План мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности "Неделя безопасности в ДОУ"
проект по обж (старшая группа)
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области – безопасность, которой в дошкольном учреждении придают большое значение, подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника: это опасности, с которыми он может столкнуться дома, опасности контактов с незнакомыми людьми, опасности, с которыми он может столкнуться на улице, в природе.
Очень важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения, правилах дорожного движения, сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности. Сформировать опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_bezopasnosti.docx | 74.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад п. Черёмушки»
План мероприятий
по основам безопасности жизнедеятельности
старшая группа
«Неделя безопасности в ДОУ».
Подготовила: Емельянова Н.В.
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области – безопасность, которой в дошкольном учреждении придают большое значение, подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника: это опасности, с которыми он может столкнуться дома, опасности контактов с незнакомыми людьми, опасности, с которыми он может столкнуться на улице, в природе.
Очень важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения, правилах дорожного движения, сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности. Сформировать опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.
Участниками недели безопасности традиционно становятся воспитатели, воспитанники и их родители.
План на неделю:
Понедельник День правил дорожного движения
Вторник День пожарной безопасности
Среда День безопасности дома
Четверг День безопасности в природе
Пятница День безопасности на улице
Работа с воспитанниками
Беседы
- «В стране дорожного движения»
- «Спички детям не игрушка!»
- «Опасные и полезные растения»
- «За грибами в лес пойдем»
- «Этих людей не надо бояться!»
- «Один дома»
- «Если ты потерялся»
- «Как оказать первую помощь»
Дидактические игры и игровые упражнения
- «Красный, желтый, зеленый»
- «Горит – не горит»
- «На дороге постовой»
- «Если возник пожар»
- «Если дома мамы нет»
- «Чудеса в лесу»
- «Потеряшки»
- «Угадай, какой знак»
Продуктивная деятельность
- Аппликация «Мой друг – светофор!»
- Лепка «Волшебное лукошко»
- Рисование «Дорожные знаки»
Сюжетно-ролевые игры
- «Мы – спасатели!»
- «Больница»
- «На перекрестке»
- «Кто же к нам пришел?»
- «Дорога»
- «В полицейском участке»
Чтение художественной литературы
- С. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»
- «Правила поведения для воспитанных детей» М. Шелаева
- Б. Житков «Дым», «Пожар»
- М. Зеленцов «Стихи о безопасности детей»
- Дмоховский А. «Чудесный островок»;
- Кожевников В. «Светофор»;
- Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
- Маршак С. «Светофор»;
- Мигунова Н.А. «Светофор»;
- Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
- Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
- Пляцковский И. «Светофор» и др.
- К. Чуковский «Путаница»
- В. Роговицкий «Друзья в твоем доме»
- Л. Толстой «Пожарные собаки»
- К. Паустовский «Барсучий нос»
- Г. Остер «Котенок по имени Гав»
- Б. Житков «Что я видел».
Работа с родителями
Анкетирование
- Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения
Консультации для родителей
- Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
- Правила поведения в общественном транспорте
- Памятка для родителей по профилактике травм в домашних условиях
- Роль семьи в обучении дошкольника правилам безопасного поведения на улице.
- Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах"
- Обучение ребенка общению с незнакомыми людьми
- Безопасные растения
Беседы с родителями
- Пример для подражания
- Как правильно вести беседы по ПДД с вашим ребенком
- Как научить ребенка быть осторожным
- Важность экскурсий по городу для ваших детей
Консультации для родителей
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
- Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
- Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»
- Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
- Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
- Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
- Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
- Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
- Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей.
- При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-мото-транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей:
Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем больше автомобиль, тем он больше).
Консультация для родителей.
«Дисциплина на улице - залог безопасности»
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий: выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом: мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения.
Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия: наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов.
Игра на проезжей части: наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр.
Ходьба по проезжей части: даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями.
Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
• Физиологические
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми, значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация «налево - направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
• Психологические
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств, т. е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные. Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе постепенно.
Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.
