ПДД
консультация по обж (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СВЕТОФОР» (Т. И. Данилова)
Цель программы — формирование навыков безопасного движения с само- го раннего детства.
Задачи программы:
- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорож- ного движения;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на доро-
гах;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные за-
нятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблю- дения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художе- ственной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформле- ния уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. д.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 3-7 лет. Программа состоит из трех разделов.
Задачи первого раздела:
- Учить детей различать легковые и грузовые автомобили.
- Знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем. Дать представ- ление о назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях гру- зовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса).
- Давать детям первоначальное представление о сигналах светофора. За- крепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.
- Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней, стремление освоить ее основы.
- Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тро- туаре.
- Обучать детей правилам перехода через проезжую часть.
Задачи второго раздела
- Закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах пове- дения в автобусе.
- Дополнять представление об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части дороги, движение может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией.
- Формировать представление детей о том, что разные машины имеют разное предназначение. Познакомить с машинами специального назначения.
- Добиваться от детей четкого выполнения правил при переходе через проезжую часть.
- Знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход»,
«Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!».
Задачи третьего раздела
- Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, по- лученные ранее.
- Расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешехо- дов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регули- рующих движение на улице.
- Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начерта- ниями.
- Закреплять правильное употребление пространственной терминологии (слева — справа, спереди — сзади, рядом, навстречу, на противоположной сто- роне, посередине, вдоль, напротив и т. д.).
- Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сиг- налах светофора.
- Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
- В увлекательной форме убеждать детей соблюдать элементарные пра- вила безопасности.
Методические указания к программе помогут понять содержание, направ- ленное на специфику занятий по обучению детей дошкольного возраста Прави- лам дорожного движения.
Методические рекомендации
Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактиче- ских принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.
Первый этап работы - это уточнение представлений детей о Правилах до- рожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она по- могает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей.
Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуаль- ные и сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы по Правилам дорожного движения.
На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведе- ние индивидуальной коррекционной работы.
Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.
Третий этап - формирование сознательного отношениям к соблюдению Правил дорожного движения. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил дорожного движения. Как было сказано выше, пути формирования эмоцио- нального и сознательного отношения к изучению Правил дорожного движения тесно переплетаются, взаимодействуют в учебно-воспитательной работе. Прежде всего этой задаче служат художественные произведения, раскрываю- щие напряженный трудовой ритм работы сотрудников ГИБДД. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями должен подво- дить детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.
Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Ра- зумеется, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нем в пол- ной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ре- бята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность от- вечать за свои поступки придет позже.
Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.
Пятый этап работы – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. Приду- манная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педа- гога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода. Он включает:
- Систему подготовки детей к правильному поведению на улице.
- Организацию игр и специальных практических занятий.
- Специальную подготовку со стороны педагога.
Построение занятий
Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Сначала важно определить обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятель- ности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.
Длительность занятия на первом году обучения -20 минут, на втором году – 25 минут, на третьем году – 30 минут, на четвертом – 35 минут в групповой ком- нате, с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.
При планировании нового занятия необходимо опираться на содержание предыдущего, задавать вопрос детям: «Что нового мы узнали на прошлом заня-
тии?». Основным механизмом формирования прочных знаний на занятии явля- ются повторение и выполнение упражнений.
На занятиях по обучению детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип доступности и наглядности.
Структура занятий: психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки стихи, пословицы и поговорки, художе- ственное слово, физминутки, словесные игры, работа по перфокарте, пальчико- вая гимнастика.
Психогимнастика является средством воздействия на эмоциональное состоя- ние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Психогимнастику можно проводить не только в начале занятия, но и по мере необходимости, если нужно поднять настроение или снять эмоциональное напряжение у детей.
Для более устойчивого внимания детей необходим прием удивления (сюр- призный момент). Еще Максим Горький писал, что удивление – это начала понимания. Удивлять – это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабляет до конца за- нятия.
Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь другому в трудной ситуа- ции. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения нового материала.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и коорди- нации движений рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внима- ние, память, связную речь и словарный запас.
В конце занятия необходимо провести оценку (что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось и т.д.). Она помогает правильно спланировать последующие занятия и исправить ошибки, допущенные на предыдущих.
Коррекционные задачи
Коррекция ощущений, восприятия, представлений.
Развивать восприятие цвета, формы, величины, материала. Увеличивать объе- мы зрительных, слуховых, моторных восприятий. Увеличивать поле зрения, скорость обозрения. Развивать глазомер. Учит сравнивать, выделять суще- ственные признаки предметов. Корректировать искажения представления об окружающем.
Коррекция памяти.
Работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания. Формировать полноту восприятия словесного ма- териала. Работать над увеличением объема памяти. Развивать словесно- логическую, образную, зрительную память.
Коррекция внимания.
Формировать навыки самоконтроля. Воспитывать устойчивое внимание. Разви- вать быструю переключаемость внимания.
Коррекция самооценки.
Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.
Коррекция речи.
Развивать фонематический слух. Совершенствовать слуховое восприятие. рас- ширять активный словарь.
Коррекция мышления.
Развивать умение делать словесно-логические обобщения. Учить выделять главное, существенное. Развивать умение группировать предметы. Работать с навыком деления целого на части и восстановления целого из частей. Учить понимать смысл нового правила. Учить применять правила на практике. Разви- вать умение сравнивать, анализировать.
Коррекция эмоционально – волевой сферы.
Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважения к старшим. Пре- дупреждать возникновение дурных привычек. Вырабатывать положительные навыки поведения. Воспитывать чувство ответственности, доброжелательно- сти, трудолюбие, дисциплину.
