ПДД
консультация по обж (средняя группа)

Жаркова Галина Александровна

помощь детям в ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx428.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СВЕТОФОР» (Т. И. Данилова)

Цель программы — формирование навыков безопасного движения с само- го раннего детства.

Задачи программы:

  • создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорож- ного движения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на доро-

гах;


  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение этих задач осуществляется через специально организованные за-

нятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблю- дения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художе- ственной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформле- ния уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. д.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 3-7 лет. Программа состоит из трех разделов.

Задачи первого раздела:

  1. Учить детей различать легковые и грузовые автомобили.
  2. Знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем. Дать представ- ление о назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях гру- зовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса).
  3. Давать детям первоначальное представление о сигналах светофора. За- крепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.
  4. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней, стремление освоить ее основы.
  5. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тро- туаре.
  6. Обучать детей правилам перехода через проезжую часть.

Задачи второго раздела

  1. Закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах пове- дения в автобусе.
  2. Дополнять представление об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части дороги, движение может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией.
  3. Формировать представление детей о том, что разные машины имеют разное предназначение. Познакомить с машинами специального назначения.
  4. Добиваться от детей четкого выполнения правил при переходе через проезжую часть.
  5. Знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход»,

«Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!».

Задачи третьего раздела

  1. Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, по- лученные ранее.
  2. Расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешехо- дов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регули- рующих движение на улице.
  3. Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начерта- ниями.
  4. Закреплять правильное употребление пространственной терминологии (слева — справа, спереди — сзади, рядом, навстречу, на противоположной сто- роне, посередине, вдоль, напротив и т. д.).
  5. Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сиг- налах светофора.
  6. Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
  7. В увлекательной форме убеждать детей соблюдать элементарные пра- вила безопасности.

Методические указания к программе помогут понять содержание, направ- ленное на специфику занятий по обучению детей дошкольного возраста Прави- лам дорожного движения.

Методические рекомендации

Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактиче- ских принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.

Первый этап работы - это уточнение представлений детей о Правилах до- рожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она по- могает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей.

Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуаль- ные и сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы по Правилам дорожного движения.

На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведе- ние индивидуальной коррекционной работы.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап - формирование сознательного отношениям к соблюдению Правил дорожного движения. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил дорожного движения. Как было сказано выше, пути формирования эмоцио- нального и сознательного отношения к изучению Правил дорожного движения тесно переплетаются, взаимодействуют в учебно-воспитательной работе. Прежде всего этой задаче служат художественные произведения, раскрываю- щие напряженный трудовой ритм работы сотрудников ГИБДД. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями должен подво- дить детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.

Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Ра- зумеется, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нем в пол- ной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ре- бята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность от- вечать за свои поступки придет позже.

Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.

Пятый этап работы – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. Приду- манная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педа- гога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода. Он включает:

  1. Систему подготовки детей к правильному поведению на улице.
  2. Организацию игр и специальных практических занятий.
  3. Специальную подготовку со стороны педагога.

Построение занятий

Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Сначала важно определить обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятель- ности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.

Длительность занятия на первом году обучения -20 минут, на втором году – 25 минут, на третьем году – 30 минут, на четвертом – 35 минут в групповой ком- нате, с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.

При планировании нового занятия необходимо опираться на содержание предыдущего, задавать вопрос детям: «Что нового мы узнали на прошлом заня-

тии?». Основным механизмом формирования прочных знаний на занятии явля- ются повторение и выполнение упражнений.

На занятиях по обучению детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип доступности и наглядности.

Структура занятий: психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки стихи, пословицы и поговорки, художе- ственное слово, физминутки, словесные игры, работа по перфокарте, пальчико- вая гимнастика.

Психогимнастика является средством воздействия на эмоциональное состоя- ние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Психогимнастику можно проводить не только в начале занятия, но и по мере необходимости, если нужно поднять настроение или снять эмоциональное напряжение у детей.

Для более устойчивого внимания детей необходим прием удивления (сюр- призный момент). Еще Максим Горький писал, что удивление – это начала понимания. Удивлять – это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабляет до конца за- нятия.

Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь другому в трудной ситуа- ции. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения нового материала.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и коорди- нации движений рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внима- ние, память, связную речь и словарный запас.

В конце занятия необходимо провести оценку (что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось и т.д.). Она помогает правильно спланировать последующие занятия и исправить ошибки, допущенные на предыдущих.

Коррекционные задачи

Коррекция ощущений, восприятия, представлений.

Развивать восприятие цвета, формы, величины, материала. Увеличивать объе- мы зрительных, слуховых, моторных восприятий. Увеличивать поле зрения, скорость обозрения. Развивать глазомер. Учит сравнивать, выделять суще- ственные признаки предметов. Корректировать искажения представления об окружающем.

Коррекция памяти.

Работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания. Формировать полноту восприятия словесного ма- териала. Работать над увеличением объема памяти. Развивать словесно- логическую, образную, зрительную память.

Коррекция внимания.

Формировать навыки самоконтроля. Воспитывать устойчивое внимание. Разви- вать быструю переключаемость внимания.

Коррекция самооценки.

Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

Коррекция речи.

Развивать фонематический слух. Совершенствовать слуховое восприятие. рас- ширять активный словарь.

Коррекция мышления.

Развивать умение делать словесно-логические обобщения. Учить выделять главное, существенное. Развивать умение группировать предметы. Работать с навыком деления целого на части и восстановления целого из частей. Учить понимать смысл нового правила. Учить применять правила на практике. Разви- вать умение сравнивать, анализировать.

Коррекция эмоционально – волевой сферы.

Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважения к старшим. Пре- дупреждать возникновение дурных привычек. Вырабатывать положительные навыки поведения. Воспитывать чувство ответственности, доброжелательно- сти, трудолюбие, дисциплину.

Тематический план 2-ая младшая группа

месяц

неделя

тема

форма

цели

содержание

оборудование

1

Вводное

беседа

Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожно- го

движения

Дети называют цвета све- тофора, различия между грузовыми и легковыми ав- томобилями. Они должны узнать, кто управляет авто- мобилем, где они едут, где ходят люди, где играют де- ти

Таблица «Графическая запись динамики знаний детьми ПДД»(см.

приложение)

2

Легковой и гру- зовой транспорт

наблюдение

Обучать детей умению разли- чать грузовой и легковой транс- порт

Дети наблюдают за транс- портом и отвечают на во- просы педагога №Покажи легковой и грузовой авто- мобиль. Чем они отличают- ся?»

Два красных флажка

3

Грузовой и лег- ковой транспорт

беседа

Закреплять умения различать и называть виды транспорта

Дети рассматривают иллю- страции с

изображением грузового и легкового транспорта нахо- дят

Альбомы : «грузовой транс- порт», «Легковой транспорт»

отличия

4

Воробушки

и автомобиль

Подвижная игра

Развитие        у        детей умения ориентироваться        в пространстве, действовать по

сигналу воспитателя

игра

Медали с изображением птиц, автомобиля, игрушечный руль

1

Грузовая маши- на

Беседа

Уточнять

представление о грузовой ма- шине, об основных ее частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать интерес у детей к занятию

Сюрпризный момент – по- лучение посылки, в которой находиться игрушечный грузовик. Дети рассматри- вают его, называют ча- сти(кабина, кузов, колеса, окна, двери) отвечают на вопросы педагога6 «Какие грузы можно перевозить на этой машине?» «Кто

Посылка, игрушечный грузо- вик, игрушечный руль, меда- ли с

изображением птиц

управляет грузовиком?»

2

Собери грузовик

Дидактическая игра

Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мел- кую моторику.

Воспитывать интерес к выпол- нению задания

Дети собирают целую кар- тинку из двух

разных частей

Разрезные картинки с изобра- жением грузовика

3

Транспорт

Чтение

Обучать детей умению внима- тельно слушать и понимать со- держание прочитанного.

Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зритель- ное восприятие

Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстра- ции, а затем обсуждают прочитанное

Книга М. Пожарского «Ма- шины»

4

Грузовик

Инсценировка

Развивать

память.

Педагог

совместно

с

Игрушечный грузовик,

Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре

детьми        проводит ин- сценировку стихотворения А. Барто

кот

1

Автобус

Наблюдение

Дать детям представление об автобусе, его

функциональных назначениях. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окру- жающему.

Педагог рассказывает об ав- тобусе, а затем задает во- просы: «Автобус перевозит людей. Ведет автобус води- тель. Он едет по дороге, останавливается на оста- новке. Назовите части авто- буса?. Кто ведет автобус?»

Два красных флажка

2

Красный, зеле- ный

Подвижная игра

Закреплять умения детей разли- чать цвета (красный, зеленый). Развивать умение ориентиро- ваться в

пространстве

Дети – автомобили. В руках у педагога два флажка Если он поднимает красный – де- ти стоят, зеленый – двига- ются по всей

группе

Флажки        красный, зеленый

3

Едим в автобусе

беседа

Знакомить детей с транспорт- ным средством: автобус. Уточ- нять

представления        о некоторых транспортных сред- ствах. Развивать мышление.

Воспитывать        умение слушать

На столе игрушки. Про- блемная ситуация на чем можно

отправится путешествовать? Педагог рассказывает об ав- тобусе: «Автобус перевозит людей, водитель находится в кабине, люди в салоне; они – пассажиры»

Картина, игрушки: грузовик, легковой

автомобиль, автобус

4

Автобус

Сюжетно – роле- вая игра

воспроизводить рассказ педагога Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Раз- вивать диалогическую речь.

Воспитывать умение играть дружно

Дети рассматривают картину, педагог составляет рассказ, де- ти помогают ему с помощью наводящих вопросов

Дети с педагогом строят из стульчиков автобус.

Ведущий ребенок водитель, остальные – пассажиры. Авто- бус едет, пассажиры сидят. Ав- тобус останавливается – пасса- жиры выходят и заходят в авто-

бус и т.п

Стульчики игрушечный руль

1

По улицам го- рода

чтение

Закреплять        у        детей знания о транспорте, его        назначении. Развивать        зрительное воспри- ятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной лите- ратуре

Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстра- ции, а затем обсуждают прочитанное

Книга М. Приходькина «По улицам города»

2

Наша улица

экскурсия

Давать детям представление об улице, тротуаре. Формировать элементарные навыки поведе- ния на улице. Развивать воспри- ятие.

Педагог рассказывает об улице и задает детям вопро- сы: «Улица широкая, краси- вая. На ней много домов и машин. Какие вы видите дома? Что еще

Два красных флажка

Воспитывать устойчивое внима- ние

есть на улице? Какие авто- мобили вы видите? Место где находятся люди называ- ется тротуаром, а людей пешеходами. Где можно иг- рать детям?»

3

Дорожные ситу- ации

беседа

Закреплять у детей элементар- ные знания о поведении на ули- це

Дети рассматривают плака- ты и отвечают на вопросы педагога: «Где можно иг- рать детям? О чем забыли дети? Как правильно вы- брать

место для игры?»»

Плакаты        с

изображениями

различных        дорожных ситуаций

4

Собери автомо- биль

Дидактическая игра

Обучать детей умению собирать из        частей целое.

Развивать умение        дово- дит начатое до        конца. Вос- питывать усидчивость

Дети всей группой на ковре собирают целое изображе- ние по образцу из разрезных картинок

Разрезные картинки с изоб- ражением легковых автомо- билей

1

Все работы хо- роши-

выбирай на вкус

беседа

Знакомить с профессией води- теля. Развивать речь.

Воспитывать у детей уважение к труду

взрослых

Педагог рассказывает о профессии водителя: «Во- дитель управляет автомоби- лем, следит за ним, ремон- тирует, моет. Эта профессия нужна всем людям» (дети рассматривают иллюстра- ции)

Альбом о профессиях

2

Гараж

Целевая прогул- ка

Давать представления детям о гараже, его

педагог        показывает        детям гараж и

Два красных флажка

строении        и

функциональном назначении. Развивать наблюдательность

рассказывает о нем: «Гараж

– это большое помещение с большими воротами. Здесь находится транспорт. Там его ремонтируют, моют и т.п.

3

Гараж

Конструирование

Обучать детей умению созда- вать из

строительного материала кон- струкции. Развивать мелкую

моторику.

Воспитывать интерес к выпол- нению задания

Дети рассматривают обра- зец, рассказывают о его назначении, выделяют ос- новные части. Педагог объ- ясняет и показывает, как выполнить задание. Дети строят гараж и обыгрывают

ситуацию с помощью игру- шечной машины

Строительный материал из набора для конструирования, игрушечные машины

4

Труд водителя

Беседа

Знакомит детей с трудом води- теля, показать его общественную значимость. За- креплять знания детей о грузо- вом транспорте. Развивать вни- мание. Воспитывать уважение к труду взрослых

Педагог: Назовите машины, которые находятся на столе. Закройте глаза. Чего не стало? Кто управляет этими машина- ми? Профессия водителя важ- на. Он рано встает и отправля- ется на работу, возвращается поздно. Водитель управляет автомобилем, который приво- зит грузы, людей на работу и

домой»

Игрушечные машины

1

светофор

наблюдение

Дать представление о рабо- те светофора, его значении. Закреплять у детей умения различать цвета (красный,

желтый, зеленый)

Педагог рассказывает детям о светофоре и задает им во- просы: «На дорогах с дав- них пор есть хозяин – све- тофор. Сколько сигналов у светофора? На красный сигнал – стоим, на зеленый сигнал – идем»

Два красных флажка

2

Светофор

Подвижная игра

Знакомить детей с правила- ми игры.

Игра «Светофор»

Макет светофора

Развивать внимание

3

Светофор

Аппликация

Учить детей умению пра- вильно                располагать        и наклеивать круги разного цвета.        Развивать        мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к выполнению аппликации.

Закреплять приемы работы с клейстером (индивиду- альная и самостоятельная работа)

Педагог рассказывает о све- тофоре, о назначении его сигналов. Дети рассматривают образцы,

запоминают распо- ложение цветов, а затем

выполняют задание

Заготовки «Светофор», клей кисти, салфетки, образец

4

Узнай и назови

Дидактическая игра

Закреплять знания у детей о различных

видах транспорта

Педагог описывает автомо- биль, ребенок должен узнать и

Иллюстрации транспортного средства

показать его на картине

1

Покатаем на машине

Дидактическая игра

Уточнять у детей знания о названии

Дети        катают        игрушки        на машинах. Педагог

Игрушечные        грузовые        ма- шинки, мелкие

март

игрушки

частей        грузовой ма- шины

уточняет

частей грузовика

названия

игрушки

2

Дорога для ав- томобиля

рисование

Учить детей умению регу- лировать силу нажима ка- рандаша, развивать умение штриховать в одном направлении.

Воспитывать у детей отзыв- чивость

Педагог создает проблем- ную ситуацию: много снега, снегоуборочная машина сломалась. Дети должны заштриховать дороги ко- ричневыми и черными ка-

рандашами,   тогда   автомо-

били смогут ехать ( штри-

ховка выполняется в одном

направлении, линии распо-

ложены

близко друг к другу)

3

Моя улица

Беседа

Закреплять у детей знания об улице. Развивать зри-

Дети рассматривают иллю- страции отвечают на вопро-

Книга М. Дружинина «Моя улица»

тельное восприятие

сы педагога

4

Зажги свой ого- нек

Дидактическая игра

Закреплять знания у детей о светофоре,

сигналах, их значении

Педагог загадывает загадку о цвете светофора, дети за- жигают огонек на

Макет        светофора каждого ребенка

на

своих светофорах

1

Светофор

рисование

Учить детей рисовать круги красного, желтого и зелено- го цветов. Закреплять зна- ния о сигналах светофора.

