Рабочая программа кружка "Светофорик"
рабочая программа по обж (старшая группа)
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время прочно вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 43.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 11
комбинированного вида городского округа город
Нефтекамск Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ д/с № 11
_______________ Климина Ю. В.
«___»______________20__г.
Рабочая программа кружка
«Светофорик»
Рассмотрено на педсовете Протокол№ от_______________ |
Разработала: Сулайманова В.М.
г. Нефтекамск 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обеспечение здоровья детей - основная цель и главная задача цивилизованного общества.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время прочно вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как умения, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Основными целями изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего, в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, а также из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.
Основные причины несчастных случаев на дороге и дорожных аварий с участием детей:
- переход улицы в неположенном месте;
- езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги;
- игра на улицах;
- несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков;
- хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода, воспитывать и обучать правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – сформировать умения и знания детей по ПДД, систематизировать навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, привить навыки правильного поведения на улице, соблюдать правила ПДД в повседневной жизни.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Знакомство детей дошкольного возраста с правил поведения на улицах, ее основными частями, ознакомление с различными видами транспорта – закреплять знания детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
- Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам.
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
- прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
- привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные:
- Овладение правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательные:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальные:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
- атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
- транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
- светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
- плакаты;
- сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
- дорожные знаки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Наша улица»
«Поставь дорожный знак»
«Теремок»
«Угадай, какой знак»
«Виды перекрёстков»
«Улица города»
«Запрещается - разрешается»
«Собери светофор»
«О чём говорят знаки?»
«Где спрятался знак?»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
- Рассказ;
- Беседа;
- Ролевая игра;
- Дидактические игры;
- Чтение и заучивание стихов;
- Рассматривание иллюстраций;
- Беседы-диалоги.
- Чтение литературы.
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий.
- Игровые тренинги.
- Просмотр видеофильмов.
- Наблюдение;
- Экскурсии;
- Целевые прогулки на улицу и специально оборудованную площадку.
В процессе знакомства детей с правилами дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, необходимо:
- понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт;
- обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу):
- зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
Тематический план работы кружка « Светофорик»
в подготовительной группе
Сентябрь
Сроки | Тема занятий | Формы работы | Цели |
1 неделя | Вводное. Для чего нужны правила дорожного движения? | Беседа, рассматривание иллюстраций | Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности. |
2 неделя | Как появилась правила дорожного движения | Беседа | Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять. |
3 неделя | Как устроен светофор | Автогородок | Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определенные цвета, рассказать какие бывают светофоры |
4 неделя | «Берегись автомобиля» | Автогородок | Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы. |
В течение года | Профилактические мероприятия « Внимание дети» | ||
Октябрь
1 неделя | История транспорта | Беседа, рассматривание картинок, загадывание загадок | Расширять знания об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности.
|
2 неделя | Пешеходы на улице» | Автогородок | Организовать развлечения при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения для пешеходов. |
3 неделя | «Дорожные знаки помни всегда!» | Беседа, рассматривание знаков дорожного движения | Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить знания о предупреждающих, информационных знаках. Воспитывать умение использовать свои знания в повседневной жизни. |
4 неделя | «Машины на улице.» | Учить изображать различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину. Познакомить с правилами поведения водителей. Учить различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов и пешеходов) Закрепить знания детей о видах транспорта |
Ноябрь
1 неделя | ПДД. Правила дорожного движения | Обучающее видео | Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольного о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». |
2 неделя | ПДД. Правила дорожного движения | Обучающее видео | Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток» . |
3 неделя | Машины специального назначения | Беседа | Давать детям представление о машинах специального назначения. |
4 неделя | Собери автомобиль, дорожный знак. | Дтдактические тгры | Закрепить знания об дорожных знаках, автомобилях. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца. |
Декабрь
1 неделя | Улица полна неожиданностей | Беседа | Учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе . |
2 неделя | Опасный перекресток 1 занятие | Целевые прогулки | Расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке; дать представление о «регулируемом перекрестке» и о роботе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехцветного светофора . |
3 неделя | Опасный перекресток 2 занятие | Игровые тренинги | Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона . |
4 неделя | «Торопыжка не спеши» Правила поведения на улице | Автогородок | Расширить и пополнить знания детей о правилах поведения пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. |
Февраль
1 неделя | Игра- викторина «Знаки на дорогах» | Игровые викторины. | Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность. |
2 неделя | Дидактические игры по ПДД. | Дидактические игры. | Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. .Воспитывать доброжелательность,желание соблюдать ПДД. |
3 неделя | Уроки тетушки Совы. | Обучающее видео | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения |
4 неделя | Мы пассажиры. | Беседа. | Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта. |
Март
1 неделя | . Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде, самокате,» | Чтение произведения. Беседа. | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. |
2 неделя | Катание на велосипедах, самокатах, машинах. | Автогородок | Закрепить правила катания на детском транспорте. |
3 неделя | «Где должны играть дети» | Беседа | объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части |
4 неделя | Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» | Чтение литературы. | На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуации. |
Апрель
1 неделя | Ребенок на улицах города | Прогулка | Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения и транспортную площадку, воспитывать культуру поведения на улице, упражнять внимание и память. |
2 неделя | Беседа «Если ты потерялся в городе» | Беседа | Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации. |
3 неделя | «Аркадий Паровозов спешит на помощь» | Просмотр мультфильма | Содействовать: закреплению знаний о правилах передвижения пешеходов по улице. Развитию представлений детей об улице: машины движутся по проезжей части улицы, пешеходы по тротуару. Воспитанию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. |
4 неделя | Опасные шалости | Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах | Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге. |
Май
1 неделя | Решение кроссвордов | Занятия в кружке по ПДД | Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности»). Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом, пассажирском транспорте и машинах специального назначения. Воспитание у детей желание знать и соблюдать правила дорожного движения. |
2 неделя | Итоговое занятие. Развлечение «Чтобы у всех было хорошее настроение нужно соблюдать ПДД». | Автогородок | Обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». «Детство - Пресс», 2004.
2. Извекова Н. А, Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009.
3. Саулина Т. Ф.. Три сигнала светофора. - М: «Просвещение», 2014.
4. Старцева О. Ю. Ш кола дорожных наук. - М: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
5. Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // ЧиО. 2015. №1 (42). С. 173-179.
6. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения. - «Издательство Скрипторий 2003».
7. Элькин Г.Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС). М.: Паритет, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
- Мне нравится (1)