Консультация для педагогов "Безопасность детей в летний период"
консультация по обж

Доронина Лилия Васильевна

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_detey_letom.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25»

Консультация для педагогов:

«Безопасность детей в летний период»

                                                 Выполнил:

                                                             старший воспитатель

                                              Доронина Л.В.

Июнь 2021

Безопасность дошкольников

в летний оздоровительный период 

Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. 

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности и поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Так как же сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Соблюдение правил личной безопасности крайне важно для ребенка, ведь порой их незнание может привести к трагедии.

Безопасность жизнедеятельности – одно из направлений работы сада, направленное на подготовку дошкольника к активной жизненной позиции в дальнейшем.

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма  усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Опасностями  - это  явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

При организации прогулок в летний период следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:

  • укусы животных, насекомых.
  • порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;
  • травмирование воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, падение с лестниц, турников в случаях отсутствия страховки воспитателя;
  • травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах;
  • перегревание организма ребенка;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами и др.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Детям нужно прививать не только любовь к  животным, но и уважение к их способу жизни. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными.

Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.
Воспитателям  нужно разъяснять детям опасность отравления, знакомить с правилами обращения с опасными растениями и грибами.

Необходимо перед прогулкой осматривать участки. Не допускать наличие опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла.

С наступлением жаркого периода во избежание солнечного теплого удара, необходимо:

  • всем детям иметь легкие головные уборы;
  • чередовать пребывание детей под прямыми лучами солнца с играми в тени
  • соблюдать питьевой режим
  • в жаркое время использовать игры с водой, при этом песок должен быть чистым, влажным; игры должны быть спокойными, малоподвижными; участки должны быть политы до прихода детей.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Например, касающиеся некоторых растений и грибов, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

  • Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.
  • К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожог, аллергическую реакцию.
  • Чтобы избежать отравления, надо научить детей хорошо знать основные признаки ядовитых и несъедобных грибов и растений и поддерживать правила - никогда ничего незнакомого и опасного не пробовать на вкус, не употреблять в пищу и даже не трогать руками.
  • В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих ароматических веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.
  • Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.
  • Опасность могут представлять не только всем известные ядовитые растения (бузина черная, вороний глаз, дурман, болиголов, багульник, белена черная и многие другие) но и привычные садовые цветы и повсеместно встречающиеся сорные травы. Расскажем о некоторых из них:

Вьюнок полевой – ядовит для человека. В растении содержится смолистое вещество конвальвулин. Это сильный яд, способный привести к жжению во рту и носоглотке, болям в животе, диарее.

Наперстянка пурпурная. За что его любят: Ее высокие разноцветные соцветия с цветами-колокольчиками добавляют клумбе не только яркость, но и высоту и объем. Токсическое действие: Растение токсично как для людей, так и для домашних животных. После употребления растения внутрь появляются неполадки в пищеварительном тракте: тошнота, рвота, диарея.

Ландыш. Созревает ландыш обычно к концу лета, однако яркие оранжево-красные ягоды ландыша, столь привлекательные для детей, могут встречаться уже и в июле, всё зависит от погоды. Будьте осторожны и внимательны – плоды ландыша очень ядовиты! Признаки отравления – тошнота, рвота, боль в животе, головокружение.

Лютик едкий. Народное название растения — «куриная слепота».Растение содержит летучее едкое вещество с резким запахом — (анемонол) типа камфары, раздражающее слизистые оболочки глаз, носа, гортани и внутренних органов.

Дельфиниум (Delphinium) содержит алкалоиды, эффект которых сходен с известным ядом индейцев — кураре: они резко снижают мышечный тонус и препятствуют проведению нервных импульсов. Дополняют «букет» вещества, идентичные яду аконита. Максимальной концентрации алкалоиды достигают в корнях растения в начале вегетации. В период плодоношения особо ядовиты листья.

Безусловно, нельзя запрещать ребенку общаться с природой и изучать мир, но взрослые должны сделать всё возможное, чтобы процесс познания был максимально безопасным.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников.

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей. Цель взаимодействия с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данному направлению, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Список литературы :

«Безопасность»

Вакса О. Твоя безопасность / О. Вакса // Вакса О. Все, что должны знать мальчишки / Вакса О. — М., 2004. — С. 73-110.

Волков В. М. Азбука безопасности : советы старого милиционера / В. М. Волков // Карапуз. — 2002. — N 10. — С.2-20: и

Детская энциклопедия : помоги себе и другим, или безопасностьв чрезвычайных ситуациях : [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт. -сост.: Ю. Воробьев, Ю. Гуллер, В. Пучков]. — М.: Аргументы и факты, 2005. — 72 с.: ил.

Книга рассказывает о том,что такое чрезвычайная ситуация: пожар, наводнение, нападение животных, поведение с незнакомыми людьми

Латкин В. Н. Личная безопасность школьника : памятка / В. Н. Латкин, Б. И. Мишин, С. В. Петров. — 2-е изд., перераб. — М.: ЭНАС, 2009. — 64 с.: ил.

Общие правила личной безопасности Орлова З. Как вести себя в толпе / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 19-21.

Правила поведения детей в местах большого скопления людей.

Радзиевская Л И. Азбука безопасности / Л. И. Радзиевская. — М.: Оникс ;Санкт-Петербург Литература, 2008. — 95 с. Общие правила безопасности для дошкольников и младших школьников. Соколова Ю. А. Правила безопасности / Ю. А. Соколова ; худ.: В. Трубицын. — М.: Эксмо, 2007. — 47 с.: ил.

Азбука безопасности для младших школьников.

