Художественные произведения по правилам дорожного движения
картотека по обж (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Художественные произведения по правилам дорожного движения
Составила воспитатель МАДОУ № 54 «Катюша»
Михайлина Любовь Валерьевна
ПРОГУЛКА НА ЛЫЖАХ
Мишин папа – рабочий. Он токарь. Вечером, вернувшись с работы, отец сказал: Завтра мы идем в парк.
Как в парк? – удивился Миша. – Разве можно зимой отдыхать в парке?
Конечно, можно. Мы возьмем и тебя с собой. Миша нахмурился. Ему не хотелось в парк. Там много снега, и Миша боялся, что замерзнет. До сих пор Миша бегал по дороге вместе с другими ребятишками, устраивал у дороги снежные крепости, играл в войну.
Мимо них с ревом проносились машины. Это были большие многотонные самосвалы и маленькие грузовики, быстроходные «Волги» и юркие «Запорожцы». Бегать по улице было интересно. А теперь придется идти в парк. Долго Миша ворочался и не мог уснуть.
Утром он поднялся вместе с папой и мамой. Позавтракав, они взяли лыжи и вышли на улицу. Парк был недалеко от дома, и они решили идти пешком. Миша с папой и мамой подошли к перекрестку. На светофоре загорелся строгий красный свет.
Надо подождать, - сказал отец. – Пусть сначала пройдут машины.
Вскоре загорелся зеленый огонек, и все трое перешли улицу. Впереди показались ворота парка. Там уже было много народа. Вместе с Мишей по тротуару шагали другие мальчики, неся с собой лыжи. В парке все стали надевать их. Миша по лыжне пошел за отцом прямо в лес. Там они нашли горку. Пока забирались на нее, Мише сделалось жарко. Зато как приятно катиться вниз! Долго катались они в парке, а к обеду вернулись домой бодрые, веселые. Очень понравилось Мише такой отдых. Он решил, что бегать по дорогам куда хуже, чем кататься в парке.
- Вопросы:
- Как Миша проводил свободное время?
- Куда Миша пошел с отцом и что их задержало на перекрестке?
- Почему Мише понравилось кататься в парке?
САНКИ
Летом Оле исполнилось шесть лет. А теперь зима. Из садика Олю уже давно не возят на санках. Она ходит, взяв за руку бабушку. Но покататься на санках так хочется. Как быть?
Бабушка, дай, пожалуйста, мне санки покататься, - попросила Оля.
А где же ты будешь кататься?
Во дворе, бабушка, только во дворе!
Ну, хорошо. – И бабушка разрешила Оле взять санки.
Вышла Оля во двор и села на санки. Но вот беда, санки не идут. Оля отталкивается ногами, а санки стоят. Прибежала подружка Шура и позвала девочку на улицу. Дорога на улице шла под гору. Она была гладко укатана машинами. И санки здесь бежали сами.
Забыла Оля свое обещание бабушке. Побежала на улицу с подружкой. Сели девочки на санки и покатились вниз. Скатились раз, второй. Понравилось. Вдруг из-за поворота вышла автомашина. Девочки испугались, не знают, как остановиться. А санки все быстрей.
Ой, мама! – закричала Оля.
Но водитель грузовика заметил девочек. Он вовремя остановил грузовик. Для этого ему пришлось свернуть с дороги, заехать в снег. С девочками ничего не случилось. Водитель грузовика посмотрел на них укоризненно и отобрал санки.
Вопросы:
- Где бабушка разрешила Оле кататься на санках?
- Выполнила ли Оля свое обещание?
- Что случилось с девочками, когда они катались на дороге?
- Кто и как спас Олю от беды?
КОЛИНА МЕЧТА
У Коли была заветная мечта. Ему хотелось научиться кататься на коньках. Все ребята с соседнего двора умели кататься на коньках, а Коля – нет.
Под Новый год папа купил Коле коньки с ботинками. Как обрадовался мальчик! Теперь он уже покатается!
Сначала Коля не мог стоять на коньках без помощи. Каждый раз, когда он выходил во двор, ему помогали другие мальчики.
Вскоре Коля уже умел кататься без помощи друзей. Мальчику хотелось покататься по дороге, показать, что он уже свободно бегает на коньках. Папа же строго-настрого запретил выезжать на дорогу. Коля помнил об этом и катался только во дворе.
Однажды к дому подъехала грузовая машина, и Коля с дружком лихо подкатили к ней. Машина тронулась с места, мальчики прицепились к ее борту. При выезде на улицу, машина внезапно остановилась, и Коля, больно ударившись о кузов, упал в снег. Шофер это увидел, вышел из кабины, взял мальчика за руку и отвел домой. Крепко досталось Коле. Папа не разрешил ему кататься на коньках целый месяц.
Вопросы:
- О чем мечтал Коля, и как сбылась его мечта?
- Почему мальчику запретили выезжать на дорогу?
- Правильно ли поступил Коля, прицепившись к машине?
- как был наказан мальчик за это?
РУЧЕЕК
Наступили теплые дни. Снег быстро таял. Уже просохли крыши домов. Только по улице в разные стороны бегут ручьи. Одни ручьи маленькие, другие широкие и глубокие. Одни добегают до канавы и исчезают в ней, другие разливаются по всей улице, получается настоящее озеро.
У нас со двора на улицу тоже бежит ручеек. Утром он маленький, а днем разливается как река. И что интересно, когда ручеек бежит по двору, он радостный и быстрый, ничто его не держит. Как только выбежит на улицу, так сразу попадает в лужу на тротуаре. Заворчит ручеек сердито на лужу, пытается прорваться, но не может. Затихает бег ручейка. Он обиженно умолкает. А лужа все залила кругом. Даже ходить по тротуару нельзя. Люди обходили ее по дороге. Не пускала она их на тротуар. Преградила путь. Как помочь? Мальчишки взяли лопаточки, вышли на улицу. Осмотрели ребята, что мешает ручейку пересилить лужу, и поняли: это оказывается, придорожную канаву завалило щепками. Ребята дружно взялись и расчистили канаву. Через несколько минут лужи не стало. Ручеек, резвясь, побежал по канаве. Теперь он бежал через тротуар узкой полоской и никому не мешал. И люди спокойно ходили по тротуару. Доброе дело сделали ребята. Они помогли ручейку, помогли взрослым.
Вопросы:
- Почему люди вынуждены были ходить по дороге, а не по тротуару?
- Что догадались сделать мальчики?
- Кому помогли ребята своей работой?
