Организация работы с детьми по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
статья по обж (старшая группа)

Наталья Исланкина

Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у  детей культуру поведения на дорогах и улицах как можно раньше, тем самым  меньше будет неприятных дорожно-транспортных происшествий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_dorozhno-tranosportnogo_travmatizma.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Ребенок – это новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у  детей культуру поведения на дорогах и улицах как можно раньше, тем самым  меньше будет неприятных дорожно-транспортных происшествий.

 Формировать у дошкольников навыки правильного поведения на дороге, в транспорте мы начинаем с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные дошкольниками  в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения.

 В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросу безопасности воспитанников  на улицах и дорогах города. Для достижения наибольшего эффекта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется в трех направленияхработа с детьми, педагогами, родителями.

Работа с детьми.

Педагоги ДОУ используют все доступные формы и методы работы при работе с дошкольниками, которые включают в себя:hello_html_a407a45.gif

 сюжетно-ролевые игры, настольные и дидактические игры, наблюдения, экскурсии по улицам города, чтение художественных произведений по правилам дорожного движения, просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения.

Для качественного усвоения ребёнком навыков безопасного поведения на улицах и дорогах необходима  обогащённая предметно-пространственная среда. В каждой возрастной группе оборудован центр безопасности дорожного движения, в котором подобран материал в соответствии с возрастом детей. Центр безопасности в нашей группе включает в себя : Лото «Дорожные знаки»,

Книги по теме «Изучаем правила безопасного поведения на дороге», наглядный материал по ПДД, Игра «Дорожные знаки»; Атрибуты для игр по ПДД: машинки, светофор, дорожные знаки. Центр безопасности  постоянно пополняется и обновляется.

 Для дошкольников необходимо практическое закрепление знаний о безопасном поведении на улицах города. Для  формирования устойчивых навыков, на территории нашего детского сада   создана учебно-игровая площадка, которая позволяет, не выходя за территорию образовательного учреждения, систематически и целенаправленно упражняться во время прогулок в правилах дорожного движения с использованием перекрёстков, пешеходных дорожек, разделительной полосы, указательных стрелок, примерить на себе роль водителя, пешехода, сотрудника дорожно-постовой службы. Практические занятия  организуются  на прогулках, которые включают в себя  наблюдения, опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляется пройденный материал.

В нашем дошкольном образовательном учреждении  игровые занятия по изучению правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города проводятся во всех дошкольных группах: начиная со второй младшей и заканчивая подготовительной группой. При планировании и организации работы в данном направлении воспитатели учитывают требования образовательной программы и возрастные особенности детей. В связи с этим в каждой возрастной группе решаются различные задачи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В нашей старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия  «тротуар»«дорожные знаки», «проезжая часть».У старших дошкольников воспитывается культура поведения на улице и в транспорте. В этом возрасте дети знакомятся с такими  дорожными знаками как «Пешеходный переход»«Движение пешеходов запрещено»«Подземный переход»«Дети»«Пешеходная зона»«Остановка автобуса»«Пункт медицинской помощи»«Место стоянки»«Дорожные работы»«Въезд запрещен». Для достижения поставленной цели   воспитатели используют:

- Целевые прогулки «Улицы моего города»«Дорожные знаки»;

- Рассказ о правилах безопасного перехода улиц;

- Просмотр тематических мультфильмов;

- Сюжетно-ролевая игры с использованием необходимых атрибутов

- Игры на настольном перекрестке, макете городских улиц;

- Рассматривание картин «Улицы города»«Городской транспорт»;

- Дидактические игры «Прогулка по городу»«Дорожные знаки»

-Консультация для родителей

  Перед педагогами ДОУ стоит задача - донести информацию по ПДД не только до дошкольников,  но и до их родителей. Работы одного педагога, как бы он не старался дать всестороннее развитие ребенку, к сожалению недостаточно. Если в семье не поддерживают его требований, воспитание не даст желаемых результатов.

Особое внимание мы обращаем на родителей – водителей. Мы стараемся им напомнить, что  их поведение за  рулем  полностью копируют находящиеся рядом дети. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии.  Особое внимание педагоги нашего образовательного учреждения уделяют работе с родителями, которая ведется через разнообразные формы: анкетирование, беседы с родителями на темы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?». Родители  с детьми составляют индивидуальный безопасный маршрут по дороге в детский сад.

Регулярно педагоги размещают  в родительских уголках информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводят родительские собрания, где на повестке рассматривают вопрос о соблюдении правил дорожного движения.

В начале учебного года во всех группах проводится анкетирование родителей: «Знает ли мой ребенок правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать эффективные формы работы с детьми и родителями.

Анкетирование, проведенное среди родителей воспитанников, показало следующие результаты:

- На 20 % увеличилась доля родителей, которые больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД с детьми.

- На 30% повысился уровень ответственности за жизнь и здоровье ребенка, понимание личного примера в обучении детей безопасности на дорогах.

Результаты этих исследований указывают на то, что разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогают детям постичь главные правила для того «чтобы жили и дружили люди и автомобили».

Реальный опыт дошкольника на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от  дома его детский сад 

и как он до него добирается. Поведение дошкольника формируется  под  воздействием поведения взрослых. Взаимодействие детского сада с семьей  в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту  является  первостепенным.


Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться  получить травму или пугаться машин,  но и понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны на улице постоянно   объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании  личным и общественным транспортом, общаясь при этом со своими детьми.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами  улиц и т.п. дети могут  уже  в  дошкольном возрасте понять, как устроены, правила  взаимодействия  участников дорожного движения. В ходе совместной деятельности  воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе (показ открытых занятий, развлечений  и досугов), рассказывает  об успехах детей  в освоении  правил поведения на улице, на транспорте  и  вблизи  дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены  папки передвижки, стенды, ширмы по  данной   проблеме.

Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает ребенку лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать для дошкольников осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой c педагогами, с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

 Изучение правил дорожного движения влияет на всестороннее развитие дошкольников. Именно  эти  знания о безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки в дальнейшем.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания и  терпение  можно  научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.


Список литературы

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  2. Т.Ф. Саулина. Три сигнала светофора: ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет;
  3. Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста;
  4. Н.И. Клочанов. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Предложенная работа - попытка показать на практике  системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению  дошкольников к  правилам безопасного поведения на дороге....

Работа в ДОУ по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма

С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в транспорте, автомобиле с родителями.О...

Организация работы с детьми по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Обучение детей правилам дорожного движения актуально и жизненно необходимо для того, чтобы избежать опасности на улице и дороге....

План работы с родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Первая младшая группа

План работы с родителямипо предупреждению детского дорожно-транспортного травматизмав МБДОУ д/с №32 на 2019– 2020 учебный год...