормальный путь обучения: маленький человек интуитивно повторяет всё за родителями, но, к сожалению, впитывает в себя не только полезные знания, но и ошибки, совершаемые мамой и папой. Иногда ошибки могут стать роковыми!

Впрочем, мы сами прекрасно знаем, как неосторожны бывают дети. В некоторых ситуациях они просто не осознают реальность опасности. Приходится постоянно твердить малышам о правилах безопасности, с этим никто не спорит, но с другой стороны- как много информации осядет в голове ребёнка? Вспомнит ли он предупреждение взрослых, когда окажется в опасной ситуации?

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье-любая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

Ежегодно на железных дорогах погибают или получают травмы дети… Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми правил безопасности, недисциплинированности, спровоцированной отрицательным примером взрослых.

Наше ДОУ на прямую связано с транспортом и профессиями на железной дороге. Поэтому, желательно, с раннего возраста детей   обучать всем правилам поведения на улице, включая правила поведения на железной дороге. Но как это сделать, чтобы малышам нравилось учиться, чтобы они легко усваивали нужную информацию и умели ею пользоваться? Вывод напрашивается сам собой - надо превратить процесс обучения в игру.

Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят

перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания. На практических занятиях, а это чаще всего наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляются полученные знания. Очень важно научить дошкольников грамотно использовать полученные знания.

Например, ребёнок имеет представление о железнодорожном транспорте, его видах (пассажирский и грузовой) и оказывается перед проблемой выбора способа перехода через железнодорожные пути. В решении этой проблемы ребёнку помогут железнодорожные переходы: надземный (виадук) и подземный.

Обучая детей правилам безопасности на железной дороге, необходимо комплексное использование всех доступных форм и методов работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные, дидактические игры. Работа должна проходить по всем  разделам воспитания и обучения. Желательно, чтобы её проводили совместно воспитатель- психолог- родители - ребёнок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Во время экскурсий дети наглядно знакомятся с передвижением на привокзальной площади, правилами безопасности на перроне и при посадке в вагон. В игровой форме, на занятиях, детей знакомят с правилами поведения в поезде. Для этого используются странички журнала «Весёлый этикет». Из этого журнала дети узнают о том, что нужно взять с собой в дорогу, как вести себя в общественном месте, т.е. поезде; что маленьким детям нельзя спать на верхних полках; знакомятся с расположением в вагоне посадочных мест и комнат гигиены. В ходе игры происходит плавный переход к знакомству с профессиями железнодорожников. В ДОУ проходят конкурсы «Юный железнодорожник» и «Моя железная дорога» в которых огромная роль отводится работе с родителями: Беседы, анкетирования, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на железной дороге, в железнодорожном транспорте в ДОУ проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, блоки занятий по развитию речи, музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности. Воспитатели, в совместной деятельности, обсуждают интересные ситуации с детьми. В старших и подготовительных группах проводятся экскурсии на вокзал и в Музей железнодорожного транспорта, для того чтобы ребёнок лучше освоил все необходимые понятия. Воспитатели создают проблемные ситуации на планшетах, схемах, при помощи атрибутов, целью которых является выяснение готовности ребёнка к правильным безопасным действиям в сложившейся ситуации.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный, смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребёнок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребёнок снова может допустить ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

Научить дошкольника ориентироваться в проблемных ситуациях - ещё одна задача подготовки к вхождению в мир самостоятельных взрослых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта»

Консультация для родителей : "Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта"...

Консультация для родителей на тему: "По безопасности на железной дороге и безопасному поведению на объектах железнодорожного транспорта"

Консультация для родителей на тему: "По безопасности на железной дороге и безопасному поведению на объектах железнодорожного транспорта"...

Беседа со старшими дошкольниками «Безопасность на железной дороге»

Цель: Расширить представления детей о трудовых действиях работников на железной дороге, о необходимости и важности их труда. Задачи: Коррекционно-образовательные: - познакомить с работой машиниста...

Консультация для родителей: «Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта»

Железная дорога — удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания па...

Консультация для родителей детей старшей группы «Безопасность на железной дороге»

Консультация для родителей детей старшей группы«Безопасность на железной дороге»...