Рекомендации для родителей «Личный пример прежде всего!»
консультация по обж

Мамзонова Ирина Альбертовна

Рекомендации для родителей по формированию у детей дошкольного возраста  навыков безопасного поведения в дорожной среде «Личный пример-прежде всего!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamchtka_dlya_rditeoey_po_pdd.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по формированию у детей дошкольного возраста

 навыков безопасного поведения в дорожной среде

«Личный пример-прежде всего!»

Родители, запомните! Необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но еще наблюдать и ориентироваться в дорожной среде. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

В некоторых  дорожных происшествиях есть вина детей, но ребенок не так, как взрослый оценивает степень опасности и дорожную ситуацию, которая складывается вокруг него. Он видит мир иным, чем взрослые люди. Он еще не способен точно оценить расстояние до движущегося транспорта, дети не всегда могут понять, что мчащийся со скоростью автомобиль мгновенно остановить нельзя, эту опасность должен в первую очередь осознать водитель, а ребенку это чувство должны привить родители.

До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на улице в сопровождении родителей: вначале на руках и в детской коляске, затем, за руку и рядом с родителями. Родители провожают детей в детский сад и обратно, в первые месяцы и в школу. Времени вполне достаточно, чтобы сформировать все необходимые навыки. Однако, не владея некоторыми навыками, родители могут, торопясь, отвести ребенка в детский сад, болтать с ним на проезжей части дороги или выскочить из-за стоящего автобуса, троллейбуса. При этом происходит обучение детей неправильному поведению самым эффективным способом – личным примером родителей.

Родители часто необоснованно спокойны за своих детей, наблюдая, как они боятся машин и с опаской ступают на проезжую часть. При этом они не знают, что в большинстве случаев ребенок не заметил опасную для себя машину и потому не видел причин опасности. Об отсутствии у детей необходимых навыков наблюдения они не догадываются, и несчастный случай с ребенком воспринимают как гром среди ясного неба, только как случай, не видя его закономерных предпосылок.

Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям, ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей.

Существуют весьма несложные для запоминания и легко выполняемые правила, соблюдение которых поможет сохранить ребенку здоровье, а иногда и жизнь.

1. При выходе из дома:

− обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе осмотрите дворовую территорию: не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

− если у подъезда стоят транспортные средства или растут кустарники и деревья, закрывающие вам обзор, приостановите свое движение и внимательно посмотрите – нет ли за препятствием опасности – приближающегося, трогающегося с места или паркующегося транспортного средства.

2. При движении по тротуару:

− не ведите ребенка по краю тротуара, придерживайтесь правой стороны:

− взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

− маленького ребенка надо крепко держать за руку и быть готовым удержать его при попытке вырваться и выбежать на проезжую часть – это типичная причина несчастных случаев;

− приучайте ребенка к наблюдению за дорожной обстановкой: обращайте его внимание на те транспортные средства, которые едут с большой скоростью, готовятся поворачивать, расскажите о сигналах указателей у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;

− анализируйте вместе с ребенком различные дорожные ситуации: выделяйте из участников движения «образцовых» и «нарушителей», объясняйте ребенку в чем их ошибка.

3. Готовясь перейти дорогу:

− остановитесь, осмотрите проезжую часть, привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

− неоднократно обращайте внимание ребенка на то, как транспортные средство останавливается у пешеходного перехода, как оно в этот момент движется по инерции и какие могут возникнуть опасные ситуации;

− научите ребенка различать габариты приближающихся транспортных средств и оценивать расстояние до них;

− научите ребенка смотреть на дорогу не «краем глаза», а поворачивая голову вправо и влево. У ребенка должен быть выработан навык, доведенный до автоматизма: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову, осматривает и оценивает дорожную обстановку во всех направлениях;

− научите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к её шуму – тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.

4. При переходе проезжей части:

− продолжайте постоянно наблюдать за быстро изменяющейся дорожной обстановкой: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо – повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вывернуть новые транспортные средства;

− не посылайте ребенка переходить проезжую часть впереди вас – этим вы приучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам и закрепляете чувство мнимой безопасности;

− переходите проезжую часть только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров, иначе ребенок привыкнет переходить дорогу, где придется в неположенных для этого местах;

− переходите дорогу всегда размеренным шагом, не спешите и не бегите;

− не переходите дорогу наискосок, обращайте внимание ребенка и разъясняйте ему каждый раз, что переходите проезжую часть строго под прямым углом к тротуару – это позволяет лучше наблюдать и контролировать приближающиеся транспортные средства;

− выходя на проезжую часть, прекратите лишние разговоры – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги необходимо максимально сосредоточиться;

− при переходе проезжей части вы должны быть уверены, что вас хорошо видят водители приближающихся транспортных средств и, что ваше появление на дороге для них не стало неожиданностью, поэтому приучайте ребенка не выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства, из-за кустов или других препятствий мешающих вам обзору проезжей части;

− внушите ребенку, чтобы он не спешил переходить проезжую часть, если на другой стороне он увидел друзей, родственников, знакомых, нужный автобус и т. д.– это опасно, т. к. внимание человека в этот момент рассеивается, и он может не заметить приближающееся транспортное средство;

− при переходе проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу приучите ребенка не подражать поведению окружающих его людей: он сам должен внимательно следить за движением транспорта и переходить дорогу только после того, как он лично убедится в том, что транспортное средство остановилось и пропускает пешеходов.

5. При посадке и высадке из общественного транспорта:

− научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги, пешеходы спешат и могут случайно вытолкнуть вас под колеса автобуса;

− ожидая общественный транспорт, стойте вместе детьми на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине как можно дальше от края проезжей части;

− объясните ребенку, что в любой вид транспорта входить и выходить из него можно только после полной его остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса.

 6. При движении в автомобиле: 

− перевозка детей до 12-лет в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств;

− не разрешайте ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: объясните ему, что при внезапной остановке или столкновении сила инерции «бросает» пассажира через спинку сиденья и он ударяется о стекло или переднюю панель с такой силой, что может погибнуть или получить серьезные травмы;

– в автомобиле обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности;

– не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от нормы по зрению, и, в частности, используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребенка на улице резко осложняется. Такой ребенок должен быть еще более внимательным, так как он может ошибиться в определении расстояния от машины и ее скорости, скорее может не заметить машину. Боковое зрение, играющее важную роль для того, чтобы заметить машины, приближающиеся сбоку, у детей со слабым зрением и в очках намного слабее, чем у детей с нормальным зрением. Целесообразно, чтобы ребенок в очках компенсировал недостаток бокового зрения более частым и тщательным поворотом головы и просмотром улицы влево и вправо, в частности, в тех местах, где могут появиться машины, выезжающие с правым поворотом из-за угла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спокойствие прежде всего

Как прожить хотя бы один день без нервотрепок...

Проектная деятельность в детском саду. «Человек-это, прежде всего проект, который переживается и развивается субъективно, а не мох, плесень и не цветная капуста» Ж.Сартр

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий урове...

Эссе на тему «Вся школа, педагогика – это прежде всего учитель К.Д.Ушинский.

  Я считаю, что взгляды и идеи Ушинского, актуальны и в настоящее время....

Консультация для родителей "Кому нужна помощь прежде всего: родителям или ребенку?"

Чтобы помочь ребенку, родители должны понять причину плохого поведения и только исходя из этого принимать решение о том, как нужно поступить в той или иной ситуации....

Эссе на тему «Вся школа, вся педагогика – это прежде всего учитель К. Д. Ушинский»

В материале представлены работы выдающегося педагога К.Д.Ушинского...

Родительское собрание на тему: "Беопастность - прежде всего!"

Создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде все...