Семейный проект:
«Безопасность наших детей, через ознакомление
с правилами дорожного движения»
(формирование знаний о правилах дорожного
движения у детей дошкольного возраста)
Введение
«Семья для ребенка - это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МДОУ ЦРР - Детский сад «Сказка» в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект по теме: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения».
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
- С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
- Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
- Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Прогнозируемый результат:
- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОУ, С сотрудниками ГИБДД;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Сроки реализации проекта: 2008-2011г.
Место события:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» п. Ивня, Белгородской области
Участники: дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД.
Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:
Семейный кодекс РФ
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 65. Осуществление родительских прав
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 38
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Статья 43
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Декларация прав человека РФ
Статья 26
- Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
- Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
- Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
ЧАСТЬ III Статья 13
- Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Закон об образовании РФ
Статья 13. Устав образовательного учреждения.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
Статья 5. 35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ
Статья 6. 7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Статья 6. 8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08. 12. 2003 N 161-ФЗ)
Статья 6. 9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
Статья 6. 10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Статья 20. 1. Мелкое хулиганство
Статья 20. 20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
Статья 20. 21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Статья 20. 22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05. 12. 2005 N 156-ФЗ)
ЗАКОН Белгородской области
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Принят Белгородской областной Думой
20 января 2005 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона.
Статья 2. Обеспечение родителями мер по получению их детьми основного общего образования.
Статья 3. Обеспечение родителями мер по воспитанию детей.
Статья 4. Обеспечение родителями мер по развитию детей.
Статья 5. Меры профилактики неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.
Статья 6. Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
Статья 7. Вступление в силу настоящего закона.
Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители - это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов . Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка и города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Новизна: Система деятельности МДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Анализ условий
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающего в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (аналитический);
- Основной (реализация намеченных планов)»
- Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
График проектных мероприятий с детьми
График проектных мероприятий с родителями
Содержание работы над проектом по этапам
Заключение
Ребенка обучи - дашь миру человека.
В. Гюго
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект - попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Надеемся, что данная система работы (хотя и не до конца еще апробированная) вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.
Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? Однако: Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал:
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты - за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Библиографический список используемой литературы
- Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. ,1994.
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. , 2002.
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М. , 2004.
- Бутырина Н. М. , Боруха С. Ю, Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М. ,2004.
- Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. -Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика. 2006. №5
- Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском. - М. ,2006.
- Козлов А. В. , Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. ,2000.
- Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. - М. : ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
- Майер А. А. , Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
- Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград:ИТД «Корифей»
- Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград:ИТД «Корифей»
- Программа «Истоки»: Базис развития ребенка - дошк. /Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др. , - М. ,2003.
- Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.
Приложения к проекту:
Приложение 1 - Листовка «Правила езды на велосипеде»;
Приложение 2 - Авторские частушки на конкурс «Дорожная мотаня»;
Приложение 3 - Памятки и консультации для родителей Приложение 4 - Конспект физкультурного развлечения в старшей группе: «Красный, желтый, зеленый»;
Приложение 5 -Сценарий совместной игровой программы для родителей и детей старшей группы «А» на тему: «Дорожная азбука»;
Приложение 6 - Буклет к акции «Письмо и подарок водителю»;
Приложение 7 - Освещение работы по проекту в средствах массовой информации;
Приложение 8 - Анкеты для родителей по проекту;
«Зимние травмы у детей» .
Консультация для родителей.
Меры предосторожности.
Предпочтение необходимо отдавать обуви с ребристой подошвой. Если у Вашего ребёнка на сапогах или ботинках подошва гладкая, обратитесь в обувную мастерскую и попросите приспособить обувь к зимнему времени.
В домашних условиях иногда советуют наклеивать на подошву обычный пластырь, но надолго его, конечно, не хватит. Особенно важно, чтобы обувь была удобной, не натирала.
В гололёд надо быть осторожным, избегать скользких мест.
Помощь при травмах.
Главное, о чём следует помнить, -- нельзя заниматься самолечением и оттягивать визит к врачу до последнего.
Растяжение связок.
Симптомы - резкая боль при движении, припухлость, кровоподтёки.
Что делать? Наложить повязку (эластичный бинт), обеспечив неподвижность сустава, и обратиться к врачу. Для уменьшения отёка можно наложить на больное место смоченную в холодной воде ткань или пузырь со льдом (но не более чем на 1-2 часа). Можно принять обезболивающее.
