Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека у детей с З. П. Р.
статья по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_49.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья:
«Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека у детей с З. П. Р.»
Составила Фокина Марина Аатольевна - Воспитатель Г Д О У № 45 . Красногвардейский район.
г.С-Петербург.
Дети- это наше всё :счастье, радость и боль.
Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, сильным и весёлим.
Да, этого желают все, только не знают как.
А. Ф. Метельский.
Родители любят своих детей, какого бы возраста они не были взрослые или малыши. Забота о здоровье детей одна из главных задач родителей. Вот уже много лет работаю с детьми дошкольного возраста, большую часть из них посвятила детям с задержкой психического развития. Это необычные дети с очень ранимой психикой, требующие индивидуального подхода, заботы, ласки и тепла.
Работа с такими детьми ответственна и трудна. Иногда требует от педагога полной затраты волевых усилий. Профессия обязывает тебя быть умелой, мудрой, внимательной. Только с годами начинаешь понимать, что не ты выбрала эту профессию, а она тебя. Ты живёшь ей и она становится твоей судьбой.
Работая с детьми с задержкой психического развития я использую дидактический принцип Ушинского «От простого к сложному». На этом построены беседы, игры, совместная деятельность. Общаясь с детьми я отметила несколько факторов влияющих на развитие ребёнка(его обучение и воспитание).
1-Фактор: Личность воспитателя, его авторитет, отношение к нему детей и взрослых.
Дети очень чутки и внимательны ,сразу заметят фальшь и неискренность педагога. Воспитатель должен быть отзывчивым ,чутким , мудрым, образованным человеком.
2- Фактор: Весь рабочий материал должен подбираться с учётом умственного развития и возраста детей.
3- Фактор: Отклик детей на предложение воспитателя. Это активность детей, включение их в педагогический процесс, занятия, игры, различные забавы, путешествия в придуманные сказки и отображение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Вся работа воспитателя по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека строиться на совместной деятельности. Для меня главное прежде чем отправиться в путешествие или в сказку необходимо пробудить в детях интерес при помощи загадки или сюрпризного момента, музыкального сопровождения или различных ребусов.
Значительную помощь в работе с детьми оказывают коллажи и мнемотаблицы.
Коллажи помогают решать такие задачи:
- развивают память,
- умение говорить и рассказывать правильно,
-являются носителями определённой информации, в результате которой дети приобретают знания, делают умозаключения согласно поставленным задачам.
Мнемотаблицы - это схемы, в которые закладывается информация по тому или иному предмету, который должен запомнить ребёнок.
На каждом возрастном этапе задачи обучения и требования к ребёнку усложняются. У детей с ранимой психикой усвояемость материала особенная, иногда процесс обучения делится на 2 или 3 части в конце с обобщающими понятиями.
Например: старшая группа тема «В мире запахов или зачем нужен нос?»
Зная уровень развития детей материал весь был поделён на части:
- путешествие в страну «Носляндию» (сказка)
- важность носа для людей, животных и птиц. (Коллаж)
- как правильно ухаживать за носом и беречь его. (Мнемотаблица)
Пройденный материал необходимо закрепить, игрой, стихами, загадками,
В младшем возрасте при формировании культурно -гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни человека применяют потешки и игровые действия с игрушками. Дети учатся играть, приобретают знания в игре, затем переносят эти знания в жизнь, окружающий их мир.
Например: «Покормим куклу Катю обедом» Ребёнок моет кукле руки с мылом, аккуратно смывает мыло, стряхивает остатки воды с пальчиков в раковину, вытирает пальчики полотенцем, усаживает куклу за стол, учит куклу правильно и аккуратно кушать. Большим подспорьем в этой работе являются потешки и книжки- малышки с яркими картинками, которые без труда можно приобрести в детских магазинах.
В старшем возрасте задачи по формированию представлений о здоровом образе жизни человека усложняются. С помощью коллажей и мнемотаблиц дети усваивают материал, дают правильные умозаключения по темам которые они отражают .В сюжетно- ролевых играх дети играют самостоятельно, ведут диалог от лица своего героя, воспитатель выступает в роли помощника или арбитра, чтобы разрешить спорную ситуацию.
Например: Дети приходят на приём к лору .Он рассказывает им про органы слуха т.е. уши, постепенно диалог развивается в него включаются все играющие. В процессе игры открываются цели, непринуждённо решаются задачи, которые поставил перед детьми педагог. В старшем возрасте дети более самостоятельны. Они могут предложить свою помощь взрослым, т. е. расставить столовые приборы на столы, привести игровые уголки в порядок, одеваясь на прогулку подать девочке пальто. В этом возрасте потребность к знаниям у детей возрастает, появляется желание к исследовательской деятельности. Мы проводим с ними различные опыты.
Например: определение предметов по запаху, рассматривание предметов через лупу и микроскоп. Формируется знания детей о здоровом образе жизни человека не только с помощью слова, но и движений. В этой роли выступают подвижные игры, оздоровительные гимнастики (для дыхания, глаз, для укрепления всего организма) Приобретая знания о здоровом образе жизни человека, Дети осознают своё «Я» начинают понимать свой внутренний мир, умеют постоять за себя. Они любят физическую культуру, игры, занятия в любых их проявлениях. Обладая знаниями о здоровом образе жизни человека, дети начинают ценить дружбу, в некоторых из них формируются задатки лидерства.
В заключении хочу сказать: «Если не мы, так кто, научит наших детей вести здоровый образ жизни, быть полноценными жителям планеты Земля».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека у детей с З. П. Р.
В этой статье описывается как использовать материал по формированию здорового образа жизни человека. Как ухаживать за своим телом....
Влияние здорового и безопасного образа жизни на развитие детей дошкольного возраста
Как нужно формировать у детей культуру, приучать к активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и режима дня, к правильному рационально-сбалансированному питанию, к занятиям физкультурой...
Программа формирования у детей начальных представлений о здоровом и безопасном образе жизни на 2019-2022годы
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активности творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В ...
Будем здоровы! Практический материал по формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни в ДОУ. часть III "Безопасность"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и...
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть II "Факторы здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы по разделам программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у ...
Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей дошкольного возраста
Задача приобщения дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом спос...