Воспитывать интерес к

Дети рассматривают свето- фор а потом рисуют его цветными карандашами

Бумага, карандаши: крас- ный, желтый, зеленый, ма- кет

светофора

выполнению работы

2

Вечер загадок

развлечение

Обучать детей находить от- гадку по описанию. Разви- вать слуховое восприятие

Педагог        загадывает за- гадку,        дети отгады- вают, показывают картинку.

Иллюстрации        – легко- вые,        грузовые машины,

разные виды пассажирского

транспорта, макет светофо- ра, макеты дорожных зна- ков,

улицы

3

Троллейбус

Беседа

Давать детям представле- ния о троллейбусе, об отли- чительных особенностях.

Развивать мелкую мото- рику. Воспитывать интерес к занятию

Педагог рассказывает о троллейбусе: « он перевозит людей. У него, как и у авто- буса, есть кабина, салон, окна, двери. Автобус ездит по проводам с помощью

«штанги2. Она находиться на крыше. Управляет трол- лейбусом водитель»

Иллюстрации        автобуса        и троллейбуса

4

Мы - пассажи- ры

Сюжетно – ролевая игра

Закреплять знания у детей о пассажирском транспорте

Дети строят из стульев «ав- тобус, «троллейбус» и от- правляются в путь

Стульчики, игрушечный руль

1

Мой город

Экскурсия

Расширять        знания детей о городе, улицах, светофорах

Дети наблюдают за улицей из окна автобуса. Педагог комментирует увиденное воспитанниками

2

Сложи машину

Дидактическая игра

Обучать детей складывать предметы

Дети        по        образцу

складывают машину

Геометрические фигуры:

из        геометрических фигур

прямоугольники, трапеция, треугольники, круги

3

На машине

инсценировка

Создать        у        детей положительный эмоцио- нальный настрой

Дети старшей группы пока- зывают инсценировку сказ- ки Н. Павлова «На машине»

Костюмы: заяц волк, мед- ведь, лиса,

игрушечный руль

4

Итоговое

Беседа

Уточнять объем знаний и навыков,        приобре- тенных детьми за год обу-

чения

Составление сводной табли- цы, подведение

итогов года

График см. приложение

Тематический план средняя группа

месяц

неделя

тема

форма

цели

содержание

оборудование

1

вводное

беседа

Выявлять у детей знания о светофоре, его назначе- нии, о пассажирском транспорте, тротуаре

Педагог задает детям во- просы и отмечает резуль- таты в таблице

См. приложение

2

Сложи машину из кубиков

Дидактическая игра

Обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику

Дети собирают макет ма- шинки по образцу из че- тырех частей

кубики

3

История автомобиля

Рассказ педагога

Знакомить детей с истори- ей создания автомобиля.

Воспитывать        интерес        к окружающему миру

Педагог рассказывает де- тям о прошлом автомоби- лей и задает вопросы: «по улицам города раньше ез- дили деревянные повозки, запряженные

лошадьми. Зимой пере- двигались на санях, потом появились конки. С появ- лением двигателя – авто- мобили. Что общего у всех

Иллюстрации старинные автомобили

автомобилей

4

Грузовой транспорт

Беседа

Расширять у детей знания о грузовом транспорте. Развивать умение сравни- вать. Закреплять навык употребления новых слов: фургон,

цистерна, кузов

Сюрпризный момент – буратино просит помочь разобраться с машинами.

Дети

рассматривают иллюстра- ции

грузовых машин (с кузо- вом, цистерной, с фурго- ном) педагог задает во- просы: «Какие это маши- ны? Что можно перево- зить на этой машине?

Чем отличается друг от друга? Что у них общего?»

Иллюстрации грузовых машин,

кукла Буратино

1

Машины

выставка

Закреплять у детей знания о        легковом,        грузовом

и

пассажирском транспорте. Развивать умение нахо- дить

сходства и различия

Педагог просит детей найти и поставить на пол- ку разные игрушки

–        легковой автомо- биль, грузовой автомо- биль, пассажирский транс- порт – и задает вопросы: « Что у них общего?» «

Что

одинакового?»

игрушки

2

Наша улица

Экскурсия

Формировать у детей представления об одно- стороннем движении. Расширять

Педагог ведет экскурсию и задает вопросы: «Где идут пешеходы? Мостовая

Два красных флажка

представления об улице. Закреплять знания о пра- вилах для пешеходов. Воспитывать вниматель- ность, умение ориентиро- ваться а

пространстве

  • для машин, тротуар – для пешеходов! Машины ездят по проезжей части. в одну и в другую стороны
  • это

двустороннее движение. Если в одну – односто- роннее. Где движутся ма- шины?

Какое здесь движение? Где находятся пешеходы?»

3

Макет

Игра

Закреплять знания о двустороннем, односто- роннем движении.

Дети расставляют макеты домов,

машинки. играют

Макеты домов, мелкие иг- рушечные машинки

4

Воробушки, автомо- биль, светофор

Подвижная игра

Закреплять у детей умения действовать в соответ- ствии с

правилами игры

Педагог напоминает пра- вила игры. На роль авто- мобиля назначается ребе- нок

Игрушечный        руль, флажки

1

Мы по улице идем

беседа

Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей ча- сти

Дети рассматривают ил- люстрации. Педагог задает вопросы: «Где идут дети?, Кто они?

Где движется транспорт? Какой стороны нужно придерживаться пешеходам? Кто нарушает правила

пешеходов?»

Иллюстрации        –        улица, проезжая часть,

тротуар

2

Пешеходный пере- ход

Экскурсия

Давать детям представле- ние о пешеходном пере- ходе, знаке, как правильно переходить дорогу. Вос- питывать у детей культуру поведения на улице

Педагог знакомит детей с правилами перехода доро- ги по нерегулируемому переходу: «Дети, это – пе- реход. На асфальте белые полоски, похожие на зеб- ру. В этом месте можно переходить дорогу.

Вот        знак

«Пешеходный

переход» . он указывает место где можно перейти улицу

Два красных флажка

3

Проблемные ситуа- ции

Беседа

Закреплять знания детей о правильном переходе улицы

Педагог задает детям во- просы: « Где нужно пере- ходить дорогу? На какой сигнал светофора?» если нет

«Пешеходного

перехода»        и        светофора, как перейти дорогу?»

Иллюстрации        сюжетные картинки,        изображающие людей, правильно или не правильно переходящих проезжую часть

4

Пешеходный пере- ход»

Рисование

Закреплять умение детей рисовать прямые линии.

Воспитывать желание до- водить начатое до конца

Педагог предлагает детям нарисовать пешеходный переход – «Зебра». Дети рисуют самостоятельно

Черная бумага, белая гу- ашь, кисти

 

1

Пассажирский транспорт

Экскурсия

Расширить у детей знания о

Педагог        проводит экскурсию,

Два красных флажка

пассажирском транспор знания

«Остановка».

Воспитывать культур знаке

показывает знак «Оста- новка» и рассказывает о нем : «Остановка – это ме- сто с лавочками, крышей, где можно укрыться от дождя,

подождать

пассажирский транспорт. Какой транспорт здесь останавливается? Как называют людей, которые едут на автобусе? Как надо вести себя в автобу- се?

Кто управляет пассажир- ским транспортом?»

2

Трамвай

Беседа

Знакомить детей с трамва- ем.        Расширять        знания

об

особенностях движения троллейбуса, трамвая, ав- тобуса.        Воспитывать культуру поведения в об- щественном транспорте

Педагог рассказывает де- тям о трамвае        и задает

вопросы:        « Назо- вите пассажирский транс- порт. Трамвай, так же

как        и троллейбус, держится за провода ме- таллической дугой –

«питается» электриче- ством. Чем отличается трамвай от

Иллюстрации- пассажир- ского транспорта

троллейбуса? Что помога- ет работать мотору авто- буса? Что общего у этих всех машин? К какому ви- ду транспорта они

относятся?»

