Педагогический проект по ПДД "Дорожная азбука"
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Батуева Дарима Шагдаржаповна

Педагогический проект в средней группе "Дорожная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_azbuka_po_pdd.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

                                                       Детский сад «Хараасгай»

           Проект по Правилам Дорожного Движения

                                           «Дорожная грамота»

                                              (средняя группа)

                              Автор: воспитатель Батуева Д.Ш.

Тип проекта: Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой,  

                         краткосрочный.

Актуальность: Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма.                            И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.

Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Предмет изучения: Процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в

воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Проблема: Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

Цель проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.

                                                           Задачи проекта:

Образовательные: познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками; сформировать представления о назначении светофора и его сигналах; научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие: развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,

ответственность и осмотрительность на дороге; стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Речевые: способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Гипотеза исследования: Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.

                                                       Ожидаемые результаты:

  • обеспечение условий для организации деятельности МДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
  • упрочение совместного сотрудничества МДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • разработка краткосрочного плана работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
  • формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.

                                          Методы исследования:

1. Непосредственно-образовательную деятельность:

2. Художественное творчество.

3. Ситуационно-имитационное моделирование.

4. Чтение художественной литературы.

5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.

6. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.

7. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

8. Проведение викторины  по теме проекта.

9. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.

10. Тематические погружения по теме проекта.

11. Работа с родителями.

12. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.

                                               Этапы проекта:

                                              1 этап (постановка проблемы):

  • постановить проблему перед  детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
  • определить продукт проекта: а) создание макета города; б) знание правил дорожного движения; в) проведение игрового тренинга по теме проекта.

                        2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):

  • довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
  • подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
  • составить перспективный план работы по проекту;
  • изучить методическую литературу: Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Добряков В.А. «Три сигнала светофора»; Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»; Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»; Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»; Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»; Степанкова Э.Я. «Дошкольникам -  о правилах дорожного движения» и другие;
  • провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
  • пополнить предметно-развивающую среду;
  • провести с родителями анкетирование, тестирование.

       3 этап (работа над проектом): организовать работу по решению задач проекта  

                                                                  через:

                               1. Непосредственно-образовательную деятельность:

- «Знаки дорожные помни всегда»;                  - «О работе ГИБДД»;

- «Осторожно, дорога!»;                                     - «Правила для пассажиров»;

                                           - «Транспорт на улицах города».

                                                2. Художественное творчество:

- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак»,  

                      «Улицы города»;

- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;

- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».

                                     3. Ситуационно-имитационное моделирование.

                                        4. Чтение художественной литературы: 

- Бедарев О. «Азбука безопасности»,        

- Веревка В. «Учимся переходить дорогу»,

- Волкова С. «Про правила дорожного движения»,

- Домоховский А. «Чудесный островок»,       - Житков Б. «Светофор»,

- Иришин В. «Прогулка по городу»,                - Клименко В. «Происшествия с игрушками»,

- Кожевников В. «Светофор»,                          - Кончаловская Н. «Самокат»,

- Мигунова И. «Друг светофор»,                     - Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица»,

- Обойщиков К. «Светофорик»,                       - Хурманек Д. « Перекресток» и другие.

                                                  5. Целевые прогулки и экскурсии 

по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.

                                 6. Рассматривание иллюстраций, картинок.

                           7. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: 

«Смешарики: Азбука безопасности»,

«Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.

                        8. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.

                                                         

                                              9. Дидактические игры: 

- «Будь внимательным»,                             - «Виды перекрестков»,

- «Доскажи словечко»,                                - «Наша улица»,

- «Поставь дорожный знак»,                      - «Правильно разложи»,

- «Светофор», «Угадай-ка»,                        - «Узнай по описанию»,

- «Это я, это я, это все мои друзья!».

                                                     10. Подвижные игры: 

- «Дорожные знаки и автомобили»,         - «Пешеходы и автомобили»,

- «Светофор»                                                   и другие.

                                                    11. Сюжетно-ролевые игры: 

- «Поездка на автобусе»,                            - «Путешествие по городу».

                                                    12. Отгадывание загадок.

                        13. Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».

                                                         14. Разбор ситуаций: 

- «Как правильно перейти через дорогу?»,

- «Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,  

- «Чего не должно быть?»,

- «Что нужно знать, если находишься на улице один?».

                                  15. Тематические погружения по теме проекта

- встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, экскурсия в отдел ГИБДД.

                                             16. Проведение с родителями:

- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».

- практикума «Как поступить в данной ситуации?»

- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».

- организация дискуссии «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»

- конкурса: «Машины специального назначения», «Ребенок на улице города».

                                       17. Проведение акции «Дети – водителям» 

- распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.

                                           4 этап (презентация):

- провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»;

- представить продукт проекта – макет улицы города.

                                      Полученные результаты:

  • Условия для организации деятельности МДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом, и инспекторами ГИБДД, и родителями;
  • Произошло упрочение связи детского сада и отдела ГИБДД поселка Мокроус в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получены необходимые рекомендации от инспекторов ГИБДД, согласован план дальнейшего сотрудничества;
  • Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
  • По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.

В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика  после проведения проекта.

Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.

    Список использованной литературы и источников. Методическая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
  2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
  3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
  4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
  5. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
  6. Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
  7. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;
  8. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам -  о правилах дорожного движения»

                                       Художественная литература:

  1. Бедарев О. «Азбука безопасности»;
  2. Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
  3. Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
  4. Домоховский А. «Чудесный островок»;
  5. Житков Б. «Светофор»;
  6. Иришин В. «Прогулка по городу»;
  7. Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
  8. Кожевников В. «Светофор»;
  9. Кончаловская Н. «Самокат»;
  10. Мигунова И. «Друг светофор»;
  11. Михалков С. «Дядя Степа»;
  12. Михалков С.«Моя улица»;
  13. Михалков С. «Три чудесных цвета»;
  14.  Михалков С.«Скверная история»;
  15. Обойщиков К. «Светофорик»;
  16. Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
  17. Хурманек Д. « Перекресток».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Азбука прав и ответственности"

Педагогический проект по правовому воспитанию "Азбука прав и ответственности". Знакомство детей в доступной форме со своими правами и обязанностями. Расширение  представлений о собственном м...

Педагогический проект: «Азбука дорожного движения»

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в ...

Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"

Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...

Педагогический проект "Азбука безопасности"

Целью проекта является совершенствование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности в случаях возникновения экстренной ситуации....

Педагогический проект на тему: «Азбука здоровья»

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за в...

Педагогический проект по ПДД "Азбука Дорожного Движения"

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как мож...

Педагогический проект на тему: «Азбука дорожного движения»

Информационно – познавательный проект по теме «Азбука Дорожного Движения»...