Статья на тему: "Основы безопасности детей дошкольного возраста"
консультация по обж (старшая группа)

Дорожкина Анжела Николаевна

        «Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». (Ж. Лабрюер)

        Среди многочисленных вопросов, которые любят задавать журналисты это, «Что вы считаете главным событием в своей жизни?»   Для большинства из нас – это рождение ребенка, радостный и чрезвычайный этап в семейной жизни. Появление на свет ребенка, как правило, ждут с нетерпением и тревогой, готовятся к встрече новорожденного.  Мелькают дни, уходит в прошлое бестолковые, но счастливые хлопоты первых дней жизни малыша. Только теперь мать и отец постепенно начинают в полной мере чувствовать бремя ответственности за эту новую жизнь, за хрупкое, слабое, но бесконечно дорогое существо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». (Ж. Лабрюер)

        Среди многочисленных вопросов, которые любят задавать журналисты это, «Что вы считаете главным событием в своей жизни?»   Для большинства из нас – это рождение ребенка, радостный и чрезвычайный этап в семейной жизни. Появление на свет ребенка, как правило, ждут с нетерпением и тревогой, готовятся к встрече новорожденного.  Мелькают дни, уходит в прошлое бестолковые, но счастливые хлопоты первых дней жизни малыша. Только теперь мать и отец постепенно начинают в полной мере чувствовать бремя ответственности за эту новую жизнь, за хрупкое, слабое, но бесконечно дорогое существо.

       Родители стараются усердно следить за ростом и развитием своего ребенка, с удовольствием отмечая его успехи и с беспокойством неудачи. Каждый мечтает видеть своего малыша счастливым и здоровым, успешным и знающим, удачливым и талантливым.

       Наша память услужливо сохранила ощущение, что в детстве мы находились в абсолютной безопасности. Мы наперечет знали всех живущих. Улица была нашим домом. Взрослые и дети были хорошо знакомы, запросто ходили, друг к другу в гости, помогали, чем могли. Любой посторонний человек, появившийся около дома, сразу замечался, запоминался и обсуждался.  Конечно, всматриваясь в детские годы сквозь сентиментальную пелену воспоминаний, мы все же понимаем, что и там была своя доля опасности, потому что она есть всегда.

      Жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, неизведанное – риск, риск – опасность.

       В наши дни страх за жизнь и здоровье детей все больше овладевает взрослыми. Где бы не находился ребенок: на улице, в детском саду, в школе, в гостях, мать и отец не могут быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случиться, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни.

       За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Это правильно, но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность и регламентирует его деятельность, берет на себя ответственность, - то ребенок весьма вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным.

       Попав в сложную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств.  Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения) .

      Дети гибнут в результате пассивного поведения: от страха прячутся в укромный уголок комнаты, вместо того чтобы покинуть дом или позвать на помощь. Продуманная работа поможет нам избежать многих несчастных случаев и сохранить жизнь детей.

       Вы конечно думаете, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Казалось бы, что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Каждое жилище – это не просто стены и крыша. Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.

    Не обойтись в хозяйстве и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Злоумышленник на улице.

      Если обсуждать темы безопасности с «привязкой» к конкретным обстоятельствам, эффект педагогического воздействия многократно возрастает. Очень полезно во время прогулки ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места – заброшенная стройка, пустырь, подъезд своего дома и т. д.

     Помните, что дети плохо представляют себе, как выглядит преступник – они думают, что злодей это с кинжалом на поясе. Объясните, что даже хорошо одетые и располагающие к себе люди могут оказаться опасными.  Учите детей не разговаривать с незнакомыми, с пьяными людьми. Пусть это будет выглядеть невежливо, зато правильно и безопасно. Если рядом притормозила машина или она тихонько едет следом, немедленно отойти от края тротуара. Не брать никаких подарков и приглашений от незнакомцев, не садиться в машину.

      Но везде, как вы понимаете, нужна мера. Не запугивайте чрезмерно малыша, чтобы он не прятался от каждой бабушки, которая обратит на него внимание («ой, какой красивый мальчик») .