3

В гости к Бабушке

Загадушке

Развлечение

Закреплять у детей знания о

пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сооб- разительность

Бабушка Загадушка зага- дывает загадки, дети отга- дывают и показывают от- гадку, изображенную на

картинке

Загадки,        иллюстрации        – автобус, трамвай

4

Автобус

Сюжетно – ролевая игра

Закреплять у детей знания о        пассажирском транспорте.        Развивать умение        играть                дружно. Воспитывать культуру по-

ведения в автобусе

Дети стоят автобус из стульчиков. Педагог рас- пределяет роли – води- тель, кондуктор, осталь- ные пассажиры

Игрушечный        руль, стульчики

1

Будь внимателен

Подвижная игра

Знакомить детей с прави- лами игры.

Развивать внимание. Вос- питывать умение действо- вать по

звуковому сигналу

Дети встают в круг, педа- гог – в центре круга. Пе- дагог поднимает красный флажок – дети сидят на корточках, желтый вста- ют, зеленый бегут по кру- гу. Смена флажков проис- ходит по звуковому сиг- налу.

Три флажка: красный, жел- тый зеленый

2

Назови правильно

Дидактическая игра

Закреплять у детей поня- тия «справа»,

Дети        рассматривают        иг- рушку и отвечают

Игрушечный грузовик

«слева», «впереди», «Сза- ди», «вверху», ориентиро- ваться в

пространстве

на вопросы педагога:

«Какие части грузовика находятся впереди? Сза- ди?

Справа? Что внутри? Из чего сделан корпус маши- ны? Сидения, окна, шины?

3

Автобус

Аппликация

Учить детей создавать об- раз из отдельных частей. Воспитывать аккурат- ность в

выполнении работы

Дети рассматривают обра- зец, а затем выполняют аппликацию

Бумага        готовые детали, клей

4

Транспорт

Конструирование

Закреплять у детей умение строить транспорт из лич- ного материала. Развивать воображение

Дети самостоятельно вы- бирают материал и строят на ковре макеты транс- портных средств

Различный строительный материал из наборов для конструирования

1

Правила дорожного движения

чтение

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать

содержание прочитанного. Воспитывать желание со- блюдать Правила дорож- ного движения

Педагог читает книгу, де- ти рассматривают иллю- страции, а затем обсуж- дают прочитанное

Книга А. Тюняева «Пра- вила дорожного движе- ния»

2

Найди пешеходов - нарушителей

беседа

Обучать        детей

Правилам        дорожного движения. Развивать вни- мательность, наблюда- тельность

Дети рассматривают пла- каты. Педагог задает им вопросы: «О чем забыли герои? Кто является нару- шителем?

Плакаты «Нарушения пра- вил дорожного

движения»

Почему?»

3

Станция техниче- ского обслуживания

Целевая прогулка

Давать детям представле- ние о станции техническо- го обслуживания, знаке, указывающем на нее. Расширять знания о Пра- вилах дорожного движе- ния

Дети знакомятся с дорож- ным знаком

«Станция технического

обслуживания», с работой мастеров по ремонту ав- томобилей

Два красных флажка

4

Цветные автомоби- ли

Подвижная игра

Знакомить детей с новой игрой, ее правилами. Обу- чать детей ориентировать- ся в пространстве. Разви- вать слуховое восприятие

Дети «ездят» по всей груп- пе. По сигналу

«Автомобили в гараж!» дети «едут» к своему флажку. Цвет руля должен совпадать с цветом флаж- ка

Медали   с   изображе- нием цвета машинок; иг- рушечные рули, флажки.

1

Почини технику

Дидактическая игра

Закреплять у детей знание о транспорте, его состав- ных частях. Развивать внимание, наблюдатель- ность

Педагог предлагает детям быть автомехани-

ками и починить технику. Дети дорисовывают недо- стающие детали

Иллюстрации – автомоби- ли, карточки на        кото- рых

нарисованы

автомобили с недостаю- щими деталями

2

Автозаправочная станция

Целевая прогулка

Давать детям представле- ние об

автозаправочной

станции, знаке, указы- вающем на нее. Расширять представления        о

транспорте, окружающем мире

Дети знакомятся        с авто- заправочной

станцией. Наблюдают, как водители заправляют свои

автомобили

Два красных флажка

3

Труд водителя

Беседа

Расширять        знания детей о        профессии

водителя,        о транспорте, показать его обще-

ственную значимость. Развивать внимание. Вос- питывать уважение к

труду взрослых

Педагог рассказывает де- тям о профессии водителя и задает вопросы: « Про- фессия водителя нужна и уважаемая, трудная и от- ветственная. Они следят за дорогой и сигналами све- тофоров, знаками.

У них есть помощники. Где и кто ремонтирует автомобили?   Где        заправ- ляют бензином?

Где        отдыхают машины?»

Иллюстрации        из албома «Профессии»

4

На машине

Инсценировка

Создавать        у        детей положительный эмоцио- нальный настрой. Воспи- тывать умение играть дружно, помогать друг другу

Дети исполняют сказку Н. Павлова «На машине»

Костюмы: волк, заяц, лиса, медведь

1

Дорожные происше- ствия

Беседа

Закреплять у детей знания Правил дорожного движе- ния. Развивать внимание. Воспитывать умение ори- ентироваться в создав- шейся ситуации

Дети рассматривают пла- каты, на которых изобра- жены проблемные ситуа- ции, в которых оказались невнимательные пешехо- ды. Педагог задает вопро- сы:

«Почему они попали в

Плакаты

беду? Что нужно было сде- лать? Где нужно

играть

2

Угадай дорожный знак

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания о дорожных

знаках, их назначении

Педагог читает загадку, де- ти

отгадывают,

показывают        этот дорожный знак

Макеты дорожных знаков:

«Пешеходный        переход»,

«Станция

технического обслужива- ния», «Автозаправочная станция», «Остановка»

3

В гостях у светофора

Беседа

Знакомить желтым сигна- лом светофора.

умение решать проблемны в которых оказались невни шеходы.

Сюрпризный момент – по- явление

«Светофора». Педагог зна- комит        детей с жел- тым сигналом светофора:

«Желтый свет                – предупрежденье: жди сиг- нала для движенья», пред- лагает поиграть (дидактические        игры

«Один – много»,

«Собери машину из 4

–        частей»)        и выполнить аппликацию

«Светофор»

См        Прило

стр.140

4

Собери машину. Се- тофор.

игротека

Закреплять        у        детей умения транс-        собирать порт частей.        из 4-х

Развивать

Дети выбирают, в какую игру хотят поиграть. На роль ведущего назначает- ся

Дидактические игры «Со- бери машину»,

«Светофор», игрушечные рули

умение ориентироваться в пространстве.

Побуждать детей к соблю- дению правил

игры

ребенок

1

Мой город

Экскурсия

Расширять знания о Пра- вилах Дорожного движе- ния

Педагог                проводит экскурсию,        рассказывает детям о городе, его боль- ших улицах, светофорах, переходах, дорожной аз- буке

Два красных флажка

2

Мы учимся соблю- дать

Правила дорожного движения

игра

Закреплять у детей Пра- вила дорожного движе- ния. Развивать умение ориентироваться в про- странстве. Воспитывать внимание

Дети играют        на площадке автогородка, представляя автомобили, пешеходов. Педагог сле- дит, советует,

рекомендует

Макеты дорожных знаков, игрушечные машины, са- мокаты, велосипеды

3

Бездельник светофор

Кукольный театр

Создать положительный эмоциональный фон у де- тей

Педагог с помощью му- зыкального руководи- теля и воспитателей инсценирует произве- дение С.Михалкова

«Бездельник светофор»

Куклы

4

Итоговое

Беседа

Уточнить объем знаний и навыков,

Составление сводной таб- лицы, подведение

График        (см.