Вывих.
Симптомы - сильная боль, отёк, неподвижность, изменение формы сустава.
Что делать? Не старайтесь самостоятельно вправить вывихи, это может привести к болевому шоку у пострадавшего и дополнительным повреждениям. Нужно обеспечить неподвижность и покой повреждённого сустава: руку подвесить на бинте, шарфе, ремне, на ногу наложить шину (например, плоские доски) или прибинтовать её к другой ноге.
При вывихе бедра - положить пострадавшего на здоровый бок, не давая двигаться. Для уменьшения боли - приложить к повреждённому месту пузырь со льдом или холодной водой, дать обезболивающее.
В случае крайней необходимости, когда нет возможности вызвать врача, - больного нужно транспортировать в больницу самостоятельно, соблюдая особую осторожность.
Перелом
Симптомы - сильная, резкая боль, усиливающаяся при движении конечностью, чувствительность даже к очень слабому прикосновению. Отёчность и опухание с изменением цвета кожи, изменением формы места перелома.
Что делать? Обеспечить полный покой повреждённой кости, наложить шину из подручных средств или прибинтовать повреждённые конечности друг к другу или к телу. Дать пострадавшему таблетку анальгина, приложить на место травмы что-нибудь холодное. При кровотечении наложить на рану стерильную повязку. Вызвать "скорую", если это возможно - перевезти пострадавшего на попутной машине в ближайшее медицинское учреждение, соблюдая особую осторожность.
Ушибы головы
Симптомы - частичная или полная потеря сознания, тошнота и рвота, замедление пульса, изменение давления.
Что делать? Уложить пострадавшего на спину, повернув голову набок, положить на неё холод. Вызвать "скорую помощь" и не давать пострадавшему двигаться до её приезда.
Тема. Раздел. | Дата. | Содержание. | Что приемлемо. | Что не приемлемо. | Выход. |
Формирование у детей основ безопасного образа жизни. | Сентябрь 2015 г. | Совместная задача педагогов ДОУ, родителей, инспектора дорожно – транспортной службы – формирование у детей основ безопасного образа жизни (знание правил безопасности дорожного движения). | Прививать такие качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. | Именно отсутствие этих качеств становится причиной этих происшествий. | План мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности «Неделя безопасности в ДОУ». |
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах». | Октябрь 2015 | Переходя улицу следует соблюдать правила безопасности на дорогах: при выходе из дома, при ожидании общественного транспорта, при переходе проезжей части и др. | Просмотр фильма обучающего содержания, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, работа с родителями и др. | Плохой пример взрослого. | Рекомендации для родителей «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах». |
Роль семьи в воспитании грамотного пешехода. | Ноябрь-декабрь 2015г. | На поведение детей может влиять их функциональное состояние в определённый момент. Например, ребёнок плохо себя чувствует, не выспался, устал. В результате у него снижается способность контролировать себя. Особое отношение к себе требуют рассеянные дети. Дети оценивают ситуацию на дороге иначе, чем взрослые. | Развивать у детей сенсомоторные и интеллектуальные навыки безопасного поведения на улицах и дорога; заинтересовывать техникой и правилами безопасного поведения, использовать П/ игры по обучению дорожной безопасности. | Недостаток внимания взрослого. | Памятка для родителей: «Что должны знать родители о своём ребёнке». |
«Дорожные ситуации» | Январь 2016 г. | Личный пример взрослого, родителей… Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице. Необдуманность своего поведения отец, или мать, как бы подталкивают к несчастью. | Чтение стихов, рассказов, активное участие взрослого вместе с детьми в игре, настольные игры, выпуски телевизионных передач по безопасности движения, просмотр видеофильмов на эту тему. | Рекомендации для родителей «Дисциплина на улице-залог безопасности». Порассуждаем вместе. (Разминка для ума).«Дорожные ситуации.» | |
«Зимние травмы у детей» | Февраль 2016 г. | Меры предосторожности следует соблюдать для того, чтобы не получить травмы: вывих, растяжение связок, перелом, ушиб головы. Знать симптомы при случившемся. | Беседы, рассматривание иллюстраций о правилах поведения в зимний период. | Молчать и оттягивать визит к врачу. | Анкета для родителей «Соблюдаем безопасность вместе с ребёнком». |
План работы с молодыми специалистами
на 2015 – 2016 учебный год
Содержание деятельности | Ответственный |
Первый год работы молодых специалистов | |
Август | |
Собеседование с молодыми специалистами | Ст. воспитатель |
Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Ст. воспитатель |
Сентябрь | |