     Постарайтесь построить ваши отношения с ребенком таким образом, чтобы малыш легко обсуждал с вами все свои проблемы – тогда вы быстрее поймете, какой информации ему не хватает и чему еще нужно учить. На детей произведут большое впечатление истории, приключившиеся с вами в детстве – вспомните те из них, которые помогут вашему малышу поверить в свои силы.

Один дома

      Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Поэтому, если вы вынуждены время от времени ненадолго отлучаться по какой-то надобности, то обязательно подготовьте ребенка к безопасному нахождению в квартире без присмотра взрослых. Причем, максимальный срок вашего отсутствия не должен превышать 3-х часов. Даже взрослым людям милиция советует быть очень осторожным и не пускать к себе в дом незнакомых людей.

      Родителям необходимо с раннего возраста начинать приучать детей правильно вести себя в квартире, во время своего отсутствия. Причем здесь имеет значение и характер ребенка, и его зрелость, и самостоятельность. Взрослые должны быть абсолютно уверены, что малыш строго придерживается, заведенных ими правил, может, в случае необходимости найти выход из сложного положения. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков.

      Все дети разные. Одним нравится оставаться наедине с самим собой, чувствовать себя большими и самостоятельными. Они всегда могут развлечь себя и дождаться спокойно родителей. Другие не готовы перенести такое испытание, оно им не по силам. Оставшись одни, они не будут играть, а начнут с тревогой прислушиваться к незнакомым звукам, бояться как бы чего не случилось. Они везде зажигают свет, включают на полную мощность телевизор, а по ночам мучаются от кошмаров.

       Большое значение имеет фактор доступности: может ли ребенок позвонить вам, и легко ли вам быстро добраться до дома в случае непредвиденных обстоятельств. Тщательно взвесив все «за и против, научите своего ребенка основным правилам поведения в отсутствие взрослых.

       Научите ребенка пользоваться телефоном и правильно реагировать на звонки в дверь. Учить детей разговаривать по телефону, кажется, очень просто. Поднял трубку – и говори, пожалуйста. Но существует одно важное правило, которое нужно запомнить детям – разговаривать можно с теми, кого хорошо знаешь, не называть незнакомым людям свой адрес, номер своего телефона, не вступать в разговор с незнакомцами и тем более говорить, что взрослых нет дома.

       Дети во всем подражают взрослым, поэтому ваш личный пример – самый хороший наставник. Значит, в первую очередь вы сами должны неизменно исполнять установленный в семье порядок.

      Во многих семьях существует своеобразный «пароль», система звонков, указывающая на то, что в дверь звонит «свой». Однако, чтобы окончательно убедиться в безопасности, он

Если кто-то хочет войти в квартиру.

      Ребенок должен точно знать, кому он имеет право открыть дверь, если находится дома один. Назовите этих людей по именам — родственников, соседей, друзей. Предупредите малыша, что никогда не пришлете в дом незнакомого ему человека. Обязательно договоритесь, может ли он пригласить или впустить в дом во время вашего отсутствия кого-то из товарищей.

        Злоумышленники очень хорошо могут притворяться. Часто они переодеваются в специальную форму. Изменяют внешность при помощи парика, очков, приклеенных усов или бороды. Преступники не хотят показывать свое настоящее лицо, так как боятся быть узнанными. Ведь обычно их разыскивает милиция. Вот почему опасно открывать дверь незнакомым людям.

        Замечательным пособием для приобретения ребенком навыков личной безопасности может служить сказка Сергея Михалкова «Три поросенка». Вспомните, там написаны очень важные слова: «Дом поросенка должен быть крепостью». А многие взрослые, не говоря уж о детях, заслышав трель звонка, спешат отворить, не выяснив, кто пришел. Они не смотрят в дверной глазок, не пользуются предохранительной цепочкой. Это очень плохие привычки. Ведь если сам впускаешь в дом, кого попало, то нет никакого смысла ставить на дверь запоры.