САМОКАТ
Рано утром Димка выскочил во двор. Вчера папа купил ему самокат. Сразу сбежались все соседские ребята. Окружили Димку. С восхищением осматривали самокат со всех сторон. Самокат у Димки на резиновых колесах, с тормозом. Совсем как мотоцикл, даже сидение есть. Только мотора нет. Надо самому разбежаться.
А ну, разойдись! – крикнул Димка и, оттолкнувшись ногой, покатил со двора на улицу. Ребята гурьбой побежали за ним. Когда они выбежали на улицу, Димка был уже далеко. Он лихо мчался по тротуару возле самого перекрестка. Не выезжая на перекресток, Димка развернулся, подъехал к ребятам и затормозил. Ловко!
Дима, дай прокатиться! – попросил его Толя.
Разве откажешь другу?
Пожалуйста!
Ух, как был рад Толя! Он гордо посмотрел на ребят, проехал возле них раз, затем другой. Захотелось Толе прокатиться дальше. И он поехал к перекрестку. Но нет, не развернулся, не выезжая на него. Как Дима, проскочил на другую сторону улицы.
На перекрестке машины идут и идут, и уж очень быстро. Выбрав момент, Толя бросился на улицу. Но тут из-за поворота снова показался автомобиль. Растерялся мальчик, бросил самокат и побежал обратно. Машина проехала по самокату. Глянул Толя на дорогу – и увидел вместо новенького самоката – кучу поломанных железок.
Вопросы:
- Кто из мальчиков правильно катался на самокате?
- Что произошло с самокатом?
- Что могло случиться с Толей?
НА РЕЧКУ
На обочинах дорог яркими лепестками расцвел шиповник. Цветы шиповника – это добрый сигнал для любителей рыбной ловли. В период цветения шиповника начинается летняя рыбалка.
Сереже давно хотелось на рыбалку. И сегодня отец сказал ему, что они пойдут на речку. Он дал Сереже задание накопать червей. С вечера приготовили все. На удочках заменили лески. Рано утром Сережа с отцом отправились в путь. Дорога на речку шла сначала по шоссе, а потом лесом. Вышли на шоссе. Сережа пошел по правой стороне дороги.
Так нельзя ходить, - заметил отец Сережи. Перейди ко мне на левую сторону шоссе.
Навстречу им шла машина. Каждый раз, когда машина подъезжала близко, отец брал Сережу за руку и отходил на самый край дороги, чтобы встречная машина хорошо была им видна. Сзади машины двигались правой стороной. Начинался лес, Сережа с отцом свернули на проселочную дорогу. Скоро показалась речка. Сережа побежал вперед. Вот и речка! Подошел папа. Они развернули удочки и стали рыбачить.
Вопросы:
- Как Сережа с отцом шли по шоссе?
- Почему нельзя ходить по правой стороне дороги?
ПЕТИН ДРУГ
Летом все мальчики и девочки ездили в город. Рита тоже была в городе. Она ездила в гости к тете Даше. В городе Рита подружилась с мальчиком Петей. За это время девочка многое узнала. Она ходила с Петей в кино, зоопарк.
Особенно им нравилось гулять по шумной улице – проспекту Ленина. Тут мчались автомобили, трамваи. Сначала Рите страшно было переходить улицу. Она не знала, как надо переходить на перекрестке, и очень удивилась, что Петя смело переходит улицу. Машины перед ним останавливались.
«Видимо, Петя бесстрашный, потому машины уступают ему дорогу», - подумала Рита. Но оказалось. Что совсем не так.
У Пети есть друг, который бережет его от беды. Это дядя Гриша. Он работает в милиции. Дядя Гриша – регулировщик. Когда он на посту, ему все подчиняются: и машины, и пешеходы. Махнет дядя Гриша палочкой – машины останавливаются, еще взмах рукой – машины дружно мчатся вперед.
Едва дядя Гриша увидит ребят, сразу поднимает вверх полосатую палочку-жезл. Все машины останавливаются. Затем дядя Гриша поворачивается боком, и тогда можно идти. Рита и Петя переходили улицу. Когда дяде Грише было некогда, на перекрестке загорались огоньки светофора. Они так же, как и дядя Гриша, подавали сигналы. Петя знал эти сигналы и рассказал о них Рите. Скоро Рита одна могла переходить улицу.
Вопросы:
- Где Рита гостила летом?
- Кем работал дядя Гриша?
- Почему Петя смело переходил улицу?
- Какие вы знаете сигналы светофора?
Автомобиль
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это нам никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофер из машины вылез и куда-то ушел. Мы подбежали.
Я говорю:
— Это «Волга». А Мишка:
— Нет, это «Москвич».
— Много ты понимаешь! — говорю я.
— Конечно, «Москвич»,— говорит Мишка.— Посмотри, какой у него капор.
— Какой,— говорю,— капор! Это у девчонок бывает капор, а у машины капот! Ты посмотри, какой кузов!
— Мишка посмотрел и говорит:
— Ну, такое пузо, как у «Москвича»!
— Это у тебя,— говорю,— пузо, а у машины никакого пуза нет.
— Ты же сам сказал «пузо».
— «Кузов», я сказал, а не «пузо»! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь! Мишка подошел к автомобилю сзади и говорит:
— А у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» — буфер. Я говорю:
— Ты бы лучше молчал. Выдумал еще буфер какой-то. Буфер — это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у «Москвича» и у «Волги».
Мишка потрогал бампер руками и говорит:
— На этот бампер можно сесть и поехать.
— Не надо,— говорю я ему. А он:
— Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем.
Тут пришел шофер и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:
— Садись скорей! Садись скорей! Я говорю:
— Не надо! А Мишка:
— Иди скорей! Эх ты, трусишка!
Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит:
— Я спрыгну! Я спрыгну!
— Не надо,— говорю,— расшибешься! А он твердит:
— Я спрыгну! Я спрыгну!
И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:
— Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!
Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят! На перекрестке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я все тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:
— Держись, дурак, крепче!
Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.
— Слезай,— говорю Мишке.
А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофер из кабины вылез — все на него набросились:
— Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Я шепчу Мишке:
— Пойдем.
Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!
Потом Мишка говорит:
— Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофера жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?
Я говорю:
— Надо было остаться и сказать, что шофер не виноват.
— А мы милиционеру письмо напишем,— говорит Мишка.
Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец, написали: «Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват, виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».
На конверте написали: «Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру».
Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдет.
СКАЗКА ПРО ГОРОД ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ.
В одном славном сибирском городе жил-был мальчик Ванечка Иванов. Мальчик, как мальчик, ничем от других мальчиков сильно не отличался. Но была у него одна нехорошая привычка: любил Ванечка играть на проезжей части дороги, где туда сюда мчатся машины.