Тематический план 2-ая младшая группа
месяц | неделя | тема | форма | цели | содержание | оборудование |
1 | Вводное | беседа | Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожно- го движения | Дети называют цвета све- тофора, различия между грузовыми и легковыми ав- томобилями. Они должны узнать, кто управляет авто- мобилем, где они едут, где ходят люди, где играют де- ти | Таблица «Графическая запись динамики знаний детьми ПДД»(см. приложение) | |
2 | Легковой и гру- зовой транспорт | наблюдение | Обучать детей умению разли- чать грузовой и легковой транс- порт | Дети наблюдают за транс- портом и отвечают на во- просы педагога №Покажи легковой и грузовой авто- мобиль. Чем они отличают- ся?» | Два красных флажка | |
3 | Грузовой и лег- ковой транспорт | беседа | Закреплять умения различать и называть виды транспорта | Дети рассматривают иллю- страции с изображением грузового и легкового транспорта нахо- дят | Альбомы : «грузовой транс- порт», «Легковой транспорт» | |
отличия | ||||||
4 | Воробушки и автомобиль | Подвижная игра | Развитие у детей умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя | игра | Медали с изображением птиц, автомобиля, игрушечный руль |
1 | Грузовая маши- на | Беседа | Уточнять представление о грузовой ма- шине, об основных ее частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать интерес у детей к занятию | Сюрпризный момент – по- лучение посылки, в которой находиться игрушечный грузовик. Дети рассматри- вают его, называют ча- сти(кабина, кузов, колеса, окна, двери) отвечают на вопросы педагога6 «Какие грузы можно перевозить на этой машине?» «Кто | Посылка, игрушечный грузо- вик, игрушечный руль, меда- ли с изображением птиц | ||||
управляет грузовиком?» | |||||||||
2 | Собери грузовик | Дидактическая игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мел- кую моторику. Воспитывать интерес к выпол- нению задания | Дети собирают целую кар- тинку из двух разных частей | Разрезные картинки с изобра- жением грузовика | ||||
3 | Транспорт | Чтение | Обучать детей умению внима- тельно слушать и понимать со- держание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зритель- ное восприятие | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстра- ции, а затем обсуждают прочитанное | Книга М. Пожарского «Ма- шины» | ||||
4 | Грузовик | Инсценировка | Развивать | память. | Педагог | совместно | с | Игрушечный грузовик, |
Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре | детьми проводит ин- сценировку стихотворения А. Барто | кот |
1 | Автобус | Наблюдение | Дать детям представление об автобусе, его функциональных назначениях. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окру- жающему. | Педагог рассказывает об ав- тобусе, а затем задает во- просы: «Автобус перевозит людей. Ведет автобус води- тель. Он едет по дороге, останавливается на оста- новке. Назовите части авто- буса?. Кто ведет автобус?» | Два красных флажка | |
2 | Красный, зеле- ный | Подвижная игра | Закреплять умения детей разли- чать цвета (красный, зеленый). Развивать умение ориентиро- ваться в пространстве | Дети – автомобили. В руках у педагога два флажка Если он поднимает красный – де- ти стоят, зеленый – двига- ются по всей группе | Флажки красный, зеленый | |
3 | Едим в автобусе | беседа | Знакомить детей с транспорт- ным средством: автобус. Уточ- нять представления о некоторых транспортных сред- ствах. Развивать мышление. Воспитывать умение слушать | На столе игрушки. Про- блемная ситуация на чем можно отправится путешествовать? Педагог рассказывает об ав- тобусе: «Автобус перевозит людей, водитель находится в кабине, люди в салоне; они – пассажиры» | Картина, игрушки: грузовик, легковой автомобиль, автобус | |
4 | Автобус | Сюжетно – роле- вая игра | воспроизводить рассказ педагога Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Раз- вивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно | Дети рассматривают картину, педагог составляет рассказ, де- ти помогают ему с помощью наводящих вопросов Дети с педагогом строят из стульчиков автобус. Ведущий ребенок водитель, остальные – пассажиры. Авто- бус едет, пассажиры сидят. Ав- тобус останавливается – пасса- жиры выходят и заходят в авто- бус и т.п | Стульчики игрушечный руль |
1 | По улицам го- рода | чтение | Закреплять у детей знания о транспорте, его назначении. Развивать зрительное воспри- ятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной лите- ратуре | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстра- ции, а затем обсуждают прочитанное | Книга М. Приходькина «По улицам города» | |
2 | Наша улица | экскурсия | Давать детям представление об улице, тротуаре. Формировать элементарные навыки поведе- ния на улице. Развивать воспри- ятие. | Педагог рассказывает об улице и задает детям вопро- сы: «Улица широкая, краси- вая. На ней много домов и машин. Какие вы видите дома? Что еще | Два красных флажка |
Воспитывать устойчивое внима- ние | есть на улице? Какие авто- мобили вы видите? Место где находятся люди называ- ется тротуаром, а людей пешеходами. Где можно иг- рать детям?» | |||||
3 | Дорожные ситу- ации | беседа | Закреплять у детей элементар- ные знания о поведении на ули- це | Дети рассматривают плака- ты и отвечают на вопросы педагога: «Где можно иг- рать детям? О чем забыли дети? Как правильно вы- брать место для игры?»» | Плакаты с изображениями различных дорожных ситуаций | |
4 | Собери автомо- биль | Дидактическая игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение дово- дит начатое до конца. Вос- питывать усидчивость | Дети всей группой на ковре собирают целое изображе- ние по образцу из разрезных картинок | Разрезные картинки с изоб- ражением легковых автомо- билей |
1 | Все работы хо- роши- выбирай на вкус | беседа | Знакомить с профессией води- теля. Развивать речь. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых | Педагог рассказывает о профессии водителя: «Во- дитель управляет автомоби- лем, следит за ним, ремон- тирует, моет. Эта профессия нужна всем людям» (дети рассматривают иллюстра- ции) | Альбом о профессиях | |
2 | Гараж | Целевая прогул- ка | Давать представления детям о гараже, его | педагог показывает детям гараж и | Два красных флажка |
строении и функциональном назначении. Развивать наблюдательность | рассказывает о нем: «Гараж – это большое помещение с большими воротами. Здесь находится транспорт. Там его ремонтируют, моют и т.п. | |||||
3 | Гараж | Конструирование | Обучать детей умению созда- вать из строительного материала кон- струкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выпол- нению задания | Дети рассматривают обра- зец, рассказывают о его назначении, выделяют ос- новные части. Педагог объ- ясняет и показывает, как выполнить задание. Дети строят гараж и обыгрывают ситуацию с помощью игру- шечной машины | Строительный материал из набора для конструирования, игрушечные машины | |
4 | Труд водителя | Беседа | Знакомит детей с трудом води- теля, показать его общественную значимость. За- креплять знания детей о грузо- вом транспорте. Развивать вни- мание. Воспитывать уважение к труду взрослых | Педагог: Назовите машины, которые находятся на столе. Закройте глаза. Чего не стало? Кто управляет этими машина- ми? Профессия водителя важ- на. Он рано встает и отправля- ется на работу, возвращается поздно. Водитель управляет автомобилем, который приво- зит грузы, людей на работу и домой» | Игрушечные машины |
1 | светофор | наблюдение | Дать представление о рабо- те светофора, его значении. Закреплять у детей умения различать цвета (красный, желтый, зеленый) | Педагог рассказывает детям о светофоре и задает им во- просы: «На дорогах с дав- них пор есть хозяин – све- тофор. Сколько сигналов у светофора? На красный сигнал – стоим, на зеленый сигнал – идем» | Два красных флажка | |
2 | Светофор | Подвижная игра | Знакомить детей с правила- ми игры. | Игра «Светофор» | Макет светофора | |
Развивать внимание | ||||||