        Поэтому приучайте ребенка никогда не открывать без спроса. Пусть не стесняется спросить: «Кто там? » даже в вашем присутствии. Если же он находится в квартире один, то должен удвоить бдительность. Тут нельзя поддаваться ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь. Впустить в дом можно только хорошо знакомого человека. Того, которого вы разрешили впустить. Того, кого ребенок знает в лицо, по имени и по голосу.

       Видите, как важно научить ребенка пользоваться телефоном. Он может и должен выучить наизусть свой адрес и самые важные телефонные номера: маминой и папиной работы, бабушки, соседей. Ему необходимы также и следующие сведения: пожарная охрана — 01, милиция, — 02, скорая помощь, — 03, служба, газа— 04. А еще лучше, если вы вместе с малышом сделаете перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с аппаратом. Изготовить его можно с помощью рисунков и аппликаций. Проявив творческую изобретательность, превратите обычный скучный список в настоящее произведение искусства.

      Положение значительно усложняется, если у вас в квартире нет телефона. Попробуйте договориться с соседями, с кем из них и как можно связаться в экстренном случае. Пусть условным сигналом будет стук по батарее или в стену.  Ну а в самых крайних обстоятельствах, если злоумышленники пытаются ворваться в квартиру, надо громко кричать, звать на помощь с балкона или из окна.

     Родителям, однако, очень важно помнить, что дошкольники не способны воспринимать сразу большой объем информации, так что разговоры, чтение сказки или какой-то истории должны быть либо с «продолжением», несколько страниц в день, либо с «повторением», то есть несколько раз подряд одно и то же. Но надо учесть, что это лишь основа для выработки полезных навыков. Как только ребенок усвоит правило, его надо обязательно закрепить на практике.

       Большинство известных сказок содержит хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасного поведения, и этот момент легко обсудить с ребенком.  Можно поступить и по-другому — самим придумывать сказки на тему безопасности, где место главного героя займет ваш малыш. Еще один вариант — взять и переиначить знакомую историю так, чтобы ее персонажи держали ухо востро, все время были начеку и проявляли чудеса осторожности. Попробуйте заставить Красную Шапочку продемонстрировать свою бдительность. Хотя бы так:

«Когда Красная Шапочка подошла к кровати, она увидела у бабушки огромные острые зубы, похожие на клыки. Малютка удивилась. Раньше она никогда такого не замечала. Странно, — подумала девочка. — Эта женщина лежит в бабушкиной постели, на ней бабушкин чепец, она говорит будто я — ее внучка, о что-то здесь не так. Пойду-ка я лучше отсюда и позову кого-нибудь на помощь».

Правила на дороге.

     Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Соблюдать правила должны и водители, и пешеходы.

 Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

         Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

         Улица для маленького человечка – это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей, и главная наша задача – научить ребенка безопасно жить в этом мире. Для безопасности детей на улице необходимо формирование у них двигательных навыков, а именно: нужно постоянно упражнять в определении расстояния (далеко – близко, дальше – ближе), размеров (больше – меньше), скорости (быстрее – медленнее), видимости (кого видно, кого не видно, заслонен ли транспорт) и др.

        Дорога в детский сад и обратно – самый идеальный способ не только давать знания детям, но и прежде всего, формировать навыки безопасного поведения на улице. Время движения с ребенком по улице надо использовать тренировки комплекса «транспортных» привычек:

1) Надо привыкнуть «фиксировать» остановку перед тем, как выйти на проезжую часть (поясните необходимость остановки для наблюдения). Постоянно демонстрируйте переход с быстрого шага или даже бега на размеренный шаг при переходе улицы.

2) У каждого ребенка есть привычка небрежного, «неответственного» наблюдения. Это означает, что ребенок наблюдает как бы между делом, позволяет себе, например, попятиться, т.е. сделать шаг назад, не глядя, или броситься, куда глаза глядят, не выходить а выбегать из-за разных предметов: из-за кустов, деревьев, углов домов, стоящих машин.