Однажды с Ванечкой произошла очень необычная история. Возвращался он после прогулки домой и вдруг увидел на асфальте интересный камушек. Камушек светился необыкновенным светом, то от него шло тепло. Положил Ванечка камушек в карман своей курточки и заторопился домой. Когда Ванечка сделал все уроки, то решил поиграть с игрушками. Достал он машины, построил из кубиков дома и стал придумывать, как он завтра будет играть на улице. Вдруг мальчик услышал музыку, которая походила на звон маленького колокольчика: динь, динь, динь. Оглянулся Ванечка вокруг. Нет, в комнате никого нет. Догадался Ванечка, что музыка идет от чудесного камушка. Вытащил мальчик камушек из кармана, положил на стол и стал на него смотреть. Яркий, с оттенками всех цветов радуги свет камушка слепил глаза. Ванечка зажмурился и тут же увидел перед собой город. Город был совсем маленький и весь разноцветный. Дома здесь были построены из кубиков. Машины, похожие на игрушечные ездили по разноцветной дороге. Одна полоса дороги была фиолетовая, другая - оранжевая. Посередине дороги была нарисована узенькая белая полоска. А пешеходный переход очень напоминал настоящую зебру. Жили в этом городе зайчики, куклы, мишки и много, много других игрушек.
-Здравствуй Ванечка,- сказали игрушки. Добро пожаловать в наш город Дорожных знаков.
-Что это за город такой? - удивился Ванечка.
И игрушки стали наперебой рассказывать про свой город, и какие здесь правила.
-Никогда нельзя переходить улицу на красный свет, - сказал зайка.
-Нельзя бегать и прыгать на проезжей части, ты будешь мешать движению,- строго сказала кукла Таня.
-Посмотрите, посмотрите! Машины уступают место пешеходам потому, что горит красный сигнал светофора! Пойдемте, зебра приглашает нас перейти дорогу! - закричала лисичка и замахала своим пушистым хвостом.
Ванечка увидел, как зебра приветливо кивала головой. Он взял зверушек за лапки и стал переходить с ними дорогу. На другой стороне мальчик познакомился с настоящим волшебником по фамилии Светофоркин. Волшебник управлял всем движением в городе. В этом ему помогала волшебная палочка. Она светилась на конце красным светом. Водители и пешеходы подчинялись ее волшебной силе. Ванечка с удовольствием слушал рассказы игрушек и волшебника Светофоркина о правилах дорожного движения. Ему рассказали, что знаки бывают разной геометрической формы и разный цвет. Есть знаки запрещающие, а есть разрешающие. Пешеходы и водители должны дружить, не нарушая эти правила. И еще много, много интересного и нового узнал Ванечка в городе Дорожных знаков. Совсем не хотелось ему расставаться с добрым волшебником Светофоркиным. Но тут снова послышалась музыка: динь, динь, динь. Ванечка открыл глаза и увидел перед собой камушек. Взял мальчик камушек и побежал на улицу, к своему другу Пете Петрову. Пусть и Петя побывает в этом интересном городе.
С тех пор Ванечка Иванов больше не играет на проезжей части дороги. А еще он решил стать юным помощником ГАИ. Конечно, когда подрастет еще немного.
Вот такая сказка.
ДОРОЖНАЯ СКАЗКА
Жили-были Ежик и Зайчонок. Однажды они играли у дороги. Зайчик стал перебегать дорогу и попал под машину. Он очень сильно ушиб лапку. Добрые люди взяли и отдали его в школу в живой уголок. Ребята за ним ухаживали и лечили его. Ежик соскучился по своему другу и решил навестить его. Перед началом пути Ежик зашел к Мудрой Сове. Он спросил: — Мудрая Сова, расскажи, как мне добраться до школы. Хочу сходить в гости к Зайчику.
Мудрая Сова ответила: — Школа находится в городе. Чтобы до нее дойти, нужно пройти много дорог. А дороги в городе опасны. По ним ездят машины, автобусы, троллейбусы, нужно быть особенно внимательным и осторожным, чтобы не попасть под колеса.
— Что же мне делать? Кто мне поможет? — спросил Ежик.
— Я думаю, тебе может помочь Сорока. Она часто бывает в городе и много о нем знает. Ежик нашел Сороку на высокой березе. Она делилась новостями
с подружками.
— Дорогая Сорока, помоги мне найти дорогу к школе, в которой живет мой дружок Зайчонок.
— Хорошо. Иди следом за мной, не отставай и внимательно слушай.
Ежик и Сорока тронулись в путь. Сорока летела впереди, а Ежик от нее старался не отставать.
— Сейчас мы идем по загородному шоссе. Пешеходы здесь ходят по обочине
навстречу транспорту. Если нужно перейти дорогу, посмотри налево, а потом направо. В городе будет много машин, — рассказывала Сорока, — там движение регулирует трехглазый Светофор. Когда горит красный свет — стой, когда желтый — тоже стой, это значит, что скоро загорится зеленый, а когда включили зеленый — подожди, пока все машины остановятся, и смело иди вперед, если путь свободен. Чтобы пешеходам было безопаснее, на больших магистралях строят подземные переходы. Если увидишь голубой квадрат с человеком, спускающимся по ступенькам, значит, рядом подземный переход. Тебе, Ежик, нужно туда спуститься, пройти на другую сторону, и ты будешь на месте. Ежик пошел дальше один. Когда он вышел на другую сторону, то увидел красный треугольник с бегущими ребятами. Ежик поздоровался с ним и спросил: — Далеко ли до школы? Знак ответил: — Мой знак предупреждает водителей: «Дети!» Это значит, что школа совсем рядом, и водитель должен быть очень осторожен! Ежик обрадовался и скоро вошел в широкие ворота, где было написано: «Добро пожаловать!» Ежика увидели дети, взяли его осторожно и отнесли в живой уголок. Там грустил Зайчонок. Его лапка зажила, и он очень хотел вернуться в родной лес. Ежик с Зайчонком много разговаривали и решили вернуться вместе в родной лес. Нарушать Правила дорожного движения они больше не будут.
ПОДАРОК ОТ ЗЕБРЫ
Жила-была в Африке лошадка по имени Зебра. И гордилась она своими черно-белыми рубашками. Как-то раз вздумалось ей по миру побродить. Бродила, бродила, никто не попадался ей на пути, пока она не попала в город. Зебру поразило то, что огромное количество автомобилей мчалось по улице и не позволяло пешеходам перейти ее.