Организационные мероприятия: ∙€анкетирование; ∙€выбор и назначение наставника | Ст. воспитатель |
Консультация: «Адаптация к условиям ДОУ» | |
Октябрь | |
Участие молодых специалистов в мероприятиях ДОУ, педсоветах, семинаров и т.д. | Ст. воспитатель |
Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД» | Ст. воспитатель |
Выбор темы по самообразованию | Наставники |
Тренинговые занятия для снятия тревожности | |
Ноябрь | |
Участие в семинаре – практикуме | Ст. воспитатель |
Изучение методических разработок «Методика проведения родительского собрания» | |
Декабрь | |
Изучение методических разработок «Формы работы с родителями» | |
Консультация «Как правильно написать статью» | Ст. воспитатель |
Январь | |
Консультация «Работа с родителями по правовому воспитанию детей » | Ст. воспитатель |
Изучение памяток «Самоанализ занятия», «Виды самоанализа» | Ст. воспитатель |
Тренинг | |
Февраль | |
Консультация «Общение воспитателя с родителями воспитанников» | Ст. воспитатель |
Лекция «Структура и содержаниепортфолио» | |
Участие в педагогическом совете «Аукцион педагогических идей» | Ст. воспитатель |
Март | |
Посещение НОД опытных педагогов | Ст. воспитатель |
Презентация по теме самообразования | Ст. воспитатель |
Апрель | |
Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее» | |
Тренинг «твое оригинальное начало НОД» | |
Май | |
Подведение итогов работы Школы молодого специалиста | Ст. воспитатель |
Приложение 2
Памятка для молодых специалистов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.
Приложение 3
Анкета молодого специалиста.
1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3.С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4.Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5.Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
- Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
- Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
новизна деятельности;
условия работы;
возможность экспериментирования;
пример и влияние коллег и руководителя;
организация труда;
доверие;
возможность профессионального роста.
9. Что Вам хотелось бы изменить?
План работы
на 2015-2016 учебный год.
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- применение форм и методов в работе с детьми средней группы;
- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
№ | Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
1. | Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ, локальных актов ДОУ; Диагностика умений и навыков молодого специалиста. | Консультации и ответы на интересующие вопросы. | Сентябрь |
2. | Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. | Консультация, оказание помощи. | Октябрь |
3. | Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. | Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника. | Ноябрь |
4. | Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом | Посещения НОД и режимным моментов молодого педагога. Обсуждение. | Декабрь |
5. | Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». | Январь |
6. | Изучение и внедрение здоровье-сберегающих технологий, использование проектов в воспитательном процессе. Проект «Защитники Отечества», «Милая мама». | Блиц-турнир | Февраль |
7. | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. | Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. | Март |
8. | Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. | Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста(совместной игровой деятельности). | Апрель |
9. | Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Проведение итогов работы. | Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности старшая группа «Неделя безопасности в ДОУ».
Неделя безопасности в ДОУ старшая группа (план мероприятий)...
Комплекс мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности для детей 4-5 лет
Комплекс мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности для детей 4-5 лет....
План мероприятий по основам безопасности детей в подготовительной группе
Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ...
Сценарий мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе по теме «Путешествие в страну Безопасности»
Сценарий мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе по теме «Путешествие в страну Безопасности»Цель: учить детей правилам безопасности поведения как дома, так и...
План мероприятий по основам безопасности детей в подготовительной группе на 2021-2022 учебный год.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок безопасного сознания (безопасности окружающего мира)....
План мероприятий по основам безопасности детей в старшей группе комбинированной направленности на 2022-2023 учебный год.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ...