«Использование зрительной гимнастики в режиме дня»
консультация по обж

Совостенкова Наталья Леонидовна

Целью проведения зрительной гимнастики - является   формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Зрительная гимнастика используется:

-  для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

-  для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Гимнастика бывает:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zritelnoy_gimnastiki_v_rezhime_dnya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад№7 «Радуга» Алтайского края Кулундинского района

«Использование зрительной гимнастики в режиме дня»

                                                                                Составила воспитатель Совостенкова Н. Л

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

На сегодняшний день активная жизнь детей включает в себя просмотр мультфильмов, развивающие компьютерные игры, освоение навыков чтения. Все это создает определенную нагрузку на глаза, поэтому стоит начать делать гимнастику для глаз для дошкольников – проведенная в игровой форме, она понравится малышу, кроме того, он должен воспринимать позитивно, с юных лет приучаясь заботиться о глазах. Скорые перемены – то есть уже школьные занятия – нагрузку на глаза еще и увеличат.

Целью проведения зрительной гимнастики - является   формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Зрительная гимнастика используется:

-  для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

-  для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются задания в стихотворной форме

Также гимнастика проводится с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз.  В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».  Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.

Работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см).  По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Какие упражнения будут наиболее эффективны? В первую очередь это моргание, которое помогает глазу очиститься и снять усталость. Можно использовать также пример бабочки, которая часто машет крылышками.

Следующее по популярности упражнение – «Ладошки», то есть ребенок закрывает глаза ладонями и держит их примерно полминутки. Помогает снять напряжение и усталость глаз.

Также эффективно упражнение «Филин» – сначала ребенок должен крепко зажмурить глаза, а потом их максимально широко открыть и подержать их так какое-то время.

Можно сыграть в «далеко» – «близко», когда ребенок должен переводить взгляд с предмета, расположенного рядом, в комнате, на предмет, находящийся далеко за окном.

Также можно поиграть с ребенком в «Листья», когда он должен следить глазами за падающими листочками: взгляд перемещается при неподвижной голове вправо и влево, а также вверх, затем вниз. Также очень популярно у малышей упражнение «Солнышко» – нужно как бы следить за солнцем, перемещая взгляд соответственно его движению: слева направо и вверх – вниз.

Предлагаю вашему вниманию гимнастику для глаз «Дни недели»

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения.

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;(совершенствует сложные движения глаз)

 - Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

1. Проводить гимнастику лучше в игровой форме, все это делается для того, чтобы пробудить интерес ребенка к занятиям. Как вариант — провести ее в стихотворной форме.

2. При выполнении упражнений голова ребенка должна быть неподвижна. Еще один вариант выполнения гимнастики для глаз — по разным углам комнаты надо расположить разного размера разноцветные кружочки из картона. И в течении нескольких секунд ребенок должен смотреть

поочередно по 3-4 раза на каждый кружочек. После чего закрыть глаза на 10 секунд и снова продолжить. Упражнение можно повторить 3 раза.

3. Следующее упражнение — ребенок должен зажмурить и расслабить глаза в течении 10 секунд несколько раз подряд.

4. Дальше ребенок должен под подбородок поставить свои руки и четыре раза смотреть вверх-вниз, после чего перерыв 10 секунд. Затем смотреть влево-вправо также четыре раза.

5. Естественно, что польза от этих упражнений будет в том случае, если выполнять их систематически. Поэтому выделите несколько минут для здоровья глаз.

Организация и проведение физкультминуток

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, направленных на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательного воздействия от длительных статистических нагрузок, активизацию их внимания и повышение способности к более эффективному восприятию материала, а также на повышение внимания, умственной работоспособности, эмоционального фона.

Кратковременные сеансы физических упражнений во время самоподготовки проводятся с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызванных продолжительной работой. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений позволяет перераспределить мышечный тонус, создает предпосылки для восстановления работоспособности.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления. Обоснованное время проведения физкультминуток является 15-20 после начала работы. Выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Упражнения должны быть разнообразны, так как их однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Длительность физкультминуток должна составлять 1-5 минут.

Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз.

В случае незначительного физического и нервно-психического утомления используются упражнения их положения сидя. При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из положения стоя, так как они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса.

Варианты проведения физкультминуток: сидя, стоя, в кругу, в шеренгах.

Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию координации движений, ловкости. Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные истории. Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная веселая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми с нарушением зрения

Материал об  использовании зрительных тренажеров в работе с детьми, имеющими нарушения зрения...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: Использование дыхательной гимнастики в режиме дня детского сада.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Важное место в физическом воспитании детей дошкольного...

"Использование зрительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, работающих в группах комбинированной направленнности....

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначе¬ние: - она обеспечивает...

Использование зрительных гимнастик и тренажеров, как профилактика и коррекция нарушения зрения

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных ...

Консультация для педагогов на тему «Использование дыхательной гимнастики в режиме дня детского сада»

Одними из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является, во-первых, то, что не требует высоких экономических затрат и поэтому может применяться ...