Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
консультация по обж
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_osnovam_obzh.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель
Яралян Е.В.
«Самое дорогое у человека – это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно ребенка не только оберегать от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в детском саду, ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Формы организации образовательно - воспитательного процесса:
• занятия;
• заучивание стихотворений;
• сбор фотоматериалов;
• игры – занятия;
• заучивание правил безопасного поведения;
• беседы;
• дидактические игры;
• подвижные игры ;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание иллюстраций по теме;
• наблюдения;
• экскурсии;
• театрализованные представления;
• сюжетно – ролевые игры;
• игры - тренинги;
• просмотр мультфильмов;
• трудовая деятельность;
• продуктивная деятельность;
• отгадывание загадок;
• развлечения;
• досуги;
• обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
• встреча с интересными людьми;
• участие в различных конкурсах;
• личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.
В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
Создание автогородка на участке детского сада, для использования полученных знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
формирование основ жизнедечтельности у детей дошкольного возраста в данное время актуально, поэтому каждый педагог должен уметь объяснить дошкольнику провала безопасности на улице, дома....
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»Н. А. Островский.Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в у...
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островс...
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...
Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей.Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными с...
Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 4-5 лет.»
Консультативно-методическая деятельность. Консультация для педагогов «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 4-5 лет...