Долгосрочный проект в старшей группе «Чтобы не было беды»
проект по обж (старшая группа)
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_po_pozharnoy_bezopasnosti_v_starshey_gruppe.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект в старшей группе
«Чтобы не было беды»
Цель проекта:
формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного
безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний
и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
- формировать умения реально оценивать возможную опасность;
- прививать практические навыки поведения детей при возникновении
пожара;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувство
благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
- способствовать овладению приёмами элементарного практического
взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно
потушить пожар;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте
Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность – долгосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы:
Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров, но
самым важным является человеческий фактор. Особую тревогу мы
испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Часто причиной
пожара является детская шалость. Поэтому необходимо сформировать у
ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и
безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным,
обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция
на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то
новое, непосредственность часто ставят их перед реальными
опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей,
которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей
пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не
вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем
регионе.
Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и
систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы
уберечь детей от трагедии.
Принципы реализации проекта:
- системность и последовательность;
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных
особенностей детей;
- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие
виды);
- наглядность (использование иллюстративного материала);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);.
Ожидаемые результаты:
- повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
- формирование устойчивых навыков самосохранения, осознанного
безопасного поведения;
- создание необходимых условий в ДОУ и группе по формированию у
дошкольников целостного представления о пожаре и его последствиях;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков;
- активное участие родителей в реализации проекта
Этапы реализации проекта:
I этап – организационно-подготовительный
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка
программно-методического обеспечения.
1. Обогащение предметно-развивающей среды: подборка дидактических игр,
оформление уголка ППБ, подбор литературы, наглядного материала
II этап Рефлексивно-диагностический
Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их
родителей по теме проекта.
III этап – Практический
Цель: реализация проблемы, формирование целостного представления детей
о пожарной безопасности.
Формы реализации проекта:
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Если возник пожар».
«Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Опасные соседи»,
«Доскажи словечко», - «Горит – не горит», «Что нужно пожарным?», «Что
сообщить по телефону», «Какой бывает огонь?», «Опасно – не опасно»,
«Подбери определения к слову пожарный»
Сюжетно-ролевые игры:
- «Мы – пожарные!»
- «Позови на помощь»
-«Мы в лесу» и др.
Подвижная игра
«Кто быстрее потушит пожар?»
Формы реализации проекта в продуктивной деятельности:
- Организация выставки детских рисунков «Огонь – друг. Огонь – враг!»;
- конструирование «Пожарная часть»;
- аппликация «Осторожно огонь»;
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:
- «Почему огонь полезен и опасен?»;
- «Беседа о труде пожарных»;
- «Эти предметы таят опасность!»;
- «Спички детям не игрушка»;
- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».
- «Знакомство с огнетушителем».
Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций.
Просмотр мультфильма
-«Кошкин дом»
Формы реализации проекта на занятиях
1. Ознакомление с художественной литературой:
Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился»
Л. Толстой «Пожарные собаки»
Н. Белянина «На досуге» «От горячей спички»
Б.Житков «Пожар» «Дым»
Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»
Б. Житков «Дым», «Пожар»
С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»
К. Чуковский «Путаница»
Г. Остер «Вредные советы»
Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился»
стихи О. Вациетис «Спички», «Новый год»
стихи Е. Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»
литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме
2. Беседы
«Огонь – друг, огонь – враг»
«Отчего происходят пожары»
«Беседа о труде пожарных»
«О пользе огня в жизни человека»
«Электрические предметы в доме»
Беседа по плакатам «Пожарная безопасность»
3.Развитие речи
- составление творческих рассказов;
- загадки;
- пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»;
- чтение пословиц на данную тему;
- литературная викторина «Разрешается – запрещается»;
- постановка кукольного театра «Кошкин дом».
Формы реализации проекта в исследовательской деятельности
- «Чем можно потушить огонь»
- «Что горит сильнее»
- «Пожары загрязняют воздух»
Формы реализации проекта посредством экскурсий
- экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в
ДОУ(знакомство с местом положения огнетушителей); к пожарному щиту
с песком; к пожарным выходам
- знакомство с системой оповещения. Эвакуационными путями. Учебная
эвакуация.
Формы реализации проекта в досуговой деятельности
1. Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»
2. Спортивные развлечения «Мы пожарными растём»
3. Литературная викторина «Огонь-друг, огонь-враг»
4. Досуг «Что мы знаем об огне»
5. Сотрудничество с семьёй
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы
безопасности детей. Повысить образовательный уровень родителей по
данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо
знакомить, прежде всего, в семье.