3 | Светофор | Аппликация | Учить детей умению пра- вильно располагать и наклеивать круги разного цвета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к выполнению аппликации. Закреплять приемы работы с клейстером (индивиду- альная и самостоятельная работа) | Педагог рассказывает о све- тофоре, о назначении его сигналов. Дети рассматривают образцы, запоминают распо- ложение цветов, а затем выполняют задание | Заготовки «Светофор», клей кисти, салфетки, образец | |
4 | Узнай и назови | Дидактическая игра | Закреплять знания у детей о различных видах транспорта | Педагог описывает автомо- биль, ребенок должен узнать и | Иллюстрации транспортного средства | |
показать его на картине |
1 | Покатаем на машине | Дидактическая игра | Уточнять у детей знания о названии | Дети катают игрушки на машинах. Педагог | Игрушечные грузовые ма- шинки, мелкие |
март | игрушки | частей грузовой ма- шины | уточняет частей грузовика | названия | игрушки | |||
2 | Дорога для ав- томобиля | рисование | Учить детей умению регу- лировать силу нажима ка- рандаша, развивать умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей отзыв- чивость | Педагог создает проблем- ную ситуацию: много снега, снегоуборочная машина сломалась. Дети должны заштриховать дороги ко- ричневыми и черными ка- рандашами, тогда автомо- | ||||
били смогут ехать ( штри- | ||||||||
ховка выполняется в одном | ||||||||
направлении, линии распо- | ||||||||
ложены | ||||||||
близко друг к другу) | ||||||||
3 | Моя улица | Беседа | Закреплять у детей знания об улице. Развивать зри- | Дети рассматривают иллю- страции отвечают на вопро- | Книга М. Дружинина «Моя улица» | |||
тельное восприятие | сы педагога | |||||||
4 | Зажги свой ого- нек | Дидактическая игра | Закреплять знания у детей о светофоре, сигналах, их значении | Педагог загадывает загадку о цвете светофора, дети за- жигают огонек на | Макет светофора каждого ребенка | на | ||
своих светофорах |
1 | Светофор | рисование | Учить детей рисовать круги красного, желтого и зелено- го цветов. Закреплять зна- ния о сигналах светофора. Воспитывать интерес к | Дети рассматривают свето- фор а потом рисуют его цветными карандашами | Бумага, карандаши: крас- ный, желтый, зеленый, ма- кет светофора |
выполнению работы | ||||||
2 | Вечер загадок | развлечение | Обучать детей находить от- гадку по описанию. Разви- вать слуховое восприятие | Педагог загадывает за- гадку, дети отгады- вают, показывают картинку. | Иллюстрации – легко- вые, грузовые машины, разные виды пассажирского | |
транспорта, макет светофо- ра, макеты дорожных зна- ков, | ||||||
улицы | ||||||
3 | Троллейбус | Беседа | Давать детям представле- ния о троллейбусе, об отли- чительных особенностях. Развивать мелкую мото- рику. Воспитывать интерес к занятию | Педагог рассказывает о троллейбусе: « он перевозит людей. У него, как и у авто- буса, есть кабина, салон, окна, двери. Автобус ездит по проводам с помощью «штанги2. Она находиться на крыше. Управляет трол- лейбусом водитель» | Иллюстрации автобуса и троллейбуса | |
4 | Мы - пассажи- ры | Сюжетно – ролевая игра | Закреплять знания у детей о пассажирском транспорте | Дети строят из стульев «ав- тобус, «троллейбус» и от- правляются в путь | Стульчики, игрушечный руль |
1 | Мой город | Экскурсия | Расширять знания детей о городе, улицах, светофорах | Дети наблюдают за улицей из окна автобуса. Педагог комментирует увиденное воспитанниками | ||
2 | Сложи машину | Дидактическая игра | Обучать детей складывать предметы | Дети по образцу складывают машину | Геометрические фигуры: | |
из геометрических фигур | прямоугольники, трапеция, треугольники, круги | |||||
3 | На машине | инсценировка | Создать у детей положительный эмоцио- нальный настрой | Дети старшей группы пока- зывают инсценировку сказ- ки Н. Павлова «На машине» | Костюмы: заяц волк, мед- ведь, лиса, игрушечный руль | |
4 | Итоговое | Беседа | Уточнять объем знаний и навыков, приобре- тенных детьми за год обу- чения | Составление сводной табли- цы, подведение итогов года | График см. приложение |
Тематический план средняя группа
месяц | неделя | тема | форма | цели | содержание | оборудование |
1 | вводное | беседа | Выявлять у детей знания о светофоре, его назначе- нии, о пассажирском транспорте, тротуаре | Педагог задает детям во- просы и отмечает резуль- таты в таблице | См. приложение | |
2 | Сложи машину из кубиков | Дидактическая игра | Обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику | Дети собирают макет ма- шинки по образцу из че- тырех частей | кубики | |
3 | История автомобиля | Рассказ педагога | Знакомить детей с истори- ей создания автомобиля. Воспитывать интерес к окружающему миру | Педагог рассказывает де- тям о прошлом автомоби- лей и задает вопросы: «по улицам города раньше ез- дили деревянные повозки, запряженные лошадьми. Зимой пере- двигались на санях, потом появились конки. С появ- лением двигателя – авто- мобили. Что общего у всех | Иллюстрации старинные автомобили |
автомобилей |
4 | Грузовой транспорт | Беседа | Расширять у детей знания о грузовом транспорте. Развивать умение сравни- вать. Закреплять навык употребления новых слов: фургон, цистерна, кузов | Сюрпризный момент – буратино просит помочь разобраться с машинами. Дети рассматривают иллюстра- ции грузовых машин (с кузо- вом, цистерной, с фурго- ном) педагог задает во- просы: «Какие это маши- ны? Что можно перево- зить на этой машине? Чем отличается друг от друга? Что у них общего?» | Иллюстрации грузовых машин, кукла Буратино | |
1 | Машины | выставка | Закреплять у детей знания о легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение нахо- дить сходства и различия | Педагог просит детей найти и поставить на пол- ку разные игрушки – легковой автомо- биль, грузовой автомо- биль, пассажирский транс- порт – и задает вопросы: « Что у них общего?» « Что одинакового?» | игрушки | |
2 | Наша улица | Экскурсия | Формировать у детей представления об одно- стороннем движении. Расширять | Педагог ведет экскурсию и задает вопросы: «Где идут пешеходы? Мостовая | Два красных флажка |
представления об улице. Закреплять знания о пра- вилах для пешеходов. Воспитывать вниматель- ность, умение ориентиро- ваться а пространстве |
двустороннее движение. Если в одну – односто- роннее. Где движутся ма- шины? Какое здесь движение? Где находятся пешеходы?» | |||||
3 | Макет | Игра | Закреплять знания о двустороннем, односто- роннем движении. | Дети расставляют макеты домов, машинки. играют | Макеты домов, мелкие иг- рушечные машинки | |
4 | Воробушки, автомо- биль, светофор | Подвижная игра | Закреплять у детей умения действовать в соответ- ствии с правилами игры | Педагог напоминает пра- вила игры. На роль авто- мобиля назначается ребе- нок | Игрушечный руль, флажки | |
1 | Мы по улице идем | беседа | Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей ча- сти | Дети рассматривают ил- люстрации. Педагог задает вопросы: «Где идут дети?, Кто они? Где движется транспорт? Какой стороны нужно придерживаться пешеходам? Кто нарушает правила пешеходов?» | Иллюстрации – улица, проезжая часть, тротуар |
2 | Пешеходный пере- ход | Экскурсия | Давать детям представле- ние о пешеходном пере- ходе, знаке, как правильно переходить дорогу. Вос- питывать у детей культуру поведения на улице | Педагог знакомит детей с правилами перехода доро- ги по нерегулируемому переходу: «Дети, это – пе- реход. На асфальте белые полоски, похожие на зеб- ру. В этом месте можно переходить дорогу. Вот знак «Пешеходный переход» . он указывает место где можно перейти улицу | Два красных флажка | |
3 | Проблемные ситуа- ции | Беседа | Закреплять знания детей о правильном переходе улицы | Педагог задает детям во- просы: « Где нужно пере- ходить дорогу? На какой сигнал светофора?» если нет «Пешеходного перехода» и светофора, как перейти дорогу?» | Иллюстрации сюжетные картинки, изображающие людей, правильно или не правильно переходящих проезжую часть | |
4 | Пешеходный пере- ход» | Рисование | Закреплять умение детей рисовать прямые линии. Воспитывать желание до- водить начатое до конца | Педагог предлагает детям нарисовать пешеходный переход – «Зебра». Дети рисуют самостоятельно | Черная бумага, белая гу- ашь, кисти | |
