Рабочая программа кружка "Светофорик"
рабочая программа по обж (старшая группа)

Cулайманова Василя Маратовна

     Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.

     В практику дошкольных учреждений в настоящее время прочно вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 11

комбинированного вида городского округа город

Нефтекамск Республики Башкортостан

                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

       Заведующий МАДОУ д/с № 11

                                                                                  _______________ Климина Ю. В.                        

                                                                                           «___»______________20__г.

Рабочая программа кружка

«Светофорик»

        

Рассмотрено

на педсовете

Протокол№         от_______________

Разработала: Сулайманова В.М.

г. Нефтекамск 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обеспечение здоровья детей - основная цель и главная задача цивилизованного общества.

     Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

     Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.

     В практику дошкольных учреждений в настоящее время прочно вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

    Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.  Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

   Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как умения, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

    Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

     В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

     Основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на     улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

   Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего, в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, а также из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.

Основные причины несчастных случаев на дороге и дорожных аварий с участием детей:

  • переход улицы в неположенном месте;
  • езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги;
  • игра на улицах;
  • несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков;
  • хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.

Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода, воспитывать и обучать правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – сформировать умения и знания детей по ПДД, систематизировать навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте,  привить навыки правильного поведения на улице, соблюдать правила ПДД в повседневной жизни.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Знакомство детей дошкольного возраста с правил поведения на улицах, ее основными частями, ознакомление с различными видами транспорта – закреплять знания детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
  • Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам.
  • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
  • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
  • прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
  • привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.

При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок  –  пешеход;
  • Ребенок  –  пассажир городского транспорта;
  • Ребенок  –  водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Образовательные:

  • Овладение правилами поведения на дороге;
  • Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Развитие  творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательные:

  • Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальные:

  • Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
  • Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
  • атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • плакаты;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • дорожные знаки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

«Наша улица»

«Поставь дорожный знак»

«Теремок»

«Угадай, какой знак»

«Виды перекрёстков»

«Улица города»

«Запрещается - разрешается»

«Собери светофор»

«О чём говорят знаки?»

 «Где спрятался знак?»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Ролевая игра;
  • Дидактические игры;
  • Чтение и заучивание стихов;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Беседы-диалоги.
  • Чтение литературы.
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий.
  • Игровые тренинги.
  • Просмотр видеофильмов.
  • Наблюдение;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки на улицу и специально оборудованную площадку.

В процессе знакомства детей с правилами дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, необходимо:

  • понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт;
  • обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу):
  • зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

 Тематический план работы кружка « Светофорик»

 в подготовительной группе

Сентябрь

Сроки

Тема занятий

Формы работы

Цели

1 неделя

Вводное. Для чего нужны правила дорожного движения?

Беседа, рассматривание иллюстраций

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

2 неделя

Как появилась правила дорожного движения

Беседа

Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.

3 неделя

Как устроен светофор

Автогородок

Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определенные цвета, рассказать какие бывают светофоры

4 неделя

«Берегись автомобиля»

Автогородок

Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

 В течение года

       Профилактические мероприятия   « Внимание дети»

Октябрь

1 неделя

История транспорта

Беседа, рассматривание картинок, загадывание загадок

Расширять знания об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности.

 

2 неделя

Пешеходы на улице»

Автогородок

Организовать развлечения при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения для пешеходов.

3 неделя

«Дорожные знаки помни всегда!»

Беседа, рассматривание знаков дорожного движения

Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить знания о предупреждающих, информационных знаках. Воспитывать умение использовать свои знания в повседневной жизни.

4 неделя

«Машины на улице.»

Учить изображать различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину. Познакомить с правилами поведения водителей. Учить различать дорожные знаки для

водителей (велосипедистов и пешеходов) Закрепить знания детей о видах транспорта

Ноябрь

1 неделя

ПДД. Правила дорожного движения

Обучающее видео

Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольного о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

2 неделя

ПДД. Правила дорожного движения

Обучающее видео

Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный  перекресток» .

3 неделя

Машины специального назначения        

Беседа

Давать детям представление о машинах специального назначения.

4 неделя

Собери автомобиль, дорожный знак.

Дтдактические тгры

Закрепить знания об дорожных знаках, автомобилях. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Декабрь

1 неделя

Улица полна неожиданностей

Беседа

Учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе .

2 неделя

Опасный перекресток 1 занятие

Целевые прогулки

Расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке; дать представление о «регулируемом перекрестке» и о роботе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехцветного светофора .

3 неделя

Опасный перекресток 2 занятие

Игровые тренинги

Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона .

4 неделя

«Торопыжка не спеши» Правила поведения на улице        

Автогородок

Расширить и пополнить знания детей о правилах поведения пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни.

Февраль

1 неделя

Игра- викторина «Знаки на дорогах»

Игровые викторины.

Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать  у детей внимательность.

2 неделя

Дидактические игры по ПДД.

Дидактические игры.

Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную  активность. .Воспитывать доброжелательность,желание соблюдать ПДД.

3 неделя

Уроки тетушки Совы.

Обучающее видео

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения

4 неделя

Мы пассажиры.

Беседа.

Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.

Март

1 неделя

. Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде, самокате,»

Чтение произведения. Беседа.

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

2 неделя

Катание на велосипедах, самокатах, машинах.

Автогородок

Закрепить правила катания на детском транспорте.

3 неделя

«Где должны играть дети»

Беседа

объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части

4 неделя

Чтение книги А.Иванова  «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Чтение литературы.

На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуации.

Апрель

1 неделя

Ребенок на улицах города

Прогулка

Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения и транспортную площадку, воспитывать культуру поведения на улице, упражнять внимание и память.

2 неделя

Беседа «Если ты потерялся в городе»

Беседа

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.

3 неделя

 «Аркадий Паровозов спешит на помощь»

Просмотр мультфильма

Содействовать: закреплению знаний о правилах передвижения пешеходов по улице. Развитию представлений детей об улице: машины движутся по проезжей части улицы, пешеходы по тротуару. Воспитанию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

4 неделя

Опасные шалости

Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах

Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

Май

1 неделя

Решение кроссвордов

Занятия в кружке по ПДД

Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности»). Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом, пассажирском транспорте и машинах специального назначения. Воспитание у детей желание знать и соблюдать правила дорожного движения.

2 неделя

Итоговое занятие. Развлечение «Чтобы у всех было хорошее настроение нужно соблюдать ПДД».

Автогородок

Обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». «Детство - Пресс», 2004.

2. Извекова Н. А, Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009.

3. Саулина Т. Ф.. Три сигнала светофора. - М: «Просвещение», 2014.

4. Старцева О. Ю. Ш кола дорожных наук. - М: ООО «ТЦ Сфера», 2009.

5. Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // ЧиО. 2015. №1 (42). С. 173-179.

6. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения. - «Издательство Скрипторий 2003».

7. Элькин Г.Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС).  М.: Паритет, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...