Мероприятия, совместные с родителями:
1. Конкурс семейных работ на противопожарную тематику
2. Консультации:
«Знакомим детей со службой 01»
«Ребёнок один дома»
«Откуда опасность»
«Новогодние забавы»
«Детям о труде пожарных»
«Безопасность в нашем доме»
Папки – передвижники:
«Возможные причины возникновения пожара»
«Средства пожаротушения в доме»
«Пожарная безопасность»
IV этап – Заключительный
Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение
дальнейших форм реализации проекта.
Результат проекта:
В ходе реализации проекта у детей
• Сформированы знания о правилах пожарной безопасности.
•Созданы необходимые условия в группе по формированию у дошкольников
целостного представления о пожаре и его последствиях.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
На основе проделанной работы подготовила презентацию к родительскому
собранию «Пожарная безопасность детей»
Список используемой литературы:
1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-Москва, Просвещение, 1992г.
2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, мальчик. – Издательский дом «Карапуз»,2004г.
3. Бурдина С.В. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности- Киров, 2004г.
4. Карисова Ж.М. Сценарии мероприятий по пожарной безопасности.-Издательский торговый дом Корифей, Волгоград, 2010г.
5. Маршак С.Я. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.- Москва, Детская литература, 1989г.
6. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чюдо- всюду. Мир людей.-Академия развития, 2000г.
7. Шорыгина Т.А. Основы безопасности. – Москва, 2006г.
8. Шпагин М. Что было до... - Москва, Детская литература, 1989г
Приложение 3
Беседа «Эта спичка невеличка»
Цель: довести до понимания детей предназначение спичек в доме,
разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного
и безответственного человека; познакомить с репродукциями о бедствиях,
которые могут причинить спички.
Пособия: коробок со спичками, тематические картины.
Ход занятия.
Мы знаем, дети, что огонь может принести большие бедствия, если
допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные
просторы.
- От чего происходят пожары?
- От молнии, от искры, от не затушенной спички.
- Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите?
- Здесь нарисован пожар. Горит дом.
- А как вы думаете, почему случился пожар?
- А может кот-то из детей брал спички и пытался зажигать их?
- А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили
пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать. Не надо
торопиться. Спичку надо держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла
пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она ещё не погасла. А к чему
это может привести?
- Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении,
которое написала Елена Хортинская. Послушайте, какую историю затеял
непослушный мальчик Вова:
Можем мы костёр разжечь
Поиграем, а потом
Всё затушим и уйдём...
Вова быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой.
Красной стружкой завилось,
Дунул ветер - и по стружкам,
По дощечкам, по кадушкам.
По дровам огонь разнёс...
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами...»
И ребята со всех ног
Поскорее наутёк...
-Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было
поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер
вы знаете? И пожар был бы затушен, не причинив дому большого вреда. А
то чуть-чуть не пострадала маленькая Тома:
Дымом комната полна,
На полу у батареи
Плачет жалобно и тонко,
Пламя мечется кругом...
Командир схватил ребёнка,
Пробирается ползком...
Вот мелькнул он на балконе,
Ношу бережно храня...
Вынес Тому из огня...
-Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём.
Но дом всё-таки пострадал. И всё от чего?
-Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните:
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мола,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнём шалить нельзя.
Приложение 4
Экологическая сказка «Лесной пожар»
Действующие лица
1-й мальчик Волк
2-й мальчик Медведь
Зайка Сова
Лиса
Сценка 1
Лесная полянка, два мальчика шалят.
1-й мальчик. О-го-го, э-ге-гей! Где ты, эхо!
2-й мальчик. О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей.
1-й мальчик. Видишь хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?
2-й мальчик. Да!
1-й мальчик. Давай костер разожжем, поиграем с огоньком (зажигают
хворост).
2-й мальчик. Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели, может
загореться лес, побежим, опасно здесь.
Появляется сова.
Сова. Нехорошие мальчишки, хулиганы, шалунишки! Потушите свой
костер, огонь ужасно скор. Бросите костер, тогда будет от него беда.
Мальчики дразнят сову.
1-й мальчик. Здравствуй, Совушка-сова, очень мудрые слова. Улетай-
ка ты отсюда, а то будет тебе худо.
Сова. Как не стыдно хулигану!
2-й мальчик. Вверх взлетела, не достать. Надо быстро убегать. Дым
клубится до небес. Это загорелся лес.
Мальчики убегают.
Сценка 2
На полянке появляется зайчонок.
Зайчонок (испуганно). Ой, беда! Пожар в лесу. Надо бы позвать лису.
Побегу к ней (бежит, нет, вернусь (останавливается). Очень я ее боюсь. Как
же быть, ведь лес в огне. Стыдно так бояться мне (ищет лису). Эй, лиса, ты
где, лиса?
Появляется лиса.