| 1 | Пассажирский транспорт | Экскурсия | Расширить у детей знания о | Педагог проводит экскурсию, | Два красных флажка |
пассажирском транспор знания «Остановка». Воспитывать культур знаке | показывает знак «Оста- новка» и рассказывает о нем : «Остановка – это ме- сто с лавочками, крышей, где можно укрыться от дождя, подождать пассажирский транспорт. Какой транспорт здесь останавливается? Как называют людей, которые едут на автобусе? Как надо вести себя в автобу- се? Кто управляет пассажир- ским транспортом?» | |||||
2 | Трамвай | Беседа | Знакомить детей с трамва- ем. Расширять знания об особенностях движения троллейбуса, трамвая, ав- тобуса. Воспитывать культуру поведения в об- щественном транспорте | Педагог рассказывает де- тям о трамвае и задает вопросы: « Назо- вите пассажирский транс- порт. Трамвай, так же как и троллейбус, держится за провода ме- таллической дугой – «питается» электриче- ством. Чем отличается трамвай от | Иллюстрации- пассажир- ского транспорта |
троллейбуса? Что помога- ет работать мотору авто- буса? Что общего у этих всех машин? К какому ви- ду транспорта они относятся?» | ||||||
3 | В гости к Бабушке Загадушке | Развлечение | Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сооб- разительность | Бабушка Загадушка зага- дывает загадки, дети отга- дывают и показывают от- гадку, изображенную на картинке | Загадки, иллюстрации – автобус, трамвай | |
4 | Автобус | Сюжетно – ролевая игра | Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать умение играть дружно. Воспитывать культуру по- ведения в автобусе | Дети стоят автобус из стульчиков. Педагог рас- пределяет роли – води- тель, кондуктор, осталь- ные пассажиры | Игрушечный руль, стульчики | |
1 | Будь внимателен | Подвижная игра | Знакомить детей с прави- лами игры. Развивать внимание. Вос- питывать умение действо- вать по звуковому сигналу | Дети встают в круг, педа- гог – в центре круга. Пе- дагог поднимает красный флажок – дети сидят на корточках, желтый вста- ют, зеленый бегут по кру- гу. Смена флажков проис- ходит по звуковому сиг- налу. | Три флажка: красный, жел- тый зеленый | |
2 | Назови правильно | Дидактическая игра | Закреплять у детей поня- тия «справа», | Дети рассматривают иг- рушку и отвечают | Игрушечный грузовик |
«слева», «впереди», «Сза- ди», «вверху», ориентиро- ваться в пространстве | на вопросы педагога: «Какие части грузовика находятся впереди? Сза- ди? Справа? Что внутри? Из чего сделан корпус маши- ны? Сидения, окна, шины? | |||||
3 | Автобус | Аппликация | Учить детей создавать об- раз из отдельных частей. Воспитывать аккурат- ность в выполнении работы | Дети рассматривают обра- зец, а затем выполняют аппликацию | Бумага готовые детали, клей | |
4 | Транспорт | Конструирование | Закреплять у детей умение строить транспорт из лич- ного материала. Развивать воображение | Дети самостоятельно вы- бирают материал и строят на ковре макеты транс- портных средств | Различный строительный материал из наборов для конструирования | |
1 | Правила дорожного движения | чтение | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Воспитывать желание со- блюдать Правила дорож- ного движения | Педагог читает книгу, де- ти рассматривают иллю- страции, а затем обсуж- дают прочитанное | Книга А. Тюняева «Пра- вила дорожного движе- ния» | |
2 | Найди пешеходов - нарушителей | беседа | Обучать детей Правилам дорожного движения. Развивать вни- мательность, наблюда- тельность | Дети рассматривают пла- каты. Педагог задает им вопросы: «О чем забыли герои? Кто является нару- шителем? | Плакаты «Нарушения пра- вил дорожного движения» |
Почему?» |
3 | Станция техниче- ского обслуживания | Целевая прогулка | Давать детям представле- ние о станции техническо- го обслуживания, знаке, указывающем на нее. Расширять знания о Пра- вилах дорожного движе- ния | Дети знакомятся с дорож- ным знаком «Станция технического обслуживания», с работой мастеров по ремонту ав- томобилей | Два красных флажка | |
4 | Цветные автомоби- ли | Подвижная игра | Знакомить детей с новой игрой, ее правилами. Обу- чать детей ориентировать- ся в пространстве. Разви- вать слуховое восприятие | Дети «ездят» по всей груп- пе. По сигналу «Автомобили в гараж!» дети «едут» к своему флажку. Цвет руля должен совпадать с цветом флаж- ка | Медали с изображе- нием цвета машинок; иг- рушечные рули, флажки. | |
1 | Почини технику | Дидактическая игра | Закреплять у детей знание о транспорте, его состав- ных частях. Развивать внимание, наблюдатель- ность | Педагог предлагает детям быть автомехани- ками и починить технику. Дети дорисовывают недо- стающие детали | Иллюстрации – автомоби- ли, карточки на кото- рых нарисованы автомобили с недостаю- щими деталями | |
2 | Автозаправочная станция | Целевая прогулка | Давать детям представле- ние об автозаправочной станции, знаке, указы- вающем на нее. Расширять представления о транспорте, окружающем мире | Дети знакомятся с авто- заправочной станцией. Наблюдают, как водители заправляют свои автомобили | Два красных флажка |
3 | Труд водителя | Беседа | Расширять знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его обще- ственную значимость. Развивать внимание. Вос- питывать уважение к труду взрослых | Педагог рассказывает де- тям о профессии водителя и задает вопросы: « Про- фессия водителя нужна и уважаемая, трудная и от- ветственная. Они следят за дорогой и сигналами све- тофоров, знаками. У них есть помощники. Где и кто ремонтирует автомобили? Где заправ- ляют бензином? Где отдыхают машины?» | Иллюстрации из албома «Профессии» | |
4 | На машине | Инсценировка | Создавать у детей положительный эмоцио- нальный настрой. Воспи- тывать умение играть дружно, помогать друг другу | Дети исполняют сказку Н. Павлова «На машине» | Костюмы: волк, заяц, лиса, медведь | |
1 | Дорожные происше- ствия | Беседа | Закреплять у детей знания Правил дорожного движе- ния. Развивать внимание. Воспитывать умение ори- ентироваться в создав- шейся ситуации | Дети рассматривают пла- каты, на которых изобра- жены проблемные ситуа- ции, в которых оказались невнимательные пешехо- ды. Педагог задает вопро- сы: «Почему они попали в | Плакаты |
беду? Что нужно было сде- лать? Где нужно играть |
2 | Угадай дорожный знак | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении | Педагог читает загадку, де- ти отгадывают, показывают этот дорожный знак | Макеты дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Станция технического обслужива- ния», «Автозаправочная станция», «Остановка» | |
3 | В гостях у светофора | Беседа | Знакомить желтым сигна- лом светофора. умение решать проблемны в которых оказались невни шеходы. | Сюрпризный момент – по- явление «Светофора». Педагог зна- комит детей с жел- тым сигналом светофора: «Желтый свет – предупрежденье: жди сиг- нала для движенья», пред- лагает поиграть (дидактические игры «Один – много», «Собери машину из 4 – частей») и выполнить аппликацию «Светофор» | См Прило стр.140 | |
4 | Собери машину. Се- тофор. | игротека | Закреплять у детей умения транс- собирать порт частей. из 4-х Развивать | Дети выбирают, в какую игру хотят поиграть. На роль ведущего назначает- ся | Дидактические игры «Со- бери машину», «Светофор», игрушечные рули |
умение ориентироваться в пространстве. Побуждать детей к соблю- дению правил игры | ребенок |
1 | Мой город | Экскурсия | Расширять знания о Пра- вилах Дорожного движе- ния | Педагог проводит экскурсию, рассказывает детям о городе, его боль- ших улицах, светофорах, переходах, дорожной аз- буке | Два красных флажка | |
2 | Мы учимся соблю- дать Правила дорожного движения | игра | Закреплять у детей Пра- вила дорожного движе- ния. Развивать умение ориентироваться в про- странстве. Воспитывать внимание | Дети играют на площадке автогородка, представляя автомобили, пешеходов. Педагог сле- дит, советует, рекомендует | Макеты дорожных знаков, игрушечные машины, са- мокаты, велосипеды | |
3 | Бездельник светофор | Кукольный театр | Создать положительный эмоциональный фон у де- тей | Педагог с помощью му- зыкального руководи- теля и воспитателей инсценирует произве- дение С.Михалкова «Бездельник светофор» | Куклы | |