Цвилюк Г. Е. Азы безопасности : книга для детей и родителей / Цвилюк Г. Е. — М.: Просвещение, 1994. — 63 с.: ил.

Советы по безопасности, самооборона, оказание первой медицинской помощи.

Энциклопедия для детей / [гл. ред. В. А. Володин]. — М.: Аванта+, 2001 —

Доп. том. Личная безопасность : меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. — 444 с.: ил.

В книге представлен обширный материал все вопросы личной безопасноcтн6ости

«Природа и мы»

«Знания и правильные действия —залог безопасности

Иванов А. А.Как неразлучные друзья в воде не тонули : малышам от 5 до 10 лет / А. А. Иванов ; худ. Е. Запесочная. — М.: АСТ Пресс, 1996. — 16 с.: ил. - (Азбука безопасности).

Безопасность поведения на воде. Радзиевская Л. Ты и вода / Л. И. Радзиевская. — М.: Оникс, 2009. — 16 с.: цв. ил. — (Азбука безопасности).

Безопасность поведения детей на воде.

Радзиевская Л. Ты и животные / Л. И. Радзиевская. — М.: Оникс, 2009. — 16 с.: цв. ил. — (Азбука безопасности).

Советы как вести себя с животными.

Радзиевская Л. Ты и лес / Л. И. Радзиевская. — М.: Оникс, 2009. — 16 с.: цв. ил. — (Азбука безопасности).

Безопасность поведения детей на природе.

«Ты один дома»«Если газ побежал по квартире,

Поскорей позвони: ноль — четыре!»

Иванов А. А.Как неразлучные друзья дом охраняли : малышам от 5 до 10 лет / А. А. Иванов ; худ. Е. Запесочная. — М.: АСТ Пресс, 1996. — 16 с.: ил. — (Азбука безопасности).

Правила безопасного поведения в квартире.

Кто стучится в дверь? / авт. текста А. Крутов ; худ. Е. Запесочная. — М.: АСТ-Пресс, 2007. — 9 с.: ил. — (Познавайка).

Правила безопасности для маленьких детей.

Орлова З. Если обижают дома / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 34-39.

Советы детям, как избежать насилия в семье.

Орлова З. Наши помощники — электричество и газ / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 10-15.

Правила безопасности детей при пользовании электрическими приборами и газовым оборудованием.

Радзиевская Л. Ты один дома / Л. И. Радзиевская. — М.: Оникс, 2009. — 16 с.: цв. ил. — (Азбука безопасности).

Безопасное поведение детей дома.

Детская энциклопедия :азбука дороги : дети и безопасность дорожного движения : [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт. текста Д. Семенов]. — М.: Аргументы и факты, 2007. — 72 с.: ил.

Безопасность дорожного движения для детей.

Детская энциклопедия : за безопасность на дорогах : [познават. журн. для девочек и мальчиков] / авт. -сост. В. Янелис. — М.: Аргументы и факты, 2006. — 56 с.: ил.

Правила дорожного движения для детей.

Иванов А. А.Как неразлучные друзья улицу переходили : малышам от 5 до 10 лет / А. А. Иванов ; худ. Е. Запесочная. — М.: АСТ Пресс, 1996. — 16 с.: ил. — (Азбука безопасности).

Безопасность дорожного движения.

К 16 Как перейти дорогу? / авт. текста А. Крутов ; худ. Е. Запесочная. — М.: АСТ-Пресс, 2007. — 9 с.: ил. — (Познавайка).

Правила дорожного движения в стихах и рассказах для детей.

Орлова З. Ты — пассажир / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 5-8.

Правила поведения детей в общественном транспорте.

Орлова З. Ты — пешеход / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 1-4.

Правила движения пешеходов в городе.

Рыбин А. Л.Дорожная азбука велосипедиста : кн. для учащихся / Рыбин А. Л. — М.: Просвещение, 1992. — 63 с.: ил.

Правила дорожного движения.

Шалаева Г. П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов / Шалаева Г. П. — М.:Слово : Эксмо, 2007. — 80 с.: ил.

«С огнем не шути!»

Береги свой дом от пожара!: памятка о мерах пожарной безопасности в быту. — Новоуральск, 2005. — 21 с.

Пожары, пожарная безопасность.

Детская энциклопедия :пожарное дело : [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт. текста В. Феклушин]. — М.: Аргументы и факты, 2007. — 48 с.: ил.

В книге представлена история пожарного дела в России, рассказ о профессии пожарного, а также азы пожарной безопасности в быту.

Иванов А. А. Как неразлучные друзья в огне не горели / худож. Е. Запесочная. — М.: АСТ-Пресс, 1996. — 17 с.: цв. ил. — (Азбука безопасности).

Пожарная безопасность для детей. При пожаре — 01 / авт. текста А. Крутов ; худ. Е. Запесочная. — М.: АСТ-Пресс, 2007. — 9 с.: ил. — (Познавайка).

Правила пожарной безопасности для маленьких детей.

Е.Хабибулина: «Дорожная азбука в детском саду. КОНСПЕКТ занятий ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителям "Оздоровление детей в летний период"

Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете удел...

Консультация: "Организация закаливания детей в летний период в ДОУ".

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.Закаливание — это система специальн...

Консультация "Безопасное поведение детей в летний период"

Формировать основы безопасного поведения у детей дома, на природе ,  у водоёма  с помощью родителей....

Консультация «Укрепление здоровья детей в летний период»

В период дошкольного возраста сохранение жизни и здоровья ребенка, укрепление функций организма, его правильное физическое развитие и закаливание, а также повышение работоспособнос...

Консультация "Экологическое воспитание детей в летний период"

Главная задача в экологическом воспитании– это помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Но ...