Подземного перехода не было. Зебре было жалко людей. Она положила свою рубашку на дорогу. Водители увидели яркие полосы и остановились. Люди с радостью стали переходить дорогу.
Но настала пора возвращаться в жаркую Африку. И Зебра подарила людям свою рубашку. Но рубашка была одна, а переходов много. Тогда люди на переходах стали рисовать белые полосы. Полосатый переход стали называть «зеброй» в память о своем друге.
Теперь пешеходы сразу видят, где переходить улицу, а водители видят издалека, что здесь может появиться пешеход.
НА СКАЗОЧНОЙ ПОЛЯНЕ
На сказочной поляне в густом сказочном лесу собрались все звери и птицы.
Все наперебой рассказывали, как они провели день. Воробей летал в город и
видел чудище с тремя глазами: красным, желтым и зеленым. Чудище висело
прямо в воздухе и постоянно кому-то подмигивало.
Всезнайка - Сорока объяснила, что это светофор, он указывает машинам, когда и куда надо ехать. Долго еще звери и птицы слушали других «горожан». Но больше всех их удивила Зебра, которая заявила, что по ней сегодня хотели ходить дети. Как это, ходить? Оказывается, очутившись в самом людном месте города, она услышала, как женщина говорила толпе малышей: «Переходим дорогу по «зебре». Наша Зебра испугалась и убежала. Так и не увидела, что дети перешли дорогу в том месте, где асфальт был разлинован белыми полосками, такими, как у зебры на всем теле.
Но Мудрая Сова рассказала испуганной Зебре о пешеходном переходе и
правилах пересечения проезжей части дороги и перекрестков.
Да, многие были удивлены происходящим в городе и заинтересовались
правилами, о которых рассказывала Мудрая Сова. С тех пор лесные жители
изучают правила движения и советуют всем строго соблюдать их.
21железнодорожный состав в десятки раз тяжелее самого большого автомобиля.
Попробуй-ка в считанные секунды остановить такую махину! Все равно он еще какое-то время будет двигаться по инерции. Чтобы избежать возможного несчастья, автомобили и уступают дорогу поезду, ждут, пока он проедет, и только тогда продолжают путь. Для того чтобы на рельсах в тот момент, когда по ним должен промчаться поезд, не оказалось ни одного автомобиля, перед большинством железнодорожных переездов по обе стороны стального пути установлены полосатые, то опускающиеся, то поднимающиеся перекладины — шлагбаумы. Вот полосатый шлагбаум опустился. Стоп! Путь автомобилям, мотоциклам, велосипедистам закрыт. Приближается поезд! Тревожно мигают рядом со шлагбаумом красные огни, вовсю заливается предупредительный звонок: «Осторожно! Осторожно!».
Л. Гальперштейн.
КАК ЛИСА НАРУШАЛА ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Однажды в городе Правил Дорожного Движения случилось следующее: озорница-лиса начала нарушать правила. Она перебегала улицу на красный свет, ломала светофоры, и никто не знал, как ее убедить, чтоб она соблюдала правила. И знаки придумали план, как проучить лису. Они обратились за помощью к инспектору ГИБДД. Как-то раз лиса снова шла по дороге, а не по тротуару, и ее остановил медведь-инспектор. Он отругал лису за неправильное поведение на дороге. Объяснил, что это может привести к гибели. Лиса испугалась и больше никогда не нарушала Правила дорожного движения.
Н.Д. Калинина
Как ребята переходили улицу
Пошли малыши гулять. Дошли до угла, на углу — светофор. Горит в светофоре красный свет — значит, нельзя переходить улицу.
Остановились ребята. Ждут, когда зелёный огонёк зажжётся. А машины едут по мостовой друг за другом, и конца не видно машинам. Стоит посреди улицы милиционер. Посмотрел на ребят. Поднял палочку. Остановились машины. Красный свет погас, зажёгся жёлтый, а потом зелёный.
Можно улицу переходить.
Перешли малыши улицу, стали играть на бульваре. Взял Саша палочку, говорит:
— Я милиционер.
Загудели машины, поехали ребята-шофёры по улицам. А на перекрёстке стоит Саша-милиционер. Все шофёры его слушаются. Поднимет он палочку — машины остановятся. Махнёт палочкой — машины поедут. Никто друг на друга не наезжает, никто друг друга не толкает. Потому что милиционер за движением следит.
Г. Юрмин
Любопытный мышонок
В большом городе был гараж, где отдыхал после работы автомобиль «Москвич».
И никто, даже сам «Москвич», не знал, что в углу гаража в тесной норке поселилось целое мышиное семейство: папа-мышь, мама-мышка и их дети, маленькие мышата.
Днем они сладко спали, а к ночи просыпались и принимались за дела.
Папа брал в лапку авоську и бежал за продуктами (что поделаешь — семья!), мама хлопотала по хозяйству, а дети, как все дети на свете, играли и шалили.
— Милые мышатки, — не уставала повторять мама,— никогда не выбегайте из норки: в гараж частенько заглядывает кот.
— Кот? Какой кот? — пискнул самый маленький мышонок. Он был страшно любопытный и вечно задавал вопросы.
— Ой, — испугалась мама,— тише! Кот — самый злой на свете зверь: зубы у него острые, лапы когтистые, хвост длиннющий, уши чуткие и глазищи, как фонарищи. Больше всего на свете он любит лакомиться мышатиной. От него уже однажды пострадала твоя бедная бабушка. Умоляю: берегись этого злодея!
Так сказала мышка-мама и, вздохнув, принялась подметать норку.
Но мышонок был из всех неслухов неслух. Только мама отвернулась, он выскочил из норки.
Глядит, из темноты на него уставились чьи-то громадные блестящие глаза.
Мышонок испугался и уж скорей хотел юркнуть обратно в норку.
Но ведь это был на редкость любопытный мышонок, и он не убежал, а дрожащим голоском спросил:
— Скажите, пожалуйста, у вас есть хвост?
— Нет у меня хвоста,— услышал он в ответ.
— А усы?
— И усов нет.
— А когтистые лапы?
— Тоже нет.
— А мышат вы едите? — робко поинтересовался мышонок.
— Ни-ког-да!
— Вот здорово! Значит, вы не кот?
— Конечно, нет. Я — автомобиль.
— Ав-то-мо-биль?.. Нет, мама про вас никогда не рассказывала. Но все равно, раз вы не кот, давайте играть в кошки-мышки.
— Не могу, мышонок, мне очень хочется спать.