4 | Итоговое | Беседа | Уточнить объем знаний и навыков, | Составление сводной таб- лицы, подведение | График (см. приложение стр. 145) | |
приобретенных деть- ми за год обучения | итогов года |
Тематический план старшая группа
месяц | неделя | тема | форма | цели | содержание | оборудование |
1 | Вводное | Беседа | Выявить у детей знания о транспорте, правилах пове- дения пешеходов, пассажи- ров, дорожных знаках | Педагог задает вопросы по таблице (см. приложения, стр. 145) и заполняет фор- му | График 3 года обучения | |
2 | Правила поведе- ния пешеходов | Беседа | Расширять знания о прави- лах поведения пешеходов. Воспитывать ответствен- ность | Педагог задает детям во- просы: « Кто является пе- шеходом?, Где идут пеше- ходы?, Какой стороны надо придерживаться? Почему?, Как нужно вести себя на улице? Кто на ил- люстрациях нарушает пра- вила? Как бы вы поступили на их месите? | Иллюстрации – сюжетные картинки, изображающие пешеходов в различных до- рожных ситуациях | |
3 | Дорожная азбука | Экскурсия | Знакомить детей с дорож- ными знаками «Осторожно, дети!», «Пункт медицин- ской | Педагог проводит экскур- сию: «Улицы наши разго- варивают, а помогают им в этом | Два красных флажка |
помощи», «Телефон», «Пункт питания», культуру поведения в общественных местах | дорожные знаки- лучшие друзья водителя и пешехо- дов. Какие знаки вы уже знаете?2 Это | |||||
«Осторожно, дети!» - он красного цвета, предупре- ждает водителей, что бы были внимательны, рядом находится детское | ||||||
учреждение» |
4 | Дорожный знак | рисование | Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении | Дети выбирают любой знак, рисуют. Затем отве- чают на вопросы педагога «Какой это знак?, Что он обозначает? | Нарисованные на плотном листе ватмана дорожные знаки, бумага, цветные карандаши | |
1 | Доскажи словеч- ко | Словесная игра | Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слу- ховое восприятие | Педагог читает стихо- творение, дети досказы- ваю последнее слово | См. приложение, стр. 187 | |
2 | Школа пешеход- ных наук | Беседа | Знакомить детей с пеше- ходным светофором. Раз- вивать внимание. Воспи- тывать в ребенке грамотно- го пешехода | Педагог рассказывает де- тям о пешеходном свето- форе: «На дорогах с давних пор есть хозяин светофор. Это пешеходный светофор – у него 2 сигнала – крас- ный и зеленый. Что делает красный | Два макета светофоров – транспортный и пешеходный |
человечек? Зеленый? На какой сигнал можно пере- ходить дорогу?» | ||||||
3 | Три чудесных цвета | Инсценировка | Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Раз- вивать выразительность речи | Дети – огоньки, инсценируют стихотворение «Три чудесных цве- та» | Макет светофора, круги: красный, желтый зе- леный. | |
4 | Дорожные нару- шения | беседа | Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Раз- вивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации | Дети рассматривают плака- ты и отвечают на вопросы педагога: « О чем забыли звери? Почему? Как нужно поступить правильно, что бы не попасть в беду?, для чего нужно соблюдать ПДД?» | Картинная галерея (плакаты) |
1 | Мы идем через дорогу. Это должны знать дети | Практическая работа | Закреплять у детей знания ПДД | Педагог предлагает детям на выбор две игры: 1. Рас- крась кружок в красный цвет около тех людей, ко- торые неправильно перехо- дят дорогу, в зеленый – около тех, кто поступает правильно. 2. Положи фишку тому ребенку, кто правильно выбрал место для игры. Почему? | Перфокарты «Мы идем че- рез дорогу», «Это должны знать все» | |
2 | Станция техни- ческого | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожном | Дети складывают целую картинку из | Дидактическая игра «Сложи машину» |
обслуживания | знаке «Станция тех- нического обслуживания». Развивать умение склады- вать целое из частей | шести частей | ||||
3 | Машины специального назначения | Рассказ педагога | Давать детям пред- ставление о машинах спе- циального назначения | Примерный рассказ педа- гога: «Назови эти машины. Это машины специального назначения. Они оборудованы специальны- ми звуковыми сигналами. На крыше кабины – специ- альный мигающий фонарь маячок. Эти машины едут на любой сигнал светофора, им все должны уступать дорогу. Куда же они спе- шат? | Игрушечные машин специального назначения |
4 | Угадай дорож- ный знак | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок | Педагог загадывает загад- ку, ребенок отгадывает, по- казывает отгадку, отвечает на вопросы: «Где он нахо- диться? О чем он говорит?» | Иллюстрации проезжая – часть дорожными с знаками | |
1 | Машины на | беседа | Расширять у детей | Педагог задает детям | Иллюстрации |
декабрь | нашей улице | знания о пассажирском транспорте. Развивать мыш- ление, память. Вос- питывать культуру поведе- ния в общественном транспорте | вопросы: « Назовите пасса- жирский транспорт. Где мы его ожидаем? Как определить нахождение остановки? Что общего между автобусом и троллейбусом? Чем трамвай отличается от автобуса и троллейбуса? Кем мы стано- вимся, когда едим в автобу- се?» | пассажирский транспорт | ||
2 | Мы идем через дорогу | Практическая работа | Закреплять у детей знания правильного перехода че- рез дорогу (как обходить автобус, троллейбус, трам- вай) | Педагог предлагает детям раскрасить зеленым цветом стрелки, показывающие мальчику, как безопасно обойти автобус; девочке – трамвай, и объяснить свой выбор | Перфокарта «Мы идем че- рез дорогу» | |
3 | Водители, на страт» | Игра - соревнование | Развивать ловкость смекал- ку, мелкую моторику рук | Задание: быстро наматы- вать веревку на палку | Игрушечные машины на шнуре, на конце шнура палочка |
4 | Собери автомо- биль | Настольная игра | Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца | Дети по образцу собирают картинку | Пазлы: автомобиль, грузовик, мотоцикл | |
1 | Умные | Настольная игра | Расширять у детей | Один ребенок собирает | Настольная игра: лото |
январь | машины | знания о водном воздуш- | вагончики с воздушным | «Транспорт»- водители, до- | ||
ном, наземном транспорте развивать речь | транспортом, второй – с водным, третий с пасса- | рожно- транспортные про- исшествия | ||||
жирским, | ||||||
четвертый – с | ||||||
машинами специального назначения | ||||||
2 | Труд водителя | Беседа | Расширять у детей знания о | Педагог задает вопросы: «Кто управляет наземным транспортом? Водитель следит за обстановкой на дороге, сигналами свето- фора. Какие светофоры вы знаете? Водитель следит за дорожными знаками. Какие дорожные знаки вы знаете? Вы должны соблюдать ПДД. Что произойдет, если Правила исчезнут?» | Иллюстрации – води- | |
труде водителя и причинах | тели, дорожно – танспорт- | |||||
дорожно – | ные происшествия, макеты | |||||
транспортных происше- ствий. Закреплять знания о сигна- | дорожных знаков, светофора | |||||
лах светофора. Воспиты- вать уважение к труду | ||||||
взрослых |
3 | считалки | заучивание | Развивать умение четко проговаривать каждое сло- во. Воспитывать умение использовать считалку в игре | Педагог разучивает с деть- ми считалку: «Мы ехали на ралли, все машины обогнали: «Вол- гу», «Ниву», «Чайку», «ВАЗ», «Жигули», «Москвич», «КамАЗ», «Запорожец» |
впереди, - Я рулю, а ты води | ||||||
4 | Набери пра- вильно номер | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания номеров телефонов экс- тренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, милиция. Развивать умение правильного набора номера на | Педагог предлагает детям набрать номер скорой по- мощи, милиции, пожарной охраны и рассказать о ма- шинах специального назна- чения | Игрушечный телефон | |
телефоне | ||||||
1 | Твой приятель – светофор! | КВН | Закрепить у детей знания ПДД. Воспитывать в ребенке гра- мотного пешехода | См. приложение, стр. 128 | ||
2 | Пословицы | Разучивание | Знакомить детей с по- словицами. Развивать выразительность речи | Примеры пословиц, приложение стр. 186 |
3 | Домино дорож- ные знаки. Учим дорожные знаки | Игротека | Закреплять у детей знания о дорожных знаках. Разви- вать умение находить до- рожные знаки к дорожной ситуации. Воспитывать внимание | Дети подбирают к дорож- ному знаку карточку с изображением дорожной ситуации и наоборот | Настольные игры: домино «Правила дорожного дви- жения», лото «Транспорт» | |
4 | Грузовая маши- на | Аппликация | Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности | Дети рассматривают иг- рушку – грузовик, вслух выделяют основные детали, их форму, вырезают части из цветной бумаги. В | Белая бумага, цветная, нож- ницы, клей, кисточки, салфетки, клеенки |
их наклеивания. Воспитывать оценочное отношение к своим рабо- там | анализе дети рассказы- вают о своей работе | |||||
1 | Твой приятель светофор | КВН | Закреплять у детей знания ПДД. | См. приложение, стр. 128 | ||
Воспитывать в ребенке гра- | ||||||
мотного пешехода | ||||||
2 | Пословицы | Разучивание | Знакомить детей с посло- | Стр. 186 | ||
вицами. Развивать речь | ||||||
3 | Домино. Дорожные знаки. Учим дорожные знаки | Игротека | Закреплять у детей знание о дорожных знаках. Разви- вать умение у детей нахо- дить дорожный знак к до- рожной ситуации. Воспи- тывать внимание | Дети подбирают к дорож- ному знаку карточку с изображением дорожной ситуации и наоборот | Настольные игры: домино «Правила дорожного дви- жения», лото «Транспорт» |
4 | Моя улица | конструирование | Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного стро- ительного материала | Дети самостоятельно стро- ят улицу на ковре в группе и обыгрывают свою по- стройку с помощью маши- нок | Строительный материал из наборов для конструирования, иг- рушечные машины, ма- кеты дорожных знаков, макеты светофоров | |
1 | История транс- порта | беседа | Расширять знание детей об истории транспорта. Разви- вать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. | Сюрпризный момент – по- явление бабушки. Она рас- сказывает о старинном транспорте в сравнении с настоящим, используя | Иллюстрации старинного транспорта |
Воспитывать | чувство | иллюстрации | |||||
ответственности | |||||||
2 | Умные зве- рюшки | Чтение | Обучать детей умению слу- шать и понимать содержание прочитанного. | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстра- ции, а затем беседуют о | В. Лебедев – кумач «Умные зверюшки» | ||
Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать в ребенке гра- мотного пешехода | прочитанном: «Верно ли поступили звери? Почему? Как бы ты поступил на их месте?» | ||||||
3 | Кто больше знает? | Загадки | Развивать у детей | Педагог загадывает загад- | Приложение , стр. 172 | ||
внимание, сообра- зительнос мышле- ть, ние | ки. За правильный ответ – фишка. В конце игры педа- гог подводит итог, называ- ет победителя |
4 | Дорожные ло- вушки | Беседа | Обучать соблюдать детей вивать ориентирова ПДД. создавшейся ситуац умение в | Дети решают проблемные ситуации: «Как бы ты по- вел себя в этой ситуации, будь ты на его месте? Почему?» | Перфокарты, плакаты | |
1 | Путешествие в страну дорожных знаков | Праздник | Создавать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызвать желание знать и соблюдать ПДД | Дорожные знаки попали в беду, дети выручают их с помощью отгадывания за- гадок, пения, исполнения танцев, чтения стихов, игр | Приложение, стр. 110 | |
и | ||||||
т.п. | ||||||
2 | Найди ошибку | Словесная игра | Обучение детей умению находить в предло- жении ошибку и исправлять ее. | Пример словесной ошибки: «Забибикала малина – у меня спустила шина!» | Книга М. Дружинина «Моя улица» | |
Развивать слуховое вни- мание | ||||||
3 | Мы пешеходы. Мы - водители | Игры в автогородке | Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире | Педагог – распредиляет роли – пешеходы, водители- и по- вторяет правила поведения | Самокаты, велосипеды, маке- ты дорожных знаков, светофоров | |
детей | пешеходов, водителей. Дети | |||||
играют, педагог следит, что- | ||||||
бы дети соблюдали ПДД, не | ||||||
нарушали их | ||||||
4 | Итоговое | беседа | Уточнить объем знаний и навыков, полученных деть- ми за год обучения | Составление сводной табли- цы, подведение итогов | График см приложение стр. 145 |
Тематический план подготовительная группа
месяц | неделя | тема | форма | цели | содержание | оборудование |
1 | Вводное | беседа | Выявить у детей знания о транспорте, пра- вилах поведения пешехо- дов и пассажиров, до- рожных знаках | Педагог задает вопросы по таблице (см приложение стр. 145) и заполняет фор- му | График 4 года обучения | |
2 | Строим улицу | беседа | Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять зна- ния о Правилах дорожного движения. Воспитывать любознательность и инте- рес к | Педагог рассказывает де- тям о строительной техни- ке, читает стихотворение А. Баруздина «Кто построил этот дом?2 предлагает со- брать машину из кусочков | Предметные карточки, иг- рушки | |
окружающему миру | ||||||
3 | Выполни верно | Практическая работа | Закреплять у детей знание о различных видах транс- порта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | Педагог предлагает зада- ние: «Положи фишку крас- ного цвета на автобус, си- него на грузовик, желтого на мотоцикл, коричневого – на легковую машину» | Перфокарта «Выполни вер- но, фишки разного цвета |
4 | Путешествие Колобка по улице | Беседа | Дать представление об «Остановке безопасности». Расширять у детей знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспи- тывать навыки правильно- го поведения на улице | Сюрпризный момент – по- явление Колобка. Он от- правляется в гости к Маше, которая живет в городе, там его ожидают опасно- сти, дети помогают ему | Макет улицы с «Остановкой без- опасности», настоль- ный «Колобок» театр |
1 | Объясни | Дидактическая игра | Развивать у детей мышле- ние, знания ПДД | Дети отвечают на вопросы педагога: «Почему подъем- ный кран называется сила- чом? Почему трамваи хо- дят по рельсам, а троллей- бус – по проводам? Почему все пропускают машины с сиренами?» | ||
2 | Островок безопас- ности | Рисование | Закреплять у детей знания об «Островке безопасно- сти», через рисование. Раз- вивать память, наблюда- тельность | Дети рассматривают макет улицы с «Островком безопасности», отвечают на вопросы: «Что такое «Островок безопас- ности?, для чего он ну- жен?», а затем рисуют | Макет улицы с «Островком безопасности», бумага, цветные карандаши | |
3 | Здравствуй улица | Экскурсия | Давать детям представле- ние о | Педагог проводит экскур- сию: «В нашем | Два красных флажка |
перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности | городе улицы пересекаются между собой. Место пере- сечения улицы называется перекрестком. Одна улица пересекает другую – четырехсто- ронний перекресток, пере- секаются улицы по разно- му: прямо, наискосок. Это самое опасное место. Как вы думаете, почему?» |
4 | перекресток | Подвижная игра | Знакомить детей с пра- вилами игры. Закреп- лять знания о перекрестке. воспитывать внимательность и честность | Ведущий – «светофор» стоит в центре перекрестка. Остальные – пешеходы, водители. «Светофор» са- лит и тех и других за нару- шение правил уличного движения. Салить можно свистком, называя имя нарушителя; они выбывают из игры | Костюм светофора, свисток, игрушечный руль | |
1 | площадь | экскурсия | Дать детям представление о площади. Развивать зри- тельное и слуховое | Педагог рассказывает детям о площади: « Площадь это незастроенное ровное | Два красных флажка |
восприятие. Воспитывать патриотические чувства | место в городе, от которого расходятся в разные сторо- ны узкие и широкие улицы. На площадях воздвигают скульптуры. Что вы видите на этой площади? Самая большая площадь страны – Красная. Она находиться в Москве | |||||
2 | Закончи предло- жение | Словесная игра | Развивать у детей фонема- тический слух, мышление | См. приложение, стр. 187 | ||
3 | Мой дом – моя улица | Рисование | Закреплять у детей пред- ставление об улице, уме- ние отображать увиденное во время прогулок, переда- вать свои впечатления | Дети рассматривают иллю- страции «Моя улица», вы- бирают самостоятельно сюжет для рисунка. Луч- шие работы помещают в уголок «Приятель – свето- фор» | Раздаточный материал для рисования |