Сценка 3
Лиса. Серый зайка! Неужели? Есть лисята захотели. Кстати, ты сюда
пришел! (Хищно.) Будет что накрыть на стол. (Идет к нему.)
Зайка. Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.
Лиса. Кто зажег его?
Зайка. Не знаю.
Лиса. Лес горит — беда большая. Время нечего терять — надо волка
разыскать. Знаю я его жилище. Побежали, там поищем. Убегают.
Сценка 4
Лиса. Здесь живут они с волчицей. Крикнем вместе: Волк! Беда!
Появляется волк.
Волк. Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу? Вижу с зайцем я
лису.
Лиса. Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес. Мы пришли к
тебе, волчок, чтоб пожар тушить помог.
Волк. Нам не справиться одним. За медведем побежим. Он хозяин наш
лесной, побежали все за мной. Убегают.
Сценка 5
Медведь поливает огород. Появляются звери.
Волк. Вот и Мишин огород, вот он воду в бочку льет.
Все. Миша! Лес горит, беда!
Медведь (идет к ним). Кто зажег его, когда?
Лиса. Мы не знаем ничего. Как нам потушить его? У тебя спросить
хотели.
Медведь. Верно, вовремя успели. Главное, вода нужна. Бочка у меня
полна.
Волк. Ведра тоже надо взять, чтобы пламя заливать.
Медведь. Вот вам ведра, получайте. Медлить нам никак нельзя. Бочка
полная воды. Лес избавим от беды.
Сценка 6
Медведь. Давайте, все цепочкою вставайте. Волк, у бочки становись!
Воду черпай, не ленись.
Тушат пожар.
Все. Подавай, заливай, лес от пламени спасай. Лес — наш дом. Мы в
нем живем. Дружно справимся с огнем.
Медведь. Всё, огонь погас совсем. Вам, друзья, спасибо всем.
Волк. Мы всю ночь пожар тушили. От огня не отходили.
Лиса. До чего измучил нас, наконец-то он погас.
Медведь. Посидим и отдохнем, а потом домой пойдем.
Все садятся в кружок.
Сценка 7
Появляются мальчишки.
Сова. Посмотрите, тут ребятки, что огонь в лесу зажгли, а потом домой
ушли. Здесь опять они гуляют и грибочки собирают.
Медведь. Мы сейчас без лишних слов в круг возьмем озорников.
Мальчики собирают грибы.
1-й мальчик. Здесь осинки и дубочки, под дубочками грибочки. Мы
грибочки соберем и домой их отнесем.
2-й мальчик. Посмотри-ка, гриб какой — в шляпе красной и большой.
1-й мальчик. Ядовитый мухомор!
Сзади появляется медведь.
Медведь. Это вы зажгли костер?
1-й мальчик. Здесь медведь! Бежим домой.
2-й мальчик. На дороге волк с лисой!
Медведь (загораживает дорогу). Не пытайтесь убежать, будете ответ
держать!
Сова. Посмотрите, сосны, ели здесь пылали и горели. Это вы костер
зажгли, а потом домой ушли? Клюну в нос и клюну в ушки, клюну в глупые
макушки (ходит вокруг ребят). Накажу, ребята, вас, чтоб не делали проказ.
Мальчики. Вы нас, звери, пощадите? Пожалейте, не губите! Слово
честное даем: будем лес беречь, как дом. Все мы поняли отлично — отдаем
мы вам все спички!
Зайка. Может, нам ребят простить? Может, лучше всем дружить?
Медведь. Кто других прощать умеет, может сделать мир добрее. Я за
мир! А вы согласны?
Заяц, волк, лиса, сова. Слово "мир" звучит прекрасно!
Все вместе встают в полукруг.
Лиса. Всегда шумите, сосны, ели!
Волк. Всегда живи, зеленый лес!
Медведь и сова. Не умолкайте, птичьи трели!
Зайка и мальчики. Свети нам, солнышко, с небес!
Приложение 5
Дидактическая игра «Да - нет»
-Можно спичками играть?(нет)
-На скакалочке скакать?(да)
-А петарды поджигать?( нет)
-Не затушенный в лесу костёр бросать?( нет)
-А конструктором играть?( да)
-Траву сухую поджигать?( нет)
-Газ без взрослых зажигать?( нет)
-А с трансформером играть?( да)
-Электроприборы включать?( нет)
-Фломастерами рисовать?( да)
-Можно свечи зажигать?( нет)
-Можно в кубики играть?( да)
-С зажигалкой играть?( нет)
Дидактическая игра «Школа пожарников»
Цель. Ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности,
учить их быстро принимать правильные решения в экстремальных
ситуациях. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами.
Игровое задание. Не допускать пожара.
Правила игры. Не повторять предложенные детьми варианты
разрешения ситуации. Правильно оценивать ответы.
Материалы. Картинки, изображающие разнообразные случаи
возникновения пожара, например, от неправильного пользования спичками,
электроприборами, от костров в поле, лесу и т.д. Разработайте проблемные
ситуации, ставящие детей перед выбором: 1) предупредить пожар, 2) гасить
его, звать на помощь взрослых, 3) ничего не делать. Фишки под такими же
номерами.
Игра.
Картинки по одной выставляют на доске, задают проблемные
ситуации. Дети, решившие, как надо поступать, подходят к ведущему и по
секрету сообщают о своём решении. Ведущий оценивает его одной из трёх
фишек. Когда желающих больше нет, каждый вслух называет ответ и
показывает фишку. Дети убеждаются в разнообразии или единстве вариантов
разрешения данной ситуации, сверяют правильность предложенных ими
решений с решением ведущего.
Затем выставляется другая картинка и игра продолжается.
В конце игры на доске нужно записать, сколько и каких фишек набрал
каждый ребёнок.
Подвижная игра «Кто быстрее»
Группа делится на две команды.
На земле лежат два отрезка пожарного рукава. Вёдра с водой, пустые
вёдра и маленькие ведёрки.
Задание 1.Скатать пожарный рукав в рулон. Кто быстрее выполнит
задание – тот победил.
Задание 2. Маленьким ведёрком, передаваемым по цепочке, перенести
воду из одного ведра в другое. Кто больше перенесёт за 3-5 минут – тот
победил.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»
• совместное сюжетное сложение и активизация воображения;
• введение игровых ситуаций типа «В горящей квартире остались
дети», «Дима увидел пожар в лесу» и т.п.;
• побуждение участников игры к проявлению фантазии и выдумки
в реализации замысла;
• поддержание ролевого диалога;
• смена ролей в ходе игры.
Пальчиковая игра «Кошкин дом»
Тили-тили-тили, хлопки
бом! шлепок по коленям
Загорелся помахать кистями
кошкин «ушки на макушке», руки ладошками вперёд
дом. руки «домиком» над головой
Кошка выскочила! топнуть ножкой
Глаза «бинокль»
выпучила. ладошки около глаз
Бежит пальчики «бегут»
курочка большой и указательный пальцы сложить в клювик
с ведром ладошки горсточкой
заливать пальчики как бы брызгают
кошкин дом. руки «домиком» над головой
Стихи
Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех людей без исключенья!
Его так трудно потушить –
Он может всё вокруг спалить!
И вот уже в огне – весь дом...
Опасны шалости с огнём!
Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –
Его потушить невозможно тогда...
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы...
Без взрослых костёр зажигать не годится !
Весна! В поход спешат ребята!
Но знать туристам юным надо:
Чтоб не страдали звери, птицы,
Природу портить не годится!
С поляны мусор соберите
И на костре его сожгите!
Костёр в лесу не оставляйте –
Песком, землёю засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил,
Беды в лесу не натворил...
Загадки
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой...(пожар)
В маленькой коробке – сестрички-невелички;
Лежат – молчат, чиркнешь – горят. (спички)
В коробке лежат сестрички –
Очень маленькие...(спички)
Долго я стою в шкафу,
Но когда отключат свет,
И меня выводят в свет.
Поджигают – я пылаю
И тихонько убываю. (свеча
Выставка детских рисунков
«Огонь – друг. Огонь – враг!» фото рисунков
Экскурсия к информационному щиту по пожарной безопасности фото на экскурсии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе "Чтобы не было беды"
Данный материал представляет собой сценарий развлечения по ПДД для старшей группы детского сада....
Проект по безопасности в старшей группе: «Чтобы не было пожаров, чтобы не было беды»
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности и безопасного поведения на улице и в лесу. Знакомство со знаниями, умениями и навыка...
Тематическая неделя по безопасности в старшей группе «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ»
Планирование тематической недели для старшей группы по всем областям в соответствии с ФГОС...
Занятие по ОБЖ в старшей группе «Чтобы не было беды, будь осторожен у воды»
Упражнять детей в правилах поведения на водоемах в зимнее время....
Краткосрочный проект в младшей группе "Чтобы не было беды"
Проект "Чтобы не было беды"...
Конспект занятия в старшей группе «Чтобы не было беды — будь осторожен у воды».
Цель: Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время летнего отдыха у водоёма и для действия в экстремальных ситуациях.Задачи:• сформировать у ребенка понятия «опасность &nd...
Конспект беседы в старшей группе "Чтобы не было беды"
laquo;Что бы не было беды»Составила: воспитатель группы Наталенко Н.В.Цель: дать представления о роли огня в жизни человекаЗадачи:- Закрепить знания о пожароопасных предметах, правилах пожарной...