— Ха-ха-ха! Да кто же по ночам спит? Разве вам дня мало?
— Странно. Может быть, это у мышей заведено днем спать, а я днем работаю: по дорогам взад-вперед бегаю, людей развожу.
— Ну, тогда сказку расскажите! Я страх как люблю сказки!
— Вот непонятливый мышонок! Я же говорю, мне спать пора. Приходи завтра — у меня выходной. Тогда посмотрим, может, и расскажу.
На другую ночь мышонок только проснулся, сразу выглянул из норки и опять увидел большие горящие глаза.
— Доброй ночи, дядя автомобиль! — сказал вежливо мышонок.
— Мяу! — услышал он в ответ.
— Мяу так мяу,— радостно взмахнул хвостиком мышонок.— Чур, я мышка. Он проворно выскочил из норки и — о ужас! — прямо перед собой увидел усатую морду, когтистые лапы и длиннющий хвост.
— Мамочка, ко-о-от! — не своим голосом завопил мышонок и заметался по гаражу.
Но тут в темноте, на счастье, вспыхнули глаза автомобиля.
— Кто там кричит? Ба, никак мой сосед в беде?! Скорей прячься сюда! - сказал автомобиль и приподнял крышку своего мотора, а когда мышонок юркнул в щелку, автомобиль мигом захлопнул крышку и прищемил коту хвост.
Уселся мышонок на ещё теплый от недавней работы автомобильный мотор, отдышался, успокоился, даже умылся лапкой.
Но скоро этому непоседе надоело быть взаперти, и он захныкал:
— Пустите меня домой, я есть хочу, я пить хочу! Меня мама будет ругать...
— Лучше бы, мышонок, тебе немного потерпеть. А то кот у колеса притаился. Только чем бы тебя угостить... Ты что больше всего любишь?
— Крупу, сахар, хлеб, маслице,— облизнулся мышонок.
— Маслице? Пожалуйста. Его в моем моторе сколько угодно. Ешь на здоровье.
Мышонок попробовал и мордочку скривил:
— Фи, какая гадость! Разве это масло?!
— Вот привередник, — обиделся автомобиль,— настоящее машинное масло ему не по вкусу!
— Маши-и-инное?.. А я люблю сливочное.
— Такого не держу. Мне масло для чего? Мотор смазывать. Чтобы его части лучше работали. Тут только машинное масло годится.
— А вода у вас, дядя автомобиль, тоже машинная?
— Кто тебе сказал? Чтобы мотор остужать (ему, бедняге, от работы становится очень жарко), вполне подходит самая обыкновенная вода. Так что пей, не бойся.
— Почему ваша вода так скверно пахнет? — ужаснулся мышонок, понюхав жидкость в маленьком круглом стаканчике.— Опять какая-то гадость!
— Ну и чудак, — засмеялся автомобиль.— В этом стаканчике вовсе не вода, а бензин. Мышам он, может быть, и ни к чему, зато автомобилям ох, как нужен! Нет бензина — стоп, машина! А воду я храню в другом месте — вон под той крышкой.
— Это другое дело, — сказал мышонок, вволю напившись водицы из горла большого плоского бачка-радиатора.
Он сразу повеселел и принялся, словно по родной норке, разгуливать по мотору и повсюду совать свой любопытный нос.
Ходил, ходил и наткнулся на большой черный ящик с шестью гранеными пробками.
— Это аккумулятор,— сказал автомобиль.
— В нем хранится запас электрического тока. Из ящика он, как по дорожке, бежит по проводам к мотору, чтобы искоркой поджечь в нем бензин. Между прочим, аккумулятор — весьма опасная штука. Так что ты, мышонок, лучше его не трогай. Иначе могут быть большие неприятности.
Но мышонок, как всегда, не послушался. Что поделать, если это был на редкость любопытный мышонок.
— Назад! — закричал автомобиль.— Током ударит!
Но было уже поздно. Раздался сухой треск, вспыхнула голубоватая искра, мышонка что-то дернуло за нос, и он кубарем скатился на землю.
А кот тут как тут.
Был бы у него сегодня отличный ужин, если бы автомобиль вовремя не закричал мышонку:
— Прыгай в мою выхлопную трубу!.. Вот до чего доводит любопытство,—
заметил автомобиль, когда опасность миновала и из трубы выглядывал только кончик мышиного хвоста.
Но неисправимый мышонок вскоре опять принялся за свое:
— А зачем вам эта труба?
— Ах, несносный! — удивился автомобиль. Но так как он был вежливым и привык отвечать, если его спрашивают, то он сказал:
— Это выхлопная труба. Она ведет к мотору, чтобы. . . Думаете, мышонок дослушал до конца? Как бы не так.
Он уже вовсю бежал по узкому туннелю и, достигнув его конца, спросил:
— А это что?
— Мой мотор. Только теперь, мышонок, ты смотришь на него не снаружи, как раньше, а изнутри.
— А для чего вам мотор?
— Как для чего! — удивился автомобиль.— Чтобы крутить мои колеса. У моего мотора четыре цилиндра (в одном из них ты сейчас сидишь), и внутри каждого цилиндра, когда мотор работает, вверх-вниз ходит поршень.
— Почему он ходит?
— Почему-почему!.. Как очутится в цилиндре порция бензина, как примчится туда по проводу электрический ток, сразу вспыхивает искорка и раздается маленький взрыв (бензин ведь очень легко воспламеняется!). Взрывы по очереди гремят в каждом цилиндре: трах-тах-тах! Трах-тах-тах! (Кстати, именно от этого мотор и трещит во время работы.) И каждый взрыв с силой толкает вниз поршень. Тот самый поршень, на котором ты сейчас так уютно устроился. Поршни ходят по цилиндрам и вращают вал-коротышку. Тот вертит другой вал, подлиннее. А уж этот, долговязый, вертит мои колеса. Вот я и еду по дороге.
— Все понятно, — вздохнул мышонок,— только про выхлопную трубу все-таки непонятно. Для чего она вам?
Но автомобиль не успел ответить. Как раз в эту самую минуту в гараж зашел шофер и завел мотор.
— Тр-рах-тах-тах! Тр-рах-тах-тах! — затрещал автомобиль.— Тр-р-ревога, мышонок! Тр-р-ревога1 Скор-р-рей удирай из трубы!..
Мышонок и опомниться не успел, как его закружило, завертело, и вместе с дымом от сгоревшего в моторе бензина он пулей выскочил из трубы, пролетел мимо притаившегося кота, прямиком угодив в свою норку.