3) Самая опасная привычка детей – это выбегание или выход, из-за мешающих обзору предметов. На улице – это автомобиль, автобус, троллейбус. Путь с ребенком в детский сад и обратно должен быть ежедневной отработкой умения ребенка «видеть» стоящий автомобиль как предмет, который может скрывать опасность.

4) Гуляя, читая книги рассматривая иллюстрации с изображениями машин, дети учатся наблюдать за различными видами транспорта, выясняют, на каком транспорте ездили, что при этом говорил водитель.

      По дороге в детский сад или домой дети знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть», учатся различать красный, зеленый и желтый цвета светофора.

5) Не только автомобиль, но и дорога является источником повышенной опасности. И учить правилам нужно начинать с самого раннего возраста.

Родителям о вопросах обучения детей правилам дорожного движения

         Родителям важно помнить, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?

      Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

     Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

      Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

      Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

      Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

      Надо постоянно напоминать, что машина не только «красивая игрушка» (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

     Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия «вправо», «влево» («справа», «слева», «направо», «налево»), «посередине», «между», «мимо», «вверх», «вниз», «спиной», «боком», а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета.

     Дети должны понимать и такие слова, как «стой», «быстро», «опасно», «осторожно», «посмотри», «внимание», «по очереди», «вместе» и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

      Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

        Как правильно вести себя в лесу, на прогулке, на улице, дома, с животными и т. д. – эта наша с вами задача научить детей.

      Помните, родители должны приучать детей принимать меры предосторожности, чтобы защитить себя от преступного мира. Главное, чтобы они верили, что способны контролировать ситуацию. В этом вам придется убеждать их словами, собственными поступками и, безусловно, личным примером. Наделите своих малышей чудесным даром — внутренним чувством безопасности и уверенности в том, что они способны справиться с подстерегающей их бедой. А себя — знанием того, что выполнили свой родительский долг.

      Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

      В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

      Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.

     Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.

    Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю. Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.

    Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.

Во всех перечисленных случаях:

  • не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;
  • зафиксируйте время обнаружения предмета;
  • постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
  • обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем);

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п.

Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей.

Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

        

                                                                                           

г. Байконур

2014 г.



Предварительный просмотр:

Памятка по ПДД для родителей дошкольников.

      Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности.

     В  дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора и милиционером-регулировщиком;
в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки какие-либо предметы.
      Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства.
        Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой, или наоборот, привести вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать рисунки с дорожными знаками и различными дорожными ситуациями. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки регулировщиков и организуйте игры по придуманным вами сюжетам, отражающим различные ситуации на улице. Игра хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
        Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.
Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

Что должны и чего не должны делать сами родители при движении?

•  Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.

•  Выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

•  Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, переходить нужно только на зеленый свет.

•  Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

•  Из автобуса, такси (троллейбуса, трамвая) выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть. •  Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части.

•  Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

•  Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

•  В автомобиле обязательно пристегнитесь ремнями; ребенка посадите на самое безопасное место: в специальное детское кресло, в середину или на правую часть заднего сиденья; во время длительных поездок чаще останавливайтесь: ребенку необходимо двигаться.

•  Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.

Успехов вам! Ведь отличное знание и выполнение правил дорожного движения - залог безопасности юного покорителя жизненных дорог.

Рекомендации

для родителей

  1. При выходе из дома:

•  сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

•   если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

2. При движении по тротуару:

•   придерживайтесь правой стороны тротуара; не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; крепко держите малыша за руку;

•  приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора и т. п.;

•  разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т. п., повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;

•  не приучайте ребенка выходить на проезжую часть; коляски и санки с детьми возите только по тротуару;

•  при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.

3. Готовясь перейти дорогу:

•  остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

•  привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

•  подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

•  учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

•  не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

•  обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;

•  неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

 

4. При переходе проезжей части:

•  переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии - зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется; не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

• не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами; не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

• не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

• объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

• при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.

Родители должны знать, что...

•  Чаще всего травмы случаются по вине взрослых. Очень часто родители сами нарушают правила дорожного движения.