приложение стр. 145)

приобретенных деть-

ми        за        год

обучения

итогов года

Тематический план старшая группа

месяц

неделя

тема

форма

цели

содержание

оборудование

1

Вводное

Беседа

Выявить у детей знания о транспорте, правилах пове- дения пешеходов, пассажи- ров, дорожных знаках

Педагог задает вопросы по таблице (см. приложения, стр. 145) и заполняет фор- му

График 3 года обучения

2

Правила поведе- ния пешеходов

Беседа

Расширять знания о прави- лах поведения пешеходов. Воспитывать ответствен- ность

Педагог задает детям во- просы: « Кто является пе- шеходом?, Где идут пеше- ходы?, Какой стороны надо придерживаться?

Почему?, Как нужно вести себя на улице? Кто на ил- люстрациях нарушает пра- вила? Как бы вы поступили на их месите?

Иллюстрации – сюжетные картинки, изображающие пешеходов в различных до- рожных ситуациях

3

Дорожная азбука

Экскурсия

Знакомить детей с дорож- ными знаками «Осторожно, дети!», «Пункт медицин- ской

Педагог проводит экскур- сию: «Улицы наши разго- варивают, а помогают им в этом

Два красных флажка

помощи»,        «Телефон»,

«Пункт питания», культуру поведения в общественных местах

дорожные знаки- лучшие друзья водителя и пешехо- дов. Какие знаки вы уже знаете?2 Это

«Осторожно, дети!» - он красного цвета, предупре- ждает водителей, что бы были внимательны, рядом находится детское

учреждение»

4

Дорожный знак

рисование

Закреплять у детей знания о дорожных

знаках и их назначении

Дети выбирают любой знак, рисуют. Затем отве- чают на вопросы педагога

«Какой это знак?, Что он обозначает?

Нарисованные на плотном листе ватмана дорожные знаки, бумага, цветные

карандаши

1

Доскажи словеч- ко

Словесная игра

Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слу- ховое восприятие

Педагог читает стихо- творение, дети досказы- ваю последнее слово

См. приложение, стр. 187

2

Школа пешеход- ных наук

Беседа

Знакомить детей с пеше- ходным светофором. Раз- вивать внимание. Воспи- тывать в ребенке грамотно- го пешехода

Педагог рассказывает де- тям о пешеходном свето- форе: «На дорогах с давних пор есть хозяин светофор. Это пешеходный светофор

– у него 2 сигнала – крас- ный и зеленый. Что делает красный

Два   макета   светофоров        – транспортный и пешеходный

человечек? Зеленый? На какой сигнал можно пере- ходить дорогу?»

3

Три чудесных цвета

Инсценировка

Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Раз- вивать выразительность речи

Дети        –        огоньки, инсценируют стихотворение

«Три чудесных цве-

та»

Макет        светофора, круги: красный, желтый зе- леный.

4

Дорожные нару- шения

беседа

Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Раз- вивать умение правильно ориентироваться в

создавшейся ситуации

Дети рассматривают плака- ты и отвечают на вопросы педагога: « О чем забыли звери? Почему? Как нужно поступить правильно, что бы не попасть в беду?, для чего нужно соблюдать ПДД?»

Картинная        галерея (плакаты)

1

Мы идем через дорогу.

Это должны знать дети

Практическая работа

Закреплять у детей знания ПДД

Педагог предлагает детям на выбор две игры: 1. Рас- крась кружок в красный цвет около тех людей, ко- торые неправильно перехо- дят дорогу, в зеленый – около тех, кто поступает правильно. 2. Положи фишку тому ребенку, кто правильно выбрал место для игры.

Почему?

Перфокарты «Мы идем че- рез дорогу», «Это должны знать все»

2

Станция техни- ческого

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания о дорожном

Дети        складывают        целую картинку из

Дидактическая        игра

«Сложи машину»

обслуживания

знаке        «Станция тех- нического обслуживания». Развивать умение склады- вать целое из

частей

шести частей

3

Машины специального назначения

Рассказ педагога

Давать        детям пред- ставление        о машинах спе- циального назначения

Примерный рассказ педа- гога: «Назови эти машины. Это машины специального назначения.                Они оборудованы        специальны- ми звуковыми сигналами. На крыше кабины – специ- альный

мигающий фонарь маячок. Эти машины едут на любой сигнал светофора, им

все должны        уступать дорогу. Куда же они спе- шат?

Игрушечные        машин специального назначения

4

Угадай дорож- ный знак

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при

отгадывании загадок

Педагог загадывает загад- ку, ребенок отгадывает, по- казывает отгадку, отвечает на вопросы: «Где он нахо- диться? О чем он говорит?»

Иллюстрации проезжая        – часть дорожными        с

знаками

1

Машины на

беседа

Расширять        у        детей

Педагог задает детям

Иллюстрации

декабрь

нашей улице

знания о пассажирском транспорте. Развивать мыш- ление,                память. Вос- питывать культуру поведе- ния        в общественном транспорте

вопросы: « Назовите пасса- жирский транспорт. Где мы его ожидаем? Как определить нахождение остановки? Что общего между автобусом и троллейбусом? Чем трамвай отличается от автобуса        и троллейбуса? Кем мы стано- вимся, когда едим в автобу- се?»

пассажирский транспорт

2

Мы идем через дорогу

Практическая работа

Закреплять у детей знания правильного перехода че- рез дорогу (как обходить автобус, троллейбус, трам- вай)

Педагог предлагает детям раскрасить зеленым цветом стрелки,        показывающие мальчику, как безопасно обойти автобус; девочке – трамвай, и объяснить свой выбор

Перфокарта «Мы идем че- рез дорогу»

3

Водители, на страт»

Игра - соревнование

Развивать ловкость смекал- ку, мелкую

моторику рук

Задание:        быстро наматы- вать веревку на палку

Игрушечные машины на шнуре, на конце шнура палочка

4

Собери автомо- биль

Настольная игра

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца

Дети        по        образцу собирают картинку

Пазлы:        автомобиль, грузовик, мотоцикл

1

Умные

Настольная игра

Расширять        у        детей

Один ребенок собирает

Настольная игра: лото

январь

машины

знания о водном воздуш-

вагончики        с воздушным

«Транспорт»- водители, до-

ном, наземном транспорте развивать речь

транспортом, второй – с водным, третий с пасса-

рожно- транспортные про- исшествия

жирским,

четвертый        –        с

машинами специального назначения

2

Труд водителя

Беседа

Расширять у детей знания о

Педагог задает   вопросы:

«Кто управляет наземным транспортом? Водитель следит за обстановкой на дороге, сигналами свето- фора. Какие светофоры вы знаете? Водитель следит за дорожными знаками. Какие дорожные знаки вы знаете? Вы должны соблюдать ПДД. Что произойдет, если

Правила исчезнут?»

Иллюстрации        – води-

труде водителя и причинах

тели, дорожно – танспорт-

дорожно        –

ные происшествия, макеты

транспортных происше- ствий.

Закреплять знания о сигна-

дорожных        знаков, светофора

лах        светофора.        Воспиты-

вать        уважение        к        труду

взрослых

3

считалки

заучивание

Развивать умение четко проговаривать каждое сло- во. Воспитывать умение использовать

считалку в игре

Педагог разучивает с деть- ми считалку:

«Мы ехали на ралли, все машины обогнали: «Вол- гу», «Ниву», «Чайку»,

«ВАЗ»,

«Жигули»,        «Москвич»,

«КамАЗ», «Запорожец»

впереди, - Я рулю, а ты води

4

Набери пра- вильно номер

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания номеров телефонов экс- тренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, милиция. Развивать умение правильного набора номера на

Педагог предлагает детям набрать номер скорой по- мощи, милиции, пожарной охраны и рассказать о ма- шинах специального назна- чения

Игрушечный телефон

телефоне

1

Твой приятель

– светофор!

КВН

Закрепить у детей знания ПДД.