Автомобиль сразу поехал и колесом придавил коту хвост. Больно стало усатому, взвыл он дурным голосом. А любопытный мышонок из норки глядит да приговаривает:
— Так тебе и надо! Так тебе и надо!
— Не радуйся, не радуйся,— злобно прошипел кот,— все равно я тебя съем.
И съел бы. Да автомобиль выгнал злодея из гаража.
А чтобы и духу его кошачьего здесь никогда больше не было, автомобиль повесил над воротами гаража дорожный знак:
«Котам, кошкам, котятам и... мышатам вход воспрещен!».
А. Дорохов
Подземный ход
В самом центре Москвы есть большая площадь. Она называется площадью Дзержинского. С трех сторон площади — выходы из метро. Народ оттуда валом валит. Тут же и громадный универмаг «Детский мир», в котором всегда полно покупателей.
Целый день не прекращается поток людей от метро к универмагу и обратно. Подсчитано: за один только час здесь проходит больше двадцати тысяч человек. Но ведь площадь не пустая — на ней полно автомобилей. За тот же час их здесь проезжает иной раз больше четырех тысяч.
Когда-то на этой площади непрерывно возникали заторы и пробки. Весь день не умолкали свистки регулировщиков. То автомобили не давали пешеходам пересечь площадь, то вереницы пешеходов задерживали автомобили.
А сейчас люди и машины друг другу не мешают. По правде говоря, людей на площади и вовсе не видно.
Где же они?
Для пешеходов под площадью прорыли несколько подземных ходов, несколько туннелей. С любого тротуара можно спуститься в просторный светлый туннель и пройти по нему в метро или в «Детский мир».
В Москве уже множество таких подземных ходов, и приходится строить все новые и новые. Уж очень много в столице автомобилей, а скоро будет гораздо больше.
Пешеходные туннели прокладывают и в других городах страны: в Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Баку.
Заборчик вдоль тротуара.
На многих улицах города, вдоль тротуаров, стоят легкие железные заборчики, выкрашенные ярко-красной или ярко-желтой краской.
Эти ограждения приходится ставить потому, что есть еще у нас люди, которые считают, что правила писаны не для них. Таких людей — взрослых и маленьких — я видел… в больницах. Кого — на костылях, кого — с подвязанной рукой, кого — с забинтованной головой.
Бывает, мчится машина по городу — и вдруг какой-нибудь торопыга, вместо того чтобы воспользоваться пешеходной дорожкой или подземным переходом, перебегает улицу в неположенном месте. Раздается скрип тормозов, слышится удар, звон разбитого стекла, скрежет металла.
А все из-за одного-единственного нарушителя.
Вот для того чтобы у недисциплинированных пешеходов было поменьше соблазна выскакивать на мостовую в неположенном месте, на улицах с сильным движением транспорта стали устанавливать железные ограждения. Их не перешагнешь. А перелезать через ограду на виду у всех не станет даже самый бессовестный нарушитель.
Шлагбаум
Кто кому должен уступить дорогу: поезд автомобилю или автомобиль поезду? Конечно, предпочтение отдается поезду. Недаром все автомобили, подъехав к железнодорожному переезду, останавливаются и терпеливо ждут, пока он промчится.
А почему?
Остановить быстро едущий автомобиль трудно. А мгновенно остановить мчащийся на всех парах поезд и совсем невозможно. Даже самый короткий железнодорожный состав в десятки раз тяжелее самого большого автомобиля. Попробуй-ка в считанные секунды остановить такую махину! Все равно он еще какое-то время будет двигаться по инерции.
Чтобы избежать возможного несчастья, автомобили и уступают дорогу поезду, ждут, пока он проедет, и только тогда продолжают путь.
Для того чтобы на рельсах в тот момент, когда по ним должен промчаться поезд, не оказалось ни одного автомобиля, перед большинством железнодорожных переездов по обе стороны стального пути установлены полосатые, то опускающиеся, то поднимающиеся перекладины — шлагбаумы.
Вот полосатый шлагбаум опустился. Стоп! Путь автомобилям, мотоциклам, велосипедистам закрыт. Приближается поезд! Тревожно мигают рядом со шлагбаумом красные огни, во всю заливается предупредительный звонок: «Осторожно! Осторожно!».
Л. Гальперштейн
Трамвай и его семья
Тяжело было бы жить без трамвая в большом городе. Но большие города начали появляться уже несколько веков тому назад.
На чем же тогда ездили горожане?
Сначала придумали омнибус — большую многоместную карету. Слово «омнибус» — латинское, оно означает «для всех». Омнибусов давно уже нет, но слово оказалось живучим. Его кусочек — «бус» живет в названиях нынешних машин: «троллейбус», «автобус».
Когда появилась железная дорога, попробовали провести ее и в городах. Но паровоз на городской улице был слишком неудобен — он дымил, плевался паром и выбрасывал много искр. Для городской железной дороги паровоз заменили лошадьми. Так появилась конно-железная дорога. Народ называл ее просто «конка».
Прокладка рельсов стоила дорого, зато ехать по ним стало гораздо легче, чем по булыжной мостовой. По ровным, гладким рельсам две лошади тащили вагон с тридцатью, а то и сорока пассажирами. На передней площадке, на том месте, где теперь сидит вагоновожатый, стоял кучер с кнутом и вожжами.
Сначала нехитрая «техника» конки всех устраивала. Все новые и новые города обзаводились конно-железной дорогой. Но шли годы, города быстро росли. Все дальше разбегались их улицы по полям, по лугам, по пригородным рощам. Поездка на конке из одного конца города в другой занимала уже несколько часов. Да и пассажиров набиралось все больше; тесно становилось в вагончиках конки.
Города росли, а лошади оставались прежними. Лошадь нельзя заставить бежать быстрее и везти больше. Ее нужно заменить машиной. Но какой? Над этим все чаще задумывались ученые и инженеры.
Когда в 1837 году русский ученый Борис Семенович Якоби изобрел электродвигатель, он попробовал приспособить его для перевозки людей. Вскоре был готов электрический вагончик, ходивший по рельсам. В вагончик мог сесть человек. Правда, помещался он там с трудом: почти все место занимали батареи. Вагончик был набит ими как карманный фонарь. Якоби подсчитал, что такой вагончик с батареями в 12 раз дороже паровоза!
Почти сорок лет прошло, прежде чем появились первые электростанции. Теперь уже не нужно было возить с собой дорогие батареи, и в 1879 году появился первый трамвай.
Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Только оно произносится там согрэм-вэй». «Трэм» — «вагон», «вэй» — «путь». «Трэм-вэй» — «вагон, ходящий по путям, по рельсам».