•  Статистика сообщает, что каждый 16-й пострадавший на улице ребенок вырвался из рук сопровождавших его взрослых. При переходе дороги с ребенком следует крепко держать его.

•   Обучение детей правилам дорожного движения не должно сводиться к призывам соблюдать их. В силу конкретности и образности детского мышления обучение должно быть наглядным и проходить в естественной обстановке. Следует использовать любой подходящий момент, чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребенка правилам поведения на улице, в транспорте и т. д.

•  Ребенок-дошкольник не должен гулять без родителей, если через двор проезжает транспорт.

•  Родители обязаны доводить детей до детского сада и передавать их воспитателям.

•  На улице взрослые не должны оставаться безучастными к поведению детей, вышедших гулять без сопровождения взрослых, старших.

В общественном

транспорте…

При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):

• выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

• подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса; не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверьми); особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

• научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть и т. п.

При ожидании общественного транспорта:

• стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.

При движении автомобиля:

•  приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским креслом; объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;

•  не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;  не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

При проезде в общественном транспорте:

•  приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара;

•  объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.

Родитель-водитель, помни!!!

Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они еще не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч - обязательно появится ребенок. Знай это и заранее притормози.

Если ребенок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлеченный своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Чем больше скорость автомобиля, тем сильнее удар и серьезные последствия!

_______________________________________

'памятки

'памятки

'памятки

Памятка для родителей по ПДД

Памятка для родителей по ПДД

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасности. В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- без взрослых на дорогу выходить нельзя, когда идешь со взрослым за руку, то не вырывайся, один не сходи с тротуара;
- ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
- переходить дорогу можно только по переходу (наземному и подземному);
- прежде чем переходить улицу, посмотри на светофор: “коль зеленый свет горит, значит; путь тебе открыт”;
- дорога предназначена только для машин, а тротуар — для пешеходов;
- движение транспорта и пешеходов на улице регулируется сигналами светофора или милиционером-регулировщиком;
- в общественном транспорте не высовывайся из окна, не выставляй руки или какие-либо предметы.

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво.

Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.

Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой, или наоборот, “привести” вас утром в детский сад.

Не запугивайте ребенка улицей — панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Полезно прочитать ребенку стихотворение: “Про одного мальчика” С.Михалкова, “Меч” С.Маршака, “Для пешеходов” В.Тимофеева, “Азбука безопасности” О.Бедарева, “Для чего нам нужен светофор” О.Тарутина. Полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков “Красный, желтый, зеленый”, “Пешеходу-малышу”. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых-регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие различные ситуации на улице. Игра — хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте:
- настольные игры: “Мы едем по улице”, “Знаки на дорогах”, “Учись вождению”, “Юные водители”, “Твои знакомые”, “Говорящие знаки”, “Светофор”, “Три письма” и др.

Уважаемые родители!
Не жалейте времени на “уроки ” поведения детей на улице.


Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя их неукоснительного выполнения.
Ребенок должен усвоить — кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах — дворах, парках, скверах.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
- играй только в стороне от дороги;
- переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет — на перекрестках по линии тротуаров;
- переходи улицу только шагом, не беги;
- следи за сигналами светофора, когда переходишь улицу;
- посмотри при переходе улицы сначала налево, а потом направо;
- не пересекай путь приближающемуся транспорту;
- машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги,
- входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;
- входи в транспорт через задние двери, выходи только через передние;
- не высовывайся из окна движущегося транспорта;
- выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;
- не выезжай на велосипеде на проезжую часть;
если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой домашний адрес.

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстрационный материал по теме "Основы безопасности детей дошкольного возраста"

Демонстрационный материал по теме "Основы безопасности детей дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: "Основы безопасности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему: "Основы безопасности детей дошкольного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей Тема: «Основы рационального питания детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯдля родителей Тема:  «Основы рационального питания детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Основы безопасности детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Основы безопасности детей дошкольного возраста»...