Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста
методическая разработка по обж

Цыганова Светлана Ивановна

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста

ЧДОУ «Православный детский сад №1»

Выполнила воспитатель: Цыганова С.И.

    Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь нам регулярно доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.

   Всем известно, что детство это уникальный период в жизни человека – формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который мы получили в детстве, во многом определяет нашу взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в нихБезопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Всем нам известно, что круг проблем связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это – одно из самых важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и городах в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.

В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнят неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т. д. образования.

В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:

1. Познакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

2. Сформировать навыки безопасного поведения.

Для реализации поставленных целей,необходимо выполнить следующие задачи:

1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.

4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведенияв различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.

6. Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «001»(при пожаре, «002»(вызов полиции, «003» («скорая помощь»).

7. Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.

8. Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.

9. Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.

10. Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.

11. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.

12. Формировать предпосылки экологического сознания.

13. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.

Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействием с окружающим.

Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с безопасностью,необходимо знать и соблюдать следующие принципы организации работы:

• Принцип полноты

• Принцип системности

• Принцип учета местности (городская или сельская)

• Принцип возрастной адресованности

• Принцип интеграции

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье

• Принцип комфортности

• Принцип дифференцированного подхода

Так же необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности: воспитательная и предметная среда.

Немаловажную роль играет и деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.

Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детей играет развивающая среда: уголки безопасности в группахинформационные уголки для родителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература,

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасноговзаимодействия с окружающим:

1. Игра.

2. Беседа.

3. Наблюдения.

4. Продуктивная деятельность.

5. Экскурсии.

6. Развлечения.

7. Дидактические игры.

8. Игровые тренинги.

9. Сюжетно-ролевые игры.

10. Решение ситуаций.

Как мы уже говорили ранее, в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений. Из опыта работы, могу сказать,что детям нравятся сюжетно-ролевые игры на любую тематику: дорожную, в природе, дома и т. д. Хорошо на позитивной волне проходят рассматривании и обсуждение плакатов с различными ситуациями.

Так же во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения)мы рассматриваем предметы быта и рассуждаем«Могут ли они быть опасными, если да, то почему?». Если еще год назад дети сбивчиво отвечали на поставленные вопросы, то теперь они более твердо отстаивают свое мнение, и четче описывают признаки предмета, по которым можно предположить что тот или иной предмет опасен.

В обязательном порядке в своей работе я затрагиваю здоровый образ жизни. Объясняю детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Ежедневно систематически с детьми дошкольного возраста формируем навыки личной гигиены. Рассказываю об устройстве и работе организма, обращаю внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняю необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уделять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют такие ситуации «Как устроено тело человека?»«Красота и здоровье», Одежда и здоровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?» и т. д. в целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. Но не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

В качестве дополнительного материала я включаю в работу и с пользование литературных произведений : стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с педагогическими задачами.

В обучении детей безопасному поведению в окружающем мире не обходимся мы без помощи родителей в достижениях своих целей и задач. С родителями я провожу анкетирование, беседы, опросы, совместные экскурсии, дни открытых дверей, развлечения. Для родителей готовлю консультации на интересующие их темы. Иногда дается совместное задание для родителей и детей. Устраивается конкурс рисунков.

Все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. С использованием средств моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание «правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.

В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.

Список использованных источников

1. Степаненко Э. Я., Филенко М. Ф. – Дошкольникамо правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.-63с., ил.

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. – Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-144с.

3. Саулина Т. Ф.Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольниковс правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.- 112с.: цв. вкл.

4. Белая К. Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 64с.

5. Лукина Л. И. – Безопасность ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

6. Шалаева Г. П. Мои друзья – дорожные знаки. /Г. П. Шалаева – М.:СЛОВО: АСТ, 2009.-80 с. (школа раннего развития)

7. Шалаева Г. П. Большая книга для воспитанных детей/ Г. П. Шалаева. -М.: филологическое общество Слово, Эксмо, 2007 – 495 с.

8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет«Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт. Сост. Н. В. Коломеец.- Волгоград: Учитель, 2011, 168с.

9. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.- СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2010 – 128с.

10. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005г.

11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004г.

12. Башинова С. Н., Матвеева Н. Г., Ульянова Э. Э. советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно – методический журнал для педагогов и родителей – 2006г. №4.

13. Мартынов С.Здоровье ребенка в ваших руках:Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

       Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопаснос...

"формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

       Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопаснос...

Опыт работы по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дорожно-транспортной среде

В настоящее время проблема формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности является одной из актуальных. Именно дорожно-транспортный трав...

Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В своей презентации я изложила мысль,что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирования понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех ...

«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

безопасность поведения у детейдошкольного возраста...

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста (срок реализации 4 года).

Формированию безопасного поведения у детей я уделяю особое внимание в течении всего времени пребывания детей в ДОУ...