Городские ребята хорошо знают, как выглядит трамвай. Многие даже могут нарисовать его по памяти: длинный вагон с большими окнами, спереди и сзади — двери, внизу — колеса, сверху — дуга, которая скользит по проводу. Вот и весь трамвай. Кажется, очень просто! А вот попробуйте ответить на несколько самых простых вопросов о трамвае. Думаю, что только немногие дадут правильные ответы.
Первый вопрос: почему у трамвая только один провод? Ведь для того чтобы включить настольную лампу, электроплитку, утюг или другой электроприбор, вы втыкаете штепсельную вилку с двумя ножками в розетку с двумя отверстиями. Значит, там два провода. Почему же у трамвая только один?
Оказывается, второй провод — это рельсы. Ток от электростанции идет по верхнему проводу, оттуда — в дугу трамвая, проходит через двигатель, а из двигателя — в колеса и по рельсам возвращается на электростанцию. Таким же образом питается током электрическая железная дорога.
Второй вопрос немного сложнее. Если посмотреть вдоль трамвайной линии, можно заметить, что провод подвешен не прямо, а зигзагами. Зачем это нужно?
Дуга трамвая прижата к проводу и на ходу трется об него. Верх дуги сделан из мягкого алюминия, чтобы провод не стирался. Зато сам алюминий стирается очень быстро. Если провод подвесить по прямой линии, дуга будет тереться об него все время одним и тем же местом и скоро совсем перетрется. А повесят провод зигзагами, он будет переходить по дуге от одного края к другому и обратно. Вы можете это увидеть сами, поглядев вслед идущему трамваю. Дуга стирается равномерно. А когда все-таки сотрется, ее заменят новой. Дуга стоит недорого, провода гораздо дороже.
Третий вопрос: где у трамвая двигатель? В самом деле, ведь никакого двигателя не видно ни спереди вагона, ни сбоку, ни внутри. Где же он спрятан? Двигатель — внизу, под вагоном. Моторный вагон трамвая едет на двух четырехколесных тележках. И внутри каждой тележки даже не один, а два двигателя, по одному на два колеса. Значит, у трамвая целых четыре двигателя, а ни одного снаружи не видно.
Четвертый вопрос: почему в моторном вагоне трамвая иногда начинает что-то тарахтеть под полом, как будто насос работает? Оказывается, там действительно воздушный насос. Он подает сжатый воздух для тормозов трамвая, для закрывания и открывания автоматических дверей. Звонок трамвая тоже не электрический, а воздушный. В прицепной вагон сжатый воздух поступает по резиновому шлангу.
Много рабочих занято прокладкой новых линий трамвая. Но в самых больших городах эти рабочие часто не прокладывают линии, а снимают их. По центральным улицам Москвы, Ленинграда, Киева трамваи не ходят. Почему? Ведь трамвай — такая удобная, такая нужная, а в больших городах прямо-таки необходимая машина!
И все-таки его заменяют троллейбусом. Что значит это слово? Окончание «бус» — это часть слова «омнибус» — «карета для всех». А «троллей» — «контактный провод». Троллейбус, как и трамвай, питается электрическим током от подвешенных над улицей контактных проводов. Но у троллейбуса нет рельсов. Хорошо это или плохо? Оказывается, хорошо!
Троллейбус катится мягко, почти неслышно на своих резиновых шинах. Он словно идет в мягких домашних туфлях, а трамвай, сколько ни стараются его утихомирить, гремит своими колесами, словно коваными сапогами.
Если один трамвай испортится в пути, остановится на линии, за ним все трамваи станут. Они исправны, а ехать не могут — линия занята. А троллейбус откатят в сторонку, отсоединят от проводов — и путь свободен.
Провести в городе троллейбус гораздо дешевле и проще, чем трамвай. Ведь троллейбусу не нужны рельсы. Правда, ему зато нужен не один контактный провод, а два. Но все равно — подвесить второй провод куда проще, чем рельсы проложить. Поэтому все больше троллейбусов появляется не только в больших, но и в маленьких городах.
Но почему же такая хорошая машина появилась не сразу? Почему сначала всюду проводили трамвай? Может быть, инженеры просто не додумались до троллейбуса? Нет, дело не в этом. Троллейбус — почти ровесник трамвая. Первый, опытный троллейбус построен в 1882 году. Только опыты с ним оказались неудачными. Резиновых надувных шин тогда еще не было, колеса у первого троллейбуса были такие же, как у телеги. А улицы в городах мостили булыжником. На булыжной мостовой быстроходный троллейбус подпрыгивай и раскачивался, как телега, несущаяся с горы. Понятно, что при этом его токоприемники все время соскакивали с проводов. И сколько ни бились инженеры, так и не смогли помочь этому горю.
Победил трамвай. Его вагон ровно катился по рельсам, дуга не соскакивала с провода. А троллейбус был осмеян, как гадкий утенок в сказке Андерсена.
Но прошло пятьдесят лет — и улицы больших городов покрылись гладким асфальтом. Бесшумно и плавно покатились по ним автомобили на упругих шинах. И тут пришло, наконец, время троллейбуса. На хорошей дороге он оказался лучше, чем трамвай.
Знакомство Мишки – шалунишки с пешеходной дорожкой.
Жил – был Мишка, был он шалунишка.
Однажды утром, не подождав маму, он отправился в детский сад.
Он весело топал по дороге. Мимо него мчались легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы и троллейбусы.
И тут он увидел что-то странное.
Эй, чудище дорожное для чего ты стоишь здесь?
Ай-ай-ай, невежда! Любому ребенку знаком я с пеленок!
Вы узнали меня, ребята? Кто я?
Верно! Я – Светофор! Мои сигналы нужны и важны! Спроси любого малыша, и он ответит тебе, что означает красный свет, желтый и зеленый.
Но скажи мне, как ты оказался один на дороге?
Я спешу в детский сад!
А где твоя мама?
Мишка ничего не ответил, только опустил голову.
Да… Плохи дела! Что же делать?
Но мне совсем близко! Вон мой сад, нужно только перебежать дорогу!
Нет. Я помню. Нужно перейти дорогу на зеленый сигнал светофора!
Правильно, но этого мало. Дорогу нужно переходить по специальному пешеходному переходу:
Шагай дорожкой пешеходной,
Она, как зебра нам под ноги
Ложится поперек дороги.
Все правила зверушки знают,
Их никогда не нарушают!
А этот знак дорожный поможет, пешеходный переход укажет, тебе Мишка, всегда – добавил Светофор.