Воспитывать в ребенке гра- мотного пешехода

См. приложение, стр. 128

2

Пословицы

Разучивание

Знакомить        детей с по- словицами. Развивать

выразительность речи

Примеры        пословиц, приложение стр. 186

3

Домино дорож- ные

знаки. Учим дорожные знаки

Игротека

Закреплять у детей знания о дорожных знаках. Разви- вать умение находить до- рожные знаки к дорожной ситуации. Воспитывать внимание

Дети подбирают к дорож- ному        знаку        карточку

с

изображением дорожной ситуации и наоборот

Настольные игры: домино

«Правила дорожного дви- жения», лото «Транспорт»

4

Грузовая маши- на

Аппликация

Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности

Дети рассматривают иг- рушку – грузовик, вслух выделяют основные детали, их форму, вырезают части из цветной бумаги. В

Белая бумага, цветная, нож- ницы, клей, кисточки,

салфетки, клеенки

их        наклеивания. Воспитывать                оценочное отношение к своим рабо- там

анализе        дети рассказы- вают о своей работе

1

Твой приятель

светофор

КВН

Закреплять у детей знания

ПДД.

См. приложение, стр. 128

Воспитывать в ребенке гра-

мотного пешехода

2

Пословицы

Разучивание

Знакомить детей с посло-

Стр. 186

вицами. Развивать речь

3

Домино.

Дорожные знаки.

Учим дорожные знаки

Игротека

Закреплять у детей знание о дорожных знаках. Разви- вать умение у детей нахо- дить дорожный знак к до- рожной ситуации. Воспи- тывать внимание

Дети подбирают к дорож- ному        знаку        карточку

с

изображением дорожной ситуации и наоборот

Настольные игры: домино

«Правила дорожного дви- жения», лото «Транспорт»

4

Моя улица

конструирование

Развивать        у        детей воображение,

фантазию,        умение делать постройки домов,

транспорта из разного стро- ительного материала

Дети самостоятельно стро- ят улицу на ковре в группе и обыгрывают свою по- стройку с помощью маши- нок

Строительный материал из        наборов для

конструирования, иг- рушечные        машины, ма- кеты дорожных знаков,

макеты

светофоров

1

История транс- порта

беседа

Расширять знание детей об истории транспорта. Разви- вать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим.

Сюрпризный момент – по- явление бабушки. Она рас- сказывает о старинном транспорте в сравнении с настоящим, используя

Иллюстрации старинного транспорта

Воспитывать

чувство

иллюстрации

ответственности

2

Умные зве- рюшки

Чтение

Обучать детей умению слу-

шать и понимать содержание прочитанного.

Педагог читает книгу, дети рассматривают        иллюстра-

ции, а затем беседуют        о

В. Лебедев – кумач «Умные зверюшки»

Развивать у детей слуховое

и зрительное восприятие. Воспитывать в ребенке гра- мотного пешехода

прочитанном:        «Верно        ли поступили звери? Почему?

Как бы ты

поступил на их месте?»

3

Кто больше знает?

Загадки

Развивать        у        детей

Педагог загадывает загад-

Приложение , стр. 172

внимание, сообра- зительнос мышле- ть, ние

ки. За правильный ответ – фишка. В конце игры педа- гог подводит итог, называ- ет победителя

4

Дорожные ло- вушки

Беседа

Обучать соблюдать детей вивать ориентирова ПДД. создавшейся ситуац умение

в

Дети решают проблемные ситуации: «Как бы ты по- вел себя в этой ситуации, будь ты на его месте?

Почему?»

Перфокарты, плакаты

1

Путешествие в страну дорожных знаков

Праздник

Создавать положительный эмоциональный настрой        у

детей.

Вызвать желание знать и соблюдать ПДД

Дорожные знаки попали в беду, дети выручают их с помощью отгадывания за- гадок,   пения,   исполнения

танцев, чтения стихов, игр

Приложение, стр. 110

и

т.п.

2

Найди ошибку

Словесная игра

Обучение        детей умению находить в предло- жении ошибку и исправлять

ее.

Пример        словесной ошибки: «Забибикала малина

– у меня спустила шина!»

Книга М. Дружинина

«Моя улица»

Развивать        слуховое вни- мание

3

Мы пешеходы.

Мы - водители

Игры в автогородке

Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире

Педагог – распредиляет роли

– пешеходы, водители- и по- вторяет правила поведения

Самокаты, велосипеды, маке- ты дорожных

знаков, светофоров

детей

пешеходов, водителей. Дети

играют, педагог следит, что-

бы дети соблюдали ПДД, не

нарушали их

4

Итоговое

беседа

Уточнить объем знаний и навыков, полученных деть- ми за год обучения

Составление сводной табли- цы, подведение

итогов

График см приложение стр. 145

Тематический план подготовительная группа

месяц

неделя

тема

форма

цели

содержание

оборудование

1

Вводное

беседа

Выявить        у        детей знания о транспорте, пра- вилах поведения пешехо- дов        и пассажиров, до- рожных знаках

Педагог задает вопросы по таблице (см приложение стр. 145) и заполняет фор- му

График 4 года обучения

2

Строим улицу

беседа

Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять зна- ния о Правилах дорожного движения. Воспитывать любознательность и инте- рес к

Педагог рассказывает де- тям о строительной техни- ке, читает стихотворение А. Баруздина «Кто построил этот дом?2 предлагает со- брать машину из кусочков

Предметные карточки, иг- рушки

окружающему миру

3

Выполни верно

Практическая работа

Закреплять у детей знание о различных видах транс- порта. Развивать умение ориентироваться на

листе бумаги

Педагог предлагает зада- ние: «Положи фишку крас- ного цвета на автобус, си- него на грузовик, желтого на мотоцикл, коричневого

– на легковую машину»

Перфокарта «Выполни вер- но, фишки разного

цвета

4

Путешествие Колобка по улице

Беседа

Дать представление об

«Остановке безопасности». Расширять у детей знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспи- тывать навыки правильно- го поведения на улице

Сюрпризный момент – по- явление Колобка. Он от- правляется в гости к Маше, которая живет в городе, там его ожидают опасно- сти, дети помогают ему

Макет        улицы        с

«Остановкой без- опасности», настоль-

ный «Колобок»        театр

1

Объясни

Дидактическая игра

Развивать у детей мышле- ние, знания

ПДД

Дети отвечают на вопросы педагога: «Почему подъем- ный кран называется сила- чом? Почему трамваи хо- дят по рельсам, а троллей- бус – по проводам? Почему все пропускают

машины с сиренами?»

2

Островок безопас- ности

Рисование

Закреплять у детей знания об «Островке безопасно- сти», через рисование. Раз- вивать память, наблюда- тельность

Дети рассматривают макет улицы с

«Островком безопасности», отвечают на вопросы: «Что такое «Островок безопас- ности?, для чего он ну- жен?», а затем рисуют

Макет        улицы        с

«Островком безопасности», бумага, цветные карандаши

3

Здравствуй улица

Экскурсия

Давать детям представле- ние о

Педагог   проводит        экскур- сию: «В нашем

Два красных флажка

перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание.

Воспитывать        чувство ответственности

городе улицы пересекаются между собой. Место пере- сечения улицы

называется перекрестком. Одна улица пересекает другую – четырехсто- ронний перекресток, пере- секаются улицы по разно- му: прямо, наискосок. Это самое опасное место. Как вы думаете, почему?»

4

перекресток

Подвижная игра

Знакомить        детей с пра- вилами        игры. Закреп- лять знания о перекрестке. воспитывать

внимательность        и честность

Ведущий – «светофор» стоит в центре перекрестка.