4 | Учим дорожные знаки | Настольная игра | Закреплять у детей знание о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение подби- рать правильно знак к си- туации. Воспитывать наблюдатель- ность | Дети рассматривают кар- точки с дорожными ситуа- циями, затем подбирают к ситуации соответствующий знак, объясняя выбор | Настольная игра «Дорожные знаки» | |
| 1 | Моя улица | чтение | Закреплять у детей знания об улице. | Педагог читает книгу, дети рассматривают | Книга М. Дружинина «Моя улица» |
Развивать речь, мышление, воспитывать внимательность | иллюстрации, а затем отве- чают на вопрос «Что тебе особенно понравилось в этой книге? | |||||
2 | Это должен каж- дый знать обязательно на «пять» | Викторина «Что? Где? Когда?» | Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление | См. приложение, стр. 117 | ||
речь, внимание | ||||||
3 | Перейди дорогу | Игра - соревнование | Развивать у детей внима- ние, умение выполнять действия по сигналу вос- питателя | Две команды играют друг против друга. У ведущего три круга (красный, жел- тый, зеленый). Когда он поднимает зеленый, дети делают шаг вперед, желтый стоят на месте, красный – назад. Кто ошибается вы- ходит из игры. | Три круга красный, жел- тый, зеленый | |
4 | Найди ошибку | Словестная игра | Развивать у детей фонема- тический слух, внимание мышление | Аналогично занятию 2 и 3 в мае 3 года обучения | Книга М. Дружинина «Моя улица» |
1 | Чем накормить автомобиль | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о том, что помогает рабо- тать мотору автомобиля. Развивать память мышле- ние | Задание: разложить кар- тинки по группам в зави- симости от того, чем «пи- тается» автомобиль – бен- зином или работает от электричества | Картинки с изображени- ем транспорта | |
2 | О чем | беседа | Углублять у детей | Педагог рассказывает: | Макты дорожных |
разговаривает улица | знания о дорож- ных знаках: предупреждающее, запре- щающие, указательные и знаки сервиса. Разви- вать мышление. Воспиты- вать внимание, сосредото- ченность, | «У дорожного языка есть знаки. Один знак означает целую фразу – дорожный сигнал. Это круги, тре- угольники, прямоугольни- ки разного цвета. Найдите знаки треугольной формы красной окаемкой, назови- | знаков | |||
чуткость, умение оказы- вать помощь друг другу | те их. Что они означают? Это предупреждающие | |||||
знаки. Найдите круглой формы с красной окаёмкой – это запрещающие знаки | ||||||
…» | ||||||
3 | Дорожные знаки | Практическая работа | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориенти- роваться на | Педагог называет дорож- ные знаки, дети соединяют номер цифры с изображе- нием дорожного знака. Например: 1- | Перфокарта «Дорожные знаки», простые карандаши | |
листе бумаги | «Осторожно, дети!», 2- «Пешеходный переход и т.д. |
4 | Загородные дороги | беседа | Обучать движе- детей нию загородной по доро- Развивать наблю- ге. дательнос внима- ние, ть и умение | Педагог: «За городом нет тротуаров, а машин так же много. Транспорт движется по проезжей части дороги. | Иллюстрации – заго- родные дороги с транспортом | |
По обе стороны |
ориентироваться в создавшейся ситуации | расположены обочины. По обочинам идут пешеходы. Как они идут? Почему? | |||||
1 | Световые сигналы автомобиля | Наблюдение | Дать представление с детям альных световых сиг о огни, Воспитывать безоп щие поведения на дорогафх ары. авык | Дети наблюдают за мига- ющими огнями автомоби- лей. Рассказ педагога: «Мигающие огни – это све- товые сигналы, указатели. С их помощью водители предупреждают других во- дителей и пешеходов о своих дальнейших дей- ствиях (поворот, обгон, остановка и др.) Что вы ви- дите? О чем это говорит? Огни особенно важны но- чью и вечером, когда тем- но. Еще автомобили снабжены звуковыми сигналами. За- чем нужно следить за све- товыми сигналами при- ближающегося транспор- та?» | Два красных флажка | |
2 | Угадай какой ма- шине принадлежит сиг- нал | Дидактическая игра | Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального | Педагог нажимает на кноп- ку руля, раздается сигнал, дети отгадывают, какой машине он | Звуковой руль |
назначения | принадлежит. Например: сирена «Скорой помощи», милиции, пожар- ной охране. | |||||
3 | Ловкий пешеход | Настольная игра | Закреплять у детей знания ПДД, счета в пределах ше- сти, умение соблюдать правила игры. Воспитывать честность. | Дети бросают кубик, дви- гаются по квадратам, со- блюдая правила игры. Лов- ким пешеходом является тот, кто первым придёт к финишу | Настольная игра «Правила дорожного движения» | |
4 | чистоговорки | разучивание | Знакомить детей с чи- стоговорками. Развивать умение четко произносить звук ж | Пример чистоговорки: Жа- жа-жа- едим мы из гаража, Жи-жи-жи- проезжаем га- ражи, Жу-жу-жу- Подъезжаем к гаражу, Же- же-же- и машина в гараже | ||
1 | Работа сотрудни- ка ГИБДД | Беседа | Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его же- стов. Воспитывать внимание, со- средоточенность, умение понимать сиг- налы регулировщика | Дети наблюдают за работой инспектора ГИБДД. Рас- сказ педагога: «Он регули- рует движение транспорта и пешеходов. В руке у него черно – белая палочка – жезл. Регулировщик то поднимает ее вверх, то | Два красных флажка |
опускает вниз, то отводить в сторону. Что означают эти сигналы? Стоит боком, жезл внизу – иди. Стоит лицом, жезл внизу – стой, жезл вверху – внима- ние» |
2 | Сигналы регули- рования дорожного дви- жения | Практическая работа | Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память, внимание | Педагог предлагает детям задание: «Раскрась сигналы светофора, которые соответ- ствуют позам регули- ровщика. Объясни» | Перфокарта «Сигналы регу- лировщика дорожного дви- жения» | |
3 | Автомобиль | Чтение | Знакомит детей с произве- дением Н. Носова «Авто- мобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспиты- вать желание соблюдать ПДД | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстра- ции, затем беседуют с пе- дагогом о прочитанном произведении: «Кто глав- ный герой рассказа? Что могло бы случиться с мальчиками во время про- гулки? Можно ли их назвать смелыми? Почему? О чем они забыли? | Книга Н.Носова «Автомо- биль» | |
4 | Ловкий пешеход | Подвижная игра | Развивать у детей мет- кость, ловкость, глазомер | Дети по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на | Три корзины (красная, жел- тая, зеленая) мяч |
ходу забросить мяч в зеле- ную корзину. Попал в красную – не перешел, вы- ходишь из игры. В желтую – получаешь попытку еще раз. |
1 | Твой приятель светофор | беседа | Знакомить детей с истори- ей изобретения уличного светофора. Закреплять зна- ния о четырехстороннем светофоре. Воспитывать умение при- менять на практике полу- ченные знания по ПДД | Рассказ педагога: «Первый светофор был механиче- ским, затем газовым и наконец, стал электриче- ским. Сколько сторон у светофора? Для пешеходов зажегся зеленый свет с од- ной стороны, а с другой – красный для транспорта. Пешеходы переходят. Ма- шины стоят. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Он предупреждает – скоро сигналы сменятся. Четко работает светофор, ему все подчиняются, поэтому на улице порядок | Макет четырехсторон светофора | |
2 | Москвиченок | инсценировка | Создать у детей эмоционально | Дети поют изображая дей- ствия | Значек автомобиля «Москвич», |
положительный настрой. Развивать умение сопо- ставлять движения со сло- вами | «москвиченка» (см. прило- жение стр.191 | игрушечный руль |
3 | Угадай ребус | Практическая работа | Развивать у детей мышле- ние, память, внимание. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умение находить нарушителей | Дети рассматривают раз- личные ребусы6 «Что напутал художник?, Куда едет автобус?, Найди 10 отличай? Найди два одинаковых фургона, «Кто правильно себя ведет на улице», «Кто неправиль- но?» | Ребусы | |