Спасибо, тебе! Я обещаю, что без мамы я больше никогда не выйду на проезжую часть, и буду помнить всегда, что дорогу нужно переходить на зеленый сигнал светофора и только там, где есть пешеходный переход.
И Мишка – шалунишка зашагал через дорогу, и больше никогда не огорчал свою маму и не нарушал правила дорожного движения.
А вы, ребята, всегда правильно переходите дорогу?
ПОЧЕМУ СВЕТОФОР НАЗЫВАЕТСЯ СВЕТОФОРОМ!
В самом деле, почему?
Начать надо с того, что слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор».
Ну, «свет» и есть свет.
А «фор»?
Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель» - как будет угодно. А всё вместе - «светофор»- значит «носитель света», «несущий свет».
Он и верно «несет свет», причем чаще трех разных цветов: красного, желтого и зеленого.
Вот почему «светофор».
ПОЧЕМУ НА ШИНАХ УЗОРЫ?
Потому же, почему пупырышки на галошах и резные квадратики и полоски на подошве ботинок. Чтобы не скользили.
Выпуклые узоры цепляются за дорогу и не дают автомобилю скользить,
Поскользнется пешеход - упадет, ушибется.
А если «поскользнется» автомашина, она может или на другую машину налететь, или перевернуться вместе со всеми своими пассажирами, или человека сбить.
Чтобы никогда такого не случалось, водители заботятся о том, чтобы шины у автомобиля всегда были с узорами - с протектором. За этим же внимательно следят работники ГАИ. И если обнаружат они машину, у которой хотя бы одна шина со стершимся от носки протектором, «лысая», тут же заставляют водителя ее заменить.
ПОЧЕМУНЕЛЬЗЯ ПЕРЕБЕГАТЬ ДОРОГУ ПЕРЕД БЛИЗКО ИДУЩИМИ МАШИНАМИ?
Одна секунда... Мною это или мало?
Для пешехода одна секунда - пустяк: шаг шагнуть.
А для водителя автомобиля та же секунда порой вещь весьма серьезная.
За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает больше 16 с половиной метров, А если ее скорость 80 километров в час, то 22 метра.
Иной торопыга видит - машина совсем близко, так нет же, все равно при всём желании, при всём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, всё равно не успеет вовремя остановиться. Особенно о том случае, когда дорога скользкая или идёт под уклон. Тормозной путь при этом всё удлиняется и удлиняется. В результате при скорости 80 километров о час да на покрытом корочкой льда шоссе машина трудно управляема.
Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться сломя голову наперерез машинам.
ПОЧЕМУ У АВТОМАШИНЫ ДАЖЕ ДНЕМ ЗАГОРАЮТСЯ КРАСНЫЕ ОГОНЬКИ?
Если посмотреть на улицу хорошо видно, что у всех автомашин, подъезжающих к любому перекрестку, даже днем позади загораются красные, тревожные огоньки.
И хорошо, что загораются. Светом своим они предупреждают водителей едущих сзади машин: «Стоп! Осторожнее, передняя машина тормозит. Так что смотри не налети на неё!»
Такие фонарики и называются поэтому «стоп-сигналом».
ПОЧЕМУ У АВТОМОБИЛЕЙ «МИГАЛКИ»?
Едет по улице машина, и вдруг впереди и сзади у неё начинают то зажигаться, то гаснуть огоньки. Здесь машина мигает своими правыми фонариками, там - левыми.
Почему?
Потому что здесь ей надо повернуть направо, там - налево. Вот она и предупреждает об этом другие машины и прохожих.
У велосипедов «мигалок» нет, да и у машин, мотоциклов, мотороллеров они могут испортиться,
Как же предупредить о повороте?
Это можно сделать и без фонариков - «мигалок». Достаточно вытянуть в сторону левую руку, и все поймут, что ты поворачиваешь налево, А стоит ту же левую руку поднять вверх согнутой в локте, как все - и пешеходы и машины - будут знать, что ты собираешься повернуть направо.
ПОЧЕМУ «КРУЖОК»? ПОЧЕМУ «ТРЕУГОЛЬНИК»?
Висит над дорогой белый с красным катом круг, в середине которого нарисован велосипед.
Это запрещающий знак.
Висит над дорогой треугольник с нарисованными внутри бегущими ребятами мальчиком и девочкой,
Это - предупреждающий знак-
И так всегда: все самые главные знаки - запрещающие и предупреждающие обязательно крутые и треугольные,
А почему?
Потому что кружки и треугольники глаз человека различает лучше всяких
других геометрических фигур.
ЧТОБ НИКОГДА НЕ ПОПАДАТЬ В СЛОЖНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
НАДО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ!
- Переходить нужно только на зеленый сигнал светофора!
- Ирга вблизи проезжей части опасна!
- При переходе улицы будьте внимательны! Обиходите трамвай спереди, автобус и троллейбус сзади.
- Переходите улицу только в местах, обозначенных для перехода.
- Не пугайте водителей, перебегая дорогу перед автомобилями.
- Переходя дорогу, обязательно сначала посмотри налево, а дойдя до середины дороги – направо.
Михайлина Любовь ВалерьевнаСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
подборка художественной литературы для детей старшей и подготовительной группы по правилам дорожного движения...
Произведения о правилах дорожного движения для детей подготовительной школе группы
Детская литература, которая может использоваться для работы с детьми по ПДД...
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА (Литературные произведения по правилам дорожного движения) "Сказки"
СКАЗКИ ПО ПДДО. КАМАКИНПУТЕШЕСТВИЕ ДРУЗЕЙ Однажды медвежонок с зайчонком решили пойти в гости к лисёнку. Друзья шли, весело болтая, и смеялись. Не заметили они, как подошли к дороге....
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА (Литературные произведения по правилам дорожного движения) М. Ильин - МАШИНЫ НА НАШЕЙ УЛИЦЕ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20057045","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]М. ИльинМАШИНЫ НА НАШЕЙ УЛИЦЕ [[{"type":"media","view_mode":"media_large",...
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА (Литературные произведения по правилам дорожного движения) "Стихотворения"
Стихотворения о правилах дорожного движения.Н. Сорокин - ПереходТам, где шумный перекресток,Где машин не сосчитать,Перейти не так уж просто,Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети:Верно...
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА (Литературные произведения по правилам дорожного движения) Носов Н.Н. — Автомобиль
Носов Н.Н. — АвтомобильКогда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас кат...
КАРТОТЕКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Для детей старшего дошкольного возраста
Стихи, песенки, частушки в помощь воспитателям...