Остальные – пешеходы, водители. «Светофор» са- лит и тех и других за нару- шение правил уличного движения. Салить можно свистком, называя имя нарушителя; они

выбывают из игры

Костюм светофора, свисток, игрушечный

руль

1

площадь

экскурсия

Дать детям представление о площади. Развивать зри- тельное и слуховое

Педагог рассказывает детям о площади: «

Площадь это незастроенное ровное

Два красных флажка

восприятие. Воспитывать патриотические

чувства

место в городе, от которого расходятся в разные сторо- ны узкие и широкие улицы. На площадях воздвигают скульптуры. Что вы видите на этой площади? Самая большая площадь страны – Красная. Она находиться в Москве

2

Закончи предло- жение

Словесная игра

Развивать у детей фонема- тический слух, мышление

См. приложение, стр. 187

3

Мой дом – моя улица

Рисование

Закреплять у детей пред- ставление об улице, уме- ние отображать увиденное во время прогулок, переда- вать свои

впечатления

Дети рассматривают иллю- страции «Моя улица», вы- бирают самостоятельно сюжет для рисунка. Луч- шие работы помещают в уголок «Приятель – свето- фор»

Раздаточный материал для рисования

4

Учим дорожные знаки

Настольная игра

Закреплять у детей знание о дорожных знаках, их назначении.

Развивать умение подби- рать правильно знак к си- туации.

Воспитывать наблюдатель- ность

Дети рассматривают кар- точки с дорожными ситуа- циями, затем подбирают к ситуации соответствующий знак, объясняя выбор

Настольная игра «Дорожные знаки»

 

1

Моя улица

чтение

Закреплять у детей знания об улице.

Педагог читает книгу, дети рассматривают

Книга М. Дружинина «Моя улица»

Развивать        речь, мышление, воспитывать внимательность

иллюстрации, а затем отве- чают на вопрос «Что тебе особенно понравилось в этой книге?

2

Это должен каж- дый знать

обязательно на

«пять»

Викторина «Что?

Где? Когда?»

Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление

См. приложение, стр. 117

речь, внимание

3

Перейди дорогу

Игра - соревнование

Развивать у детей внима- ние, умение выполнять действия по сигналу вос- питателя

Две команды играют друг против друга. У ведущего три круга (красный, жел- тый, зеленый). Когда он поднимает зеленый, дети делают шаг вперед, желтый стоят на месте, красный –

назад. Кто ошибается вы- ходит из игры.

Три        круга красный, жел- тый, зеленый

4

Найди ошибку

Словестная игра

Развивать у детей фонема- тический слух, внимание мышление

Аналогично занятию 2 и 3 в

мае 3 года

обучения

Книга М. Дружинина «Моя улица»

1

Чем накормить автомобиль

Дидактическая игра

Закреплять у детей знания о том, что помогает рабо- тать мотору автомобиля. Развивать память мышле- ние

Задание: разложить кар- тинки по группам в зави- симости от того, чем «пи- тается» автомобиль – бен- зином или работает от

электричества

Картинки        с изображени- ем транспорта

2

О чем

беседа

Углублять        у        детей

Педагог рассказывает:

Макты        дорожных

разговаривает улица

знания        о        дорож- ных знаках: предупреждающее, запре- щающие, указательные и знаки сервиса.        Разви- вать мышление. Воспиты- вать внимание, сосредото- ченность,

«У дорожного языка есть знаки. Один знак означает целую фразу – дорожный сигнал. Это круги, тре- угольники, прямоугольни- ки разного цвета. Найдите знаки треугольной формы

красной окаемкой, назови-

знаков

чуткость,        умение оказы- вать помощь друг другу

те их. Что они означают? Это        предупреждающие

знаки.        Найдите        круглой формы с красной окаёмкой

– это запрещающие знаки

…»

3

Дорожные знаки

Практическая работа

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении.

Развивать умение ориенти- роваться на

Педагог называет дорож- ные знаки, дети соединяют номер цифры с изображе- нием дорожного знака.

Например: 1-

Перфокарта

«Дорожные        знаки», простые карандаши

листе бумаги

«Осторожно,        дети!»,        2-

«Пешеходный        переход        и т.д.

4

Загородные дороги

беседа

Обучать движе-                детей нию загородной        по доро- Развивать наблю- ге. дательнос внима-

ние,        ть        и

умение

Педагог: «За городом нет тротуаров, а машин так же много. Транспорт движется

по проезжей части дороги.

Иллюстрации        – заго- родные        дороги        с транспортом

По        обе        стороны

ориентироваться        в создавшейся ситуации

расположены обочины. По обочинам идут пешеходы. Как они идут? Почему?

1

Световые сигналы автомобиля

Наблюдение

Дать представление с детям альных световых сиг о огни,

Воспитывать безоп щие поведения на дорогафх ары.

авык

Дети наблюдают за мига- ющими огнями автомоби- лей. Рассказ педагога:

«Мигающие огни – это све- товые сигналы, указатели. С их помощью водители предупреждают других во- дителей и пешеходов о своих дальнейших дей- ствиях (поворот, обгон, остановка и др.) Что вы ви- дите? О чем это говорит? Огни особенно важны но- чью и вечером, когда тем- но.

Еще автомобили снабжены звуковыми сигналами. За- чем нужно следить за све- товыми сигналами при- ближающегося транспор- та?»

Два красных флажка

2

Угадай какой ма- шине принадлежит сиг- нал

Дидактическая игра

Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального

Педагог нажимает на кноп- ку руля, раздается сигнал, дети отгадывают, какой машине он

Звуковой руль

назначения

принадлежит.

Например: сирена «Скорой помощи», милиции, пожар- ной охране.

3

Ловкий пешеход

Настольная игра

Закреплять у детей знания ПДД, счета в пределах ше- сти, умение соблюдать правила игры.

Воспитывать честность.

Дети бросают кубик, дви- гаются по квадратам, со- блюдая правила игры. Лов- ким пешеходом является тот, кто первым придёт к финишу

Настольная игра «Правила дорожного движения»

4

чистоговорки

разучивание

Знакомить        детей с чи- стоговорками.

Развивать        умение четко произносить звук ж

Пример чистоговорки: Жа- жа-жа- едим мы из гаража, Жи-жи-жи- проезжаем га- ражи,

Жу-жу-жу-

Подъезжаем к гаражу, Же- же-же- и машина в гараже

1

Работа сотрудни- ка

ГИБДД

Беседа

Знакомить детей с работой сотрудника        ГИБДД,        со значением его                же- стов.

Воспитывать внимание, со- средоточенность,

умение        понимать сиг- налы регулировщика

Дети наблюдают за работой инспектора ГИБДД. Рас- сказ педагога: «Он регули- рует движение транспорта и пешеходов. В руке у него черно – белая палочка – жезл.

Регулировщик то поднимает ее вверх, то

Два красных флажка

опускает вниз, то отводить в сторону. Что означают эти сигналы? Стоит боком, жезл внизу – иди.

Стоит лицом, жезл внизу – стой, жезл вверху – внима-

ние»

2

Сигналы регули- рования дорожного дви- жения

Практическая работа

Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память,

внимание

Педагог        предлагает детям задание: «Раскрась

сигналы светофора, которые соответ-

ствуют        позам регули- ровщика.

Объясни»

Перфокарта «Сигналы регу- лировщика дорожного дви- жения»

3

Автомобиль

Чтение

Знакомит детей с произве- дением Н. Носова «Авто- мобиль».

Обучать умению оценивать поступки героев. Воспиты- вать желание соблюдать

ПДД

Педагог читает книгу, дети рассматривают        иллюстра- ции, затем беседуют с пе- дагогом                о        прочитанном произведении: «Кто глав- ный герой рассказа? Что могло бы случиться с мальчиками во время про- гулки?        Можно                ли        их назвать смелыми? Почему? О чем они забыли?

Книга Н.Носова «Автомо- биль»

4

Ловкий пешеход

Подвижная игра

Развивать        у        детей        мет- кость, ловкость, глазомер

Дети по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на

Три корзины (красная, жел- тая, зеленая) мяч

ходу забросить мяч в зеле- ную корзину. Попал в красную – не перешел, вы- ходишь из игры. В желтую

– получаешь попытку еще раз.

1

Твой приятель светофор

беседа

Знакомить детей с истори- ей изобретения уличного светофора. Закреплять зна- ния о четырехстороннем светофоре.

Воспитывать умение при- менять на практике полу- ченные знания по

ПДД

Рассказ педагога: «Первый светофор                        был                        механиче- ским,                затем                газовым        и наконец,                стал                электриче- ским.        Сколько                        сторон        у светофора? Для пешеходов зажегся зеленый свет с од- ной стороны, а с другой – красный        для        транспорта. Пешеходы переходят. Ма- шины стоят. Желтый свет зажигается                одновременно со всех сторон.                                        Он предупреждает                                –                скоро сигналы        сменятся.                Четко работает светофор, ему все подчиняются, поэтому на улице порядок

Макет четырехсторон светофора

2

Москвиченок

инсценировка

Создать        у        детей эмоционально

Дети поют изображая дей- ствия

Значек        автомобиля

«Москвич»,

положительный настрой. Развивать умение сопо- ставлять движения со сло- вами

«москвиченка» (см. прило- жение стр.191

игрушечный руль

3

Угадай ребус

Практическая работа

Развивать у детей мышле- ние, память, внимание. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умение находить нарушителей

Дети рассматривают раз- личные ребусы6

«Что напутал художник?, Куда едет автобус?, Найди

10 отличай? Найди два одинаковых фургона, «Кто правильно себя ведет на улице», «Кто неправиль- но?»

Ребусы

4

Про правила до- рожного движе- ния

чтение

Развивать у детей умение полным

предложением

отвечать   на поставлен- ный вопрос. Закреплять знания

ППД

Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстра- ции, отвечают на вопросы

«Как звали главного героя книги?,

Куда торопился торопыж- ка? Как он совершал нару- шения? Как бы ты посту- пил на его месте? Чем за- кончилась эта история?»

Книга С. Волкова «Правила дорожного движения»

1

Правила движе- ния достойны уважения!

праздник

Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире.

Совершенствовать умение

Сказочный        герой Незнайка приходит в гости. Он не знает

ПДД, дорожных знаков. Дети помогают ему, учат его правилам,

См.        приложение стр.121

ориентироваться        в со- здавшейся ситуации. Вос- питывать эмоционально по- ложительный настрой

играют, поют песни, тан- цуют, читают стихи, зага- дывают загадки

2

аватогородок

игры

Закреплять у детей знания правильного перехода до- роги.

Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве

Дети играют в автогородке. На роль регулировщика выбирают ребенка. Он с помощью жезла управляет движение на перекрестке

Велосипеды, самокаты, ма- кеты дорожных

знаков

3

велосипед

беседа

Знакомить детей с истори- ей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения.

Уточнять        правила безопасности велосипеди- ста.

Развивать слуховое внима- ние соблюдать правила безопасности

Педагог рассказывает о ве- лосипеде: «Вначале был самокат, затем «бегунок». Первый велосипед был де- ревянный с деревянными колесами, затем железный велосипед с деревянными колесами – «костотряс». Потом сделали резиновые колеса – «паук».

Рассказ сопровождается показом рисунков. Дети рассматривают современ- ный

Иллюстрации – изобретение и

постепенное усовершен- ствование велосипеда

велосипед. Называют его части. педагог знакомит детей с правилами движе- ния для велосипедистов, с соответствующими дорож- ными знаками

4

итоговое

беседа

Уточняем объем знаний и навыков,        полученных детьми за год обучения

Составление сводной таб- лицы, повеление

итогов

График (см приложение стр.145)

Графическая запись динамики знаний детьми ПДД 2 мл. группа Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка         

Дата обследования         

Вопросы/уровни

0

1

2

3

4

Назови цвета светофора

Покажи грузовой и легковой автомобиль

Назови части автомобиля

Кто управляет автомобилем

Что делает водитель?

Где едут машины?

Кого перевозит автобус?

Где останавливается автобус?

Где ходят люди?

Где играют дети на улице?

Графическая запись динамики знаний детьми ПДД 2 мл. группа Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка         

Дата обследования         

Вопросы/уровни

0

1

2

3

4

Назови цвета светофора

Покажи грузовой и легковой автомобиль

Назови части автомобиля

Кто управляет автомобилем

Что делает водитель?

Где едут машины?

Кого перевозит автобус?

Где останавливается автобус?

Где ходят люди?

Где играют дети на улице?

Графическая запись динамики знаний детьми ПДД средняя группа

Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка         

Дата обследования         

Вопросы/уровни

0

1

2

3

4

Какие ты знаешь автомобили?

Какие автомобили называют грузовым?

Назови части автомобиля?

Что такое светофор?

На какой сигнал можно переходить улицу?

Как называется место где ходят люди?

Что ты знаешь о работе водителя?

Что ты знаешь о пассажирском транспорте?

Где можно играть?

Почему нельзя играть на проезжей части?

Графическая запись динамики знаний детьми ПДД средняя группа

Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка         

Дата обследования         

Вопросы/уровни

0

1

2

3

4

Какие ты знаешь автомобили?

Какие автомобили называют грузовым?

Назови части автомобиля?

Что такое светофор?

На какой сигнал можно переходить улицу?

Как называется место где ходят люди?

Что ты знаешь о работе водителя?

Что ты знаешь о пассажирском транспорте?

Где можно играть?

Почему нельзя играть на проезжей части?

Графическая запись динамики знаний детьми ПДД

старшая группа

Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка         

Дата обследования         

Вопросы/уровни

0

1

2

3

4

Какой транспорт перевозит грузы и какие?

Какой транспорт перевозит пассажиров?

Чем отличается автобус от троллейбуса?

Назови правила поведения в автобусе?

Что помогает работать мотору автомобиля?

Назови машины специального назначения

Чем отличаются сигналы светофора?

Что такое улица?

Кто является пешеходом?

Назови правила поведения пешеходов?

Что такое переход?

Что такое проезжая часть?

Двустороннее, одностороннее движение?

Покажи дорожный знак «Осторожно дети»?

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»

Графическая запись динамики знаний детьми ПДД старшая группа

Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка         

Дата обследования         

Вопросы/уровни

0

1

2

3

4

Какой транспорт перевозит грузы и какие?

Какой транспорт перевозит пассажиров?

Чем отличается автобус от троллейбуса?

Назови правила поведения в автобусе?

Что помогает работать мотору автомобиля?

Назови машины специального назначения

Чем отличаются сигналы светофора?

Что такое улица?

Кто является пешеходом?

Назови правила поведения пешеходов?

Что такое переход?

Что такое проезжая часть?

Двустороннее, одностороннее движение?

Покажи дорожный знак «Осторожно дети»?

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»

Графическая запись динамики знаний детьми ПДД старшая группа

Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка         

Дата обследования         

Вопросы/уровни

0

1

2

3

4

Какой вид транспорта ты знаешь?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

Где его ожидают люди?

Как назвать людей едущих на пассажирском транспорте?

Правила поведения в автобусе

Что такое перекресток?

Что такое «зебра»?

Для чего нужен «Островок безопасности»?

Кто контролирует движение?

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

На какие две части делится дорога?

Правила перехода улицы

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

Правила поведения на дороге

Где разрешается ездить на велосипеде?

Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

Покажи знак «Пешеходная дорожка»

Покажи дорожный знак « Велосипедное движение»

Графическая запись динамики знаний детьми ПДД подготови- тельная группа

Начало учебного года – черный цвет, конец учебного года – красный цвет Фамилия, имя ребенка         

Дата обследования         

Вопросы/уровни

0

1

2

3

4

Какой вид транспорта ты знаешь?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

Где его ожидают люди?

Как назвать людей едущих на пассажирском транспорте?

Правила поведения в автобусе

Что такое перекресток?

Что такое «зебра»?

Для чего нужен «Островок безопасности»?

Кто контролирует движение?

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

На какие две части делится дорога?

Правила перехода улицы

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

Правила поведения на дороге

Где разрешается ездить на велосипеде?

Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

Покажи знак «Пешеходная дорожка»

Покажи дорожный знак « Велосипедное движение»