4 | Про правила до- рожного движе- ния | чтение | Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставлен- ный вопрос. Закреплять знания ППД | Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстра- ции, отвечают на вопросы «Как звали главного героя книги?, Куда торопился торопыж- ка? Как он совершал нару- шения? Как бы ты посту- пил на его месте? Чем за- кончилась эта история?» | Книга С. Волкова «Правила дорожного движения» | |
1 | Правила движе- ния достойны уважения! | праздник | Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение | Сказочный герой Незнайка приходит в гости. Он не знает ПДД, дорожных знаков. Дети помогают ему, учат его правилам, | См. приложение стр.121 |
ориентироваться в со- здавшейся ситуации. Вос- питывать эмоционально по- ложительный настрой | играют, поют песни, тан- цуют, читают стихи, зага- дывают загадки |
2 | аватогородок | игры | Закреплять у детей знания правильного перехода до- роги. Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве | Дети играют в автогородке. На роль регулировщика выбирают ребенка. Он с помощью жезла управляет движение на перекрестке | Велосипеды, самокаты, ма- кеты дорожных знаков | |
3 | велосипед | беседа | Знакомить детей с истори- ей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипеди- ста. Развивать слуховое внима- ние соблюдать правила безопасности | Педагог рассказывает о ве- лосипеде: «Вначале был самокат, затем «бегунок». Первый велосипед был де- ревянный с деревянными колесами, затем железный велосипед с деревянными колесами – «костотряс». Потом сделали резиновые колеса – «паук». Рассказ сопровождается показом рисунков. Дети рассматривают современ- ный | Иллюстрации – изобретение и постепенное усовершен- ствование велосипеда | |
велосипед. Называют его части. педагог знакомит детей с правилами движе- ния для велосипедистов, с соответствующими дорож- ными знаками | ||||||
4 | итоговое | беседа | Уточняем объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения | Составление сводной таб- лицы, повеление итогов | График (см приложение стр.145) |
Графическая запись динамики знаний детьми ПДД 2 мл. группа Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка
Дата обследования
Вопросы/уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Назови цвета светофора | |||||
Покажи грузовой и легковой автомобиль | |||||
Назови части автомобиля | |||||
Кто управляет автомобилем | |||||
Что делает водитель? | |||||
Где едут машины? | |||||
Кого перевозит автобус? | |||||
Где останавливается автобус? | |||||
Где ходят люди? | |||||
Где играют дети на улице? |
Графическая запись динамики знаний детьми ПДД 2 мл. группа Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка
Дата обследования
Вопросы/уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Назови цвета светофора | |||||
Покажи грузовой и легковой автомобиль | |||||
Назови части автомобиля | |||||
Кто управляет автомобилем | |||||
Что делает водитель? | |||||
Где едут машины? | |||||
Кого перевозит автобус? | |||||
Где останавливается автобус? | |||||
Где ходят люди? | |||||
Где играют дети на улице? |
Графическая запись динамики знаний детьми ПДД средняя группа
Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка
Дата обследования
Вопросы/уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Какие ты знаешь автомобили? | |||||
Какие автомобили называют грузовым? | |||||
Назови части автомобиля? | |||||
Что такое светофор? | |||||
На какой сигнал можно переходить улицу? | |||||
Как называется место где ходят люди? | |||||
Что ты знаешь о работе водителя? | |||||
Что ты знаешь о пассажирском транспорте? | |||||
Где можно играть? | |||||
Почему нельзя играть на проезжей части? |
Графическая запись динамики знаний детьми ПДД средняя группа
Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка
Дата обследования
Вопросы/уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Какие ты знаешь автомобили? | |||||
Какие автомобили называют грузовым? | |||||
Назови части автомобиля? | |||||
Что такое светофор? | |||||
На какой сигнал можно переходить улицу? | |||||
Как называется место где ходят люди? | |||||
Что ты знаешь о работе водителя? | |||||
Что ты знаешь о пассажирском транспорте? | |||||
Где можно играть? | |||||
Почему нельзя играть на проезжей части? |
Графическая запись динамики знаний детьми ПДД
старшая группа
Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка
Дата обследования
Вопросы/уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Какой транспорт перевозит грузы и какие? | |||||
Какой транспорт перевозит пассажиров? | |||||
Чем отличается автобус от троллейбуса? |
Назови правила поведения в автобусе? | |||||
Что помогает работать мотору автомобиля? | |||||
Назови машины специального назначения | |||||
Чем отличаются сигналы светофора? | |||||
Что такое улица? | |||||
Кто является пешеходом? | |||||
Назови правила поведения пешеходов? | |||||
Что такое переход? | |||||
Что такое проезжая часть? | |||||
Двустороннее, одностороннее движение? | |||||
Покажи дорожный знак «Осторожно дети»? | |||||
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» | |||||
Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка» |
Графическая запись динамики знаний детьми ПДД старшая группа
Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка
Дата обследования
Вопросы/уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Какой транспорт перевозит грузы и какие? | |||||
Какой транспорт перевозит пассажиров? | |||||
Чем отличается автобус от троллейбуса? | |||||
Назови правила поведения в автобусе? | |||||
Что помогает работать мотору автомобиля? | |||||
Назови машины специального назначения | |||||
Чем отличаются сигналы светофора? | |||||
Что такое улица? | |||||
Кто является пешеходом? | |||||
Назови правила поведения пешеходов? | |||||
Что такое переход? | |||||
Что такое проезжая часть? | |||||
Двустороннее, одностороннее движение? | |||||
Покажи дорожный знак «Осторожно дети»? | |||||
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» | |||||
Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка» |
Графическая запись динамики знаний детьми ПДД старшая группа
Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка
Дата обследования
Вопросы/уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Какой вид транспорта ты знаешь? | |||||
Для чего нужен пассажирский транспорт? | |||||
Где его ожидают люди? | |||||
Как назвать людей едущих на пассажирском транспорте? | |||||
Правила поведения в автобусе | |||||
Что такое перекресток? | |||||
Что такое «зебра»? | |||||
Для чего нужен «Островок безопасности»? | |||||
Кто контролирует движение? | |||||
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД | |||||
На какие две части делится дорога? | |||||
Правила перехода улицы | |||||
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? | |||||
Правила поведения на дороге | |||||
Где разрешается ездить на велосипеде? | |||||
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети» | |||||
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» | |||||
Покажи знак «Пешеходная дорожка» | |||||
Покажи дорожный знак « Велосипедное движение» |
Графическая запись динамики знаний детьми ПДД подготови- тельная группа
Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка
Дата обследования
Вопросы/уровни | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Какой вид транспорта ты знаешь? | |||||
Для чего нужен пассажирский транспорт? | |||||
Где его ожидают люди? | |||||
Как назвать людей едущих на пассажирском транспорте? | |||||
Правила поведения в автобусе | |||||
Что такое перекресток? | |||||
Что такое «зебра»? | |||||
Для чего нужен «Островок безопасности»? | |||||
Кто контролирует движение? | |||||
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД | |||||
На какие две части делится дорога? | |||||
Правила перехода улицы | |||||
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? | |||||
Правила поведения на дороге | |||||
Где разрешается ездить на велосипеде? | |||||
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети» | |||||
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» | |||||
Покажи знак «Пешеходная дорожка» | |||||
Покажи дорожный знак « Велосипедное движение» |